Фильм Сергея Дебижева «Крым небесный» снят без единого слова в кадре и за кадром, - это фильм-картина, фильм-зрелище.
Предыдущая документальная лента режиссёра «Раскалённый хаос», слепленная из кадров кинохроники революционных лет, сопровождаемых безумным закадровым нарративом из цитат ненавистника революции, апологета самодержавия и теории «жидобольшевистского заговора» Ивана Солоневича, была зрителями в основном проигнорирована, а те, кто не проигнорировал, негодовали. Сегодня режиссёр, видимо, решил не рисковать, и снял картину бесспорную, визуально безупречную, не только услаждающую зрительные рецепторы, но и небывалую по энергетике, возбуждающую совершенно особые чувства причастности к красоте, величию, сакральности.
Для Дебижева Крым, вернувшийся в родной дом в результате не просто особых исторических обстоятельств, а божественного провидения - священная земля с уникальной природой, уникальным культурным наследием, уникальным средоточием энергетических потоков. Режиссёр не выхватывает отдельные открыточные, знакомые нам с детства ландшафты, а намеренно следует с камерой по всему полуострову, создавая иллюзию охвата буквального каждого квадратного метра. Съёмка ведётся по большей части сверху, позволяя видеть землю и море с неба, соединяя в кадре все планетные стихии воедино.
Фильм открывается кадрами, предоставленными Роскосмосом, снятыми уроженцем Севастополя космонавтом Антоном Шкаплеровым: космический корабль, зависающий над полуостровом, мигающий таинственными, манящими огнями, символизирует волшебство крымского космизма - Крым как особый мир, отдельная планета с множеством климатических зон, уникальными природными феноменами. Недаром кинематографисты говорят, что в Крыму можно найти, не прибегая к компьютерным ухищрениям, абсолютно любую натуру.
Даже привычный глазу пейзаж, снятый с неожиданного ракурса при необычном освещении и с использованием передовых технологий (респект и главным операторам Алексею Немову и Роману Любимскому, и многим крымским операторам, поучаствовавшим в проекте), обретает уникальную визуальную силу. Подводные съемки, проведенные водолазами, - специально затопленный АН-24, морской рельеф, богатейшие черноморские флора и фауна, - явный референс к подводным одиссеям Кусто и других знаменитых океанологов. Режиссёр экспериментирует со специально сконструированными для фильма дронами, охотно применяет компьютерную визуализацию для изображения протяжённых по времени процессов - полётов из симферопольского аэропорта, строительства Крымского моста.
«Крым небесный» не перегружен антропогенным ландшафтом и вообще человеческими фигурами в кадре, - видимо, Дебижеву важно подчеркнуть роль единого Творца, создавшего такую нерукотворную, нечеловеческую красоту, - но совсем без человека обойтись нельзя, и вот мы видим маленькие движущиеся по экрану чёрные точки - рабочие, добывающие соль на розовых озёрах Сиваша, потом - снующие фигурки строителей Крымского моста, соединившего неземной, волшебный Крым с остальной планетой, - всё-таки Крым не просто уникальный природный комплекс, но и трехтысячелетняя цивилизация.
|
|