Я крайне редко угадываю фестивальных призёров, но сразу после просмотра полнометражного дебюта южнокорейского документалиста и тележурналиста Чона Гван Чжо «Ноктюрн» сказала, что это - фильм-победитель документального конкурса. Снятая с невероятным внутренним лиризмом и глубокой эмпатией картина на трудную тему, долгое время считавшуюся кинематографически невыигрышной, «невкусной» - жизнь людей с особенностями в развитии, адаптация аутистов к общественной среде, - поднимается практически до высот античной трагедии.
Главный герой «Ноктюрна» Ын Сон Хо - не просто аутист, а гений. Гениальный музыкант-исполнитель, страдающий синдромом саванта - крайне редким состоянием, когда люди с отклонениями в развитии отличаются выдающимися способностями в одной из областей, резко контрастирующими с общим отставанием. Парень с невнятной речью, неадекватными реакциями великолепно играет на кларнете, виолончели, фортепиано. По мере развития сюжета мы начинаем всё больше и больше сомневаться - «остров гениальности» ли это, характерный для синдрома саванта, или результат подвига матери героя, посвятившей сыну всю себя без остатка, её многолетнего самозабвенного труда и служения?
Сразу скажу, что снять такой фильм, какой получился у Чона Гван Чжо - тоже сродни творческому подвигу, ведь режиссёр наблюдал и снимал своего героя много лет: первые кадры «Ноктюрна» относятся ещё к середине нулевых, когда парень со странностями ещё делал первые шаги в музыке (сейчас Сон Хо 34 года), в каком-то смысле проживал жизнь вместе с ним. С одной стороны, фильм вполне себе претендует на творческую биографию теперь уже музыкальной звезды, покоряющей лучшие концертные залы мира (фильм начинается кадрами из Рахманиновского зала московской консерватории - о том, что перед нами не совсем обычный солист, мы догадываемся по тому, как он представляется, несколько раз повторяя своё имя, по тому, как раскланивается). С другой стороны, это история социализации аутиста, которой могло бы и не состояться, не будь рядом матери, пожертвовавшей ради сына всем, лишившейся семьи, личной жизни, привычных житейских благ ради того, чтобы поддерживать связь сына с внешним миром, и это растворение в родном тебе существе - само по себе полновесная трагедия. Человек умеет виртуозно извлекать звуки, но при этом не может ни самостоятельно поесть, ни побриться, ни обслужить себя.
Другая грань трагедии - в том, что у матери не один сын, а двое. Младший Ын Геонги, абсолютно обычный, не наделённый особыми талантами, всю жизнь чувствует себя ущербным, ненужным, лишним, бесплатным приложением к гениальному и «нестандартному» брату. Он тоже немаловажный герой картины: именно его устами авторы задают все те неудобные вопросы, которыми мучаются сами - где та грань, за которой безраздельная любовь к одному родному человеку превращается в постоянный источник боли для другого?
Пока мать бьётся над любимым сыном, второй, чувствующий себя нелюбимым, закономерно пытается лечить душевную боль то алкоголизмом, то азартными играми, то попытками заняться сомнительным бизнесом. Драматизм ситуации усугубляется тем, что с течением лет мать всё больше задаётся вопросом, кто поможет Сон Хо, когда её не станет. Зритель подспудно надеется, что в безвыходной ситуации Геонги полностью заменит мать, и наступит хэппи-энд, но реальная жизнь всегда сложнее - второй сын не демонстрирует готовности раствориться в брате, лишившись собственной личности. Кульминация фильма - совместная поездка братьев в Санкт-Петербург, куда мать их отправляет для эксперимента - «прорепетировать» жизнь вдвоём, без матери. С этого момента экзистенциальная драма расцвечивается комедийными нотками: нюансы общения братьев друг с другом, их интонации, смешные ситуации, в которые они попадают в незнакомом городе, забавные сценки (например, в Храме Спаса на Крови, когда младший брат умоляет старшего не шуметь: «Закричишь - сразу полиция схватит, и в Корею больше не вернёшься») позволяют надеяться, что по прошествии многих лет общий язык, наконец, найден, и у обоих братьев всё-таки будет полноценная семья, которая волею судеб никак не складывалась.
Сложная, многослойная, проблемная, глубоко психологичная картина Чона Гван Чжо получила абсолютно заслуженный «Серебряный Георгий» за лучший фильм документального конкурса.
Главный герой «Ноктюрна» Ын Сон Хо - не просто аутист, а гений. Гениальный музыкант-исполнитель, страдающий синдромом саванта - крайне редким состоянием, когда люди с отклонениями в развитии отличаются выдающимися способностями в одной из областей, резко контрастирующими с общим отставанием. Парень с невнятной речью, неадекватными реакциями великолепно играет на кларнете, виолончели, фортепиано. По мере развития сюжета мы начинаем всё больше и больше сомневаться - «остров гениальности» ли это, характерный для синдрома саванта, или результат подвига матери героя, посвятившей сыну всю себя без остатка, её многолетнего самозабвенного труда и служения?
Сразу скажу, что снять такой фильм, какой получился у Чона Гван Чжо - тоже сродни творческому подвигу, ведь режиссёр наблюдал и снимал своего героя много лет: первые кадры «Ноктюрна» относятся ещё к середине нулевых, когда парень со странностями ещё делал первые шаги в музыке (сейчас Сон Хо 34 года), в каком-то смысле проживал жизнь вместе с ним. С одной стороны, фильм вполне себе претендует на творческую биографию теперь уже музыкальной звезды, покоряющей лучшие концертные залы мира (фильм начинается кадрами из Рахманиновского зала московской консерватории - о том, что перед нами не совсем обычный солист, мы догадываемся по тому, как он представляется, несколько раз повторяя своё имя, по тому, как раскланивается). С другой стороны, это история социализации аутиста, которой могло бы и не состояться, не будь рядом матери, пожертвовавшей ради сына всем, лишившейся семьи, личной жизни, привычных житейских благ ради того, чтобы поддерживать связь сына с внешним миром, и это растворение в родном тебе существе - само по себе полновесная трагедия. Человек умеет виртуозно извлекать звуки, но при этом не может ни самостоятельно поесть, ни побриться, ни обслужить себя.
Другая грань трагедии - в том, что у матери не один сын, а двое. Младший Ын Геонги, абсолютно обычный, не наделённый особыми талантами, всю жизнь чувствует себя ущербным, ненужным, лишним, бесплатным приложением к гениальному и «нестандартному» брату. Он тоже немаловажный герой картины: именно его устами авторы задают все те неудобные вопросы, которыми мучаются сами - где та грань, за которой безраздельная любовь к одному родному человеку превращается в постоянный источник боли для другого?
Пока мать бьётся над любимым сыном, второй, чувствующий себя нелюбимым, закономерно пытается лечить душевную боль то алкоголизмом, то азартными играми, то попытками заняться сомнительным бизнесом. Драматизм ситуации усугубляется тем, что с течением лет мать всё больше задаётся вопросом, кто поможет Сон Хо, когда её не станет. Зритель подспудно надеется, что в безвыходной ситуации Геонги полностью заменит мать, и наступит хэппи-энд, но реальная жизнь всегда сложнее - второй сын не демонстрирует готовности раствориться в брате, лишившись собственной личности. Кульминация фильма - совместная поездка братьев в Санкт-Петербург, куда мать их отправляет для эксперимента - «прорепетировать» жизнь вдвоём, без матери. С этого момента экзистенциальная драма расцвечивается комедийными нотками: нюансы общения братьев друг с другом, их интонации, смешные ситуации, в которые они попадают в незнакомом городе, забавные сценки (например, в Храме Спаса на Крови, когда младший брат умоляет старшего не шуметь: «Закричишь - сразу полиция схватит, и в Корею больше не вернёшься») позволяют надеяться, что по прошествии многих лет общий язык, наконец, найден, и у обоих братьев всё-таки будет полноценная семья, которая волею судеб никак не складывалась.
Сложная, многослойная, проблемная, глубоко психологичная картина Чона Гван Чжо получила абсолютно заслуженный «Серебряный Георгий» за лучший фильм документального конкурса.
|
|