Кто владеет информацией,
владеет миром

101 год назад. Восстание "скифов" как исторический тупик

Опубликовано 07.07.2019 автором в разделе комментариев 20

революция большевики
101 год назад. Восстание "скифов" как исторический тупик

6 июля 1918 года в Москве вспыхнуло восстание левых эсеров. Называли их ещё «скифами русской революции», по названию известного стихотворения Александра Блока, который очень симпатизировал этой партии (и, кстати, именно в её газете "Знамя труда" опубликовал свою знаменитую поэму «Двенадцать»). Итак, 101 год назад первопрестольную сотрясло восстание «скифов». Буржуазная либеральная пресса, ещё выходившая в те дни, со злорадством наблюдала, как две главные партии Октября перессорились между собой и принялись друг в друга палить из пушек. И даже потирала руки по поводу того, как круто большевики «вышибли» левоэсеров...

Но главный вопрос, который остался от того дня: а была ли какая-то альтернатива той советской истории, которую мы знаем из учебников? Возможно, в случае своей победы «скифы» создали бы другую РСФСР, даже другой СССР, лучший, чем тот, что нам известен? Ведь они яростно обличали большевиков за негуманность, жестокость, свирепость, за расстрелы (хотя в тот период расстрелов было ещё очень мало, даже бывший царь ещё был жив в Екатеринбурге). Например, накануне мятежа, 4 июля, эсеры устроили на Театральной площади в Москве демонстрацию, одним из главных лозунгов которой было «Долой смертную казнь!»

Увы, внимательное знакомство с текстами самих левых эсеров даёт однозначный ответ: ничего бы они не создали, не построили, не защитили. Не смогли бы. Никакой «более гуманной» РСФСР у них бы не вышло. Известно, куда ведёт дорога, вымощенная добрыми намерениями и благими пожеланиями. Победа левых эсеров в тот день 101 год назад означала бы только одно: скорый приход в Москву и Питер германских войск и триумф белогвардейцев... на развалинах уничтоженной России.

Чтобы удостовериться в этом, можно, скажем, пролистать большую, в 300 с лишним страниц, книгу бывшего левоэсеровского наркома юстиции Исаака Штейнберга (1888-1957), с пафосом озаглавленную «Нравственный лик революции». Выпущена она была в 1923 году в Берлине в издательстве «Скифы». Оригинальный человек был этот 29-летний нарком, надо признать!

Например, он был верующим иудеем, знатоком Талмуда, которому была посвящена тема его магистерской диссертации «Понятие преступления в Талмуде» в Гейдельбергском университете. И он не скрывал своей религиозности даже на заседаниях Советского правительства. Мог подняться во время заседания Совнаркома и невозмутимо заявить: «Извините, товарищи, но я вас покину – мне надо помолиться». В субботних заседаниях правительства нарком также не участвовал, соблюдая религиозный запрет. Можно себе представить, с каким выражением лица смотрел на такое поведение члена своего кабинета Владимир Ильич...

В феврале 1918 года острые дебаты между большевиками и левоэсерами вспыхнули вокруг декрета «Социалистическое отечество в опасности». Л. Троцкий вспоминал: «Написанный мною проект — «Социалистическое отечество в опасности» — обсуждался вместе с левыми эсерами. Эти последние, в качестве новобранцев интернационализма, смутились заголовком воззвания. Ленин, наоборот, очень одобрил: «Сразу показывает перемену нашего отношения к защите отечества на 180 градусов. Так именно и надо!». Однако «защиту отечества» левые эсеры, пусть и с трудом, но проглотили. Хотя и жаловались потом в своей центральной газете «Знамя труда»: «Тот, кто с лёгкой душой приемлет слова о «социалистическом отечестве» – тот «духом», внутренней сущностью своей не социалист... Снова восстанавливается разорванный было зачарованный круг старой государственности».

