Кто владеет информацией,
владеет миром

Процесс отделения церкви от христианства

Опубликовано 15.12.2006 автором в разделе комментариев 88

Процесс отделения церкви от христианства

"Полно, Миша! Ты не сетуй!

Без хвоста твоя ведь жопа!

Так тебе обиды нету

В том, что было до потопа. (...)

Брось же Миша, устрашенья,

У науки нрав не робкий,

Не заткнешь ее теченья,

Ты своей дрянною пробкой!"

А.К.Толстой, "Послание к М.Н.Лонгинову о дарвинисме"

Это только кажется, что судебное требование питерской школьницы Маши Шрайдер запретить преподавание теории Дарвина о происхождении человека в качестве доминирующей - нонсенс, забавная штука и не более того.

Напомним, что позиция истицы, представленная на рассмотрение Октябрьского федерального суда Адмиралтейского района Петербурга, сводится к тому, что учебник по биологии за 10 класс под редакцией академика Мамонтова, по которому вот уже третий десяток лет преподается этот общеобразовательный предмет в старших классах, в параграфе о происхождении человека содержит ряд оценочных формулировок, оскорбляющих религиозные чувства верующих. Так, на странице 359 учебника авторы пишут о «нелепости» религиозной логики, а на странице 343 употребляют выражение «библейские мифы и легенды». При этом теория Чарльза Дарвина в этом учебнике названа как единственная, давшая «правильное обоснование происхождению человека».

Машу Шрайдер (последнюю четверть девочка закончила с шестью двойками) беспокоит, что эта теория «безальтернативно навязывается в школе». Тут позиция понятна: столь же безальтернативно навязывается в школе и таблица умножения, и география безальтернативно навязывает шарообразность земли, а уж про историю и говорить нечего. Также может беспокоить и безальтернативность правила "жи-ши" пиши с буквой "и". 

Волнует другое - зримое присутствие в суде православного духовенства и незримое - позиции Русской православной церкви. И опять же, волнует не в силу какого-то особенно антиклерикального настроения, а именно от того, что сегодня Церковь очень настойчиво стремится влиять на общество, стать одновременно и частью его, и находиться над ним - в роли духовного окормителя и ни за что не отвечающего пастыря.

Любая власть от бога - это известно, но термин "духовные власти" так прочно вошел в обиход, что мы даже не задумываемся над существенным отличием этих властей от обычных, светских. А все дело в мере ответственности - в механизме любой светской власти, даже самой авторитарной, содержится фактор ее ответственности перед обществом. Церковь ни перед кем не отвечает - только перед богом. Очень удобная позиция.

Буквально на днях архипастырь назвал институт гражданского брака - блудом. Напомню, что гражданский брак - это не только неоформленное сожительство по любви или еще каким соображениям (что современным обществом тоже никак не осуждается), но и брак, законно оформленный через ЗАГС. То есть, Церковь в лице ее первосвященника заявила, что не признает Семейный кодекс РФ в части статьи 10 (1. Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния. 2. Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния).

При желании можно, исходя из этого, разобрать, что еще Церковь не хочет признавать в существующем общественном устройстве. Например, аборты, даже по медицинским показаниям (пусть бог решает, кому жить, а кому умереть). Или вот теорию Дарвина о происхождении видов. Раньше не желала признать шарообразность земли и факта ее вращения вокруг Солнца (подозреваю, что ряд церковных деятелей и до сих пор сомневаются).

Вот тут хочу оговориться - речь здесь вообще не идет о вере и о боге. Речь - исключительно о Церкви, причем конкретно - Русской православной церкви и ее претензиях на роль в обществе. Уверен, что Джордано Бруно был ничуть не менее верующим, чем отправлявший его на костер инквизитор. А уж протопоп Аввакум точно верил не менее искренне, чем гнавший его патриарх Никон. Это не говоря о том, что концепция церковного нестяжательства, осужденная РПЦ с подачи будущего святого Иосифа Волоцкого, выдвигалась тоже будущим святым Нилом Сорским.

Так что не о вере речь, а скорее о формах и способах церковного безверия, а также недо-верия и суе-верия.

В последнее время, с подачи "воцерковленных" представителей культурной общественности слово "духовность" стало прочно ассоциироваться со словом "церковность". Это показалось, кстати, очень удобным государственной власти, которая, по давней традиции, ни в черта, ни в бога не верит. Дело в том, что в неизбежных отношениях власти и общества возникают точки соприкосновения, которые очень непросто бывает формализовать - та же духовность или наука, культура. Государство же умеет взаимодействовать не с идеями, а исключительно формальными структурами. Поэтому науке соответствует, допустим, Академия наук - и Министерство науки в качестве интерфейса со стороны госаппарата. Также и с культурой - есть Союз писателей или Академия художеств - и Министерство культуры.

А как быть с верой? С религией? С богом, наконец?

С богом государство напрямую говорить не может примерно со времен Моисея, точнее - как Моисей умер, так и не может. Государству нужен посредник, так сказать, полномочный представитель бога. Причем, что любопытно, полпреда выбирает не бог, а государство. В нашем случае оно выбрало РПЦ.

В этой необходимости для государства иметь полномочного представителя высшей справедливости, причем в структуре государства, кроется жуткая трагедия всех церквей. Для католиков этим проклятием стал институт папства. Для православных - то, что позднее назвали цезарепапизмом.

Фактически, та русская церковь, какую мы знаем, уже в готовом, утилизированном для нужд империи виде, была заимствована Русью в Византии. Именно там сложились своеобразные отношения некогда бунтовавшей христианской общины с империей, которая поучаствовала в Священном предании в лице Понтия Пилата, а позже предстала в Апокалипсисе в образе Вавилонской блудницы. Но как только император Константин принял крещение и создал Второй Рим на берегах Босфора, церковь начала преобразовываться - от первоначального значения слова, которое было всего лишь общиной, к «Телу Христову» официальных постановлений, а по существу - государственному министерству по связям с христианами. Именно православный император был главой Церкви Второго Рима, а патриарх при нем - церемониальной фигурой и управляющим делами организации.

Именно в таком виде восприняла православие Русь (Третий Рим), именно в таком виде оно было окончательно закреплено первым "помазанником божьим" Иоанном IV Грозным.

И когда раскольники-старообрядцы называли Петра Первого "антихристом", в том числе за упразднение института патриаршества и введение святешего синода со светским обер-прокурором во главе (на протяжении XVIII в. должность занимали, как правило, лица в небольших чинах: полковник И. В. Болтин, гвардии капитан А. П. Баскаков, статский советник А. И. Львов, статский советник С. В. Акчурин и др.), они были неправы. Введение прямого государственного управления Церковью было лишь логическим продолжением "цезарепапистской" линии, ее доведением, если угодно, до абсурда. И эта практика не вызывала внутреннего противоречия в Церкви больше 200 лет.

Зато возвращение института патриаршества и отделение Церкви от государства неожиданно (то есть совсем не неожиданно) вызвало именно у церковной общественности резкое неприятие нового строя и прямое участие в контр-революции. Но при этом, после утверждения Советской власти, Церковь продолжала видеть в каждом, кто возглавлял государство, кандидата в помазанники, в "православные императоры". Даже Сталин удостоился...

Естественно, что после запоздалой победы контр-революции в России РПЦ воспрянула духом - и новое государство, ощутимо страдая от образовавшегося идеологического вакуума, вполне естественно пошло навстречу церкви в ее чаянии "православного самодержца". Ельцин, стоя на балкончике рядом с патриархом в Троице-Сергиевой Лавре, даже публично сказал, я, мол, "святой президент".

Новое царствование, отличающееся завидным прагматизмом (т.е. бездуховностью, возведенной в принцип), охотно передоверило РПЦ задачу "духовного окормления" чад - как говорится, "чем бы дитя не тешилось, лишь бы не вешалось". Хотя, как показывает печальная история о.А.Николаева и его семьи, бывает по-всякому...

Однако государству удалось, наконец, формализовать и ранжировать "духовность": ходит человек в церковь - значит есть у него духовность. Вам духовности надо, товарищи? Вот вам церковь построили. На выбор можно мечеть или синагогу. Но церковь лучше, поскольку центр "духовности" у мусульман и евреев находится за границей, а у РПЦ - в Кремле.

Не будем касаться мелочей, вроде попыток одной из провинциальных епархий запретить театральную постановку пушкинской "Сказки о попе и работнике его Балде" по причинам "богохульственным" (церквь часто путает себя с богом, а отдельные служители культа и впрямь серьезно считают, что служат богу непосредственно).

Правда, деятели государства в церкви (равно и деятели церкви в государстве) не учли одного важного момента. Кроме отделения церкви от государства (либо приближения) существует еще и процесс отделения церкви от христианства.

Не стану напоминать о сильнейшем в раннем христианстве анархическом мотиве, об отрицании государства вообще, об ассоциации Римской империи с "царством антихриста". Напомню лишь, что даже само слово "церковь" изначально обозначало общину верующих-христиан, как правило, находившуюся в конфронтационных отношениях с государством.

Со временем церковь, как восточная, так и западная, приобрела черты, характерные для иерархического государственного  устройства средневековой империи (напомню, что любая легитимная средневековая монархия была по статусу именно империей, хотя и "младшей" по отношению к Риму). Так и церковь озаботилась своими феодалами, в которых превратились когда-то нищие епископы и аббаты, обзавелась своими "церковными стяжаниями": землями, производствами, хозяйствами и даже целыми городами. В конце концов, как на востоке, так и на западе образовались и теократические суверенные государства - Папская область в Италии и Афон в Греции.

Однако даже в самом что ни на есть феодальном, иерархическом устройстве церкви наличествовал сильнейший республиканский элемент. Как папа, так и вселенский патриарх были фактически монархами, но они избирались - из числа епископов, пожизненно, из числа членов папской курии (синода), но избирались! Точно такое же государственное устройство, установившееся в Венеции в Х веке (до того Венецией правил "италийский император", фактически наместник византийского императора) называется республикой! Так что и в церквях мы наблюдаем не "церковные монархии", а все-таки старинные феодальные республики, что ни говори.

Еще более важным является пример Афона, чья история начинается как минимум с 5 века, хотя есть данные, что в районе горы Афон и полуострова Халкидики существовали самоуправляющиеся жреческие общины и задолго до христианской эпохи. Права самоуправления были даны конфедерации монастырских общин Афона византийскими императорами в 9 веке, и с тех пор не оспаривались ни турецкими султанами, ни светскими властями современной Греции. То есть если средоточием католицизма является Ватикан, иерархически устроенное теократическое государство, то образцом государства для православия, на самом деле, является вовсе не Первый, Второй, Третий или любой по счету Рим, а самоуправляемая в течение 1,5 тысячелетий республика, более того, обустроенная как свободная конфедерация различных общин - монастырей, скитов, келий и т.п. (государственное устройство Афона достаточно сложное). Именно отсюда, с Афона, пошли термины "киновия" (греч. koinobios от koinos - общий и bios - жизнь) - общежитие, "общежитная община"; "киновиальный" - общежитный, социалистический (от лат. socialis - общественный),  коммунизм (от лат. commūnis — общий).

Именно к православной древней традиции относится и проповедь нестяжания, сформулированная Иоанном Лествичником еще в начале 7 века. Анархической декларацией "нестяжание есть отложение земных попечений, беззаботность о жизни, невозбраняемое путешествие, вера заповедям Спасителя; оно чуждо печали" начинается его "Слово о нестяжании".

Основатель движения "нестяжателей" в Русском православии, Нил Сорский начал свою проповедь, возвратившись с Афона. В своем монастырском уставе он прямо говорит: "Не токмо надлежит нам остерегаться пристрастия к злату, и сребру и к имуществу, но и ко всякой вещи, сверх необходимой потребности (...) Истинная победа над сребролюбием и вообще вещелюбием в том состоит, чтобы не только не иметь, но и не желать никаких стяжаний".

Н.И.Костомаров пишет об учении Нила Сорского: "...иноческий идеал у Нила внутренний, а не внешний. Все внешнее благочестие у него занимает место еще менее, чем второстепенное. Цель инока - внутренняя переработка души. Нил опирается на слова св. Варсонофия: если внутреннее делание не поможет человеку, напрасно он трудится во внешнем. Тогда как другие подвигоположники для спасения души предписывают продолжительное моление, пост, всяческое изнурение плоти, Нил не придает этому никакого значения без внутреннего духовного подвига. "Напрасно,- говорит он,- думают, что делает доброе дело тот, кто соблюдает пост, метание, бдение, псалмопение, на земле лежание,- он только согрешает, воображая, что все это угодно Богу. Чтение молитв и всякое прилежное богослужение не ведет само по себе к спасению без внутреннего делания", и для этого у Нила есть готовая опора в словах апостола Павла: лучше пять слов сказать умом, нежели тьму слов языком. "Тот не только не погубляет своего правила, кто поставит всякие псалмопения, каноны и тропари и все свое внимание обращает на умственную молитву, тот еще более умножает его". Пост у Нила есть только воздержание и умеренность. Всякий богоугодный человек может вкушать всякую хорошую пищу, но только с воздержанием. Кто с разумом вкушает и с разумом удаляется от пищи, тот не грешит... "Лучше,- говорит он,- с разумом пить вино, чем пить глупо воду. Если человек замечает, что та или другая пища, утучняя его тело, возбуждает в нем дурные наклонности, воспитывает в нем сластолюбие, он должен удаляться от нее; а если тело требует поддержки, то он должен принимать всякую пищу и питье как целебное средство. Безмерные пост и пресыщение равным образом предосудительны..."

"Но,- говорит Нил,- безмерный пост и безмерное воздержание приносят еще более вреда, чем ядение до сытости".

"Нелюбовь Нила к роскоши была так велика, что по смерти его составилось такое предание: когда царь хотел построить в его пустыни каменную церковь, то преподобный явился во сне и не приказал строить каменной церкви, а велел воздвигнуть деревянную,"- пишет Костомаров.

Еще резче выступал против церковного стяжания последователь Нила Сорского, "князь-инок" Вассиан Патрикеев, изображая современных ему святителей так: "Наши же предстоящие, владея множеством церковных имений, только и помышляют о различных одеждах и яствах; о христианах же, братиях своих, погибающих от мороза и голода, не прилагают никакого попечения; дают бедным и богатым в лихву церковное серебро, а если кто не в состоянии платить лихвы, не покажут милости бедняку, а до конца его разорят. Вот сколько нарядных батогоносных слуг стоят перед ними, готовые на мановение владык своих! Они бьют, мучат и всячески терзают священников и мирян, ищущих суда перед владыками".

"Входя в монастырь,- писал Вассиан,- мы не перестаем всяким образом присваивать себе чужое имущество. Вместо того чтобы питаться от своего рукоделия и труда, мы шатаемся по городам и заглядываем в руки богачей, раболепно угождаем им, чтоб выпросить у них село или деревеньку, серебро или какую-нибудь скотинку. Господь повелел раздавать неимущим, а мы, побеждаемые сребролюбием и алчностью, оскорбляем различными способами убогих братий наших, живущих в селах, налагаем на них лихву на лихву, без милосердия отнимаем у них имущество, забираем у поселянина коровку или лошадку, истязуем братии наших бичами или прогоняем их с женами и детьми из наших владений, а иногда предаем княжеской власти на конечное разорение. Иноки, уже поседелые, шатаются по мирским судилищам и ведут тяжбы с убогими людьми за долги(...) Сами богатеете, обжираетесь, а работающие вам крестьяне, братья ваши, живут в последней нищете не в силах удовлетворить вас тягостною службою, изнемогают от лихвы вашей и изгоняются вами из сел ваших нагие и избитые!" 

Естественно, Церковь, уже чувствовавшая себя частью Третьего Рима, сделала все, чтобы учение "нестяжателей", по существу, покушавшееся на основы социально-экономического устройства не только церковного, но и всего государства, было признано "еретическим". Нил Сорский "своевременно" умер, а  Вассиан был осужден на заточение в Иосифов-Волоколамский монастырь, где вскоре скончался - кн. Курбский прямо обвинил "осифлян" в отравлении Патрикеева. За отсутствием полония, видимо, обошлись бледной поганкой.

Однако проповедь нестяжания с физическим устранением ее идеологов никуда не делась. Тем более странно приводить в защиту монастырского землевладения доводы, которые использовали сторонники Иосифа Волоцкого и государства. Навряд ли сегодня кто-то станет утверждать право монастырей владеть крепостными крестьянами на основании прецедентов такого владения со стороны святых и праведников. Среди ранних святых и рабовладельцы встречались - так что ж, восстановим рабство? Хотя, после отрицания гражданских браков патриархом и судебного иска к теории Дарвина в абсурдности этого на 100% нельзя быть уверенным. Как в анекдоте:

"- Теперь бы о людях подумать...

- Да-да, Владимир Владимирыч, душ по двести было бы в самый раз!"

То, что сейчас происходит с русским православием - весьма и весьма прискорбно: вера вообще, кажется, никого не интересует. Все внимание общества, СМИ и самих людей сосредоточено на обрядовой, культовой, формально-статусной стороне вопроса. Что есть в пост? Как часто ходить в церковь? Лазать ли в прорубь на Крещение? Как искупить "грех", случившийся от того, что прожил с женой 10-20-30 лет, и только недавно узнал, что все эти годы занимался блудом, а вовсе не был примерным семьянином - и сам блудник, и жил с блудницей, и детей зачал во "грехе"?..

То, что государственные мужи и государственные СМИ с придыханием называют «духовностью» имеет к духовности такое же отношение, как приснопамятный «Ленинский зачет» к ленинскому учению о пролетарской революции. В котором, кстати, новозаветного и в особенности «нестяжательского» понимания справедливости куда больше, чем в «духовных» излияниях наших блудливых пастырей.

Впрочем, обратившись к эпиграфу, кажется, что А.К.Толстой сильно польстил натуре – задравши подол у иной рясы, вполне можно обнаружить и хвост… В дарвиновском понимании этого органа, разумеется.



Рейтинг:   3.79,  Голосов: 58
Поделиться
Всего комментариев к статье: 88
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
Сожженный тверской поп, говорят, искал подработку,
13-й написал 15.12.2006 09:18
потому как приход не мог дать его семье минимального пропитания. Воистину - РПЦ сегодня состоит из ожиревшей иосифлянской верхушки и вынужденных нестяжателей - провинциальных попов.
Бред
Атеист написал 15.12.2006 11:32
Вся религия построена на денежном интересе. Эта таже коммерция. Уберите деньги и все проповедники закончатся.Товар-деньги-товар. Есть спрос - есть предложение.Кто не хочет пахать или гайки крутить , а талантов нет и таким образом пристраиваются. Пусть раши патриархи на общественных началах послужат
А начинать-то надо с себя
Николай написал 15.12.2006 11:31
Именно так. Начинать надо с себя. Посмотритесь в зеркало и скажите сами себе:"А что я сделал для процветания себя, своей страны, планеты Земля?" Русские, что вы сделали или делаете для процветания России? Для утверждения демократии, равенства, братства. Что вы делаете для того чтобы "слуги народные" действительно служили народу? Видел кто-нибудь, когда-нибудь миллионые демонстрации по поводу снятия проворовавшегося депутата, прокурора, судьи? Или за персональную ответственность президента, министра обороны,...за повесившегося от дедовщины солдатика. То-то. Пока всего этого не будет, не будет и выздоровления русского общества, а стало быть оздоровления и становления нормального государства. А стало быть и выздоровления церкви. Она ведь больна как и все общество. Больна тем же, чем и общество. Церковники ведь те же люди и ничто человеческое им не чуждо. Другое дело, что как учит история, Русь после смутных времен возрождалась именно благодаря появлению и делам великих святых. Дык, видно еще не дозрела до этого ни Русь, ни церковь. Остается ждать и уповать.
А уж протопоп Аввакум точно верил не менее искренне, чем казнивший его патриарх Никон.
НБ написал 15.12.2006 11:39
Вообще-то Аввакум был сожжен в 1682 г., а патриарх (к тому времени – уже бывший) Никон умер в 1681-ом. Никон, конечно, Аввакума при жизни не жаловал, но сжигать его не сжигал. Вообще-то оба были (со времени собора 1666-67 г. и, соответственно, до 1881 и 1682 гг.) в заключении: Аввакум – в Пустозерске, Никон – в Ферапонтове.
Блин, один заголовок чего стоит.
WAW написал 15.12.2006 11:45
Автор, похоже, полный дилетант, как в вопросах биологии, так и в вопросах церковных. Почему, приводя слова прп. Нила Сорского он забывает о дополняющейэтот взлд позициипрп. Иосифа Волоколамского? И что автор видит плохого в том, что Церковь возвышает свой голос против абортов, по кторым Россия прочно удерживает первое место в мире? На одну женщину в России по статистике прихходится больше одного аборта. Это нормально? По числу разводов мы тоже впереди планеты всей. Школа и государство с этим не справляется(да и несправится никогда) так что, пусть так все и идет?
Что касается теории Дарвина и теории зарождсамозарождения жизни, то как биолог могу сказать, что пока и та и другая находят больше опровержений, чем подтверждений, особенно с точки зрения физики и химии. И совершенно неепонятно, почему материалистическая теория Дарвина, которая по сути обожествляет природу как таковую и низводит нас до уровня примитивного пантеизма, считается прогрессивной и правильной, а не менее доказуемая теория происхождения жизни с точки зрения креоционистов это мракобесие и нелепость? О том, как притгивали за уши доказательства эволюции человека можно поситать тут: ht tp://emmanuel.org.ua/Literatures/books/0010.html
Re: Re: Для частоздесьбывающий
Ронин написал 15.12.2006 11:56
Согласно одному преданию, появившемуся из одного темного места в 1-й главе Книги Бытия ("Ибо до Евы была Лилит"), Лилит была первой женой Адама, сотворенной ему из глины. Но у Адама с Лилит сразу возник спор. Лилит, не сумев убедить Адама в том, что они равны, так как оба сделаны из глины, улетела от него. В Красном море ее настигли посланные богом три ангела, но Лилит отказалась вернуться, заявив, что создана, чтобы вредить новорожденным. Ангелы взяли с нее клятву, что она не войдет в дом, в котором увидит их самих или их имена. Кроме того, она приняла на себя наказание, заключавшееся в том, что отныне ежедневно должно умирать сто ее детей.
Подробнее: http://slovari.yandex.ru/art.xml?art=encsym/SYM/sym-0371.htm&encpage=encsym&mrkp=http%3A//hghltd.yandex.com/yandbtm%3Furl%3Dhttp%253A//encycl.yandex.ru/texts/encsym/SYM/sym-0371.htm%26text%3D%2B%25CB%25E8%25EB%25E8%25F2%26reqtext%3D%25CB%25E8%25EB%25E8%25F2%253A%253A791359%26%26isu%3D2
Еще:
И все же источник мифа о Лилит находится в Библии. Даже веряющим в боговдохновенность Писания и воспринимавшим Библию как цельный рассказ невозможно было не заметить, что в первых двух главах книги Бытия друг за другом излагаются две разные история сотворения человека. Сначала Господь создает из праха мужчину и женщину. Затем во второй главе рассказывается совершенно другая история о создании Адама из праха, о пребывании в раю, о создании женщины из ребра его. Несоответствие это, подлинное или мнимое, будоражило воображение многих читателей Священного Писания, породило множество толкований и легенд. Наиболее ранняя и самая известная из них изложена в апокрифическом еврейском сочинении «Алфавит Бен-Сира»:
После создание Пресвятым первого человеческого существа, Адама, Он сказал: ”Нехорошо, чтобы Адам был один” (Быт 2:1. Он создал женщину, тоже из праха и назвал ее Лилит.
Они немедленно побранились. Она сказала: «Я никогда не лягу под тебя!
Он сказал: «Я не лягу под тебя, а лишь сверху тебя. Тебе быть пригодной (готовой) быть подо мной, и мне сверху тебя».
Она отвечала: «Мы оба равны, потому, что мы оба из праха (земли)». Никто из них не слушал другого. Когда Лилит поняла, что произойдет, то произнесла Невыразимое Имя Бога и улетела прочь.
Адам же вознес свои молитвы Творцу, говоря: «Владыка вселенной! Женщина, которую Ты дал мне, улетела от меня. Немедленно Всевышний, Благословенно Имя Его, послал трех ангелов за ней.
Всевышний сказал Адаму: «Если она вернется, то все хорошо. Если она откажется, то должна будет примириться с тем, что сто ее детей будут умирать ежедневно.»
Ангелы пошли за ней и достигли ее в море, в мощных водах, где суждено было пропасть египтянам. Ангелы сказали ей Божье слово, но она не захотела вернуться.
http://www.shkida.org/index.php?showtopic=211
и еще: http://bbs.krasnogorsk.ru/forum/lofiversion/index.php/t9244.html
http://www.lady-club.com/forums/printthread.php?s=c79fe4df1653e367dafe68dc92f902b3&t=554&pp=100
Re: А уж протопоп Аввакум точно верил не менее искренне, чем казнивший его патриарх Никон.
А.Б. написал 15.12.2006 12:17
спасибо за уточнение
Re:Дмитрию
Ворчун написал 16.12.2006 00:23
Почему прогрессивного, просто РЕАЛЬНОГО.
Далеко не вся православная церковь столь же архаична. По юлию "догоняют мир" только Иерусалимская, Русская, Сербская, Грузинская и некоторые приходы Православной церкви в Америке, а также ряд монофизитских церквей, в том числе в Эфиопии.
Католики перешли к новому календарю постановлением папы Григория XIII в 1582. Протестантские страны отказывались от юлианского календаря постепенно, на протяжении XVII—XVIII веков (последними были - Великобритания в 1752 и Швеция). В России григорианский календарь используется с 1918, в православной Греции — с 1923 г.
Реформа календаря ликвидировала двухнедельное отставание юлианского календаря по отношению к солнечному году. Поводом к принятию нового календаря стало смещение дня весеннего равноденствия, по которому определялась дата Пасхи.
Что говорить о мировоззрении, когда даже по времени РПЦ живет В ПРОШЛОМ.
Re: Re: Всем
атеист написал 15.12.2006 12:42
Может не будете валить с больной головы на здоровую?
Атеизм ОТРИЦАЕТ сущестсвование Бога:)
А ОТРИЦАНИЕ существования Васи Пупкина на Андромеде атеистам пришить не желаете?
Атеистам никогда не придет в голову чушь ОТРИЦАТЬ или с пеной у рта УТВЕРЖДАТЬ существование или несуществование Васи на Андромеде.
И... для атеиста нет никакой разницы между Васей Андромедским или каким либо центром поклонения какой либо религии.
Желаете ВЕРИТЬ в существование Васи Андромедского?
Флаг вам в руки.
Только вот не надо сюда атеистов приплетать.
Re: Товарищу
Вася написал 16.12.2006 00:16
Например, при приеме святой воды по Юлианскому календарю. А по Григорианскому не ощущается.
И на фига Гагарин в космос летал?
Товарищу
Дмитрий написал 16.12.2006 00:00
В плане логики: "...А если подумать - то отсутствие явления не доказывают. Доказывают наличие...", с Вами безусловно трудно не согласиться когда речь идет о материальной области.
Однако обсуждаемый вопрос не из материальной области, как например ум, который определяется не колличеством серого вешества (его и у жирафа много), или совесть, сострадание, любовь. Эти явления определяются не материально, а по действию (умный потому, что придумал то-то, честный потому, что поступил так-то и т. д.). Так же и Бога нельзя измерить, а можно ощутить лишь по действию благодати.
Re: Для частоздесьбывающий
DBRobin написал 15.12.2006 23:44
Ссылка на Ветхий Завет ошибочна.
"Волнует другое-зримое присутствие в суде православного духовенства..."-А.Б.
Николай П. написал 15.12.2006 13:07
Хоть я тоже, мягко говоря, не в восторге от "земных дел" некоторых представите-лей духовенства, ее паствы из высокопоставленных чиновников и всякого рода дельцов, вдруг из Савлов превратившихся в Павлов, но не пойму логику автора: почему представители духовенства не могут свою точку зрения по конкретному вопросу отстаивать в суде - все могут, а они нет?-
1. Теория Дарвина пытается доказать всего лишь факт эволюции тела. Но известны исследования в области молекулярной палеонтологии (например Аллана К.Уилсона),
которые на статистике ДНК представителей 42 национальностей всех рас определи-ли, что все люди произошли от одной матери ("Евы") примерно 150-200 тыс.лет назад, что никак не согласуется с выводами теории естественного отбора. А как быть с душой? Когда она вселилась, кого можно считать человеком? Если и в 20-21 в. некоторых представителей этого вида трудно назвать человеками, хотя они
и имеют человеческое обличье(типа Гитлера, Чикотилло и пр.) То есть, кроме "правильной", как видим, обоснованы и другие представления о человеке.
2. О "библейских мифах и легендах". Действительно, кажется, как же можно серь-езно в наше научное время читать, например, о шести днях творения. Но еще Вл. Лосский напоминал, что язык Библии -символический, буквальное понимание текста приводит к его искаженному восприятию. Так в древнееврейском тексте Ветхого Завета под словом "день" понимался этап, период, что уже совсем по-другому представляет весь процесс творения и, при определенных допущениях, не очень сильно расходится с современной космологической и эволюционной теориями. А что "толкнуло" эволюцию- Бог или случай,-это, естественно, религией и наукой толкуется по-разному.
3. Можно конечно нам поиронизировать по поводу "безальтернативного навязывания в школе и таблицы умножения", но ирония иронией, а строго говоря, и здесь не
все просто, так как в теоретико-множественном смысле их действительно можно
придумать не одну. Это даже вроде бы очевидно: в мире нет двух и более абсолют-но одинаковых сущностей, а, следовательно, вся математика стоит на фундаменте предположений, условий (например, говорим- 5х2=10 яблок, абстрагируясь от их различий). Поэтому - как знать, какие в школе будут таблицы умножения?
А ОТРИЦАНИЕ существования Васи Пупкина на Андромеде атеистам пришить не желаете?
WAW написал 15.12.2006 13:24
Атеисты пытаются доказать то, что Бога нет. По словам Леся Поддеревянского :Шукають то, чого нема, щоб довести, що його не існує" По русски это звучит: "Ищут то, чего нет, ЧТОБЫ ДОКАЗАТЬ, что его не существует".
Всем боговерцам
Бегемотов Кот написал 15.12.2006 14:10
Приготовляйте себе влагалища не ветшающие
(Евангелие от Луки 12:33)
RE: Любопытные факты
Дмитрий написал 15.12.2006 23:47
"...Также факт, что принятый РПЦ юлианск. календарь здорово "отстает" от реального годового солнечного цикла
Сегодня - 13 с хвостиком дней. В конце века - 14. Т.е. православная пасха считается не от солнцестояния, а от балды..."
Вот только благодатный огонь сходит и вода на Крешение освящается именно по Юлианскому календарю, НЕ ПРИНИМАЯ ВО ВНИМАНИЕ его "отставания" от прогрессивного:-))
опять иуды?
Ринус написал 15.12.2006 10:41
Млин, опять характЕрная фамилия зачинщицы сей "опровергатильницы устоев" - Шрайдер!
(безотносительно к предмету опровергания, это как обычно лишь затравка на последующие шаги),
Сколько их? Имя им - Легион!
и не думали!
УПС написал 15.12.2006 13:42
Атеисты не пытаются доказать, что бога нет. Вот нам больше делать нечего, как ваши сказки обсуждать. Мы просто берем как материальную данность: бога нет. Если считаете, что есть - доказывайте сами. Друг другу. Будет хоть чем заняться.
Вы и правы и не правы, теска.-
НикНик написал 15.12.2006 14:16
Да, перефразируя Нила Сорского или св.Варсонофия, "цель человека - внутренняя переработка души", но это вовсе не значит, что эти человеки тут же объединятся для совместного действа. Некоторые уйдут перерабатываться в горы, леса и пустыни, подавляющее большинство будет перерабатываться "в кругу семьи" и лишь редкие индивиды постараются объединить вокруг себя и повести за собой и единомышленников и тех, кто поверит в их идеи. Но, для того, чтобы им поверили и за ними пошли "миллионные демонстрации" нужны всего-то Великие ИДЕЯ, ИДЕАЛЫ и ВОЖДЬ или уж, на крайний случай, вера в то, что твой ПОСТУПОК может что-то изменить. Если все это утеряно, как в случае с нашим народом, то одни просто останутся в истории как ВЕЛИКИЕ ОТШЕЛЬНИКИ, другие же будут вымирать по миллиону в год.
Про церковь и прочее...
Капитан написал 15.12.2006 13:37
Я уж не знаю, что там не нравится в учебниках этой Маше Шрайдер(по-моему, все это "дело" сильно смахивает на попытку подогнать учебник под глупость Маши), но про РПЦ хочу высказаться. Вспомните дело Национального Фонда Спорта, тогда ничего не мешало РПЦ торговать беспошлинным бухлом и куревом(очевидно, во славу Божию, тем более до сих пор это никто не озаботился пресечь), ну, и кто после такого поверит в "святость" и "непогрешимость", "духовность" этой "Рюсской Пгавославной Цегкви"? Особенно мне нравится, когда Патриарх или митрополит Кирилл(Гундяев) вещают про сотрудничество с Римским Папой или, того почище, с мусульманами! Ну, были бы хоть последовательны, католициизм откололся от восточного Православия примерно в XI столетии и полагается ересью(молчу про мусульман), такую ахинею нести...
<< | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | >>
Опрос
  • Кому из начальников вы больше доверяете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss