Кто владеет информацией,
владеет миром

Культ жертв вместо культа героев

Опубликовано 10.08.2018 автором в разделе комментариев 63

герои жертвы
Культ жертв вместо культа героев

Многое, очень многое мы потеряли за последнюю четверть века, прошедшую с разгрома социализма и СССР. Многое такое, что в те времена никто не воспринимал как "часть советской идеологии". Тогда это казалось просто... общим достижением человечества, если угодно. Естественным фоном жизни. Потому что "а как же может быть иначе?". Например, уважение к труду и трудящемуся, создающему окружающий нас материальный мир. Культ знания (и книги, как его часть). Веру в науку и исторический прогресс человечества. Что пришло вместо этого?

Культ денежного мешка (а знания и труд ценны лишь постольку, поскольку позволяют добывать Самую Главную Ценность, т. е. деньги). Самые дикие суеверия и предрассудки, мракобесие и любовь к средневековью (фэнтези, астрология, почитание феодальных титулов, вера в чудеса и мистику).

И вот ещё один элемент этого общего паззла: культ жертвы. В СССР существовал культ исторических героев, то есть людей, которые деятельно и сознательно изменяют мир. Сейчас в бывшем СССР этот культ подменяется культом жертвы, пассивного страдальца. Между прочим, мне это стало ясно, когда один из антикоммунистических троллей, регулярно комментирующих мои тексты (вот неожиданная польза от троллей!) спросил, почему, если белые в такой-то области расстреляли столько-то тысяч человек, то нет памятника этим жертвам с точным указанием их числа. И действительно — почему нет? Да потому, что красным в голову не пришло, что надо ставить памятник НЕВИННО расстрелянным. Потому что психология тогда была другая. Тогда ставили памятники "борцам за революцию", "борцам против интервенции", "героям-борцам против фашизма" и т.д. А если бы предложили поставить памятник расстрелянным ни за что — теми же белыми, то, вполне возможно, в ответ пожали бы плечами и неделикатно спросили: если их расстреляли НИ ЗА ЧТО, то за ЧТО же памятник? Конечно, такие памятники тоже порой ставили (больше к концу СССР), но они были в меньшинстве и находились, в общем, на периферии общественного сознания.

Вот характерный эпизод. Журнал "Новый мир" при Твардовском как-то опубликовал воспоминания бывшего крестьянина А. С. Бартова «Побег из колчаковской тюрьмы» («Новый мир», 1967, № 10). Сам Твардовский оценивал его так: «Бесхитростен, но необычен и трогателен рассказ Бартова о том, как бросившись за борт баржи-тюрьмы, куда попал как советский активист и работник земотдела волисполкома, он под пулями доплывает до берега, нагишом скрывается в прибрежных зарослях и, заедаемый таежной мошкой, сплетает себе из травы подобие одежды». Из 1200 заключённых баржи 45-дневное путешествие по реке выдержали только 170, остальные умерли на барже или были расстреляны и брошены в реку (это, к слову, о "мягкости" белогвардейских мест заключения). По современным меркам, вполне себе героическая история. А по тем временам, она выглядела как "история жертвы", поэтому Твардовскому посоветовали не ставить её в юбилейный ноябрьский номер к 50-летию революции... И хотя она была опубликована в журнале, но месяцем ранее.

Ну, а в постсоветское время культ жертв — не творцов истории, а её беспомощных страдальцев — по телам которых катятся колёса истории, достиг буквально циклопических масштабов. Что такое культ голодомора, как не именно такой "культ жертвы"? Что такое внедрённый уже в школьные учебники "культ Архипелага Гулаг", как не такой "культ жертвы"? Но разве в предыдущие века и тысячелетия людей, попавших под колёса истории, было меньше? Энгельс называл историю "самой жестокой из всех богинь, влекущей свою триумфальную колесницу через горы трупов не только во время войны, но и в периоды «мирного» экономического развития". Однако не на жертв нас приучали равняться, не у них учиться, а у тех, кто в самых суровых обстоятельствах умел противостоять судьбе.

Но буржуазному обществу, которое, как плесень, выросло на обломках социализма, герои-борцы абсолютно ни к чему. Вдруг они, чего доброго, увидят в нём зло и вздумают с ним бороться? А вот пассивно страдающие, плаксивые, беспомощные, вечно ноющие и жалующиеся жертвы — это практически идеал. Отсюда и идея замены Дня Победы (= дня героев) на день памяти и скорби (= день жертвы). Отсюда и все эти голодоморы, архипелаги Гулаг, которые превращаются практически в "национальную идею". Отсюда и это недоумение тролля: как же так могло быть, что белые уморили или расстреляли сколько-то тысяч невиновных, а этим невиновным не воздвигли памятники... А вместо этого поставили памятник 40 революционерам, расстрелянным "за дело"...

Подводя итог, можно сказать: нам нужен сейчас не "культ жертвы", пусть и революционной, а новый культ героев, т. е. простых людей, творящих историю.

 

P.S. А отношение к проблеме "героев и жертв", бывшее в раннем СССР, хорошо выражает надпись на памятнике жертвам революции, который установили в Петрограде на Марсовом поле. Там выгравировали стихи Анатолия Луначарского:

"Не жертвы — герои

Лежат под этой могилой

Не горе, а зависть

Рождает судьба ваша

В сердцах

Всех благодарных

Потомков

В красные страшные дни

Славно вы жили

И умирали прекрасно."



Рейтинг:   4.69,  Голосов: 62
Поделиться
Всего комментариев к статье: 63
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
Re: Re: Завидонову Николдиму
Завидонов Никорим написал 10.08.2018 11:11
Послушай ты, казлина сахалинская, зачинателями террора первоначально и были большевики, ибо захватили власть и перестреляли всех недовольных.
Даже и не спорь - это смешно.
Re: Завидонову Николдиму
Крамольник написал 10.08.2018 10:55
Послушай, неуч! "Зачинателями" репрессий были явно не большевики. Еще раз вспомни историю Великой французской буржуазной революции 1792 года. И вспомни судьбу мятежной Вандеи, начисто вырезанную революционными войсками Франции. Данный вопрос, вопрос о Вандее, находится среди негласно запрещенных к обсуждению историками и прочими общественными деятелями Франции вопросами. Этот вопрос не обсуждается по той причине, чтобы не разорвать французское общество пополам. А вот в РФ всякие "лыбералы" и "поцреоты" ежедневно во всяких псевдо-политических программах и прочих политических ток-шоу натравливают одну половину населения на другую. Напоминаю, если вы не знаете историю, когда в Париже начались массовые волнения молодежи, президент Франции Де Голль, бывший генерал, не стал посылать полицию и армию на разгон демонстраций, а тихо и по-доброму ушел в отставку. Я понимаю, что в РФ так не будет. Будет море крови. Так всегда на Руси было. Все 2реформы" на Руси заканчивались дворцовыми переворотами и казнями невиновных да награждениями непричастных.
Re: Re: памятник НЕВИННО расстрелянным
3авидонов Никогим написал 10.08.2018 10:55
Ярмольник, не волнуйся за немецких солдат, где надо их раскопали сами россияне, ибо номерной жетон с именем порой в 8 штук долларов поощрялся родственниками из Германии.
Это тябе не твоя коммунистическая Раша.
Re: памятник НЕВИННО расстрелянным
Крамольник написал 10.08.2018 10:45
Еще в рамках "примиренчества" нужно на полях сражений Великой Отечественной войны установить еще и памятники "павшим солдатам германского вермахта". Для закрепления дружбы "Газпрома" с Германией.
(без названия)
3авидонов Никогим написал 10.08.2018 10:42
Настоящий коммунист генерал НКВД Блохин лично застрелил порядка 15 тысяч советских граждан.
За всю англо-бурскую войну погибло всего около 8 тысяч человек, а тут одна коммуняка завали аж 15 тысяч!
Вот это - действительно террор от коммунистов.
В какой другой стране еще найдешь таких удальцов-коммуняк Блохиных?
Re: Re: учились делать Концлагеря для все подряд у большевиков
Надо же написал 10.08.2018 10:27
Только через пять лет большевики стали использовать концлагерь. Вот гуманисты! )) А до этого просто расстреливали. Дураки. Потом опомнились - это ж дармовая рабсила! Рабы! Делай с ними, что на ум взбредет. Ррррреволюция же!!!
Re: Мы строили-строили
3авидонов Никогим написал 10.08.2018 10:24
Пидapacик, не трогай англичан, в англо-бурскую войну в лагерях всего погибло тысяч двадцать.
Это была война. А в СССР войны не было, концлагеря предназначались для своих же граждан.
И погибли там - миллионы и миллионы!
(без названия)
3авидонов Никогим написал 10.08.2018 10:17
Когда склеил ласты Яков Свердлов (Ешуа-Соломон Мовшевич) его личный сейф оказался забит драгоценностями - свыше семьсот золотых изделий с драгоценными камнями !
Вот где был пламенный революционер, честный коммунист, страдалец за народ!
(Это сколько же семей он поубивал, чтобы столько наскрести?)
Краснозадые все такие- толпой сзади напасть, убить и отобрать, а потом кутить в концертном, кремлевском зале попыхивая трубочкой и запивая коньяком с Хфранции.
(без названия)
Мадуро-это Николаит написал 10.08.2018 10:14
такой же,как был Николай 2.Читайте Откровение.Николаиты-это что-то типа Христопротивной секты,за одно с фашизмом способной на зверства.Вспомним 9 января 1905.
Мадуро-это фашист.
Re: учились делать Концлагеря для все подряд у большевиков
хаха написал 10.08.2018 10:14
Да? Что ты говоришь?
А то, что первые концлагеря создали англичане во время англо-бурской войны - это ничего? И не для военнопленных, а для буров - граждан Британской империи, сепаров, как бы сейчас сказали.
Тогда же появились концлагеря и в Австро-Венгрии - для славянского населения империи, сепаров.
И первый концлагерь в Советской России на Соловках был создан Временным правительством и использовался британскими интервентами. Большевики начали использовать лагерь только в 1923 году.
Мы строили-строили
Херои написал 10.08.2018 10:13
В "Крутом маршруте" Гинзбург описана жизнь большевистской "элиты" в 30-е годы. Иномарка с шофером соответственно рангу, личная кухарка, нянька для детей, прачка и повариха, отдых в "ненавистных" буржуйских пансионатах, харчи из рога изобилия. Да они за все это глотки грызли своим конкурентам! За дело ррреволюции! ))) Ага! Идейные чо. И все это на фоне голода страшного. Герои, мля. Знаем-знаем. Я бы написал пару слов на их кучках.
Кули те жертвы! Можем повторить
Еще один "нам" написал 10.08.2018 09:58
Кому? "Нам"? Кто этот нам? Культ? Да иди ты со своим культом. Как-то так получается, что обязательно нужно создать идола. Да сколько ж можно? Есть уже зиккурат на красной площади. Дикость средневековая. А вот же ж... На мой взгляд, как только в идею закладывается управление "ревнармассами" - все, можно копать братскую могилу. Это наеп такой. Кто придумает оправдание покрасивее. В любом строе идейная верхушка паразитирует на простом долбоепе работяге. В совке ему сказали, что он гегемон. Но вяпывал он как раб - что на заводе, что в колхозе. Гегемон! )) А жирная партэлита "рукоблудила" с видом радетеля народного. Сословия они уничтожили! ))) М-да. Пеши есчо.
(без названия)
Учись написал 10.08.2018 09:52
Концлагеря ранее появились,как накопители для военнопленных. Нацисты. пришедшие к власти в Германии в 1933г., учились делать Концлагеря для все подряд у большевиков( декрет от 15 апреля 1919г). Уже к 1921 г. вРсфср-107 лагерей. При Сталине создана система ГУЛАГ( 53 лагеря и 425 колоний).
Метко подметил автор!
Ястреб написал 10.08.2018 09:44
Да, хорошо подмечена особенность нашего времени! Очень умная публикашка!
Вот, только как бы это добиться реализации авторского пожелания, чтоб мы снова ставили памятники героям, да и сами в последних ходить стали?..
Думается. нужно для этого радикально перестроиться. А прежде всего, для этого всяку херь из зомбоящичков убрать, типа Малаховых и иже с ними. Настоящих героев показывать, простых, нормальных людей, работяг, но не всяку там шушеру, гнусную актерскую срань выродившуюся. Точно также с фильмами, с полит-шовами...
Да что там, нужно радикально менять идеологию, систему. Причем, - так, чтобы она перевела человека с производства на произведение, чтобы снова имела подлинного Бога над головой. А всяких там попов-идиотов, которые Волгу освящать начали, - гнать в три хвоста к едреней фене!!!
Re: Завидонову Никорину
Крамольник написал 10.08.2018 09:40
Первые концлагеря, первые гулаги в мире были построены коммуняками.
============================================================
Не звизди, если ты историю выкурил в школьном сортире, заворачивая в ее листы забористую махорку. Первые концлагеря были построены англичанами во время англо-бурской войны. Учи историю, недоучка, и будет тебе "счастье".
памятник НЕВИННО расстрелянным
и памятник НЕВИННО умерщвленным написал 10.08.2018 09:30
RE:в голову не пришло, что надо ставить памятник НЕВИННО расстрелянным -
и в будущем надо ставить памятник тем невинно умерщвленным миллионам кто погиб не дожив до пенсии из-за того что не мог нигде найти работу после 45 лет и не было элементарных денег на хлеб.
(без названия)
протри глазки написал 10.08.2018 09:10
11-й че ты несешь? А сейчас у тебя на глазах людей сажают по сфабрикованным ворочекистней "Делам" за репосты, фотки 70 летней давности, "шьют" дутые дела "о терроризме" и антигосударственной деятельности7! Когда страна становится полицейским государством, а полицаев слишком много, им надо оправдывать свое высокое жалование, льготы и штаты! Вот и занимаются хер..й, ломая судьбы реальных людей. Так было и при И. Грозном и ПетреI, Сталине- сознательный террор и запугивание+ местечковый интерес спецслужб!
Завидонов Никорин написал 10.08.2018 05:09
из русской глубинки написал 10.08.2018 09:03
S-ука белогвардейская, какой спор: это исторический факт, что красный террор был вполне обоснованным ответом на белый террор. И ПОДЕЛОМ!!!
(без названия)
Опыт написал 10.08.2018 08:58
Автор сторонник людоедства или кретин? Культ "героев" мы имеем с древности для воспитания молодежи в определенном направлении( патриота-война, сторонника демократии или диктатуры, коммунизма-фашизма и т.п.), но при чем здесь отрицание необходимости знать "цену" того или иного правления? У нас привыкли оценивать положительность правления того или иного Правителя через призму количества захваченных территорий, пирамид,"колизеев",стадионов,или заводов, пушек, танков, а как это достигнуто, какой ценой и методами уже не интересует. Потому любой людоед и садист, устраивающий массовый геноцид своему народу у нас " Герой" для подражания?!- "Победителей не судят!Так стираются любые моральные нормы, позволяя ЗАМАЗЫВАТЬ ЛЮБЫЕ ОШИБКИ И ПРЕСТУПЛЕНИЯ. Это одна из причин, что наша современная история долго ходит по кругу, а не по спирали развития. А надо стремиться к тому, чтобы люди выбирали разумные, а не садистские методы развития, постоянно ведущие страну в тупик к единоличной, отсталой системе управления. Потому и надо знать "цену" Побед и изучать как "Героев", так и давать оценку их уровня "героизма"! Только так можно перестать повторять хаос, преступления, первобытного озверения! Иначе, с помощью одного пропагандистского, часто лживого "героизма",мы можем постоянно повторять тупоголовые, кровавые Диктатуры! Западная цивилизация, в этом плане, более продвинутая и чувствительная, а потому более обучаемая на "ошибках", прагматичная, более правовая и и развитая!
из массового советского кино исчез показ рабочих, инженеров
безыдейный написал 10.08.2018 08:35
Да, культ жертв, - это единственное, что приписал заокеанский доктор этой территории. Об этом много писали в интернете публицисты.
Обратил внимание на фразу: "потеряли ...с разгрома социализма и СССР ... уважение к труду и трудящемуся, создающему окружающий нас материальный мир"
Если припомнить, то в 1970-е - 1980-е из массового советского кино исчез показ рабочих, инженеров. В кино о современности (то есть не на исторические темы) действовали абстрактные советские люди или люди "интеллигентных профессий": артисты, бармены, работники торговли, следователи, судьи, служащие институтов, министерств, дипломаты, шпионы, журналисты, врачи, студенты и т.п. Рабочие и служащие производств были вытеснены в отдельную категорию фильмов "производственный фильм", эти фильмы мало кто смотрел.
Абстрактные советские люди в кино представляли типажи, нужные по ходу действия:
просто пассажиры, просто прохожие, просто преступники, просто следователи,
просто родители, просто подростки и т.д.
И для контраста можно вспомнить фильм Марлена Хуциева "Мне 20 лет", или его же фильм 1950-х "Весна на заречной улице". Вот таких фильмов, как снимали в хрущевское время, в 1970-е - 1980-е уже не было.
В кино восточноевропейских стран встретить по ходу действия персонажа рабочего завода или инженера было обычным делом - но для Мосфильма, Ленфильма это считалось неприличным.
Просто дикой выходкой по меркам Мосфильма был показ в одном эпизоде фильма "Москва слезам не верит" главной героини в цеху с гаечным ключом в руках, в рабочей одежде. Это было так непривычно! Но по ходу действия героиня исправилась: стала директрисой фабрики.
<< | 1 | 2 | 3 | 4 | >>
Опрос
  • Кому из начальников вы больше доверяете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss