Кто владеет информацией,
владеет миром

Осторожно, плюрализм!

Опубликовано 04.01.2007 автором Метик Сергей в разделе комментариев 32

Осторожно, плюрализм!

В благословенные «застойные» времена мировоззренческие, философские вопросы бытия считались давно и полностью решенными, а если что-то и не вписывалось в теорию, то тем для нее было и хуже.

Хотя, определенные «теоретические» изыски все же имели место. Когда народу следовало внятно объяснить, почему в развитых западных странах наблюдается все более очевидный технологический прогресс, почему там растет жизненный уровень и чем вызвано увеличение эмиграции из страны, появилось удобное определение - «реальный социализм».

Да, молчаливо признавалось, у нас есть проблемы, типа пожизненного секретарства вождей, очередей, «блата», инертности хозяйственного механизма и прочих несовершенств. А где оно есть, совершенное общество? «Зато вот, в области балета…» и, далее, по Высоцкому.

Или еще один продукт околомарксистского «теоретизирования»: «Стабильно низкие цены на продукты первой необходимости при социализме». Как и прочие, подобное «научное» откровение не сопровождалось сколь-нибудь внятной аргументацией. Должны быть низкие цены и никак иначе! А почему? «Забота о трудящихся»!

Я сам, будучи в командировке, видел как эти «трудящиеся» на железнодорожных станциях облепливали вагон-магазин и мешками скупали хлеб по цене 13 коп. за буханку на корм свиньям.

Несправедливо было бы называть позднесоветскую бюрократию чрезмерно идеологизированной. Несправедливо, конечно, не в отношении бюрократии, а применительно к уважаемому слову «идеология». Идеологии в среде кремлевских вождей было не больше, чем у обитателей Капитолийского холма в Вашингтоне. Конечно, определенная риторика присутствовала при озвучивании очередных «судьбоносных решений» партии и правительства, но это было, скорее, данью традиции, ритуалом, чем сутью. Неудивительно поэтому, что идеологическая диверсия, проведенная против нашей страны, против советского общества, достигла свой цели.

Все эти партийные иерархи со сворами «академиков», «ученых» давно и безнадежно утратили способность логически и самостоятельно мыслить. Затянувшаяся роль оракулов, «истины в последней инстанции», сослужила им плохую службу, приведя к полной атрофии того, чем принято думать.

В своих статьях «Демократия, как форма поругания свободы», «Мир без корысти» и других я уже показывал, как некритичное восприятие перестроечных «ценностей» привело нас к положению, в котором оказывается простодушный прохожий, доверившийся наперсточникам на вокзале. В горбачевские времена довелось видеть одну такую дамочку, проигравшую шустрым ребятам обручальное кольцо на автостанции. До сих пор в ушах стоит ее истошный плач: «Меня же муж теперь прибьет!»

Рискну предположить, что движущим мотивом наперсточников является корысть, стремление завладеть чужими деньгами, но отнюдь не беспристрастное выявление победителя. Мне не доставляет большого удовольствия разбираться в «наперсточных» технологиях. Я предпочел бы писать о человеке и о том, чего он сможет достигнуть, когда станет полностью свободным, когда общественное устройство будет определяться Разумом, а не корыстными устремлениями двуногих хищников.

Когда человек, протягивая руку, будет ощущать тепло руки другого человека, а не уколы когтистой лапы. Когда всю свою созидательную энергию он сможет направить на служение людям, а не на борьбу за выживание. Тем не менее, писать надо и о технологиях лжи. Так же как и инструкции по технике безопасности, или таблички с очень полезным наставлением: «Не влезай! Убъет!» на опорах линий электропередачи.

Одним из важнейших идеологических «засланцев», внедренных в советское общество, наряду с «материальным интересом», «демократизацией», «свободой» и прочими, была концепция так называемого «плюрализма». Впервые словечко это мелькнуло еще во времена «Пражской весны» 1968 года. После известных августовских событий оно исчезло из политического лексикона с тем, что бы вновь всплыть во второй половине 80-х годов.

На первый взгляд совершенно невинный термин, подразумевающий всего лишь наличие разных мнений, разных точек зрения по какому-либо вопросу. Но это только на первый взгляд. В действительности плюрализм, как противоположность монизму, есть важнейшая не столько философская, сколько общественно-политическая категория, яркая упаковка всей западной цивилизационной модели.

