Господствующие эксплуататорские классы всегда создавали для себя особый этикет, который должен был подчеркивать их отличие от низших классов, утверждать их превосходство над «чернью». Представители высших классов стремились показать – что они во всем особенные, что они и общаются, и ходят, и сидят, здороваются, и едят – не так, как «чернь», а как-то особенно, «благородно».
До революции в России было множество частных школ, где обучали «хорошим манерам». Естественно, что в них постигали тонкости этикета исключительно представители имущих классов. Трудящимся было не до манер – им надо было работать, либо от зари до зари в поле, либо по шестнадцать часов на заводе.
В советское время необходимость специально обучаться «манерам» отпала. Не стало эксплуататорского класса, который через «этикет» стремился выделиться и показать свое превосходство над трудящимися. Все советские трудящиеся были равны. И в общении друг с другом им не нужны были фальшивые и вычурные «манеры» прежних господствующих классов. «Манера» общения между советскими людьми была одна – коллективизм. А это значит - искренность, простота, открытость, доброжелательность, дружелюбие. Эту «манеру» усваивали не в специальных школах этикета – а впитывали из общей атмосферы советской жизни, изо всей советской действительности. Надо было на деле ощущать свою причастность к трудовому народу, жить его интересами и стремлениями – и тогда эта «манера» сама собой присутствовала во всем поведении человека.
Но вот теперь у нас снова классовое общество, и снова есть господствующий эксплуататорский класс. Поэтому не удивительно, что снова стали популярны «школы этикета». В них буржуазия снова обучается «хорошим манерам», чтобы убедить себя в своем превосходстве над «чернью», то есть, над нами.
Наталья Адаменко держит подобную частную школу этикета. Она обтесывает буржуазных дам, желающих приобрести «хорошие манеры». Чему она их учит? Учит она их, насколько высоко поднимать руку, подавая ее для поцелуя, куда положить сумочку, когда сидишь в ресторане, как дать знать официанту, что закончил есть, и т.п. https://www.youtube.com/watch?v=61UNP1h9dog&t=285s
Ясно, что вся эта «наука» не для пролетарских женщин, а для женщин буржуазии. У пролетарских женщин нет лишних денег, чтобы швырять их на рестораны – на деньги, которые им платят буржуи, можно только свести концы с концами, но никак не шиковать по ресторанам. Нет у них и времени развлекаться в ресторанах – ведь им приходится по девять-десять часов в день работать, создавая богатства капиталистов, а после работы еще позаботиться о семье. Нечего и говорить о том, что после тяжелой многочасовой работы на предприятии и домашних дел трудовой женщине не слишком-то и захочется в ресторан - дай бог до постели добраться и восстановить силы для нового трудового дня. Ну, и конечно, вряд ли пролетарские женщины особо ломают голову - как правильно подать руку для поцелуя. Для них подобные церемонии смешны и нелепы – они этими руками работают, а не демонстрируют маникюры и перстни.
Словом, все эти «хорошие манеры», которым учит Адаменко – для женщин из пролетариата совершенно бесполезны.
Сознательным же пролетарским женщинам, то есть, коммунисткам - подобная «наука» просто отвратительна. Им отвратительны эти попытки превратить женщину в гламурную куклу. Они не хотят быть куклами. Они хотят стать достойными борцами за свободу своего класса, за справедливое коммунистическое общество. А для этого им нужны знания, воля и стойкость. Поэтому они не пойдут в буржуазные «школы этикета». Они пойдут в марксистские кружки. И вместе с мужчинами-пролетариями будут учиться, как бороться за свои классовые интересы.
|
|