Что человек произошёл из животного мира, – этот доказывается тем простым фактом, что человек, как и животное, чтобы существовать, должен есть, пить, испражняться и размножаться. Отсюда – атеистические буржуазные социологи утверждают, что преобразовать природу человека, перевоспитать его невозможно, а раз это так, то заранее обречены на неудачу все попытки изменить существующий общественный строй, избавить человечество от истребительных войн, социальной несправедливости.
Что сказать нам, марксистам, по этому поводу?
«Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, общественное бытие людей определяет их сознание», – сказал Маркс. Что это значит? Если люди сообща владеют землёй и средствами производства, то между ними как членами единого коллектива необходимо складываются отношения сотрудничества и взаимной помощи. Если же земля и средства производства находятся в частной собственности, то общество раскалывается на две противоположные части: собственников земли и средств производства и лишённых собственности на землю и средства производства. В таком случае одна часть общества (собственники) требует дани с другой (лишённых собственности) за право жить на земле; отсюда – эгоизм, враждебность, войны, социальная несправедливость.
Эта гениальное открытие Маркса блестяще подтвердилось с уничтожение первого в истории социалистического общества СССР. В СССР господствовала общественность собственность на землю и средства производства, а вместе с ней господствовали и отношения взаимной помощи и сотрудничества между советскими людьми. Но как только социализм был уничтожен, а вместе с этим уничтожением была уничтожена общественная собственность на землю и средства производства и утверждена частная собственность на землю и средства производства, то сразу же между бывшими советскими людьми утвердились отношения эгоизма и враждебности. Изменилось бытие, изменилось сознание. Какие ещё требуются доказательства того, что учение Маркса абсолютно верно?
Конечно, человек, как существо природное, никогда не сможет избавиться от черт животного, хищника. Однако люди в одном пункте существенно отличаются от животных: люди всегда действует осмысленно, целесообразно, животными же руководит инстинкт. Из этого существенного отличия вытекает в высшей степени важный вывод. Если не сознание людей определяет их общественное бытие, а, наоборот, общественное бытие людей определяет их сознание; если люди одарены сознанием, – то они могут изменить свои собственные общественные отношения путём изменения своего отношения к земле и средствам производства. Тем самым, однако, доказывается, что природа человека хотя и животная, но она может быть изменена. Но тем самым кладётся конец болтовне о том, что невозможно преобразовать природу человека, изменить существующий общественный строй, избавить человечество от классовых конфликтов, истребительных войн, социальной несправедливости.
|
|