Фильм российской документалистки Елены Демидовой «Феномен Этигэлова. Загадка бурятского ламы» - составная часть большого просветительского проекта, проливающего свет на жизнь Буддийской Сангхи России - уже проехал добрых два десятка кинофестивалей и получил ворох призов и наград.
Будучи одной из трех мировых религий, буддизм наименее обласкан российской документалистикой и остается по сути непознанным пространством для подавляющего большинства непосвященных россиян, не имеющих непосредственного отношения к отправлению культа.
Авторы фильма не ставили задачу массового ликбеза, но позволили погрузиться в буддистскую культуру и прикоснуться к тонкостям буддистской религии через поддерживаемый российскими буддистами культ Пандито Хамбо-ламы Даши-Доржо Этигэлова, главы восточносибирских буддистов начала 20 столетия.
Саркофаг ушедшего в нирвану в 1917 году Этигэлова был поднят на поверхность Земли в 2002 году нынешним главой буддистской конфессии - XXIV Пандито Хамбо-ламой Дамбой Аюшеевым, тело перенесено в Иволгинский дацан, и с тех пор Этигэлов, считается нетленным. В фильме Демидовой интервью с ламами и буддистскими монахами чередуются с умопомрачительными ландшафтами бурятских просторов - буддистская философия, пожалуй, как никакая другая, сосредоточена вокруг красоты и таинств природы. Помимо подогревания туристического интереса к Восточной Сибири, фильм способен стимулировать философские, исторические, культурологические, теологические изыскания и научный поиск, заполняющий лакуны в нашем знании об одной из мировых религий.
Кыргызстанский кинематограф в этом году оказался буквально осыпан наградами: помимо, собственно, Гран При, доставшегося мюзиклу Айбека Дайырбекова "Песнь древа", в номинации «Лучший короткометражный документальный фильм» победила тоже киргизская картина - «Учитель» Ибадыллы Аджибаева.
Интересно, что пятидесятидевятилетний Аджибаев — профессиональный врач-гинеколог, который только четыре года назад пошел учиться киноискусству. Первая его картина “Фельдшер” была посвящена нелегкой работе врача, работающего в сельской глубинке. Новый фильм режиссера, как нетрудно догадаться по названию, рассказывает об учителе–подвижнике, который променял спокойную жизнь в столице на многотрудный быт в горном селении в Нарынской области.
Учитель - профессия публичная и связанная с общением, но для того, чтобы разговорить Токтожуму Стаханова, режиссёру понадобилось три дня: «С детьми разговаривать проще, чем с камерой». Старик Стаханов, чьи монологи занимают большую часть киноочерка, вернувшись в родное село, обнаружил, что в нем нет школы (пресловутая «оптимизация» коснулась не только российского села, процессы разрушения и деградации по всему постсоветскому пространству одни и те же), и сам организовал школу у себя дома, где он и электрик, и сантехник, и уборщик, и единственный учитель.
В планах режиссёра Аджибаева - целая серия киноочерков о подвижниках, не прогибающихся под изменчивый мир, а упрямо плывущих против течения.
|
|