Слово «общество» интересно тем, что имеет два полностью противоречащих друг другу значения. Это и максимальная группа людей, и это группа, отличная от всех по какому-то признаку. Например, «высшее общество» противопоставляется какому-то «обществу», которое по логике должно быть «низшим». И это при том, что «низшего» общества просто не существует.
В любом случае слово «общество» имеет два значения – широкое и узкое. И эти значения по сути своей противоположны. А если посчитать еще и промежуточные «общества», то может найтись такая точка, где противоположности объединяются.
Без ограничения, без противопоставления тем, кто вне, общество вообще не рассмотреть. Хотя словом «общество» иногда обозначаются «почти все», общество все-таки противопоставляется внешнему миру, ограничивается. Итак, «ограниченное общество».
Это группа людей, располагающих системой связей – равноправной или иерархичной, приверженных одинаковым культурным, в том числе моральным принципам взаимодействия. Этого не достаточно, поскольку под это определение попадает любая организация. Общество – не организация. Различие можно установить в том, что организация выполняет узкий круг задач, а общество имеет отношения ко всем, во всяком случае к большинству задач группы. И среди этих задач есть одна, которую никогда не выполняет организация – это задача знакомства. В обществе люди знакомятся. В организациях такое тоже возможно, но только в том случае, если нет общества.
Общество – это группа. Но чтобы быть обществом, группа должна определиться – это группа людей, защищающих свое жизненное пространство, или это группа людей, желающих захватить жизненное пространство. Не может существовать общество, разделенное по вопросу жизненного пространства. Хотя бы потому, что жизненное пространство – самый главный вопрос жизни. И смерти тоже.
Для общества можно выстроить следующую иерархию смыслов.
Смысл – общество как система борьбы за жизненное пространство, за захват или за защиту. Политическая активность обычно проходит именно через общества. Вне системы обществ возможна только популистская политика.
Смысл – общество как система безопасности своих участников. Более сложные структуры – не факт, но как правило более эффективны в борьбе за ресурсы.
Смысл – общество как система исследования смыслов, идей, проектов
Смысл – общество как система знакомства.
Общество имеет собственную иерархию, и потому очень плохо совместимо с какими-либо внешними иерархиями.
Общество имеет свою культуру, которая служит в том числе и задачам идентификации, при приеме в члены общества также. Почему люди должны поддерживать свой культурный уровень? Первое. Знание опасности (передела или защиты пространства) побуждает к повышению культурного уровня. Второе. Культурный уровень – это критерий человека, и это отсекающий барьер, граница. Выше уровня – наши, ниже – уже не совсем наши. Третье – чтобы быть интересными другим людям, чтобы поддерживать общение. К элементам поддержки культуры в обществе относятся книги, журналы, фильмы, другие культурные события, являющиеся обязательными для членов общества – так формируется культурная среда. Книги – это вообще культурные эталоны. Стихи тоже, но реже. И еще. Культура может очень неплохо заменять деньги. Не полностью, но значительно.
Общество имеет коммуникации с другими подобными обществами. Например, периодический бал или общие места посещения.
Общество обладает памятью. Оно помнит, кто что говорил и за что подписывался. Эта необходимость непосредственно связана с безопасностью. А поскольку общество обладает памятью, в нем возникает понятие репутации. И потому в обществе нужно давать ответ за свое поведение. Аморальность возможна только в пределах общества.
После этого можно решать вопрос с обществом, которое «почти все». Это просто сумма обществ, объединенных одной задачей, как правило однозначной, конкретной и ограниченной во времени. Потому такое общество иногда называют со-обществом. Например, «демократическое сообщество».
Современная Россия – страна умирающих и распадающихся обществ.
В октябре 1994-го на похороны Холодова пришли десятки тысяч. В октябре 2006-го на похороны Политковской пришло две тысячи. (А жителей в Москве за эти годы стало на два миллиона больше.) Грубо говоря, общество за 10 лет уменьшилось в 10-15 раз. Оно не в состоянии выполнять свои обязанности. Это моральный дефолт.
Демократическое движение со статысячными митингами имело место в 1989-90 гг. Было общество. Были книги, были журналы. И было желание передела жизненного пространства, которое, правда, явно не заявлялось, но подразумевалось во всем.
«Демократическое общество» схлопнулось.
А нет ли в этом роли Ходорковского и Бахминой? И не виноват ли в этом Чубайс? Все было потеряно раньше. Жизненное пространство и культура. Националисты могут не радоваться – у них то же самое, но посильнее, почти до ноля. А потому что им тоже нужно было помнить и про жизненное пространство, и про культурную составляющую. Почему «правый движ» в принципе не мог существовать? А потому что он разделен по вопросу жизненного пространства. Когда одни пьют под забором, а другие в Европе, очень трудно договариваться.
На смену обществам, на освободившееся пустое место пытаются выйти организации. Например, в последнее время было замечено, что женщины чаще появляются в различных организациях – например, фанатских или ролевых. Но организации не могут заменить общества. Уровень сложности нужен на порядок выше.
Эффективные организации могут возникать только на почве общества. Но интересно – в России нет именно интеллектуального общества. Пока не будет общества – в России ничего политического не будет. Ни партий, ни действий.
|
|