Кто владеет информацией,
владеет миром

Куда приплыл «Адмиралъ»

Опубликовано 21.10.2009 автором Андрей А. в разделе комментариев 194

Куда приплыл «Адмиралъ»

Там, где волны дикий камень мылят,

Колыхая сумеречный свет,

Я встаю, простреленный навылет,

Поправляя сгнивший эполет.

Сергей Марков,

«Полярный адмирал Колчак»

C 19 октября Первый канал начинает показ телевизионной версии художественного фильма «Адмиралъ», посвященного адмирал А.В.Колчаку. Как и всегда в таких случаях перед коммунистом встаёт вопрос: смотреть или не смотреть. За выбор «смотреть» говорит необходимость своими глазами увидеть, каков герой киношной мифологии новой России и простое любопытство, за «не смотреть» опыт, подсказывающий, что, скорее всего, увидишь очередную безвкусную антисоветскую поделку.

Я решил посмотреть фильм. Показанная вчера первая серия показала - с выбором не ошибся. Этот фильм стоит смотреть, его должен увидеть каждый. Он действительно, как писали с восторгом в анонсах буржуазные газеты, «Чапаев» наоборот. Главным героем фильма стал человек, чья фигура до сих пор вызывает диаметрально противоположные оценки. Для одних он палач и убийца, для других почти святой мученик. У человека, которого попытался сделать героем фильма-боевика, в жизни было многое: блестящая карьера и талант флотоводца (он был одним из немногих царских адмиралов, умело командовавших вверенными ему силами в русско-японской и первой мировой войнах), смелость и мужество (он был заслуженно награждён Георгиевским оружием - Золотой саблей с надписью «За храбрость»), любящая жена, готовая бросить всё и уехать за ним в Сибирь.

В тоже время ему не хватало самого важного – понимания, что правда находится на стороне большевиков, что нельзя бороться против своего народа. Он не сумел понять и сделать то, что смогли сделать многие другие офицеры и адмиралы царского флота, например, контр-адмирал В.М.Альфатер, бывший барон, ставший первым командующим советским ВМФ. Альфатер честно признавался: «Я служил [самодержавию и Временному правительству] до сих пор только потому, что считал необходимым быть полезным России там, где могу, и так, как могу. Но я не знал и не верил вам. Я и теперь ещё многого не понимаю, но я убедился, <...> что вы любите Россию больше многих из наших. И теперь я пришёл сказать вам, что я ваш».

Хороший фильм о Колчаке должен дать зрителю ответы вопросы: почему адмирал выбрал сторону белых, почему он стал «правителем омским», как докатился до того, что у него был «мундир английский, погон французский, табак японский». А в идеале лишь задать их и предоставить зрителю возможность самому прийти к ответам.

Хотелось увидеть в фильме анализ трагедии Колчака средствами искусства, трагедии умного и смелого человека, выбравшего неверную жизненную дорогу и потому вынужденного расплачиваться за ошибки. Ничего этого в фильме нет. Фильм одинаково далёк и от жанра трагедии и от драмы. С точки зрения Голливуда, работа, конечно, удалась. Батальные сцены внушительны. Спецэффектов масса. Музыка звучит неплохо и почти всегда «в тему».

Зато уже с изображением той исторической эпохи, верностью деталям, а порой и просто здравому смыслу, у авторов возникли серьёзные проблемы. Начитавшись до просмотра хвалебных рецензий, в которых рассказывалось, что «Адмиралъ» сняли за 210 съёмочных дней, занявших 4 года работы и потребовавших бюджет в 20 миллионов долларов, я приготовился увидеть добротный исторический фильм. Пусть идеологическую отраву, превозносящую белых и царизм, но выглядящую для неискушенного зрителя вкусно и аппетитно. Как же! Жди…

Начало фильма. Туман. В тумане движется эскадренный миноносец царского флота «Сибирский стрелок», устанавливающий минное заграждение. Кораблём командует Колчак (Константин Хабенский). Неожиданно появляется немецкий крейсер «Фридрих Карл». Между кораблями завязывается артиллерийская дуэль. Колчак собственноручно наводит одно из орудий на вражеский корабль и попадает прямо в ходовую рубку. Взрыв выводит из строя «Карла Фридриха» на некоторое время, но силы неравны, Колчак понимает, что его потопят, если бой продолжится, и он принимает решение уходить на выставленные «Сибирским стрелком» мины. Немецкий крейсер ведёт погоню. Команда колчаковского корабля дружно и показушно молится. Эсминец осторожно идёт по своим минам, они даже скребутся по корпусу. Одна из них всплывает прямо по курсу корабля. Начинается явный абсурд, потому что Колчак, без пяти минут адмирал(!), командует: «Стоп машины!»

Поясню: остановка вращения гребных винтов не означает остановку корабля, он продолжает двигаться по инерции. В реальности для остановки корабля Колчак должен отдать команду «Малый назад!». Спасло, конечно, чудо. Не зря молились. «Карл Фридрих» вдруг подорвался на мине. Всё, честь и слава царского флота и его храброго представителя Колчака спасены! Ура, господа!

Но стоит рассмотреть этот эпизод чуть внимательно и можно обнаружить ещё немало нелепостей. Начнем с того, что в роли эсминца «Сибирский стрелок» выступает эсминец типа «Буйный». Старшим офицером «Сибирского стрелка» (т.е. замом Колчака) якобы является Сергей Тимирев. На самом деле Колчак и Тимирев были знакомы, можно сказать, со школьной скамьи, но вместе на «Сибирском стрелке» они никогда не служили.

Матрос докладывает о том, что в «машинном отделении перебит трубопровод». Господа! Эсминец «Сибирский стрелок» в качестве топлива использовал уголь, и «перебивать» там нечего.

Ещё. Колчак с какой-то стати встаёт к орудию, наводит его и стреляет. Вообще-то флотская профессия Колчака - минёр. Вряд ли он мог наводить орудие лучше, чем профессионалы-комендоры. Ну, это мелочь. Интереснее другое. Снаряд Колчака попадает в ходовую рубку крейсера. Следует взрыв. У эскадренного миноносца «Сибирский стрелок» два орудия калибром 102/60-мм и два с 47-мм. Броня рубки немецкого крейсера «Фридрих Карл» имела толщину 300 мм. Для наглядности - 30 сантиметров. Пробить рубку вражеского крейсера колчаковским орудиями просто нереально. Но он, мастерски наведя орудие, мало того, что её пробивает, так после этого в ней, что-то взрывается. Что могло взорваться в ходовой рубке крейсера? Не знаю, видимо, у меня нет фантазии сценаристов «Адмирала».

О ляпах фильма можно написать сотни страниц. «Адмиралъ» полностью состоит из них. Самый заметный из них - неизменное обращение к Колчаку революционных и белых матросов, анархистов - «господин», «господин адмирал». Вообще-то после Февральской революции в ходу было обращение «гражданин», на «господина» можно было услышать: «Не при старом режиме живём». Даже Михаил Романов подписывался «гражданин Романов». Но авторы этого, разумеется, не знают.

Собственно на этом с претензиями авторов на историчность фильма можно покончить и перейти к сюжету. «Адмиралъ» снят в лучших традициях Голливуда, согласно которым обязательно наличие «хороших» и «плохих» парней. С одной стороны - царские офицеры, умные, благородные люди, живые воплощения веры к богу, любви к родным, преданности Отчизне. С другой - большевики, похожие на орков Толкиена, такие же внешне и внутренне грязные, поодиночке трусливые и только в стаде злобные и наглые. Можно смело сказать, что фильм станет весомым кирпичом в фундамент мифологии о «России, которую мы потеряли». Все белые теперь «наши» - все они, без исключения, люди высокообразованные, смелые, интеллигентные. Красные, явно «не наши», напротив – это отборная сволочь: безграмотная, циничная, безжалостная и кровожадная до ужаса.

Советскому кино («Чапаев», «Волочаевские дни», «Адьютант его превосходительства», «Бумбараш» и т.д.) было присуще стремление отображать героев Гражданской обеих сторон максимально достоверно. Не всегда это удавалось, но, например, в «Неуловимых мстителях» Овечкин и Кудасов выглядят людьми. Хитрыми, жестокими, умными врагами, а вовсе не тупыми «орками». В «Адмирале» же красные и белые изображаются на уровне героев комиксов. Вероятно так режиссер и игравшие в «Адмирале» актёры воспринимают собственных дедов и прадедов, которые наверняка тоже были как среди красных, так и среди белых.

Степень равнодушия, отстраненного отношения потрясает – складывается впечатление, что фильм снимали иностранцы, для которых понятия: «революция», «гражданская война», «белые» и «красные» - такие же отвлеченные абстракции из учебника истории, как для нас - «Столетняя война», «Людовик XIV» или «реставрация Мэйдзи». Мы, зрители, должны просто поверить в то, что Колчак хороший, что он «За Россию единую и неделимую», хотя вся его деятельность в качестве верховного правителя в фильме исчерпывается всего лишь двумя эпизодами.

В первом принятие присяги, а во втором он на заседании омского правительства принимает решение об эвакуации Омска. И всё. О том, что Колчак пришёл к власти в результате переворота, равно как и о политической программе Колчака и его стратегических замыслах, не говорится ни слова. И не зря. Ведь один из членов омского кабинета министров А.П. Будберг на второй день после выдвижения Колчака верховным правителем сделал в своем дневнике тревожную запись: «Вечером адмирал разговорился на политические темы и выказал свою детскую искренность, полное непонимание жизни и исторической обстановки и чистое увлечение мечтой о восстановлении великой и единой России; он смотрит на свое положение как на подаренный небом подвиг».

Свержение власти Директории, по мнению нынешних белоисториков более законной, по сравнению с большевиками, в плюс Колчаку сценаристы записать не решились. В роли командующего сухопутными войсками Колчак продемонстрировал свою полную несостоятельность. Зато были его приказы о взятии заложников и расстреле деревень, а в тылу орудовали карательные отряды бандитского атамана Семенова, резавшие всех, кто попадался под руку. Неудивительно, что через некоторое время в адмиральском тылу началось партизанское движение, причем изначально без всякой помощи большевиков.

В лучших традициях жанра в фильме льются потоки крови и смакуются ужасы войны. На экране психическая атака, когда, оставшись без патронов, белые солдаты идут на противника с голыми руками. «Братцы, у нас нет патронов. Да и кому они нужны?», - восклицает генерал Каппель. Затем следует кадр с человеческими телами, аккуратно разложенными штабелями на снегу. И если Вы закалены просмотром голливудских боевиков и Вас не испугать такой сценой, тогда для вас приготовлен эпизод, где генералу Каппелю из-за гангрены отрезают обе ноги…

Верхом беспардонной лжи стало изображение платонической любви Колчака к Тимиревой. Близки они якобы стали лишь в последние дни пребывания адмирала на свободе, в штабном поезде, везущем его в Иркутск. На самом деле роман между ними продолжался полтора года, и в Омске об этом было достаточно хорошо известно, хотя своих отношений Колчак и Тимирева и не афишировали. Колчак даже отправил мужа Анны, контр-адмирала Сергея Тимирева, командовать морскими силами Дальнего Востока, бросил жену с сыном, а Анна бросила новорождённого сына, лишь бы быть с Колчаком. Но сценаристы предпочли оставить это за кадром, иначе светлый образ рыцаря без страха и упрека мог бы существенно потускнеть.

Единственным ценным эпизодом фильма можно считать финал. Он опроверг распространенное почему-то мнение, что Колчака расстреляли большевики, хотя сделал это иркутский политцентр, в котором вместе заседали большевики, меньшевики, анархисты и эсеры. Редкий в истории Гражданской войны момент, когда столь разные политические силы были единодушны. «Объединил» их против себя сам Колчак. Своей бездарной и неумелой политикой. Но в фильме «Адмиралъ» вы всего этого не найдете. Там все просто – на одной стороне хорошие парни, на другой – «утерменши» в матросских бушлатах, главный герой – не живой человек со своими мыслями, чувствами, а сухой, безжизненный символ белого движения, эффектно и бессмысленно бросающий саблю в воду. Из фильма так и нельзя понять, куда приплыл адмирал, за что собственно расстреляли Колчака.

Некоторые рецензенты пытаются провести параллель между «Чапаевым» и «Адмиралом». Дескать, фильм «Чапаев» стал шедевром советского кинематографа, эталоном для последующих лент о Гражданской войне, а «Адмирал» будет таким столпом для российского кино.

Дед рассказывал, что они в клубе с пацанами пересматривали много раз подряд «Чапаева», и каждый рад плакали, когда на экране Чапай тонул под градом вражеских пуль. «Адмирал» слёз не вызовет, ну а моря крови... этим в наше время никого не удивишь. Твёрдо уверен, что фильм «Адмирал» никогда не станет киноклассикой, какой стал «Чапаев». Жизнь и судьба адмирала Колчака – хороший материал, чтобы показать трагичность положения человека, пошедшего с оружием против трудового народа, человека незаурядного и неординарного. Тема ждёт своего большого художника, способного её раскрыть во всей полноте и сложности, показать закономерность финала жизни Колчака. Стоит ли говорить, что авторы «Адмирала» к ней не смогли и подступиться. Да и хотели ли? Бабла срубить, нам большего и не надо, как говаривал известный американский режиссер. Поэтически же наиболее точными остаются строки Сергея Маркова:

Думал я, что грозная победа

Не оставит наши корабли...

Жизнь моя, как черная торпеда,

С грохотом взорвалась на мели,

Чья вина, что в злой горячке торга,

Убоявшись моего огня,

Полководцы короля Георга

Продали и предали меня.

Я бы открывал архипелаги,

Слышал в море альбатросов крик...

Но бессильны проданные шпаги

В жирных пальцах мировых владык.



Рейтинг:   3.59,  Голосов: 54
Поделиться
Всего комментариев к статье: 194
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
Михаилу из Калифорнии
Гражданин написал 22.10.2009 08:33
По сути Вы в грубой форме высказали то, к чему я подводил своими 44 постами
Re:
bw написал 22.10.2009 07:47
Как заколялась сталь (или як задрючилась железяка) - унылое пропагандистское говно. Его можно было только вбить насильно вместе с прочей ерундой. Экранизируют ее навряд ли, если только не решат снять комедию про извращенцев.
Re: А паровоз все бежит...
bw написал 22.10.2009 07:43
"Почему билеты , купленные в Москве, были действительны в Омске? Почему белые пропускали через себя красный поезд?" Бугага. Да потому что железная дорога работала и там и тут. Это - факт, известный советским детям из"Школы" пресловутого Гайдара. На гражданской войне линии фронта не было. В тылу у тех и других возникали разнообразные формы власти, армии, постоянно меняющиеся-переформирующиеся и т.д.. Контролируемые территории делились весьма условно. Условная линия фронта спокойно могла проходить по одной квартире или даже постели.
Re: Комиссары пообещали быдлу заводы, фабрики и землю, - и всех кинули
... написал 22.10.2009 05:15
Михаил, учите историю.
Матросов набирали из горожан, в основном из рабочих - нужна была грамотность, в т.ч. техническая.
На диктатуру пролетариата были согласны - читайте Бабеля.
Фабрики рабочие получили, землю крестьянам - отдали. Отбирать начали через 10 лет, когда выгнали Троцкого.
Насчет жидов у власти - попробуй поговорить об этом у себя в Калифорнии.
Про выборы говорят - в Советы народных депутатов. А если ты про Колчака, то он депутатов Учредительного собрания казнил мучительной казнью. Большой был демократ.
Комиссары пообещали быдлу заводы, фабрики и землю, - и всех кинули
Михаил из Калифорнии написал 22.10.2009 04:08

В США фильма "Адмирал" пока не показывают.
Интересно, как в фильме показывают солдат и матросов, которые были 90% родом из деревни?
Согласны ли были деревенские парни на диктатуру пролетариата?
Верили ли они в лозунги "Фабрики - рабочим! Землю - крестьянам !"
Говорят ли в фильме что этот лозунг был основой самой успешной кампании политического маркетинга во все времена?
Комиссары пообещали быдлу заводы, фабрики и землю, - и всех кинули.
Быдло ведь думало что они собственниками станут.
А как показывают комиссаров?
Они там крючконосые или курносые?
И как же русский народ клюнул на идеи Маркса?
Ведь это была жидовская идея, и к власти пришли комиссары-жиды.
Большинство из этой ленинской гвардии не пережило 38 года.
Вот уж где Сралин был прав. Хоть одно доброе дело сделал.
А говорят ли в фильме о том что надо проводить выборы, а не военный переворот делать?
Видимо, когда быдлу обещают у кого-то отнять и ему отдать, мораль у быдла отключается.
А, может, у быдла и нет морали. Поэтому оно и быдло.
к портрету актеров
влад написал 22.10.2009 02:30
Самый дибильный выбор актера-это Боярская в роли Темировой.Боярской надо играть роли каких нибудь уличных проституток или девочек из борделя,но никак не благородных девиц того времени.
плата за выбор...
Лев Михайлович написал 22.10.2009 01:00
Особенно интересна послереволюционная судьба российских офицеров,адмиралов и генералов.За свою службу большевичкам и "народу"они получили традиционную народно-большевистскую благодарность-пулю в затылок.Не все и не сразу.Егоров, Тухачевский,Миронов-несть им числа.Адмирал Лев Михайлович фон Галлер,например, не был расстрелян.Он умер в тюремной камере.Мне,конечно,сразу напомнят других, Шапощникова,например.Но это единичные исключения,погоды не делающие. Не считаю возможным осуждать с сегодняшних позиций тех,кто перешел на "сторону народа(большевиков)".Они за свою измену присяге расплатились по максимуму-своей жизнью.Те,кто не пошел "за народ"-да,проиграли.Но не изменили никому:ни присяге,ни стране,ни самим себе,в конце коцов.Они испили свою горькую чашу. Но их вины за последующей трагедию страны (и народа нет).Они сделали все,что могли...
Re: Дмитрий г Запорожье
Барабас Карабасович написал 22.10.2009 00:36
Ебать тебя в жопу со всеми твоими бандерами, шухевичами и прочей деревней. Мудак, - ты никому не нужен и неинтересен. Деревня злоебучая.
Re: Георгию
Fred написал 22.10.2009 00:20
Дефекты психики - они на самом деле наглядны, последствия их в быту, для тех, кто имел несчастье совместного проживания с субъектом - ужасны. Если у такого субъекта оказывается власть, то последствия чудовищны!
Пример, Дятел: туп, ленив, необразован (не осилил книгу, врямя чтения 3 часа), отсутствует чувство юмора (мозК - не смог расмотреть слэнга), злобен, завистлив, высокомерен (мат, неуважение оппонента), гипертрофированно меркантилен и беспринципен, (сидит день и ночь на форуме за гроши, гробя Родину). Лжив, интересный результат дает тестирование пообных субъектов на полиграфе...
(без названия)
Дмитрий г Запорожье написал 22.10.2009 00:09
Так все просто было.Как пришли коммунисты в 1939г так начали порядки наводить и
народ до 1960г сопротивлялся,пока не достигли некоторого компромиса.Кого-то уби
ли(Бандеру,Шухевича),кого-то посадили(не расстреляли а посадили),что-бы героев не плодить,кто-то устал воевать,да и через границу шастать проблемно становило
сь в общем масса причин.Лидер УПА(после Бандеры)умер меньше года назад своей
смертью(отсидев 10 в лагерях).Особо не пофантазируеш.Многие из тех кто воевал в
УПА живы и рассказывают такие вещи,которые коммунисты предпочитали не слышать.
недоумки
жана написал 22.10.2009 00:03
В раннем юношестве,прочитав "Тихий дон" я не обратил внимание на слова казненного повешением коммуниста Подтелкова" ГЛУПЫЕ ВЫ. ОБМАНЫВАЮТ ВАС".
Мне уже много лет.Современное обжотство и обпивонство - это не то, ради чего умирали предыдушие поколения.
Самое ужасное то, что эта молодая мразь плодится и размножается.
ЗАЧЕМ???
Значит это ГОСУДАРСТВО готовит ей ГЕРОИЧЕСКИЙ исход.
Счастливого пути !
С песней вперед. Очередное пушечное мясо.
Георгию
Дятел написал 21.10.2009 23:13
Мне горько Вам об этом сообщать, но Вы не можете исправить ошибку. Она у Вас в ДНК. Наука пока не умеет. Мне право жалко. Извините.
(без названия)
Георгий написал 21.10.2009 22:56
Видите ли, Дятел. Я свою ошибку в виде неправильно накнопанной буквы "о" вместо "а" исправлю. А вот вы, как были дятлом, так и останетесь.
Всего доброго.
Георгию
Дятел написал 21.10.2009 22:22
Книжка называлась "Как закалялась сталь", а не "Как заколялась сталь". Я понимаю, с орфографией туго, но можно хотя бы по источникам поскрести...
Я понимаю, что тебя прет от великих свершений коммунистов, загубивших хуеву тучу народу во славу ебанутых идей. Но ты должен смириться, что твои тараканы в башке не обязаны расползаться по всем.
Я знаю, что вы продолжаете спокойно менять Родину на фантики, как делали это с момента получения контроля над Россией. Раньше вы это делали от имени КПСС, теперь от имени Единой России. Но почему от этого знания у меня должен вскипеть мозг (который пишется через "г", хотя коммунистам и неруси это знать не обязательно)
С уважением, дата, подпись.
Дятлу и вообще дятлам
Георгий написал 21.10.2009 21:58
Конечно ты прав. Книга на самом деле называлась так: "Как продать сталь и другие ресурсы Родины задорого на рынке форекс, и что-бы тебе за это ничего не было".
И из школьной программыы не зря исключили произведение Островского "Как закалялась сталь", да и самого писателя правильно постарались забыть за его экстремистское высказывание:
"Самое дорогое у человека - его жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее нужно так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое".
Дятлам не вникать. Моск вскипит. Продолжаем спокойно менять Родину на фантики.
Re: несколько коментов на фильм - последний ...КЛАСС!!!
alex_P написал 21.10.2009 21:29

.ВНЕБРАЧНЫЙ СЫН ПАВЛИКА МОРОЗОВА
кинематограф ничего не собирается снимать типа "ПоручикЪ", про Ржевского?
Сценарий можно из анекдотов нарезать... Я бы сходил на премьеру
-------------------------------------------------------------------------------
У меня фильм вызвал рвотный рефлекс. Антисоветская гипербола, заказанная теми же личностями, которые раньше заказывали советские урапатриотические картины. До конца смотреть не обязательно
-------------------------------------------------------------------------------
Фильм - унылая какашка, но безногий Беруков - это шикарно. Давненько таких классных черных гэгов не встречал я на экране.
-------------------------------------------------------------------------------
Не Куценко, не Бондарчука.
А по исторической сути ничего.. так себе.
Прихватил чувачок гос. общак в голодный год по полному безпределу и подался в бега. Стал бригаду собирать, чтобы сферы влияния в свою пользу переделить.
К забугорным паханам на этот счет нарядился, те вроде тоже не против российского бабла поделить были.
Однако, обложили волки позорные безпредельщика и пописали по понятиям.
Ну и пару бабенок для второй сюжетной линии вплели. Иначе просто полная куйня бы получилась.
А паровоз все бежит...
ИВАН написал 21.10.2009 21:20
Где то читал, что Темерева стала женой Генерала Лукача - Мате Залка. И они вместе воевали за республиканцев в Испании.
Любе-бе затянули блокбастер подхватил
Рр написал 21.10.2009 21:16
Противный и омерзительный белогвардейский фильм о МИРОВОЗЗРЕНИИ "белой кости", у которой в начале прошлого века не получилось грохнуть страну, красные помешали, так она все же в конце века изловичлась...
Страна может войну выиграть, а правительство при этом может ту же самую войну проиграть
Alex написал 21.10.2009 21:14
Гражданин : "за поражение своей страны"
Это прямая ложь.
Ленин выступал за поражение своего правительства, а не своей страны.
Страна может войну выиграть, а правительство при этом может ту же самую войну
проиграть.
Re: Дмитрий г Запорожье
420 написал 21.10.2009 21:14
Нашел кажется,но на французском, ... позже займусь.На рунете - все про фильм,
что делал с 40 по 46 молчок. Интересно, что по сравнению с всеми "нашими" прохвостами - ведь и вправду - "ваш" то Степа Бендера - самым "чистым" оказывается - никому не изменял, и фашистов бил, и "москалей", и поляков - ..прямо батька Ангел...
<< | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | >> [В конец]
Опрос
  • Как часто вы перерабатываете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss