Открывавший Международный фестиваль в Торонто и выигравший Гран-при главного фестиваля всех документалистов мира - амстердамского IDFA «Разум» Ананда Патвардхана - очень непростое зрелище, требующее фундаментальной предварительной подготовки, максимальной мобилизации внимания и быстрой реакции. И вовсе не потому что его хронометраж 260 минут (четыре часа экранного времени держат в напряжении и пролетают так быстро, что не замечаешь), а потому, что если зритель глубоко не погружён в историю и современные реалии самой большой демократии мира - Индии, то он оказывается буквально завален бьющими наотмашь фактами, именами, названиями, топонимами, метафорами, аллегориями, ссылками, цитатами. История и социальная реальность Индии с её 21 официальным языком для неспециалиста - мир абсолютно неведомый. Ананд Патвардхан, человек с активной гражданской позицией и чётким мировоззренческим кредо, снимал «Разум» не для иностранной аудитории, а в первую очередь для индийской, и то, что у себя на Родине он не может демонстрировать свой фильм, ставший для него манифестом, - правительство Нарендры Моди, опирающееся на полуфашистскую Бхаратия Джаната Парти, запретило работы коммуниста, атеиста и гуманиста Патвардхана к показу, - красноречивое подтверждение тому, что режиссёр ни разу не преувеличивает и не сгущает краски.
«Разум» - широчайшая панорама социальных реалий Индии и её стремительно растущей фашизации под руководством правящих бал правонационалистических радикалов. В самой Индии это называется «шафранизацией» - по шафранно-оранжевому цвету, маркирующему всё, связанное с хиндутвой - националистической доктриной превосходства хиндустанцев. Нынешнее правительство Моди навязывает стране культы идеолога человеческого неравенства и поклонника Гитлера - Голвалкара, а также Саваркара - крайне противоречивого политика-реформатора, с одной стороны, ставшего автором и идеологом хиндутвы, одного из участников убийства Ганди, а с другой стороны, выступавшего за отмену кастовой системы. Патвардхан показывает, как ультранационалистическая политика правящих кругов резонирует с самыми дикими, пещерными воззрениями и проявлениями отсталых масс, и всё это усугубляется глубоко анахронистичной, абсурдной, но пустившей крепкие корни в обществе кастовой системой.
Первое достоинство палитры Патвардхана в том, что мы видим многогранную и многоцветную народную жизнь во всех её ракурсах и проявлениях - не парадно-официозные съемки политиков, а индийскую улицу, Индию глазами обычного человека из толпы. Второе - в том, что режиссер, как и подобает диалектику и рационалисту, наряду с тёмной стороной видит и светлую, наряду с дремучим, отупляющим мракобесием, несомым в общество такими националистическими партиями, как правящая БДжП, её военизированная родоначальница Раштрия Сваямсевак Сангх (РСС) и экстремистские Санатан Санстха и Шив Сена, режиссёр показывает нам Индию гуманистическую, прогрессивную, коммунистическую, левую - собственно, работа над фильмом началась после двух потрясших страну громких убийств: просветителя и лидера Комитета по борьбе с суевериями Нарендры Дабхолькара в 2013 году (фильм начинается с его фрагмента его публичного выступления за два дня до рокового выстрела) и лидера Коммунистической партии Индии в Гуджарате Говинда Пансаре в 2015 году. Одинаковый почерк убийств и травля, которой при жизни подвергались лидеры индийского прогресса со стороны националистов, не оставляют у Патвардхана сомнений, что эти расправы, как и недавние убийства вице-президента университета и борца с мракобесием Калбурги, признанного борца с кастовой системой журналистки Гаури Ланкеш, прогрессивного замминистра внутренних дел Мумбаи Хеманта Каркаре, ведшего беспощадную борьбу с националистическим и религиозным экстремизмом - звенья одной цепи. Настойчиво повторяющийся видеоряд, пронизывающий весь фильм - чёрный человек едет на мотоцикле по тёмной улице: символ множества громких и нераскрытых убийств, совершенных людьми, стреляющими с мотоцикла. «Идеология, убившая Ганди, убила и этих людей», - говорит режиссёр, чья неуёмная натура не позволяет ему присутствовать в фильме исключительно в виде закадрового голоса: в нескольких эпизодах фильма Патвардхан, проникающий с видеокамерой на сборища экстремистов из РСС или Санатан Санстхи, не выдерживает и прорывается в кадр, вступая в ожесточённую полемику с отморозками и рискуя если не жизнью, то, по крайней мере, здоровьем.
Композиционно «Разум» делится на 8 глав и бессчётное количество калейдоскопически сменяющих друг друга сюжетов, но, подытоживая, отчётливо выделяешь две главные части, две линии, два мира - один мир, в котором строят индуистское государство, государство только для хинду, в котором принято убивать и унижать инакомыслящего, а люди от рождения не равны и должны знать своё место, и другой мир - в котором Индия для всех, кто её населяет, в котором нет неравенства и каст, в котором разум главенствует над предрассудками и суевериями (если кто не помнит, напоминает нам режиссер Патвардхан, действующая Конституция Индии не только гласит, что Индия - светское государство, и граждане Индии равны в правах, но и обязывает к научному, а не религиозному, мировоззрению).
Для Патвардхана не существует понятия «режиссёрский нейтралитет»: из двух концепций документалистики - «режиссёр фиксирующий» и «режиссёр участвующий» он, несомненно, выбирает вторую. «Любить, ненавидя» - универсальный принцип хорошего художника, и в этом отношении режиссёр сравнивает себя с одним из своих героев - индийским парнем-мусульманином, у которого религиозные отморозки из «Бригад защиты коров» (для русского уха звучит смешно, но для Индии эти отнюдь не смешные погромщики, учиняющие внесудебные расправы, избиения, убийства, линчевания стали настоящим бедствием) разгромили дом и убили отца, заподозрив его в разделке дома говядины (мясо оказалось бараниной, но погибшего уже не воскресишь). «Мне повезло, что я родился и живу в Индии, другой такой страны нет», - говорит парень, чьи слезы после похорон растерзанного отца ещё не высохли.
Патвардхан подробно рассказывает историю самоубийства аспиранта хайдарабадского университета Рохита Вемулы, затравленного администрацией вуза и сокурсниками за низкое, далитское происхождение - с подачи безраздельно доминирующих в штате БджП и РСС сегрегация всё глубже проникает даже в индийские университеты. Уже упомянутый Хемант Каркаре, глава антитеррористического подразделения МВД Махараштры, напрямую приблизился к раскрытию громких терактов 2008 г. в Мумбаи (в которых сначала обвинили исламских экстремистов, но потом выяснилось, что массовое убийство совершили индуистские радикальные группировки) и был убит фанатиками.
Третье и, наверно, самое ценное достоинство картины Патвардхана в том, что он чётко понимает и наглядно показывает: националистические, фашистские, религиозные, кастовые предрассудки в индийском, как и в любом другом обществе - следствие социального неравенства. На многочисленных примерах режиссер демонстрирует, что политика правящих кругов, базирующаяся на неравенстве, истреблении инакомыслящих, обскурантизме и дикости, проводится в интересах верхушки касты брахманов, богатых и сильных мира сего. Значительная часть фильма посвящена ярким, трагическим и кровавым эпизодам борьбы за свои права и за землю права далитов, неприкасаемых, число которых в отдельных штатах достигает трети населения - изобильно показаны митинги, демонстрации, акции протеста, ставшие для граждан Индии частью повседневности, многомиллионные массы, выражающие абсолютно разные, диаметрально противоположные идеи. «Рога и копыта оставьте себе, а нам верните землю!» - кричат далиты рядящимся в коровьих фанатиков бандитам, размахивая флагами с портретами Ганди, создателя индийской Конституции, лидера неприкасаемых Амбедкара и коммуниста Пансаре. - «В наших жилах кровь не хинду, не христианская, не мусульманская, а человеческая!» Наверно, нет страны с более расколотым, более поляризованным обществом, чем полуторамиллиардная Индия, и люди за свои права и идеи платят жизнью.
«Разум» - настоящий фильм-колокол, звонящий по каждому индийцу, эпический по форме призыв к совести и действию. Со своей задачей - показать не только нашествие отупляющего невежества и погружение страны в религиозно-националистический мрак, но и здоровые силы сопротивления, преодоления и борьбы - Ананд Патвардхан справляется блестяще, и никакие запреты поклонников индуистских гитлеров его голос не заглушат.
|
Рейтинг: 3.50, Голосов: 16
|
|
|