Фильм турецкого режиссёра Семиха Капланоглу «Зерно» был в этом году представлен одновременно и на ММКФ в Москве, и в Казани. На ММКФ фильм демонстрировался в рамках внеконкурсной программы, потому что Капланоглу входил в фестивальное жюри. «Зерно» - несомненный оммаж Тарковскому; наверно, в каждой стране есть верные последователи Тарковского, - как ученики, так и эпигоны. Не стал исключением и турецкий кинематограф: если Нури Бильге Джейлану, избравшему Тарковского своим ориентиром и путеводной звездой, удалось стать совершенно самостоятельной кинематографической величиной и выработать свой узнаваемый и неповторимый почерк и стиль, то научно-фантастическая антиутопия Капланоглу - скорее, претензия на сходство с Тарковским, амбициозная заявка. Выдержанная в мрачных чёрно-белых тонах фантазия о погибшей планете, на которой учёные-генетики ищут остатки жизни, собрала интернациональную команду актёров: европейская суперзвезда Жан-Марк Барр в роли учёного – спасителя Вселенной, наш Григорий Добрыгин в роли его ассистента, босниец Эрмин Браво в роли учёного-отшельника, сознательно перебравшегося на мёртвые земли, заражённые химикатами. Остроактуальная тема, подкреплённая более чем полувековой традицией европейского научно-фантастического кино и удачным кастингом, могла бы выстрелить киношедевром. Однако невнятность сценария, отсутствие динамики, изобилие длиннот и ложной двусмысленности, нераскрытые характеры и вторичность буквально во всём не позволили претенциозному режиссёру стать «турецким Тарковским». Тем не менее, жюри КМФМК присудило Капланоглу вторую по значимости фестивальную награду - приз за лучшую режиссуру.
«Гранатовый сад» Ильгара Наджафа - ещё один оммаж Тарковскому, только уже из Азербайджана. Немногословное, снятое на крупных планах, тягучее кино с космополитическим визуальным рядом, практически без восточного колорита, если не считать платка на голове героини да обычных для тюркских народов Кавказа и Передней Азии тюльпановидных чайных стаканчиков. Главный герой возвращается домой после двенадцатилетнего отсутствия - столько времени он работал в России, практически прервав все связи с семьёй, что для азербайджанца более, чем странно. Родной дом посреди гранатового сада (несомненная перекличка с «Вишнёвым садом» Чехова) практически не изменился, немногословная семья принимает его безропотно, как будто он вышел на полчаса за хлебом, но глубокие эмоциональные раны, которые он нанёс близким, лишают его покоя и сна. Философское высказывание о том, что ничто на Земле не проходит бесследно, было удостоено фестивальным жюри призом за лучшую женскую роль - была отмечена актриса Илаха Гасанова.
Гастарбайтер, оставивший семью - сквозной персонаж многих фестивальных картин КМФМК, и в целом ряде фильмов герой уезжает на заработки именно в Россию, как, например, папа маленького мальчика Армона из фильма молодого, но уже обзаведшегося богатой фильмографией молодого таджикского режиссёра Мухиддина Музаффара «Теснина». Отъезд отца становится причиной злоключений девятилетнего Армона, единственного ребёнка в кишлаке, не прошедшего процедуру обрезания. Клубок социальных противоречий, религиозных предрассудков, феодальных пережитков, возрождающихся в деградирующем постсоветском Таджикистане, превращает частную семейную, казалось бы, пустяковую проблему в полноценную драму. Социальное расслоение нынешнего таджикского кишлака, где в полный рост реанимируется байство, имущественное неравенство, мракобесие не позволяет бедной семье Армона в отсутствие кормильца скопить на праздничный стол - непременный атрибут детского обрезания. Остроактуальная «Теснина» снята в лучших традициях социалистического реализма, благодаря в том числе и литературной основе - роману народного таджикского писателя Сорбона «Теснина Вселенной». Автор романа Сорбон и кинодраматург Бахтиёр Каримов создали сценарий, который был признан фестивальным жюри лучшим сценарием конкурсного фильма. Отдельно хотелось бы отметить работу режиссёра с детьми - они не просто полноправные, но и главные герои съёмочной площадки. Живописные ландшафты Согдийской области, бурные реки, цветущие маковые поля, яркие костюмы радуют глаз, создавая неизбежный контраст между жизнерадостным визуальным рядом и куда менее жизнеутверждающим сюжетом.
|
Рейтинг: 2.53, Голосов: 19
|
|
|