Ещё один подвижник - Леа Цемель, героиня фильма маститых и увенчанных наградами документалистов Рейчел Ли Джонс и Филиппа Беллэша «Адвокат», знаменитый палестино-израильский адвокат, в силу убеждений ведущий дела в основном палестинцев - в Израиле таких можно пересчитать по пальцам одной руки. Для половины страны она культовый персонаж, почти полубог, для другой половины - адвокат дьявола и сама исчадие ада. «Адвокат» - её фильм-портрет. Откровенно говоря, он постоянно сбивается на то, чтобы стать двойным портретом: ведь муж Леи, Мишель Варшавски, философ-антисионист, журналист, политик, левый активист, коммунист, троцкист в стране известен чуть ли не побольше своей жены, - режиссёры намеренно дозируют монологи Варшавски, дабы не сбиться со сценарного замысла, фильм всё же не о нем, - хотя закадровый текст, иллюстрирующая рассказ архивная кинохроника, изобилие исторических вставок, проливающих свет на те или иные страницы истории Палестины, в которых Леа Цемель и Мишель Варшавски фигурируют вместе, то и дело превращают портрет героини в семейный портрет двух знаковых для страны благородных людей.
Не погружённый в палестино-израильский контекст зритель поначалу удивляется изобилию вкраплённых в ткань фильма анимационных вставок, идущих с первых же минут: значительную часть «Адвоката» составляют кадры из судов и тюрем, где операторы обязаны заблюривать лица, но потом понимаешь, что рисованная анимация, занимающая чуть ли не треть экранного времени, и эксперты, выступающие инкогнито, неспроста - в раздираемой ненавистью и враждой стране, когда накал страстей не спадает десятилетиями, и каждый рискует в любой момент быть убитым или искалеченным, лучше маскировать лица на экране, особенно если речь идет о громких делах, связанных с насилием, убийствами, терроризмом.
Авторы фильма перемежают съемки 70-летней Леи в режиме реального времени со кадрами хроники, отрывками из телепередач: вот она в своем адвокатском офисе (цепкий зритель обратит внимание, что еврейка Цемель делит одно помещение с арабским юристом, что для Израиля вещь практически невероятная, а помогают ей молодые люди как еврейской, так и арабской национальности, - то, что для обычного человека кажется вполне естественным и единственно возможным, в нынешнем предельно сегрегированном израильском обществе предосудительно и странно). Отрывки из телеинтервью Леи Цемель разных лет, от 1960-х до 2010-х, сменяют друг друга, и везде она комментирует только что проигранный ей процесс: то, что в сионистском государстве у палестинца практически нет шансов на справедливый суд, для неё давно уже стало неизбежной данностью, - «безнадёжная бунтарка», говорят о ней в лифте тель-авивского суда. «Для нас попасть на встречу к подзащитному - и то большая удача, а скостить хоть один год из пятнадцати - за счастье, - говорит Леа. - Мы - оккупанты и пожинаем закономерные плоды оккупации, мы отняли у арабов землю и виноваты перед ними априори, а они априори имеют право на защиту - кто дает мне право судить людей, сопротивляющихся оккупации?...».
Авторы довольно подробно знакомят зрителя с историей формирования воззрений героини: в 1967 году студентка Леа Цемель пошла добровольцем на войну, позже была отправлена патрулировать оккупированные территории, где увидела беженцев, изгнанных, обездоленных, где ей открылась правда о сути сионистской политики на палестинской земле. После того, как у Стены плача жилой арабский квартал снесли вместе с людьми, вступила в Мацпен (на кадрах хроники полувековой давности - юная Леа на демонстрации Мацпена с плакатом «Да здравствует единство арабо-еврейской борьбы!»).
Совершенно очевидно, что авторы фильма «Адвокат» ставят перед собой просветительскую задачу - ведь для того, чтобы понять основной сюжет, снимаемый в режиме реального времени, нужно погрузиться в палестино-израильский контекст последнего полувека. Достаточно подробно, в шершавой чёрно-белой хронике показаны самые громкие судебные процессы с участием героини. Дело «сирийского подполья» (оно же дело «Красного арабо-еврейского фронта»), когда впервые целую группу марксистов, евреев и арабов, во главе с Уди Адивом и Даудом Турки, после страшных пыток в тюрьме обвинили в связи одновременно с сирийскими спецслужбами и Народным Фронтом Освобождения Палестины и посадили на большие срока - именно тогда была обнародована методическая брошюра ШАБАК о том, как правильно пытать заключённого, не оставляя следов. Дело «Бейт Хадасса» по обвинению группы арабов в массовом убийстве в Хевроне - всех тогда приговорили к пожизненному заключению, а главного адвоката, беременную Лею Цемель, били и оплёвывали на улице. Дело «Альтернативного информационного центра», когда по обвинению в связях с палестинским движением был арестован муж Леи, Мишель Варшавски. Без такой ретроспективы зрителю будет трудно понять условия, в которых работает героиня сегодня.
В фокусе внимания режиссёров - два последних дела Леи Цемель. Первое - покушение на убийство 13-летнего мальчика в ходе драки, в котором обвинён его также 13-летний сверстник (по израильским законам, лица моложе 14 лет не могут содержаться в СИЗО и тюрьмах, но парня держат в кандалах и постоянно избивают).
Не дожидаясь первого допроса малолетки, Нетаниягу по телевизору объявляет подростка виновным («Это террорист с лицом ребёнка!»), - случай, беспрецедентный даже для Израиля - и начинается травля семьи. Мы видим кадры яростной телевизионной полемики Нетаниягу с Абу Мазеном, израильская сторона пускается во все тяжкие - транслирует на всю страну кадры жесточайшего допроса подростка с пробитым черепом, а также живого потерпевшего - несмотря на то, что парень живёхонек, пропаганда именует дело исключительно «делом об убийстве».
Второе дело - палестинку Исру Джабис обвинили в покушении на израильских военных: вблизи блокпоста она потеряла управление машиной, а вскоре раздался взрыв, в результате которой женщина потеряла 60% кожного покрова, у неё расплавились руки, обезображено лицо. В итоге оба дела были рассмотрены судом в отсутствие адвоката Цемель, что само по себе грубейшее нарушение, подросток получил 12 лет тюрьмы за убийство, которого не было, а женщина - 11 лет «за преступное намерение», от которого пострадала она одна. «Мне надо заказать визитки: Леа Цемель, loosing lawer», - горько усмехается героиня, обаяние и харизма которой заставляют зрителя прилипнуть к экрану не меньше, чем обстоятельные экскурсы в историю.
|
|