А вот 8-й пункт декрета вызвал у них категорические возражения, поскольку в нём говорилось:

«Неприятельские агенты, спекулянты, громилы, хулиганы, контрреволюционные агитаторы, германские шпионы расстреливаются на месте преступления». Штейнберг: «Правительство объявило тогда «социалистическое отечество в опасности»... Только к лучшим и возвышенным чувствам трудовых масс, только к самым тонким социально-интимным струнам должен был апеллировать манифест, стремившийся повторить дни французского 93 года. Ибо манифест ведь звал не к чему иному, как к жертве, к подвигу, к утверждению жизнью и смертью великих слов октябрьской революции... И вот в это самое время, в этот самый документ большевиками были брошены ядовитые слова о смерти, о казни, о расстрелах! Манифест объявлял смертную казнь в широчайших размерах... Все дремлющие в массовом человеке инстинкты зла и разнузданности, не переплавленные культурой, не облагороженные моральным подъёмом революции, изредка проявлявшиеся в фактах самосудов — были узаконены, выпущены наружу, выпущены сверху... Мы не заметили, что этими, вначале узкими, воротами к нам вернулся с своими чувствами и орудиями тот же самый старый мир... Так смертная казнь поселилась вновь среди нас».

При обсуждении воззвания Штейнберг заявил, что угроза расстрелами нарушает высокий «пафос воззвания». Ленин возразил:

— Наоборот! Именно в этом настоящий революционный пафОс (он иронически передвинул ударение) и заключается. Неужели же вы думаете, что мы выйдем победителями без жесточайшего революционного террора?

Штейнберг: «В конце концов я воскликнул раздражённо: «Зачем тогда нам вообще комиссариат юстиции? Давайте назовём его честно комиссариат социального истребления, и дело с концом!» Лицо Ленина внезапно просветлело, и он ответил: «Хорошо сказано... именно так и надо бы его назвать... но мы не можем сказать это прямо». «После издания манифеста о расстрелах первой жертвой в Петроградской ЧК стали два крупных авантюриста – муж и жена. С этого началась безумная полоса убийств, из которой революция больше не выходила. Власть надеялась на возможность организованного и рассудительного применения этой меры. Но толчок, данный в этом направлении, уже больше не зависел от намерений».

В своей книге Штейнберг на многих страницах подводит к главному выводу: «Там, где революция действительно доходит до такого рокового распутья, что только два есть выхода — либо террор, либо отступление, — там она должна для себя избрать последнее...»

Отступление! То есть, называя вещи своими именами, поражение. Вот именно к этому и привела бы советскую Россию победа «высоконравственных» левых эсеров в тот июльский день 1918 года. Поражение перед кайзеровскими войсками, которые вступили бы в Москву и Питер, поражение перед белыми. Кстати, стоит заметить, что своё восстание левые эсеры начали с убийства германского посла графа Мирбаха — такого рода бессудный расстрел не вызывал у них никакого неприятия...

Так что исторический выбор, который стоял в тот день, был, в общем-то, прост: готова ли революция сдаться, ради сохранения своего «нравственного лика» пойти на поражение? Большевики решили, что нет, не готова, и сумели силой оружия отстоять свой выбор. Левоэсеры же сами выбрали поражение и осуществили его — но, по счастью, поражение не всей революции, а только своё собственное. И, видимо, по своим понятиям, сохранили в непорочности и чистоте свой незапятнанный, безупречный «нравственный лик».

С чем их или их идейных наследников можно было бы и поздравить в 101-ю годовщину этого события.

Вот только... где же они? :)



Рейтинг:   3.88,  Голосов: 34
Поделиться
Всего комментариев к статье: 20
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
Re: Re: Re: 101 год назад
Рядовой Очевидность написал 10.07.2019 15:54
Имеющий менталитет лжеца, жулика, вора, бандита всегда видит бандита, вора, жулика, лжеца в любом, у кого хоть что-то *получилось*. (Если "профессиональный русский", то еще видит еврея - собственно, еврей у этого круга и есть тот и только тот, у кого получилось хоть что-то, Ленин его зовут или Сталин, Путин или Навальный.)
А уж если получилось столько, сколько у Ленина и Сталина...
Вернее и упорнее всех (101 год) - видит, если у самого получился ноль целых пиип десятых. Т.к. менталитет-то есть, а вот прочего шишишижды шиш.
(без названия)
Рядовой Очевидность написал 10.07.2019 15:45
«Там, где революция действительно доходит до такого рокового распутья, что только два есть выхода — либо террор, либо отступление, — там она должна для себя избрать последнее...»
В общем-то, вполне блоковское отношение. Он, к чести его, продержался дольше большинства "трепетных" его генерации.
Re: 101 год назад
Рядовой Очевидность написал 10.07.2019 15:35
Мы - пусть будет "мы" - объявили мир. Вы (булкохрусты) немедленно ввергли страну, христианнейшеи духоскрепнейше, в четырехлетнюю бойню. (ККК а-ля рюсс - Корнилов-Краснов-Каледин.)
По вашим нынешним понятиям, судить - даже идеи - можно и за бывшее век назад? А уж преемников можно судить тем более тем более? Тогда готовьтесь на скамью подсудимых. Наподобие нюрнбергской, точно.
За вранье, впрочем, отвечать вам придется за вполне современное. Пусть и ни на йоту не изменившееся зв 101 год.
Re:
афтар написал 08.07.2019 09:43
Из лидеров левых эсеров Ирина Каховская дожила до освобождения после 1953 года.
(без названия)
пятью пять двадцать пять написал 07.07.2019 23:21
Путч левых эсеров был типичным проявлением борьбы за власть.
Левые эсеры были ничем не лучше и не хуже большевиков.
Именно не лучше и не хуже.
Поэтому переживать по поводу их поражения я не буду.
Были еще максималисты, это "самые-самые" левые эсеры, которые откололись от своей основной партии в 1906 году.
Они не марксисты, как и левые эсеры, но программа их в принципе такая же.
В Гражданскую войну они активно выступали на стороне красных.
Что, впрочем, не уберегло их от большевистского террора. Большевики радостно и весело расстреливали даже друг друга, а уж попутчиков - тем более.
Кому интересны идеи максималистов, почитайте их сборник теоретических трудов 1906-1924, издательство РОССПЭН, 2002. Идеи, мало чем отличавшиеся от идей Ленина и Троцкого, и очень похожие на более поздние идеи Мао и Че Гевары. Это лишний раз говорит, что деление левых революционеров на марксистов и народников весьма условно.
Практически никто из актива левых эсеров и максималистов не пережил 30-е годы. Разве что Марию Спиридонову расстреляли осенью 1941. Остальных расстреляли раньше.
Re: Re: 101 год назад
Да-да, все так написал 07.07.2019 20:47
"Даже когда страну захватывают открытые и откровенные оккупанты (армия соседней страны), находятся люди, которые начинают сотрудничать с захватчиками.
Это происходит в каждой стране. Коллаборационизм.
Во Франции были люди, сотрудничавшие с немцами, в Норвегии, в Греции - всюду. С монголами даже сотрудничали русские князья. Что же говорить про завуалированный захват страны?
"Мы? Это вы! Это вы сами, трудящиеся, крестьяне, рабочие,захватили власть".
Из этой формулы исключили интеллигенцию, ибо ее нужно было уничтожить в первую очередь, сразу.
Мозг же! Вдруг догадаются.
Так что нет, это вы захватили власть. А то, что мы у вас отбираем весь хлеб по разным там продразверсткам, то, что мы насильственно изымаем у вас золотишко, оставшееся от царского режима, то, что мы насильственно закрываем ваши церкви и насильственно загоняем вас в колхозы, - так это же вы сами делаете.
А мы в Кремле только исполнители вашей воли.
И лагеря вы организуете сами, и людей арестовываете, и стреляете их.
Ну и хохотал же, наверное, Владимир Ильич, заложив свои пальцы за борта жилетки и закинув свою голову! Говорят, он хохотал очень даже весело и заразительно.
Ну вот, многие клюнули на эту формулу: "Вся власть рабочим и крестьянам" и пошли в сотрудники.
Кроме того - сразу паек.
Сразу - мандат.
Сразу - наган.
Сразу - привилегированное положение.
В многомиллионном народе всегда найдется несколько тысяч, десятков тысяч недовольных, обиженных либо потерявших общественное положение людей, готовых на такое сотрудничанье.
Когда выбирали сельского старосту, выбирали самого почтенного, уважаемого, рассудительного мужика. Если же он был и побогаче других, значит, его семья больше работала.
А кто шел в эти самые коллаборационисты, в комбеды?
Лодыри, пьяницы, которые в нормальной обстановке никогда не могли бы выйти в люди. И были бы обречены на вечное прозябание.
Самый последний мужичонка в деревне (а в каждой деревне есть один-два таких мужичонки) становился вдруг самым первым.
Тут возможна и такая аллегорическая картина. Представьте себе, что люди бегут.
Неважно, куда и с какой целью. Бегут.
Есть лидеры, есть хорошие бегуны, есть и лодыри, инвалиды, неумехи. Вдруг приказ - всем бежать в обратную сторону!
Вся толпа повернулась. Самые нерадивые неожиданно стали первыми. Прекрасно.
Но ведь хорошие бегуны опять могут сравняться с ними и обогнать.
Выход один обуздать хороших бегунов, подавить их, не давать им забегать вперед. А проще всего - перебить.
Лидеров-то не так уж и много.
Перебьешь - в толпе никто и не заметит. Середнячки же сами смекнут, что не нужно лезть вперед, и все пойдет как по маслу.
Захватив власть, сразу стали действовать.
Быстро, по нескольким направлениям. Одного направления мы уже коснулись - истребление наиболее мыслящих и вообще наиболее крепких русских людей.
Тут сразу две цели. Во-первых, подавить, предотвратить возможное сопротивление, во-вторых, ослабить народ. Ведь на этот народ делали ставку в мировой революции, то есть не на сам народ, а на использование его как базы, как материального и людского потенциала. Им этот народ, эта страна нужны были не на два года. Значит, чем он слабее, тем легче будет им управлять, вертеть во все стороны."
Re: 101 год назад
Болгарин написал 07.07.2019 20:38
"Дело в том, что ВАШЕ государство началось со лжи."
.
А что значит ВАШЕ? Года до 34-37 это было жидовское государство. Вы посмотрите на жидовскую укро-химеру. Та тоже ложь на лжи. Ложь - это их почерк. Бабушка вспоминала, как в их праздник они на поезде ездили. Религия запрещала ездить, можно было только плыть. Так они под сиденье тазик с водой наливали и ехали. Они бога своего обманывают, а вы их на лжи пытаетесь поймать.
101 год назад
Как ложь зачиналась написал 07.07.2019 18:52
Дело в том, что ВАШЕ государство началось со лжи.
Со лживых лозунгов, со лживых декретов, со лживых теоретических посылок.
Объявили диктатуру пролетариата - а установили диктатуру группировки.
Объявили мир - а страну ввергли в четырехлетнюю бойню.
Объявили - земля крестьянам , а землю у них вскоре отобрали вместе с инвентарем и лошадьми.
Объявили рабоче-крестьянскую власть, и тотчас ввели принудительную трудовую повинность, а против крестьян бросили регулярную армию, установили продовольственную диктатуру.
С тех пор - ложь, ложь и ложь.
Ложь в газетах, на собраниях, на сессиях Верховного Совета, на партийных съездах, в лозунгах и плакатах, в книгах, в кино, на сценах театров, в живописи - всюду ложь, ложь и ложь.
чиста скифы "воССтавшие"
ну-да... написал 07.07.2019 13:06
ага, вот оказывается какие это были "воставшие скифы"!
и главное, все "воССтавшие" были = чистА гусЬкие люди.
вот и список лиц, находившихся в запломбированном вагоне приехавших из "воССтавшей" лозаныбернаженевы: В.И.Ленин с супругой,
Г. Сафаров, Гр. Усиевич, Елена Кон, Инесса Арманд, Н. Бойцов, Ф.Гребельская, Е. и М. Мирингоф, Сковно Абрам, Г. Зиновьев (Апфельбаум) с супругой и сыном, Г. Бриллиант, Моисей Харитонов, Д. Розенблюм, А.
Абрамович, Шнейсон, М. Цхакая, М. Гоберман, А. Линде, Айзентук, Сулишвили,
Равич, Погосская...
________________________________________________
ОРЛЫ !
тьфу ты, куда там орлам = ЛЬВЫ!!!
( да-да, ..."львы" = абГмычи, салмуновичи и моисеичи
чиста скифы "воССтавшие"
ну-да... написал 07.07.2019 13:00
ага, вот оказывается были воССтавшие "скифы".
и главное все эти скифари были = чистА гусЬкие люди
вот и список лиц, находившихся в запломбированном вагоне приехавших из "воССтавшей" лозаныбернаженевы: В. И. Ленин с супругой,
Г. Сафаров, Гр. Усиевич, Елена Кон, Инесса Арманд, Н. Бойцов, Ф.Гребельская, Е. и М. Мирингоф, Сковно Абрам, Г. Зиновьев (Апфельбаум) с супругой и сыном, Г. Бриллиант, Моисей Харитонов, Д. Розенблюм, А.
Абрамович, Шнейсон, М. Цхакая, М. Гоберман, А. Линде, Айзентук, Сулишвили,
Равич, Погосская... и т.д. и т.п.
________________________________________________
ОРЛЫ !
тьфу = ЛЬВЫ!
( да-да, ..."львы" = абГмычи, салмуновичи и моисеичи...
отличная пища для ума
ЮН написал 07.07.2019 10:45
Да, "перестройщики", надо отдать им должное, подготовили свой котрреволюционный переворот гораздо продуманнее, постепенно, без истерик и надрыва. Сменили тупых баранов-вожаков на козлов (как и практикуется) и стадо, убежденное, что все верно, единодушно пошло на стрижку, а кто и на бойню. Подготовка революции есть творение ДУХА, практически всеобъемлющего "массу", чтоб не пришлось потом романтикам переквалифицироваться по-ходу, "внезапно просветлев лицом", в расстрельщиков половины собственного народа. К сожалению, дальше рассуждений о "справедливом" распределении травки (колбасы) "наука" не поднимается. Ничего удивительного - бараны на этом капитально-прибавочно-псевдоэкономическом поле не одну собаку съели, вот тут они вне конкуренции. Всякие "дУхи" и прочая нравственная лабуда, для них есть пустой звук, на худой конец - "надстройка", но такая низенькая... В этом и есть причина того, что при, казалось бы, полном и вопиюще откровенном подтверждении их однобокой, простой как мычание, "науки", она не выделяется тональностью от фона.
(без названия)
афтар написал 07.07.2019 10:14
Экая нелепость. Правые эсеры обманули крестьян, а большевики сделали то, что те обещали. Это называется вьехать на плечах?
Re: Re: А и вправду - где же они?
Тов. Тамсямский написал 07.07.2019 10:13
Нет, "Единая Россия" - идейный преемник октябристов... А ЛДПР - кадетов.... И да, Миронов к эсерам в действительности никакого отношения не имеет... Представьте его рядом с Савиновым или Спиридоновой: мельчает век, мельчает идиот...
(без названия)
безыдейный1 написал 07.07.2019 09:51
"Есть в наше время такая партия, что происходит прямиком от дореволюционной ПСР ?!"
--
Есть не только партия, а целое государство - Украина. Петлюра был эсэром, а его именем называют в Киеве улицы. Официальная идеология производит Украину не от УССР, как было фактически, а от УНР, где большевиков не было. На Украине все партии эсэрские, кто не бандерский.
(без названия)
Ключевский написал 07.07.2019 08:54
Все же надеюсь уважаемый автор не отрицает того факта что большевики вьехали во власть на плечах ЭСЕРОВ?
Re:
Truzadrottttt написал 07.07.2019 05:02
Как можно писать о эсерах и полностью обойти аграрный вопрос? Продразверстка, продотряды, комбеды?
С чем рифмуется европа? С очень точным словом квас авобще–европа –сказка!
!!!ITODAJABOGTOTTAKIDA!!!&& написал 07.07.2019 02:37
Каждый третий –идиот!
"Но главный вопрос, который остался от того дня: а была ли какая-то альтернатива той советской истории, которую мы знаем из учебников?"
- То таки ебаныевротлибералыиправозащитники скажут, что была альтернатива - всем танцевать "Летку-Еньку" и отдать страну таки амерам - то таки да...
(без названия)
беспартийный написал 07.07.2019 01:17
От дореволюционной РСДРП есть, хотя и не лучшего качества. А от ПСР - в России нет ничего. Хотя армянские дашнаки именно от тамошнего аналога ПСР происходят.
Re: А и вправду - где же они?
Да вот же они! написал 07.07.2019 01:03
Единая Россия
А и вправду - где же они?
**** написал 07.07.2019 00:59
Есть в наше время такая партия, что происходит прямиком от дореволюционной ПСР ?!...
Опрос
  • Кому из начальников вы больше доверяете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss