Кто владеет информацией,
владеет миром

Всё, что надо знать о "красоте правой идеи"

Опубликовано 15.01.2019 автором Вячеслав Горбатый в разделе комментариев 23

революция коммунизм
Всё, что надо знать о "красоте правой идеи"

Читатель, если ты полагаешь, что «раб худородный» сказано «не про тебя, а про твоего знакомого» (Владимир Маяковский) – ошибаешься. Сказано именно про тебя. «Вход запрещён именно тебе» (как некоторое время пытался, небезуспешно, кое-кто формулировать в США, когда таблички «Только для белых» повсюду оказались там под запретом).

Даже если ты с гипертрофии революционной романтики (последняя не предполагает самоопределения непременно с революционной стороны; революционная историческая обстановка нужна ей как рыбе вода, а вот революционная сторона при гипертрофии оказывается тесна) – косплеишь корнетов оболенских, мечтая за них «довоевать нашу Гражданскую» с «краснопузой сволочью».

***

Книгу путевых очерков о буржуазной (просто и фашистской) Европе конца 1920-х годов советский поэт Николай Асеев назвал «Разгримированная красавица».

С тех пор не перевелись такие общепризнанные красавицы, которых не грех и разгримировать. А вот упорно не разгримировывать, дабы было кем полюбоваться от нечего делать – мало того, что грех. «Это больше, чем преступление: это ошибка».

«Красота правой идеи», говорите?..

Что ж, вот четыре примера этой «красоты» – от четырёх из признаннейших её, «идеи» этой, мастеров. (Отечественных, неким образом.) Один скорее добродушный, один просто злой – в обрамлении двух, мягко говоря, очень злых.

(Понимающему хватит и одного из этих четырёх примеров – любого. Но рассчитывать на это как на предварительное условие пока что, увы, не приходится.)

Никого, разумеется, ни из этих четырёх поэтов и мыслителей, ни из остальных более-менее подобных – не обязательно отрицать вчистую и записывать в нули. (Рискуя в перспективе вторично превратить их в запретный плод: будет с них и одного раза.)

Но чего довольно, так это бездумного созерцания-любования «выстраданными художественными достижениями». Пора понимать, что' именно кем было сказано, о чём, о ком – и зачем; пора понимать, что' за сказанным стояло и стоит. Тем более что слово писателя в мире вообще и на Руси в частности и в особенности – остаётся немалой силой.

Ведь это стоящее за сказанным – никуда не ушло; вы его легко узнаете. С перестроечными ценностными рокировками (начавшимися работой с культурно-художественным, как говорится, наследием XX века) – оно разжирело и приблизилось. Как раз на дистанцию последнего броска.

…Первое слово – Марине Цветаевой, этой почти всеобщей любимице даже не с перестроечных (обвально-переоценочных: у кого был плюс, тому автоматически влепили минус, и наоборот) времён – а, пожалуй, и со времени ранней Аллы Пугачёвой.

Вот цветаевское откровение (исповедальная нота, чо) от 1918 года:

Кровных коней запрягайте в дровни!

Графские вина пейте из луж!

Единодержцы штыков и душ!

Распродавайте – на вес – часовни,

Монастыри – с молотка – на слом.

Рвитесь на лошади в Божий дом!

Перепивайтесь кровавым пойлом!

 

Стойла – в соборы! Соборы – в стойла!

В чертову дюжину – календарь!

Нас под рогожу за слово: царь!

Единодержцы грошей и часа!

На куполах вымещайте злость!

Распродавая нас всех на мясо,

Раб худородный увидит – Расу:

Черная кость – белую кость.

Ну, да, трагическое контральто эпохи и всё такое прочее. Но если это не манифест феодально-сословного расизма абсолютно всерьёз – то что' тогда манифест, абсолютно всерьёз, феодально-сословного расизма?!

Читатель, если ты полагаешь, что «раб худородный» сказано «не про тебя, а про твоего знакомого» (Владимир Маяковский) – ошибаешься. Сказано именно про тебя. «Вход запрещён именно тебе» (как некоторое время пытался, небезуспешно, кое-кто формулировать в США, когда таблички «Только для белых» повсюду оказались там под запретом).

Даже если ты с гипертрофии революционной романтики (последняя не предполагает самоопределения непременно с революционной стороны; революционная историческая обстановка нужна ей как рыбе вода, а вот революционная сторона при гипертрофии оказывается тесна) – косплеишь корнетов оболенских, мечтая за них «довоевать нашу Гражданскую» с «краснопузой сволочью».

И сказано если не навсегда, то надолго: топором воистину не вырубишь. В этом смысле – пока не забыта Марина Цветаева, в её стихах конюшенные розги будут свистать и закон о кухаркиных детях оставаться в силе. Подумай как следует, современник, что ты в них (и любых подобных) забыл.

…Ещё один практически всеобщий (с той же перестроечной поры) любимец и ценимец – Максимилиан Волошин. С его слывущим безукоризненным – поелику-поколику «молюсь за тех и за других» – самоопределением в годы Революции и Гражданской войны.

Как именно выглядели это «молюсь» и эта безукоризненность, прояснил сам поэт и мыслитель:

«...Один убежден в том, что он должен каждый день обедать, и настаивает на одинаковых правах всех в этой области, другой убежден в своем праве иметь дом, капитал и много земли, но распространяет подобное право лишь на немногих ему подобных, третий хочет, чтобы все были чернорабочими, но имели бы время заниматься умственным трудом и искусствами в свободное время. Может быть, все эти разнородные хотения, возведенные в чин убеждений, и утряслись бы как-нибудь с течением времени, но политические борцы в пылу борьбы слишком легко рассекают вопросы на «да» и «нет» и, обращаясь к мимо идущему, восклицают: «Или с нами, или против нас! », совершенно не считаясь с тем, что этот встречный может быть ни за тех, ни за других, а иногда и за тех, и за других и что по совести его нельзя упрекнуть ни в том, ни в другом.

Поэту и мыслителю совершенно нечего делать среди беспорядочных столкновений хотений и мнений, называемых политикой».

Современный историк Сергей Кремлёв в книге «СССР – империя добра» прокомментировал этот небольшой «а-мне-всё-равно»-манифест:

 

«...Читая это, я глазам своим не поверил! Как! Ставить на одну доску того, что считает, что каждый должен иметь право обедать каждый день, и того, кто высокомерно отвергает это право ДЛЯ ВСЕХ во имя права КУЧКИ на барские поместья и прочее?! И называть это «хотение» справедливости «беспорядочным»?

 

Стоит ли после этого удивляться, что в горячую пору Гражданской войны подобных «мыслителей и поэтов», подвернувшихся под горячую руку, порой ставили к стенке?..»

 

Может, и правду хватит удивляться? А, современники?

 

Не отставал от Максимилиана Волошина ещё один его коллега, Игорь Северянин. В 1919-м году он был столь же откровенен в столь же подробных разъяснениях: за что его и его (собутыльников – зачёркнуто) коллег «Рассея», на устах коей «слух режущее слово», обязана любить и жаловать – но возмутительно этой обязанностью пренебрегает –

 

ФИНАЛ

 

Кончается одиннадцатый том

Моих стихов, поющих о бывалом,

О невозвратном, сказочном, о том,

Что пронеслось крылатым карнавалом.

 

Не возвратить утраченных услад

В любви, в искусстве, в soirée, в ликерах, –

Во всем, во всем!.. Заплачьте, и назад

Смотрите все с отчаяньем во взорах.

 

Пусть это все – игрушки, пустяки,

Никчемное, ненужное, пустое!..

Что до того! Дни были так легки,

И в них таилось нечто дорогое!

 

Любили мы любовь и пикники,

И души вин и женщин тонко знали,

Вначале повстречали нас венки,

И поношенье хамское – в финале.

 

Мы смели жить! мы смели отдавать

Чаруйный долг великолепной моде,

Не утомясь, молитвенно мечтать

О равенстве, о братстве, о свободе.

 

Вам, «новым», вам, «идейным», не понять

Ажурности «ненужного» былого:

На ваших лбах – бездарности печать

И на устах – слух режущее слово!..

 

Конечно, я для вас – «аристократ»,

Которого презреть должна Рассея…

Поэт, как Дант, мыслитель, как Сократ, –

Не я ль достиг в искусстве апогея?

 

Но будет день – и в русской голове

Забродят снова мысли золотые,

И памятник воздвигнет мне в Москве

Изжив «Рассею», вечная Россия!

 

Вечер (франц)

 

Но не услышали, не поняли, не оценили «вечную Россию» в лице таких вот «совестей нации». И понемногу тем зубрам «Серебряного века», что не запятнали себя советизацией, стало ясно: в сколь-нибудь просматриваемом будущем её – в смысле, их – реванша не просматривается. Ни политического, ни хотя бы эстетического: отыграло несоветское шампанское, отхрустели в нём знакомые рабоче-крестьянским массам лишь по маяковскому слогану ананасы, а ждать нового завоза – жизни может не хватить.

И вот ещё один поэт, ещё один мыслитель, Георгий Иванов, обнадёженный финалом Второй мировой, а конкретно – ядерным в нём дебютом США, заговорил о «Расее» «рабов худородных» столь же высоким слогом, как Марина Цветаева, Максимилиан Волошин, Игорь Северянин – но уже буквально так:

 

Я за войну, за интервенцию,

Я за царя, хоть мертвеца.

Российскую интеллигенцию

Я презираю до конца.

 

Мир управляется богами,

Не вшивым пролетариатом…

Сверкнет над русскими снегами

Богами расщепленный атом.

 

Как-то комментировать такие грезопророчества – себя не уважать. «Чистосера», как говорится.

А вот «ценить с пониманием» подобное, в том числе конкретно это... Как такое назвать?

Да уж, экзамен на коллективный исторический мазохизм здесь, «над русскими снегами», большинством выдержан блестяще. «Сверкающе» даже. Но – нет худа без добра – по части обвальных переоценок всего, вся (ну, и всех) здесь за последние тридцать лет успели, говоря «слух режущим словом», насобачиться… Так что хотелось бы надеяться: это благоприобретённое умение однажды послужит нам.

– Нам! – а не расиствующим наглецам, эстетствующим и умствующим реакционерам – и, в закономерном итоге всего такого, просто расчеловечившимся вчистую фашистам. Но «с талантом».

Сколь угодно выдающийся талант в таких случаях мало того что не работает ни алиби, ни хотя бы смягчающим обстоятельством: он превращается в отягчающее. Тоже всерьёз и тоже надолго – так что готовимся не слишком этому удивляться. (Ну, в умении не удивляться мы за тот же отчётный период усовершенствовались как никогда прежде.)

 

P.S. Не воспримите как призыв к запрету или хотя бы к навязчивой травле кого-то и чего-то. Это и прежде было в лучшем случае малоэффективно, а на будущее просто неосуществимо технически. Как сказано русским поэтом и мыслителем, стыдиться за которого, в отличие от цитированных выше, не приходится, а именно – Александром Блоком:

 

Пусть доживут свой век привычно –

Нам жаль их сытость разрушать.

Лишь чистым детям – неприлично

Их старой скуке подражать.

 

P.P.S. Кто-то скажет, что правая идея совсем не такая? Не буду – опять-таки вольному воля – спорить, а заранее скажу: хорошо, если для кого-то она, что называется, совсем про другое. Лишь бы это оказалось так на деле…



Рейтинг:   3.42,  Голосов: 31
Поделиться
Всего комментариев к статье: 23
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
Да, я много знал......
прапорщик Елданов написал 15.01.2019 03:50
"Подальше от Коммунизма - поближе к фашизму!" - то таки да...
================================================================ Согласен на все 100! Свободу требуя, мечтают о кнуте!
Еще Некрасов во времена давние писал: Люди холопского звания,
Сущие псы иногда.
Чем тяжелей наказание,
Тем им милей господа....
(без названия)
альфред написал 15.01.2019 03:49
автор ты делил талант это богатство
Говорила баба деду - Я в америку уеду! Ах ты ж старая -зда! Туда ж не ходят поезда!
!!!TUTUJATOTIBOGTOT!!!&-& написал 15.01.2019 03:13
Тем более что слово писателя в мире вообще и на Руси в частности и в особенности – остается немалой силой."
- То таки пИсатели и сцЫкатели - здеть умеют - то таки да! А таки быдло лапшу с ушей таки часто не снимает - то таки да... У бесноватых гав-ноликов и безумных вчонкиных есть правило - таки "Подальше от Коммунизма - поближе к фашизму!" - то таки да...
<< | 1 | 2
Опрос
  • Как часто вы перерабатываете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss