Ходили на премьеру "Садка" (надеюсь, все помнят, что "Садко" склоняется???) в постановке Дмитрия Чернякова в Большом театре. Ну прямо вот совсем на премьеру-премьеру - было первое исполнение, а на следующий день мы пошли. Режиссуры Чернякова почему-то все опасались, памятуя скандал с его же "Русланом и Людмилой" многолетней давности, и совершенно зря: Черняков из тех художников, которые, как вино, с годами матереют, набирают сок и смак, взрослеют и расцветают. Никаких оскорблений общественной нравственности, никаких провокаций - Черняков, чай, не Богомолов и не Виктюк. Представленное им грандиозное действо - ювелирнейшее сочетание исторического и новаторского подходов, с одной стороны - дань классике и знаменитым предыдущим постановкам "Садка" , с другой - демонстрация новых сценографических возможностей и современное смысловое преломление неувядающей оперы-былины.
Как это всегда и бывает, все восторги прессы, посетившей Большой в день премьеры, достались первому составу исполнителей - Нажмиддину Мавлянову (Садко), Аиде Гарифуллиной (Волхова) и Екатерине Семенчук (Любава), и это крайне несправедливо. Мне, например, сложно представить, что Садка можно спеть лучше, чем сделал это Иван Гынгазов, обладатель богатейшего тенора и блестящего драматического дарования, царевну Волхову - лучше, чем обольстительно-пьянящая Надежда Павлова, а Любаву Буслаевну - лучше, чем основательная Ксения Дудникова. Пролог спектакля - видеоролик-интервью с ними тремя: интервьюер-психотерапевт задает вопросы, вскрывающие их потаенные комплексы и фобии, да так, что зритель недоумевает, певцов ли опрашивают или их героев. Затем Гынгазов в свитере и джинсах уже Садком переносится на новгородское торжище, да так в свитере и джинсах и проходит всю оперу, так же как и Дудникова - Любава Буслаевна в черных брюках и белой блузке, намеренно сведенная авторами спектакля к двум диаметрально противоположным эмоциям, надежде и чувству безнадежности.
Черняков-сценограф успешно пытается объять необъятное - каждое действие оформлено декорациями, перекликающимися со знаменитыми историческими вариантами оформления оперы. Нарочитая эклектика не режет глаз - зрители понимают, что режиссёр стремится показать всё богатое театрально-сценографическое наследие, связанное с одной из красочнейших опер Н.А. Римского-Корсакова. Занавесом к спектаклю служит узнаваемое полотнище Федора Федоровского к самой, пожалуй, известной российской постановке "Садка" Бориса Покровского - то самое, где ладья посреди волнующегося моря. Богатые хоромы новгородской братчины, где купцы и горожане глумятся над Садком, сотворены по эскизам Аполлинария Васнецова; берег Ильмень-озера с раскидистыми деревьями, мерцающей гладью воды и холодным лунным светом срисован с декораций Ивана Билибина, чью тончайшую прорисовку деталей не спутаешь ни с чем; в сводчатой светлице терема, в которой горюет брошенка-Любава, мы узнаем кисть Николая Рериха; новгородская торговая пристань, где, собственно, и исполняются главные хиты оперы, была придумана и нарисована Константином Коровиным с его размашистыми, густыми мазками и грубоватой, шероховатой фактурой. Подводное царство и лазоревый дворец царя морского со всем нагромождением волшебной подводной живности перекликаются с кичево-вырвиглазной сценографией Владимира Егорова. Но Черняков не был бы Черняковым, если бы не упаковал всё это в оригинальную обёртку. После видеоролика-интервью с солистами, с первыми звуками увертюры, на сцене - призывно мигающая неоновыми лампочками огромная арка "Парка исполнения желаний", по которому снуют работники в брендированной униформе и бейсболках. Они же по ходу всей пьесы меняют и передвигают декорации-трансформеры, приносят реквизит, не позволяя зрителю забыть о том, что он стал соучастником большой ролевой игры и путешествия на машине времени.
Система образов у Чернякова и главного художника спектакля Елены Зайцевой - утрированное противопоставление детально и с максимальным психологизмом прорисованных главных героев и массовки, усреднённой и снивелированной до однородности: стандартные белобрысые причёски горожан, одинаковой длины косы горожанок, однотипно скроенные и схематично декорированные костюмы. В этой однородной людской массе даже самые яркие пятна - варяжский, индийский и веденецкий гости - практически неотличимы, и Садко сам маркирует их, во время знаменитых арий напяливая на первого медвежью шкуру и рогатый шлем, на второго бесконечные нитки разноцветных бус, на третьего - метры богатых венецианских тканей. В свою очередь, условная и безликая людская масса резко контрастирует с ярким и разнообразным ассортиментом обитателей морского царства, где каждый блестящий хвост машет по-своему, у каждого морского конька свой облик и норов, каждая рыба переливается чешуёй по-особому, а каждая медуза качается на волнах в своём ритме. Насколько монолитен и предсказуем мир людей, настолько красочен и многолик мир сказочный, сверхъестественный. В "Садко" мало ансамблей, но зато изобилие хоров и массовых сцен - единовременно на сцене присутствуют до ста (!) вокалистов. Мощь ведомого 26-летним Тимуром Зангиевым оркестра не может заглушить коллективного голоса новгородской вечевой вольницы и булькающих вокальных фиоритур обитателей глубоководного царства. Не знаю, что услышали другие зрители спектакля, а по мне так хор зачастую "убегал" от оркестра (или оркестр не поспевал за хором?....), но после премьеры взаимная слаженность, сыгранность - всегда дело наживное.
Нельзя не восхититься продуманным и высокоточным подбором солистов. И даже на роль молодого гусляра Нежаты, написанную Римским-Корсаковым для женского меццо-сопрано или контральто, ухитрились найти Юрия Миненко, уникального контратенора, которому, правда, пришлось бессменно выходить на сцену все дни представлений - голос чрезвычайно редкий, достаточно вспомнить, что в постановке Бориса Покровского 1976 года в Большом с Владимиром Атлантовым, Тамарой Милашкиной и Ириной Архиповой Нежату пели исключительно женщины, чьи пышные формы было весьма трудно замаскировать:)). Центральные партии в "Садко" чрезвычайно сложны для исполнения, музыкальная ткань оперы-былины весьма далека от былинных распевов и требует виртуозной техники. "Русское бельканто" ничуть не менее яркое, чем бельканто итальянское, а бенефисные партии Садка и Волховы вообще выматывающе трудны, так что Гынгазов и Павлова сотворяют поистине вокальный подвиг - легко, непринужденно и полнозвучно. С зубодробительным текстом, сплетённым знатоком славянской словесной архаики - постоянным либреттистом Римского-Корсакова Владимиром Бельским, все вокалисты справляются блестяще.
Детишки, коих в зале Большого, как всегда, в изобилии, несмотря на пугающее предостережение 16+ (единственная сцена, тянущая на 16+, это переодевание царевны Волховы из струящегося балахона владычицы морской в партикулярное платье), путают грозно басящего морского царя с беловласым и белобородым Старчищем без слов, а Старчище - с Гэндальфом. Зрители постарше тоже недоумевают, не успевая отличить сон от яви, а улицы средневекового Новгорода - от собянинского Парка развлечений исполнения желаний.
В отличие от хрестоматийных постановок 1949 и 1976 года, версия Чернякова лишена балетных вставок - хореографические интермедии в сцене морского царства лишали бы действо насмешливой пародийности, понарошечности, сводили бы на нет эффект ролевой игры. Может быть, зрительски спектакль от этого проиграл, но у режиссёра своя логика.
В целом спектакль производит исполинское впечатление - изначально эпическая, грандиозная опера-былина, вплетённая в сложную психологическую игру, где историческое время плавно перетекает в современный контекст, а герои по взмаху дирижёрской палочки перелетают из средневековой вольной новгородской республики в постиндустриально-неоновое сегодня.
Это ж каким надо было быть слепоглухим, чтобы вычеркнуть "Садка" из плана постановок Императорских театров, как это сделал Николай II со словами "Найдите что-нибудь повеселее!"! А может, правы те, кто в императорском "фи" увидели идиосинкразию на республиканскую вольницу русских северян, не знавших крепостного права и за четыре часа театрального времени ни единого слова не произнесших во славу царя-батюшки?....
В следующий раз "Садко" пойдет в Большом в начале мая. Покупайте билеты уже сейчас, расхватают ведь.
|
Рейтинг: 2.29, Голосов: 21
|
|
|