По мере все более очевидной в последние годы стабилизации экономического положения, перед Россией явственно встает очевидная дилемма: в каком направлении развиваться дальше, по какому пути идти? Ответ на сей вопрос, безусловно, лежит в рамках государственной системы политической идеологии с учетом вектора национальной идентичности. Кто мы : Европа, Азия или Евразия?
Справедливости ради необходимо признать, что уникальность идеологического выбора России заключается не только в дилемме между Востоком и Западом. С такой же потребностью в свое время столкнулись и другие страны - сначала Япония, затем - Южная Корея, Китай, Индия. Успех их развития убеждает: они сделали правильный выбор, который состоит в синтезе национальной специфики и требований глобализации. Какой же путь изберет Россия? Этот вопрос волнует ныне многих наблюдателей как на Западе, так и на Востоке.
Как известно, к любой проблеме возможны три подхода: специалиста - попытаться решить, философа - осмыслить, а политолога - начать гордиться наличием этой проблемы. Недостатка в "философах" и политологах в России никогда не было, хватает их с избытком и сейчас. Все они дружным хором твердят: у администрации В.Путина нет ни четко выработанной идеологии, ни стратегии развития. Надо с этим что-то делать!
"А знает ли Путин, куда он ведет страну? Это - большой, большой вопрос. Так разве удивительно, что у него машина не просто вырывается из рук, а и вообще не понятно, куда она едет да и едет ли вообще? Да и как понять, если не понятно, знает ли сам водитель, куда он хочет направить машину?"- утверждает представитель КПРФ Наталья Морозова в статье "Понять Путина нам поможет Ленин".
"Так называемая "прагматичная политика" Путина заключается в постоянной подмене целей, вытекающих из исторической и культурной определенности России, ее реального места в мире, банальным торгом вокруг временных экономических выгод и "самостоятельных", чаще всего бессмысленных, а иногда вредных, шагов, - утверждает лидер "яблочников" Г.Явлинский.- Такая политика никак не связана с коренными интересами граждан, будущим их детей и внуков. Она выражает разнообразные интересы группировок во власти, их маневры и разногласия. Происходит все большее отчуждение политики Кремля от интересов абсолютного большинства людей, живущих в России".
Можно до бесконечности приводить критические цитаты "либералов-западников", либерал-демократов, коммунистов и прочих деятелей оппозиции все в том же роде. Вердикт их суров: никакой идеологии и стратегии развития у администрации Путина нет.
Между тем, как признают даже западные эксперты, в 2000-2006 гг. в России шло бурное идеологическое строительство через политическую практику, которое упрощенно воспринималось отечественной оппозицией как циничный прагматизм "при полном отсутствии идеологии".
Вместе с тем, если присмотреться, то у современной политической идеологии в России есть не только объективная основа, но и объективные, вполне устойчивые тенденции, которые устанавливают рамки, "маршруты движения" для развития социальных и экономических процессов. Есть и логика у тех, кто реализует эти тенденции. Так, трудно проигнорировать, например, вполне определенный тезис В.Путина, высказанный в мае
Следует также признать, что всерьез анализом эволюции политической и идеологической доктрины В. Путина за эти годы никто не занимался. Отсюда, наверное, появилось впечатление, подобной системы взглядов у него нет. И это, конечно же, абсолютное неверно.
Отметим: в начале
"Думаю, что наиболее удобная форма донести основные идеологические тезисы - это описать новейшую историю в оценках и под тем углом зрения, который в целом соответствует курсу Президента, и через это сформулировать наши основные подходы к тому, что было раньше, и к тому, что будет с нами в будущем, заявил В. Сурков. - Сегодня мы поговорим именно об общеидеологических установках партии через анализ новейшей истории недавнего прошлого, нашего настоящего и ближайшего будущего".
Понятно, что этот анализ рассматривается не столько в историческом, сколько в политическом контексте. Более того, очевидно, что "идеологизация" "Единой России" стала одной из важнейших политических задач администрации и власти вообще накануне политического сезона 2006-2008 гг.
Как справедливо отмечает знаток России - английский профессор Р.Саква, "единственной идеологией, формирующей реальную политику сегодня в России, является "прозападный либерализм", как бы раздроблен и слаб он ни был. Повторим еще раз: в этом нет неразрешимого антагоническекого противоречия, но само существование подобных противоречий придает режиму Путина силы".В 2005-2006 гг., как признают опять-таки западные аналитики, выбор России был сделан. Основные решения, принятые руководством страны, определенно говорят, что он сделан в пользу:
А) развития рыночного, демократического государства, как части европейской цивилизации при сохранении российской специфики;
Б) укрепления суверенитета и других национальных характеристик государства, включая восстановление независимой внешней политики;
В) сохранения макроэкономической стабильности, уже не в качестве цели, а условия ускоренного экономического и социального развития. Что касается идеологии, то стоит внимательно присмотреться к нынешнему курсу В. Путина, который, на наш взгляд, во многом соответствует принципам нового консерватизма, сформулированным немецким философом Кальтенбруннером в работе "Трудный консерватизм". В ней они определены достаточно четко:
1. Преемственность."Это означает создание таких материальных и духовных условий, которые делают возможным сохранение традиций, духовного наследия. Сохранение традиций для неоконсерватора не средство, а сама цель, потому что традиция есть необходимое условие существования общества. Так же как и человеческий организм, сохраняющий, несмотря на отмирание старых клеток, свою структуру, общество сохраняет свою идентичность. И если в первом случае это происходит прежде всего благодаря ДНК, то во втором - традициям".
Сохранение, даже возрождение традиций - имперских и советских - стало нормой.
2. Стабильность. "Она выступает в качестве необходимого условия сохранения ценностей в век нарастающих революционных изменений. "Гуманизм заключается еще и в том, чтобы не требовать от человека ежеминутных изменений, начинаний нуля ради жизни будущих поколений".
Действительно, стабильность в 2005-2006 годы всегда была предпочтительнее переменам - политическим, кадровым и прочим. Она стала самостоятельной целью политики.
3. Порядок. "Он выступает гарантом обеспечения стабильности и преемственности традиций. Демократическое общество не в меньшей мере, чем недемократическое, покоится на авторитете и иерархии власти. Забвение институтов, обеспечивающих порядок - семьи, профессии, права, государства - ведет не к освобождению (эмансипации), а к хаосу и насилию".
Безусловно, что при В.Путине власть всеми способами пыталась восстановить порядок в стране, или хотя бы его видимость. Порядок стал самостоятельной ценностной категорией, что, кстати, активно поддерживалось общественным мнением, требовавшим "еще больше порядка".
Порядок, в противовес вседозволенности 90-х годов, стал политикой В.Путина.
4. Государственный авторитет. "Дает возможность поддержания порядка и обеспечение управляемости общества. Лишь государство является силой, способной противостоять разрушительному влиянию групповых интересов и предотвратить экологическую катастрофу. Усиление государственной власти диктуется многими внутренними и внешними общественно-политическими задачами".Весь период 2000-2006 года прошел под флагом укрепления государственности, иногда воспринимаемой даже сторонниками сильного государства как авторитаризм. Примечательно, что либеральная и коммунистическая оппозиции в резко степени, но одинаково дружно выступали против реализации этого принципа, рассматривая его как "укрепление режима власти", а не государства как такового.
5. Свобода. "В отличие от Руссо, неоконсерватор не верит в то, что "человек рождается свободным". Он рождается зависимым и проживает в зависимости до тех пор, пока не осознает границы своих возможностей. Это осознание позволяет ему включиться в систему объективных общественных взаимосвязей и стать по-настоящемусвободными. Разумная свобода, согласно неоконсерватором, "в значительной мере требует авторитета и порядка".
Совершенно очевидно, что, развивая демократию, В.Путин придерживается этого принципа, получившего даже название "суверенной демократии". Он не абсолютизирует демократию кактаковую, демонстрируя регулирующую роль государства на развитие демократических процессов и институтов.
6. Пессимизм. "Недоверие к планам строительства рая на земле. В обществе невозможно достижение абсолютной гармонии и справедливости. Точно так же невозможно и полное искоренениевсякого зла. Как правило, из двух зол приходится выбирать меныпе". При В.Путине пессимизм, точнее скептицизм, стал не только нормой поведения, но и личностной характеристикой президента и егоокружения. В.Путин изначально понимал ограниченность своих возможностей и возможностей общества и экономики, поэтому скептицизм стал и его политикой.
Этот тип политической идеологии, как представляется, не просто сложился, но стал наиболее полно соответствовать потребностям современной России, включая и ее исторически важную доминанту -социальную справедливость. Действительно, социальная справедливость это не уравниловка, в понимании общества, это -порядок, сильное государство, стабильность, даже пессимизм, которые все вместе должны не допустить социальной несправедливости.
Именно поэтому В.Путин получил огромную поддержку от большинства населения, чье положение в экономическом плане мало изменилось.
Итак, теперь зададимся вопросом оппозиции: есть или нет идеологическая составляющая и стратегия развития у команды В.Путина. Думается, президент сам дал ответ на этот вопрос 20 июня
Примечательна, в этой связи, практическая позиция, сформулированная первым вице-премьером РФ Д.Медведевым и вытекающая из его идеологии. По его мнению, решение такой, казалось бы, деидеологизированной проблемы, как местное самоуправление, зависит от трех задач:
«Первая сформулировать источники финансирования деятельности муниципалитетов (это уже новая идеология бюджетного планирования прим. Авт.). Вторая привлечь к работе в них квалифицированные кадры ( целая система и идеология подготовки управленческих кадров в России прим. Авт.). Третья лежит в области психологии , наши граждане должны привыкнуть к тому, что власть начинается не в Москве»
В этом заявлении определена важная часть новой идеологии, отражающей изменение политического подхода к роли местных органов власти. В одной только этой фразе Д.Медведева больше идеологии, чем в иных политических программах.
Конечно, по мере приближения предвыборных баталий 2007-2008 гг. оппоненты Кремля, как в России,, так и за рубежом, активизируют нападки на команду Путина по всем направлениям. Но они несколько запоздали, поскольку администрация уже смогла перейти от этапа «расчистки завалов» к построению стратегических планов на будущее на основе четкой идеологии. Выбор сделан в пользу:
- развития рыночного демократического государства как части европейской цивилизации при сохранении русской специфики;
- укрепления суверенитета и других национальных характеристик государства, включая восстановление внешней и военной политики;
- сохранение макроэкономической стабильности уже не в качестве цели, а условия ускоренного экономического и социального развития.
И оспаривать это, думается, будет все труднее и труднее нынешним и завтрашним оппонентам команды В.Путина, как бы они ни старались. Время работает не на них.
От редакции: Представляя вниманию читателей данный материал, нам хотелось бы продемонстрировать образ мысли наиболее интересных представителей "другого берега", тем более, что они весьма внимательно изучают наши материалы.
С автором трудно не согласиться в его заключительном посыле: "...оспаривать это, думается, будет все труднее и труднее нынешним и завтрашним оппонентам команды В.Путина, как бы они ни старались. Время работает не на них".
Автор четко выводит себя в одну категорию с "командой Путина", оппонентов - в "они". А время сегодня действительно работает не на оппозицию. Более того, жизнь так устроена, что на оппозицию вообще мало, что работает. На власть работать выгоднее. Но само наличие оппозиции говорит об изъянах власти.
Но автор уверен, что с "командой Путина" оппозиции придется иметь дело не только сегодня, но и завтра. Действительно, пессимистичный прогноз, вполне в рамках государственного консерватизма по Кальтенбруннеру.
При этом, вынеся вопрос "Есть ли идеология и стратегия развития у команды Путина?" автор трогательно проговаривается.
"Итак, теперь зададимся вопросом оппозиции: есть или нет идеологическая составляющая и стратегия развития у команды В.Путина. Думается, президент сам дал ответ на этот вопрос 20 июня
То есть до 20 июня с.г. Путин и его окружение не только не имели идеологии, но и не имели времени подумать над ее наличием. Дыры латали. Соответственно 20 июня вполне может претендовать на "красную дату" в календаре - день, когда у России не то, чтобы появилась идеология, но обнаружилось намерение ее поиметь.
Вполне можно предположить, что за минувшие 5 месяцев и 26 дней идеология уже появилась. Дело нехитрое. Но, судя по приведенному в качестве иллюстрации идеологического прогресса "команды Путина" краткого изречения первого-вице-премьера Д.Медведева, пока эта идеология находится в состоянии как бы еще не вполне оформившемся, как бы так сказать, зародышевом, что ли... Хотя задатки просто замечательные, как пишет автор, "в одной только этой фразе Д.Медведева больше идеологии, чем в иных политических программах". Весьма точно подмечено. Можно еще сравнить с "Фаустом" Гёте.
|
|