Написать так, находясь на Украине - это поступок и, одновременно, демонстрация твердости убеждений. Рекомендую к прочтению.
А.Б.
***
Когда мне было 8 лет, мы поехали с родителями на пароходе по Волге. Пароход назывался «Афанасий Никитин», и для меня это путешествие тоже стало хождением за три моря. Древние русские города; все зигзаги и перипетии русской политики вставали перед глазами: у этого крыльца убили царевича Димитрия; а вот столица восстания белочехов; а здесь Иван Грозный штурмовал гордую Татарию; а в этом пропитанном кровью кургане утонула в своей бессильной злобе гитлеровская армия… Но главным впечатлением стал Ульяновск.
Пока мы плыли, отец рассказал мне увлекательную историю из жизни нашей семьи. Как оказалось, мой прадед и отец Ленина (кстати, по нынешним понятиям – типичные представители среднего класса) были друзьями. Павел Пономарев, как и Илья Ульянов, руководил народными училищами в рамках Казанского учебного округа; только Ульянов по Симбирску, а мой предок – по Саратову. То есть он лично знал Ленина ребенком! Я думаю, подобное открытие для современной молодежи – пустой звук, а для меня, октябренка-будущего-пионера-и-коммуниста, известие о том, что Павел Пономарев – тот самый Павел из Библии, наверное, произвело бы куда как меньшее впечатление.
В общем, я излазил весь ульяновский комплекс музея Ленина. Не знаю, что я там ожидал увидеть – совместную фотографию или подаренного прадедом маленькому Володе плюшевого мишку, но заинтересовался я Ильичом всерьез. По итогам поездки я сделал толстый альбом с материалами музея, который подарил родной школе (получил за это свою первую пятерку с плюсом, по истории). И начал читать Ленина – внимательно, продираясь через непонятную мне ругань с неизвестными оппортунистами, от корки до корки.
Сто лет назад Ленин и его сторонники осознавали свое бесправие. Кого-то (евреев, поляков, финнов, латышей, кавказцев) дискриминировали по национальному и религиозному признаку, кого-то - по имущественному, а кто-то и просто начитался прогрессивной литературы и сочувствовал всем, кому на Руси плохо жилось. Но сами, то есть исключительно своими силами, они ничего изменить не могли. Ленин, сын попечителя училищ, говоря современным языком, начальника департамента образования, и дочери еврейского врача, по всем внешним и внутренним признакам был типичным представителем среднего класса. То есть, живи Ленин сейчас, он был бы в нашей тусовке, и он бы первым пришел на Болотную площадь. Но и с его кипучей энергией нужна была другая классовая опора – рабочий класс, а в момент революции, чтобы взять власть, пришлось еще и обманом привлечь на свою сторону крестьян. В итоге он в гражданской войне победил, а власть фактически отдал. Результат нам известен.
«Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка неспособны сейчас же вступить в управление государством... Но мы отличаемся от этих граждан тем, что требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления, в состоянии только богатые, или из богатых семей взятые чиновники». Это не Навальный и не Яшин сказал, а тоже Ленин, в книге «Удержат ли большевики государственную власть?».
Что такое идея Ленина, левая идея? Помимо реальных, материальных задач, это Мечта. Великая Мечта.
Недаром всемирно известный английский писатель-фантаст ХХ века Герберт Уэллс, тоже, кстати, представитель левой мысли, называет Ленина «кремлевским мечтателем». Он приезжает в Россию в 1920 году. Идет гражданская война, разруха, промышленность стоит, а Ленин говорит Уэллсу о всеобщей электрификации, о будущих городах, о дворцах для рабочих и крестьян. В стране, где 90% населения не грамотно, а большинство интеллигенции против новой власти, толкует о массовом просвещении.
Это – Великая мечта. И пример ее воплощения в жизнь. Она живет в СССР, она воодушевляет революционеров и сторонников развития всюду в мире. Че Гевара часто повторяет: «Нужно мечтать!» Мартин Лютер Кинг начинает и завершает речи словами: «У меня есть мечта!» Лозунг революционных студентов 1968 года: «L’imagination au pouvoir» – «вся власть воображению!». Именно отступление от Мечты, а точнее, размывание Великой мечты на мелкие, единоличные хотелки ведет к краху Советский Союз.
Прав Ленин, когда пишет: «Равенство есть пустая фраза, если под равенством не понимать уничтожения классов. [Разделение на] классы мы [действительно] хотим уничтожить, в этом отношении мы стоим за равенство. Но претендовать на то, что мы сделаем всех людей равными друг другу – это пустейшая фраза».
Не вульгарная уравниловка составляет великую Мечту левых.
Не равенство потребления, а равенство возможностей для каждого, где бы он ни родился и в какой бы семье ни рос,
зависящее только от одного: того, сколько человек готов трудиться.
Великая советская Мечта базировалась на передовом образовании и науке. А также на самоограничении во имя высшей цели. Образование вывело СССР в космос, а умение терпеть – привело к победе в Великой Отечественной войне и модернизации. Но терпение иссякает, а наука гармонично развивается только как часть глобальной. Союз во многом сломал «железный занавес» и та самая уравниловка, ставшая результатом догматизма мышления плохо образованной и напуганной сталинскими чистками партийной элиты. Дефицит и отсутствие перспектив, лишь на время смягченные нефтяными доходами, породили разочарование большинства. Именно экономика, не способная обеспечить нужды всех граждан и закрытость СССР во многом предопределили кризис советской Мечты.
Общество ответило готовностью отказаться от нее ради ста сортов колбасы и сыра.
Но человек не может жить без Мечты. И без веры в ее достижимость. И последнее слово еще не сказано. У истории нет конца.
С днем рождения, великий мечтатель!
|
|