Диалектический материализм марксистской философии исходит из положения о первичности и единственности материи как сущности мира. Единое начало определяется как монизм. Хотя монизм не обязательно материалистичен. Диалектика Гегеля тоже монистична, не смотря на то, что в своей первооснове в ней выступает «дух».

Из монистичности мира следует важнейшее положение о единственности истины. Не существует двух различных «истинных» суждений по какому-либо вопросу. Как минимум, одно из них будет ложно, как максимум оба. В отличие от философии, где концепция плюрализма, как суммы не сводимых воедино сущностей давно устарела, в политической практике буржуазного общества термин еще широко используется, как в форме «политического плюрализма», так и в характеристике господствующего типа общественного сознания.

Из какой логики исходили перестроечные «мыслители», внедряя в советское общество весьма лежалый политический товар? Чем прельщался простодушный советский обыватель, изрядно уставший от перестроечных идиотизмов?

А «демократы» говорили ему примерно следующее: «Нет монополии на истину. Неизвестно, кто обладает истиной и есть ли она вообще. Следует структурировать различные точки зрения в виде политических программ и предоставить народу право выбора между ними. Народ никогда не ошибается».

На самом деле это, конечно, была ложь. «Демократы» так совсем не считали. Они были абсолютно уверены, что истина уже известна ИМ и никому более. Их уверенность была основана на простейшем соображении. Вот, посмотрите, как живет цивилизованный мир, и как живем мы.

В чем отличие западных демократий от советской системы? Там есть частная собственность, а у нас нет. Там есть многопартийность, а у нас нет. У них правовое государство, у нас же блат и телефонное право. Зачем нам изобретать велосипед. Следует перенять политическое и экономическое устройство, отказаться от коммунистического догматизма и заживем как в Швеции!

Не был проделан даже простейший системный анализ, а почему в Швеции так живут? Каковы составляющие экономического успеха? Почему мы, вдруг, станем жить как в Швеции, а не как в Сомали? Там ведь, кажется, тоже есть «священная и неприкосновенная»?

Так троечник в школе, заглядывает в ответ, помещенный в задачнике, и подгоняет под него решение. Кому придет в голову назначать лечение больному путем голосования больничной палаты? Согласился бы «демократически» мыслящий пациент на подобное надругательство над своим здоровьем? Очень сомневаюсь.

Для того, чтобы сделать квалифицированный выбор необходимы соответствующие знания. А разве они не нужны при выборе политического курса страны? Может ли рядовой избиратель полноценно вникнуть в суть многочисленных программ и сделать осознанный выбор? Тем более, что программы эти сводятся к пустейшим лозунгам вроде «За достойную жизнь!» Ведь если пациент больницы доверяет право выбора специалистам, то почему избиратель не может поступить также?

Советская выборная система и была построена на делегировании права выбора компетентным в этом деле специалистам. И это ничуть не менее демократично, чем на избирательном участке ломать голову над гипотетическими достоинствами десятка неизвестных претендентов.

Таким образом, плюрализм был востребован «демократами» и деградировавшей партийно-советской номенклатурой не как инструмент поиска истины, а как средство достижения политических целей захвата власти и собственности в стране. Да и не пригоден этот инструмент для «поиска истины». Если бы только ее можно было найти голосованием! Как бы все стало просто в этом мире! Скорее это инструмент сокрытия истины, мощное средство манипулирования общественным сознанием.

Можно сказать, что если принцип материальной заинтересованности стал инструментом легализацией корысти, алчности, эгоизма, то плюрализм легализировал ложь как идейную и политическую форму выражения этих новых общественных отношений.

После перераспределения собственности, обретения власти новой «элитой», задачи плюрализма свелись к охранительно-декоративным функциям. Тот же монизм, только с иной системой ценностей. Власть в интересах большинства была заменена диктатурой в интересах непроизводительного меньшинства, диктатурой буржуазии. Для проведения политики насилия над большинством требуется, чтобы «ценности» плюрализма «овладели массами». Требуется расчленить общество на социальные группы, национальные, этнические общины, религиозные конфессии, направить интересы людей к себе, поставить их в условия выживания, лишить их способности здраво рассуждать, свести все ценности бытия к потреблению.

«Плюралистическое» сознание опирается на искусственно внедренные ложные «ценности», мифы, примитивные стереотипы, где упор делается не на истину, а на «разность мнений» как самоценность. Перестроечные телевизионщики брали в кадр не выявляющие закономерность явления, а случайные события, не вписывающиеся в официальную идеологию. Благо, страна большая, с обилием кроме «плохих дорог» самого экзотического человеческого материала.

Помнится сюжет по телевизору тех лет. Нужно было найти и показать народу очередную «проблему», «родимое пятно тоталитаризма». И вот молодая девушка, журналистка, кажется из программы «Взгляд», не помню точно, берет интервью у парня, как сейчас говорят, нетрадиционной ориентации. Здоровенный верзила в колготках, плохо понимая, что от него хочет эта вертлявая девица, шел, блаженно улыбаясь. Она крутилась вокруг, тоже плохо представляя себе, о чем, собственно, спрашивать и повторяла: «Ну, как вы?», «Что скажите?». То, что респондент только мычал и пускал пузыри изо рта, ее не смущало. Никаких ответов и не требовалось. Следовало «открыть народу правду», скрываемую «консерваторами-партократами»! Вроде того полотера из старого фильма «Я шагаю по Москве», в блестящем исполнении В. Басова, который учил «правде жизни» молодого провинциального писателя.

Воздействие на советское общество носило комплексный, системный характер. Каждая социальная, возрастная группа получала свою дозу весьма профессионально сработанного пропагандистского материала. Молодежь – мрачные, минорные композиции «Наутилус Помпилиус», аудитория постарше - кино-притчу Тенгиза Абуладзе «Покаяние», книги Солженицына, Аксенова, Рыбакова, сочинения дореволюционных философов и т. п.

Неважно, что многие из новых «оракулов», зачастую, говорили прямо противоположные вещи, важно было лишь встать в ряды критиков «тоталитаризма», коммунистической идеологии, советского образа жизни, чтобы получить беспрепятственный доступ к многомиллионной аудитории. Недовольство людей ухудшающимся положением в экономике, пустыми прилавками магазинов направлялось не на конкретных руководителей, а на «систему», на социализм.

В массовое сознание пожарными темпами внедрялись новые «ценности» - материального, корыстного интереса, личного успеха любой ценой, свободы наживаться за счет чужого труда. Значит ли это, что концепция плюрализма полностью ложна? Нет, в истоках любой грамотно сработанной лжи можно усмотреть рациональное зерно.

Истина, действительно, на определенной ступени исторического развития может быть неведома. Например, на протяжении тысячелетий люди были убеждены в том, что Солнце обращается вокруг Земли. И считали так бы и до сих пор, если бы не находились ученые, не боящиеся подвергать сомнению, казалось бы, очевидные вещи. Порой, расплачиваясь за драгоценные крупицы знания собственными жизнями. Сама природа научного поиска представляет собой столкновение разных, порой, полярных мнений, где только одно условие является обязательным – стремление именно к истине, а не преследование каких-либо других целей. Однако, такое положение дел и временное, и вынужденное. После выявления истины, плюрализм уступает место монизму.

Сложнее дело обстоит с общественными науками, носящими, как известно, классовый характер. Здесь «чистый» поиск истины затруднен противодействием корыстных интересов господствующих классов, стремящихся получить выгодные для себя выводы. Представим себе двух историков. Первый скрупулезно собирает даты коронаций монархов, всевозможных войн, восстаний и революций, не делая никаких выводов и обобщений относительно общей направленности хода исторического процесса. Другой историк трактует те же факты в контексте выявления вектора развития общества, как борьбу классов, ведущую к освобождению человека. Ведь для того, чтобы понять, куда течет река, на нее следует посмотреть с высоты, а не описывать хаотическое броуновское движение отдельных молекул. Кто из них ближе к познанию объективных закономерностей? Да и что понимать под истиной в буржуазном обществе? Зачем собственнику такая правда, в которой ему в будущем нет места?

Марксистская философия объективна как таблица умножения. Она не служит ни интересам пролетариата, ни интересам буржуазии, являясь в своей фундаментальной, основополагающей части абсолютной истиной. Диалектический материализм такое же достояние человеческой культуры, как теория относительности Эйнштейна, интегральное исчисление, периодическая таблица Менделеева или наше знание о Вселенной. Какой плюрализм возможен ныне, например, в отношении закона Ома? Либо знать его, либо нет. И если не знать, то это проблема не физического закона, а студента-неуча. Но студент все же в своем развитии выше многих нынешних политиков, в отличие от них, он признает свое невежество. В социально значимых вопросах, разум в поисках истины руководствуется этическими категориями, если это, конечно, разум, а не просто мозги, пусть даже с образованием.

Вся история человечества являет собой постепенное приближение к абсолютным этическим нормам, на основании которых формируется общественная мораль, а в человеке формируются нравственные ценности, определяющие его отношение к обществу и своей роли в нем. Невозможно, конечно, в деталях представить себе общество, каким оно будет через тысячи и миллионы лет. Но можно вполне определенно предположить, что в нем будут разрешены два фундаментальных противоречия сегодняшней цивилизации. Будет преодолен социальный конфликт между обществом и личностью, т. е. классовый антагонизм, и устранено, кажущееся сейчас неизбежным, противоречие между цивилизацией и окружающей природной средой. Направляемое Разумом объединенное человечество найдет те самые рациональные, оптимальные формы своей организации и интеграции в окружающую физическую среду, которые позволят ему существовать неограниченно долго во времени. Лежащие в основе организации такого общества этические нормы имеют единственно возможный, абсолютный и объективный характер, как и свойственно истине, уподобляясь в этом смысле физическим константам. Да это и не удивительно.

При всей своей непостижимой сложности, живая материя развивается по физическим законам и имеет свои ПРЕДЕЛЫ совершенствования в данной природной среде. Таким образом, абсолютные этические нормы и ценности, есть теоретический предел, к которому стремятся относительные нормы и ценности и, как и прочие физические закономерности, могут и должны быть предметом не только философского осмысления, но и научного поиска. Путь к открытию этических норм и правил человечеству обходится не дешево. Цена противодействия корыстных, классовых, сословных интересов - бесчисленные войны, социальные катаклизмы, неэффективное использование человеческого потенциала. Но, по мере «взросления» человечества, расширения границ познания, господствующим классам все труднее становится держать мир в неведении. Все очевиднее вырисовываются контуры этики будущего. И никаких иных средств их сокрытия, кроме лжи и мимикрии у буржуазной идеологии нет. Несомненно, высшей ценностью является человеческая жизнь, личность.

Эта констатация есть абсолютная этическая норма, которой должно руководствоваться общество всегда. И буржуазная пропаганда, не в силах отрицать очевидное, декларирует свою приверженность провозглашаемому принципу. Но это, конечно, не вполне искренне. Негласным этическим приматом буржуазного общества есть собственность. И для защиты собственности допускается убийство человека, вне зависимости от мотивов посягательства на нее. Потому как, либо человеческая личность, либо собственность «священна и неприкосновенна». Подавляющее число преступлений, связанных с насилием над личностью и убийством, многочисленные войны, унесшие миллионы бесценных человеческих жизней, так или иначе, связаны с переделом собственности.

Постулируя право собственности, западная философия предпочитает не замечать столь вопиющего противоречия. Заглушить возникающие сомнения призван шумный, надсадный пропагандистский пиар на предмет «прав человека», различных «свобод», «незыблемых основ» и прочих блестяшек для простаков. Замечу еще одно важное следствие положения о высшей ценности человеческой жизни. Это равенство всех людей, подобно эквивалентности бесконечных величин в математике, что находит свое выражение в таком понятии как справедливость. Из постулата о человеческой жизни, как высшей ценности, непосредственно вытекает и важнейшее положение о полной, ограниченной лишь этикой, т. е. общественным интересом, свободе личности.

Действительно, как может быть личность абсолютной, высшей ценностью, не обладая свободой? Вполне естественно, что человек вправе делать все, что не противоречит интересам общества. Но категория разумной, осмысленной свободы, как заметил еще Спиноза, ограничена рамками осознанной необходимости. Нужно объективное, истинное знание для реализации свободы личности. Поэтому тесно связанной с категорией свободы обязательный этический императив – право на истинную, достоверную информацию, на правду, или, что то же самое, недопущение лжи, обмана или хотя бы даже умолчания.

Переводя в политическую плоскость вышеизложенное, можно свести этические ценности к декларации – Человек, Справедливость, Свобода, Правда. Определенные таким образом этические нормы являются абсолютными. Никакая социальная доктрина, не опирающаяся на них, не имеет права на существование. Происходит сужение поля концептуального множества за счет усечения разных «кухонных» схем «спасения» человечества, ставящих во главу угла различные национальные, традиционалистские, религиозные, эстетические предпочтения своих авторов. Под броскими названиями всяческих «империй» и «особых путей».

Современное человечество далеко от идеала. Ему еще предстоят сотни, а то и тысячи лет приближения к совершенному, коммунистическому обществу. Медленно, затратно, с возможными войнами и неэффективным «проеданием» природных ресурсов, или революционными скачками устремляясь в будущее. На каждом этапе закрепляясь на достигнутых рубежах справедливости, свободы и правды. Не допуская попятного движения, сползания назад. И в этом плане, марксистско-ленинская философия явилась катализатором революционного взлома общественного сознания. Прорывом от собственности к человеку, значение которого не оценено должным образом до сих пор. Возвращаясь к теме статьи, задам вопрос.

Имеет ли право человек в рамках «плюрализма» высказывать свое мнение, что положение, когда единицы владеют нефтяными промыслами, заводами, миллиардами долларов, а миллионы вынуждены на них работать, чтобы заработать себе на самое необходимое, является естественным и неизбежным? Что присваивание ничтожной кучкой непроизводительного меньшинства плодов труда абсолютного большинства есть неизбежная плата за рыночное «процветание»? Что это вынужденное следствие «свободы» личности? Или, что одна нация в чем-то превосходит другую по каким-то «научным» данным? Да, конечно, имеет. Но только перед такими же «продвинутым» друзьями на собственной кухне. Потрясая их парадоксальностью суждений и неожиданностью словесных форм. Либо блистать красноречием в палате психбольницы перед не менее благодарной аудиторией. Но возможность выхода с подобным бредом на массовую аудиторию должна быть полностью исключена. То есть рамки плюрализма сужаются до пределов известного уже знания, ограничиваются этической нормой о неприемлемости лжи...

И журналист, как и выпускающий редактор, несут персональную ответственность за вбрасывание в общественное сознание неправды, не важно, добросовестное ли это заблуждение, или преследование своего корыстного интереса. То же относится и к политическому или государственному деятелю. Высказывание идей, противоречащих этике, служение интересам паразитических классов в ущерб обществу, использование лжи в этих целях несовместимо с любым общественно значимым статусом.

История учит, что за слово надо нести ответственность. Что происходит, в рамках безбрежного «плюрализма», видно на примере гитлеровской Германии. А ведь вовремя надетые наручники на площадного трибуна и краснобая, душку и любимца экзальтированной толпы, могли спасти десятки миллионов жизней. И все же, соперничество идей, но в рамках этики, необходимое условие продвижения вперед. Отсутствием свободы высказывать и продвигать самые здравые предложения объясняется застой и разложение советского общества.

Основанное на самой передовой философии, официальная идеология догматизировалось в интересах партийно-бюрократического истеблишмента. Являясь для своего времени самым свободным и просвещенным обществом в мире, достигнув небывалого подъема в экономике и качестве жизни людей, одолев злейшего врага человечества – германский фашизм, Советский Союз не устоял перед крохотным вирусом эгоизма, внедренным в него задолго до горбачевской перестройки. Эгоизм, в целях достижения личной выгоды, попирает этические нормы, не брезгует обманом и ложью. И если на уровне сантехника или маляра это не столь опасно, то когда эгоистические интересы проникают в управленческую элиту, разрушая и разлагая ее, диагноз для общества становится неутешительным.

Единственным лекарством против вырождения власти может быть полная информированность общества, гласность (прошу прощения за словцо из горбачевского лексикона), правда. Нужна открытость и состязательность, но не уличных горлопанов, а высоконравственных личностей, ставящих своей целью не личный интерес, а бескорыстное служение обществу. И утверждение, что таких людей нет, есть чистая ложь и клевета на человека. Таких людей миллионы и вся история советской страны тому подтверждение…



Рейтинг:   5.00,  Голосов: 1
Поделиться
Всего комментариев к статье: 32
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
Смысл правильный,но автор налил ведро воды,когда хватило бы и стакана....
росс написал 06.01.2007 07:56
От чего развалился СССР?
Я думаю оттого,что КПСС народу прочно определила роль рабочего скота...
Т.е. "возникать" можно было только по разрешению ПАртии.А так "сиди и молчи".
Вот народ и не поддержал КПСС в нужный момент.
Люди в РФ жили достаточно скромно,но и спокойно!Это большой и огромный плюс!!!
А на Северах и на Юге люди жили хорошо.Была прекрасная зарплата,на Северах люди получали в 2-3 раза больше чем на "Большой Земле".На "халтурах" можно было заработать за несколько месяцев на 3-х кооп. комнатную квартиру!!!! На Северах сигареты,алкоголь,тряпки были полностью импортными.Такого изобилия обычный "совок" не видел никогда!.Также с идеологией и пропагандой советской,там был полный ноль.Зато вся западная музыка и образ жизни и тд. там были в почете.Все новые нефте-города созданы как их называли "рвачами" и "романтиками" по сути....
Романтики зарабатывали не очень много для Севера,а рвачи работали на "халтурах" за большие рубли.Они приезжали со всего Союза на Севера.
Особенно много было хохлов.
Нефтяные директора вообще жили как миллионеры на Западе
.Простой народ в РФ об этом знал и завидовал.Вся эта "гниль" потихоньку гнила себе и отравляла сознание народа...
Как только нефть упала в 198х,с Северов рвачи быстро свалили... Зарплату перестали платить!
Так что работать было почти некому....
Как только Меченый пришел к власти,началась эпидемия наживы...
Сейчас люди зомбированы ТВ и небольшим улучшением уровня жизни... Так что,если нефть упадет,упадет и РФ.
Знаем как это было,проходили.Но наверное из-за постоянных войн этого не будет.
А значит,мы умрем при этой власти...
Простому инженеру
Gold написал 06.01.2007 21:47
Я по образованию физик, и принципы мышления, заложенные в основу квантовой механики, полученные в университете, отучили от привычки мыслить механистично. Принцип неопределенности говорит об изначальной неоднозначности, заложенной в основах мироздания. Так зачем сводить к примитивному механицизму общественные законы.
Кстати, ваш парадокс инвестирования можно разрешить достаточно просто. Вот один из вариантов: человек работает только часть жизни, вторую часть он отдыхает на пенсии. Что такое пенсия? Это фактически накопления человека. Кто должен определять, когда человек должен уходить на пенсию? Государство? Верно лишь отчасти. Вот и считайте, что человек пошел на пенсию, но накопления тратит не только на себя, но с пользой вкладывает в экономику, получая от этого прибыль.
Но это конечно объяснялка для коммунистов, желающих зарабатывать деньги, но не желающих отказываться от идеологии ленинизма (заметьте, не марксизма, а именно ленинизма). Все равно, как в исламе коран запрещает ссуживать деньги под проценты, но экономика требует наличие банковской системы. В результате кредитование существует, только проценты называются по другому (пожертвование, дар и т.п.)
А в вашей ситуации стоит лишь принять существование частной собственности и все станет на свои места.
Gold-у
Простой инженер написал 06.01.2007 20:44
-Честно говоря, по образованию я технарь. С Марксизмом знаком в стандартном университском курсе (три источника, три составных части). И, повидимому, инженерная привычка думать, склоняет меня к тому, что может быть выработан достаточно четкий (с минимумом ПЛЮРАЛИЗМА) взгляд на построение справедливого, БЕСПАРАЗИТИЧЕСКОГО общества.
-На счет участия в общественном производстве, самому не работая, вернее за счет денег когда-то заработанных (инвестируя), честно говоря "врубиться" не могу. Или говорят "Деньги должны работать". Потом часть прибыли снова можно инвестировать и не работать всю оставшуюся жизнь! Умом понятно, что инвестирование должно давать отдачу, но с другой стороны налицо паразитирование. Парадокс какой-то.
Простому инженеру
Gold написал 06.01.2007 18:49
Абсолютно согласен с Вашей позицией относительно места плюрализма в естественных науках. Проблема в том, что в общественных науках НЕВОЗМОЖНО прийти к единым терминам и определениям по той причине, что эти термины ВСЕГДА будут субъективны, исходя из своей сути: общество-человек-субъект. А различные субъекты могут по-разному трактовать эти термины, применяя их к себе или к близкому им сообществу, причем каждый из них будет прав.
Не ходя далеко за примером, разберем Ваши исходные посылки.
"Все должны работать." Однако, термин "работать" сам по себе неоднозначен. Можно ли к этому отнести человека, который инвестирует свои средства (накопленные работой за станком или получением нобелевской премии) путем размещения их в ценных бумагах? Я не думаю, что можно дать однозначный ответ. Придется уточнять исходные посылки. И при каждом уточнении будут возникать новые неоднозначности. В результате мы получаем плюрализм, т.е. различные умозаключения, основанные на неоднозначности исходных посылок.
То же самое можно сказать и о других терминах, употребляемых в Ваших посылках. В конечном итоге, в любимом Вами марксизме всегда присутствовали различные течения и направления, что в конечном итоге и есть плюрализм. Только раньше он назывался оппортунизмом, это считалось очень плохо, т.к. расходилось с официальным мнением.
В этом случае мы сталкиваемся с ситуацией, когда некоторая группа товарищей говорит, что только она имеет право на единственно верную трактовку, а все остальные варианты - ересь. Но это уже несколько иная тема.
По моему (Gold-у)
Простой инженер написал 06.01.2007 14:31
-В естественных науках плюрализм нормален на стадии возникновения какой-нибудь новой области знания. Сформировавшееся учение от его исходных посылов (аксиом) до всех выводов дадут внутренне непротиворечивую картину и плюрализм тут будет, очевидно, неуместен. Но это пока не обнаружится что-то новое в исходных посылах (например обнаружение независимости скорости света для нас от нашего движения). Тут снова будет сначала плюрализм пока все не примут новые исходные установки и опять не придут к единой теории (в нашем примере-к теории относительности).
-В общественных науках, ЕСЛИ ЭТИ ЗНАНИЯ ПОДНЯТЫ ДО УРОВНЯ НАУКИ-то же самое. Только надо четко договориться о исходных точках. Например для задачи справедливого построения общества ЕСТЕСТВЕННЫЕ исходные установки могут быть такие:
Первая - ВСЕ ДОЛЖНЫ РАБОТАТЬ, ЗАПРЕЩЕНО ПРИСВАИВАТЬ ЧУЖОЙ ТРУД (ПАРАЗИТИРОВАТЬ), ЗАПРЕЩАЕТСЯ ПРЕДОСТАВЛЯТЬ СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА ДРУГИМ И СЧИТАТЬ ЭТО УЧАСТИЕМ В ТРУДЕ.
Принимая эти установки, будем иметь справедливость ПО СОЦИАЛИСТИЧЕСКИ.
Вторая - ТОЖЕ ВСЕ РАБОТАЮТ, ТОЖЕ ЗАПРЕЩАЕТСЯ ПАРАЗИТИРОВАТЬ, но РАЗРЕШАЕТСЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ СРЕДСТВ ТРУДА УЧАСТИЕМ В ТРУДЕ.
Принимая эти установки, будем иметь справедливое общество по капиталистически.
-Ясно, что возникший ПЛЮРАЛИЗМ МНЕНИЙ на счет справедливости возник из недоговоренности в исходных позициях.
Простому инженеру
Gold написал 07.01.2007 12:35
Ну вот видите, я предложил одну модель, вы предложили иную модель описания. Я думаю, что кто-то предложит другие модели. Каждая из этих моделей описывает ситуацию с какой-то стороны. Описать ситуацию в ПОЛНОМ виде невозможно, т.к. это потребует бесконечное количество ресурсов в классическом варианте, либо ситуация не может быть точно определена изначально в релятивистком варианте. Тем не менее мы все равно получаем плюрализм мнений.
Предлагаю вам еще один вариант решения вашего парадокса. Допустите в ваш мир понятие везения: сынку повезло, а вам нет, вот он и не работает. Или наоборот, это ему не повезло и он в результате не сможет себя реализовать.
А можно еще ввести понятие кармы и реинкарнации.
Понимаете, вводя различные элементы в систему, либо по разному толкуя понятия (например понятие справедливости) мы получим разные объяснялки. Или по другому, мы получаем различные субъективные проекции одного и того же объективного явления и соответственно разные эмоциональные оценки.
Ну скажите пожалуйста, почему я должен думать так же как вы, имея совершенно иную картину мира у себя в голове. Чем моя картина хуже вашей? Наоборот тоже верно.
Вот это и есть плюрализм.
Re: Простому инженеру
Автор написал 07.01.2007 13:05
"Ну скажите пожалуйста, почему я должен думать так же как вы, имея совершенно иную картину мира у себя в голове. Чем моя картина хуже вашей? Наоборот тоже верно.
Вот это и есть плюрализм."
Вот статья как раз и посвящена тому, чтобы показать, что "картины" в головах не хуже и не лучше одна другой. Но одна из них может быть ближе к истине, а другая дальше от нее.
И если принять за аксиому, что у живой материи есть естественный ПРЕДЕЛ развития, обусловленный физическими законами материального мира, то все ложные мнения вырождаются в единственно верное, в истину. И этические категории переходя к пределу приобретают единственно возможное непротиворечивое понимание, где нет места плюрализму. Так же, как его нет в таблице умножения...
Автору
Gold написал 07.01.2007 14:01
Вот именно с вашей аксиомой о пределе развития живой материи я и не согласен. На основании известных физических законов мы вообще не можем судить о наличии каких либо пределов, в том числе и пределов развития. Тем более, я уже упоминал о принципе неопределенности Гейзенберга, исходя из которого мы можем говорить только о вероятности истины. Рассуждая таким образом мы приходим к тому, что истина вещь не абсолютная, а относительная. Кстати, об этом же говорят определенный философские направления.
Вы, конечно, можете утверждать, что только ваше мнение может быть истиным, что учение маркса истино, потому что оно верно. Но это только слова. А вот когда за такие идеи коммунизма, а если быть более точным, за монополию на суждение, начинают убивать, то есть то, что мы наблюдали на всем протяжении истории советов, это уже печально.
Мне и подавляющему большинству других не нужно вашего коммунистического счастье. Свое счастье я создаю самостоятельно. Вы можете думать как хотите, но позвольте мне иметь свою точку зрения.
P.S. Механистическая философия с ее строгой определенностью и однозначностью свое отжила еще в 19 веке. Не повторяйте чужих ошибок.
Чудеса плюрализма
Простой инженер написал 07.01.2007 15:30
-Как ловко вы придумали (в порядке ПЛЮРАЛИЗМА) альтернативный Марксу метод разрешения противоречий в человеческом обществе! Просто подавляющее большинство общества работающее на несколько процентов жирующих должны в исходные установки "научной картины построения справедливого устройства общества" ввести кроме священного права частной собственности еще и элемент везения: "Извините братцы - вам не повезло!".
Вот, такой уж квадрат волновой функции - то биш вероятность случайности! Такая уж ваша вероятность в дураках оказаться.
Простому инженеру
Gold написал 07.01.2007 15:56
Еще раз повторюсь. Выбирайте ту объяснялку, которая вам нравится, а ту которая не нравится, выбросьте на помойку. Не нравится везение - не используйте. Нравится маркс - да ради бога! Я могу вам придумать еще 10 вариантов объяснялок. К истине мы не приблизимся, просто по той причине, что наши с вами субъективные истины разные. А объективная истина отсутствует по определению. Не может быть объективной истины, относящейся к субъективной оценке.
Думайте как угодно, не пытайтесь только ЗАСТАВЛЯТЬ СИЛОЙ кого-то думать так же, как и вы.
Договорились :)
Gold написал 07.01.2007 16:52
:))
Сдаюсь
Простой инженер написал 07.01.2007 16:30
-Останемся мирно на своих позициях: Я на своей объяснялке. Вы на своих десяти.
<< | 1 | 2
Опрос
  • Как часто вы перерабатываете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss