Предварение
Летом года 2009 был я в глухих местах в окресностях городка Луга. И томился я духом. И прислушался я в те дни к словам старца - одного из жителей местных. И рассказал он мне, что есть-де в урочище неподалеку камень, на месте древнего городища, и есть-де на камне том выемка глубиной сантиметров пятнадцать. И камень тот странен - вода в выемке не пересыхает даже в самую жаркую погоду: "Ибо камень сей выдавливает из себя воду вечную". И отмечены у камня исцеления многие и явления необъяснимые. И се, пошел я к тому камню, и увидел глазами своими - всё так, как старец рассказывал.
Было время полуденное когда пришел я к камню. И сел я на землю у камня и сосредоточил дух свой, погрузившись в медитацию глубокую. Сколько времени прошло - непомню, ибо время прекратило для меня течение свое. И се, пришло ко мне просветление великое и уразумел я многое духом своим. Когда же встал я на ноги свои, возвратившись от странствий своих, а была уже ночь темна кругом меня, то понял я, что следует поведать о сём ближним моим.
О негативной пустоте
Негативная пустота суть то, в чём существует современный человек, особенно человек, живущий в богатых странах Европы и США. Переживание негативной пустоты - это переживание негативного одиночества и духовного голода. В этом состоянии духа человек чувствует постоянное грызущее его напряжение и неудовлетворенность. Чтобы каким-то образом заглушить это чувство, он вынужден искать объекты для поклонения. Все его стремления и максимум его времени посвящаются удовлетворению желаний, ценность которых в его собственных глазах приобретает гигантский и совершенно неадекватный реальности масштаб. Один подчиняет всю свою жизнь стяжанию богатства, другой - власти, третий добивается признания других людей...
Независимо от главного, доминирующего стремления, всем живущим в состоянии негативной пустоты свойственен страх перед моментами, когда они могут остаться наедине с собой. Это понятно, так как именно в такие моменты человека тянет задуматся о Вечном и смысле своего существования, а значит, именно в такие моменты наиболее остро, почти осознанно, переживается опыт негативной пустоты. Человек же устроен так, что всегда склоняется идти по пути наименьшего сопротивления. Именно поэтому он пытается убежать от себя, беспрестанно ища все новых и новых развлечений.
При всем желании человек не может съесть за день больше нескольких килограммов пищи, но он может изощренно придумывать новые блюда. Человек не может заниматься сексом все свое время, но он может искусственно разжигать свою чувственность новыми способами сексуального удовлетворения. Как бы вы не любили Моцарта, вы не будете слушать его музыку круглые сутки, ибо ее воздействие на душу будет сведено в таком случае к нулю. Но зато вы круглые сутки можете слушать бессмысленную поп-музыку в разных вариациях. То есть, если количественно удовлетворению человеческих потребностей и поставлен физиологичесий и психологический предел, то качественно они ничем не ограничены. Это факт, и это ни хорошо и ни плохо. Необходимо сказать только то, что в состоянии негативной пустоты потребности человека направляются в русло противоестественного развития.
На самом деле в этом состоянии человек не испытывает подлинного наслаждения от удовлетворения той или иной потребности, так как множество этих потребностей продиктованы только лишь стремлением заглушить голос внутренней, духовной нерешенной проблемы. Люди как бы постоянно, все больше и больше пьют солёную воду, которая только разжигает их жажду.
Итак, в опыте негативной пустоты человек находит себя двойственным, разрываемым между неудовлетворенностью самим собой и неудовлетворенностью внешним миром.
Что же, нет вокруг нас гармоничных людей? Увы, почти нет... Внешне может казаться, что человек живет в гармонии и счастье, но это только видимость. Как только, в силу тех или иных обстоятельств, покачнется и рухнет фундамент, на котором этот человек возвёл себе иллюзию довольства и психологической безопасности - рухнет и иллюзия. Истинно гармоничный человек же не зависит от перемены обстоятельств, его психологическая устойчивость равновелика и в несчастье и в благополучии.
Таким образом, существование человека в негативной пустоте становится существованием "при-вещах", бесконечно многообразная вещность заслоняет ему его истинную природу и в результате он теряет самого себя. Задача в том, чтобы вернуть его самому себе.
О позитивной пустоте
Позитивная пустота - суть первый этап освобождения. Своеобразная ситуация современного человека состоит в том, что путь к духовному освобождению для него одновременно и прост и сложен. Вещность опутывает его по рукам и ногам, но в отличие от старых времен, эта вещность в большой степени иллюзорна. Самый трудный шаг состоит в том, чтобы понять иллюзорный характер этой, окружающей современного человека вещности. Когда это понимание приходит к человеку, только тогда для него открывается перспектива выхода к его истинной природе.
Ответ как этого достичь достаточно парадоксален - для этого надо взять в союзники негативную пустоту, использовать ее неудовлетворенность как стимул для духовного роста. Негативная пустота должна быть осознана, фиксирована в сознании. Человек должен понять причины своей перманентной духовной неудовлетворенности и причины того, что постоянно толкает его на поиски все новых и новых бесполезных и мимолетных удовольствий. То есть, негативная пустота должна быть осознана именно как негативная. Но самое важное в том, чтобы человек осознал самое пустоту.
Многие люди, чувствуя негативную пустоту, пытаются уйти от нее, заполняя себя всевозможными духовными учениями, квази-спиритуальными увлечениями и т.п. Но на практике, в большинстве случаев, это может дать только временное, непрочное, достаточно иллюзорное чувство удовлетворения. Почему?
Потому что эти люди минуют пропускные ворота в царство истинной духовности - осознание позитивной пустоты. Из за отсутствия осознанной пустоты все эти учения и увлечения становятся для людей, по большому счету, лишь только продолжением вещности, проекцией вещности на духовный план.
Так что же такое позитивная пустота? Чтобы понять это, нам надо понять, что такое сущее. На сущее бытуют два взгляда. Первый - что все сущее строго подчинено железному закону необходимости, все имеет свою причину, все явления в мире - это звенья в причинно-следственной цепи. С этой точки зрения все предопределено и человеку остается только принять неизбежное.
Второй взгляд на сущее приписывает всемогущество случаю или воле сверхъестественных сил. С этой точки зрения никакой неизбежности, объективной обусловленности, нет и человек может двигатся по жизни как ему заблагорассудится. Первый взгляд приводит людей к пассивности и неверию в свои силы. Второй взгляд, наоборот, ведет к неадекватной оценке собственных сил, к произволу.
Абсолютных фаталистов, равно как и абсолютных волюнтаристов - единицы, но каждый человек как маятник качается то в одну, то в другую сторону, то к фатализму, то к волюнтаризму. Это субъективное вращение имеет объективные основания. В действительности, сущее длится во времени и пространстве как грандиозная панорама причинно-следственных связей, обусловленности и взаимозависимости вещей и событий, в которую вплетается игра случая.
Есть необходимость, но есть и случай. Если бы в мире царствовала одна необходимость, то он, в сущности, был бы скучной темницей. Если бы в мире царствовал случай и произвол - он был бы воплощенным хаосом. Взаимодействие случая и необходимости сообщает нашему миру конечную гармонию, несмотря на видимую, актуальную дисгармонию.
Итак, сущее - бесцельная игра разноплановых сил, спонтанно разворачивающаяся во времени и пространстве. Сущее - это поток, каждое мгновение которого неповторимо. И сознание человека формируется этим потоком. И чем дальше, тем с большей силой оно у-влекается этим потоком, становясь сознанием "в потоке", и во-влекается в пассивное отвечание на ставимые принудительной силой сущего вопросы и пассивное же отображение фрагментированных реальностей, принадлежащих различным бытийным порядкам.
Однако, человеческое сознание имеет важнейшую особенность, которая потенциально ставит его выше беспрестанно меняющегося и бесконечно многообразного потока сущего. Эта особенность - возможность сознания воспринимать бытие как Целое. Это восприятие бытия как Целого и есть позитивная пустота.
Целое есть. Каждая вещь в мире связана пуповиной с Целым. Но Целое конечно же не является некоей сущностью сущностей всех вещей, как то утверждали некоторые мыслители прошлого. И найти самое себя Целое может только лишь в сознании человека и нигде больше.
Осознавший позитивную пустоту человек существует одновременно и "в потоке" и "над потоком". Этот образ существования поначалу может вносить некоторую дисгармонию в его жизнь, но представляет собой переход человека на высшую ступень по сравнению с существованием "при-вещах", ибо негативная пустота растворяется в позитивной пустоте.
Конверсия, трансформация негативной пустоты в пустоту позитивную дает человеку успокоение духа вместо ненасытимой жажды, достоинство и духовную силу вместо унизительного приспособленчества к постоянно меняющемуся внешнему миру. Когда же существования "в потоке" и "над потоком" гармонизуются - человек достигает ступени совершенства (но это никоим образом не следует понимать как финал духовного пути, ибо совершенствование беспредельно...).
Продолжение следует
|
|