Кто владеет информацией,
владеет миром

«Подарочек» бригадного генерала

Опубликовано 29.09.2006 автором Владимир Кожевников в разделе комментариев 15

«Подарочек» бригадного генерала

В Риге переиздана и широко распространяется вышедшая на Западе 40 лет назад книга оберфюрера СС Артурса Силгайлиса «Латышский легион», восхваляющая военных преступников – латышских эсэсовцев. Саммиту НАТО, который намечается провести в Латвии 28 ноября, преподнесен малоприятный «сюрприз». Ведь мемуары одного из главарей латышских эсэсовцев сопровождены восторженным комментарием командующего Рижским гарнизоном бригадного генерала Юриса Вецтиранса, который, кстати, известен тем, что поддерживает так называемых «лесных братьев», а по сути дела – террористов.

Присягнувший Гитлеру

О многом говорит сама биография автора книги. После окончания школы прапорщиков в Вильно Силгайлис служил российскому царю. Но нельзя сказать, чтобы верой и правдой – после февральской революции он переметнулся к правительству Керенского.

Октябрь 1917 года застал Артурса Силгайлиса в Выборге (ныне это Ленинградская область). Сначала подался к белофиннам, потом состоял на службе в немецком ландсвере, затем в отряде князя Ливена, подчинявшегося Юденичу. В латвийской армии Силгайлис дослужился до чина полковника и занимал должность начальника штаба дивизии, а затем эмигрировал в фашистскую Германию. Помогло немецкое происхождение.

Службу у гитлеровцев Силгайлис считает самыми яркими и значимыми страницами своей биографии. В 1941 году он снова вернулся в Латвию. В марионеточном латвийском «самоуправлении» получил должность высшего чиновника дирекции внутренних дел.

Поначалу обязанности Сулгайлиса состояли в том, чтобы формировать добровольческие батальоны латышей-карателей. Гитлеровцы дважды наградили его высшим германским боевым орденом, самой престижной наградой «третьего рейха» «Железным крестом»: в 1942 году второй, а в 1944-м – первой степени.

До конца войны Силгайлис руководил штабом дивизии латвийского добровольческого легиона СС. Его непосредственным шефом был группенфюрер СС Рудольф Бангерскис. Свое повествование бывший эсэсовец начал с рассказа о «национальных партизанах». Только не подумайте, что речь шла о подпольных группах, боровшихся с фашистами в Латвии. Или о латышском партизанском полке «За Советскую Латвию». Или о латвийской партизанской бригаде, которая нападала на вражеские гарнизоны, уничтожая гитлеровских пособников, препятствуя угону земляков в Германию.

Книга посвящена головорезам из националистических латышских организаций, которые в самом начале войны истребляли отступавшие разрозненные группы солдат Красной Армии. Делали они это, как пишет Силгайлис, для того чтобы «обеспечивалась безопасность в стране». Впрочем, цитировать сочинение старого эсэсовца, которое представляет собой сплошную фальсификацию событий, происходивших на латвийской земле в годы Великой Отечественной войны, как и оспаривать его, – дело пустое и малоприятное. И латвийские, и российские, и немецкие историки написали о пресловутом «латышском легионе» предостаточно.

Силгайлис выспренно заявляет, что «…легион – это свидетельство величайшей любви латышских сыновей к своей родине, а также ярчайший пример самоотверженности и героизма…». Архивные же документы свидетельствуют совсем о другом. О том, что в его рядах сражались по приказу немцев те, кто боялся возмездия, кто жег деревни вместе с жителями, убивал военнопленных в концлагерях, пристреливал еврейских детей в гетто. Те же из мобилизованных латышей, кто не был причастен к подвигам «добровольцев», предпочли дезертировать, уйти к партизанам или сдаться в плен Красной Армии.

Что утаил оберфюрер СС

В справке МИД России «Об участии латышского легиона СС в военных преступлениях в 1941 – 1945 гг. и попытках пересмотра в Латвии приговора Нюрнбергского трибунала» говорится, что после отхода частей Красной Армии члены латвийских националистических организаций, которых Силгайлис называет «партизанами», сразу же заявили о себе. На рукавах они носили повязки с изображением черепа и перекрещенных костей. Занимались обысками, арестами, облавами и массовыми расстрелами мирного населения: евреев, коммунистов, советских активистов, лиц, сочувствующих Советской власти.

Расстрелы они называли «эвакуацией». Во всех случаях все имущество расстрелянных эти «партизаны» делили между собой. Вскоре из числа латышских националистов начали формировать регулярные полицейские батальоны, которым поручались карательные операции.

Уже в декабре 1941 года они участвовали в карательных акциях в Барановичах, Слуцке и Минске. В 1942 году Силгайлис и его непосредственный шеф группенфюрер Рудольф Бангерскис выступили с инициативой создания 100-тысячной латвийской армии для борьбы с «азиатским большевизмом». Гиммлер поддержал их и предложил сформировать «латышский легион» в составе СС для истребления советских партизан. 10 февраля 1943 года Гитлер подписал приказ о создании «добровольческого латышского легиона СС как единой боевой единицы» (позже слово «добровольческий» было заменено на «Ваффен». Командиром легиона был назначен Бангерскис, а начальником штаба одной из дивизии – Силгайлис.

Вступавшие в легион лица приносили присягу лично рейхсфюреру. Звучала она так: «Богом клянусь в этой торжественной клятве, что в борьбе против большевизма я буду беспрекословно подчиняться главнокомандующему германскими вооруженными силами Адольфу Гитлеру и как бесстрашный солдат, если будет на то его воля, отдам свою жизнь за эту клятву».

Уже через пять дней «латышский легион» принимал непосредственное участие в операции «Зимнее волшебство», проведенной с 15 февраля до начала апреля 1943 года и более известной как Освейская трагедия. Целью операции было создание нейтральной зоны шириной 40 километров, которая охватывала район Освея – Дрисса – Полоцк – Себеж – Россоны.

Довелось оберфюреру СС Силгайлису в качестве начальника штаба дивизии побывать и под Ленинградом, где он особо выслужился перед гитлеровцами и получил свои «Железные кресты». Здесь «латышский легион» проводил карательные акции против мирного населения. В начале января 1944 года легионеры учинили массовые расстрелы в городе Чудово. А 21 января в деревне Глухая латышские каратели загнали в сарай и расстреляли из пулеметов 200 человек.

Из числа латышских «эсэсовцев» немцы формировали диверсионные группы для засылки в тыл Красной Армии. Впоследствии многие из этих лиц превратились в так называемых «лесных братьев», на счету которых свыше 3 тысяч террористических актов, совершенных в период с 1944-го по 1952 год и унесших тысячи жизней.

Решение окончательное…

Ни у кого не может возникать сомнения в том, что и каратели-исполнители, и руководство «латышского легиона» СС, к которому относился и Силгайлис, – военные преступники. Операцию «Зимнее волшебство» юстиция ФРГ квалифицировала как преступление против человечности. В приговоре Нюрнбергского Международного военного трибунала приведены доказательства того, что в латышских дивизиях СС пленных расстреливали и даже уничтожали зверскими способами.

6 августа 1943 года латышские легионеры насмерть замучили 15 военнопленных, включая женщин, из 65-го гвардейского стрелкового полка 22-й гвардейской стрелковой дивизии, захваченных в районе деревни Бобрыни. Строки архивного документа о том, каким жутким истязаниям подверглись те несчастные, невозможно читать без содрогания. Трибунал постановил также, что «СС использовалась для целей, которые являются преступными и включают в себя преследование и истребление евреев, зверства и убийства в концентрационных лагерях, эксцессы, совершавшиеся при управлении оккупированными территориями, проведении в жизнь программы использования рабского труда, жестокое обращение с военнопленными и их убийства…».

Трибунал счел эсэсовцами «всех лиц, которые были официально приняты в члены СС, включая членов войск СС («Ваффен-СС») и членов любого рода полицейских служб, которые были членами СС…». И установил, что «решение о признании преступного характера обвиняемой организации является окончательным и не может подвергаться оспариванию на любом последующем процессе по делу отдельных членов организаций».

То есть из приговора в Нюрнберге ясно следует, что «латышский легион» признан преступным, так как «невозможно выделить какую-либо часть СС, которая не принимала бы участия в преступной деятельности». «Воспитатели» с черепами на рукавах Впрочем, с Силгайлисом все ясно. И обсуждать его сочинение дальше не имеет смысла: оно написано давно, а самого эсэсовца уже нет в живых.

Можно объяснить и мерзкую акцию рижских издателей, которые повторно выпустили мемуары старого гитлеровца. Они – корыстолюбивые коммерсанты, и деньги для них не пахнут. Но чем объяснить то, что господин Вецтиранс взялся написать восторженное предисловие к фашистским мемуарам?

О «Ваффен-СС» он отозвался так: это «одни из ярчайших и боеспособнейших подразделений». Попробуем присмотреться к этому генералу повнимательнее. Его говорящая фамилия (по-латышски, кстати, она означает «старый тиран») мелькает в латвийской прессе довольно часто. Он принимает участие в слете бывших террористов – «лесных братьев», его видят на кладбище, где захоронены останки эсэсовских головорезов, он говорит «героическим» легионерам теплые одобряющие слова, вручает «национальным партизанам», погромщикам еврейских гетто и поджигателям синагог… (только вдумайтесь!) грамоты «За вклад в этическое воспитание нового поколения» и… медали «За содействие участию Латвии в НАТО».

Эх, видели бы молодые латыши фотографии своих «воспитателей», сделанные в 1941 году, где они позируют с черепами на рукавах! Далеко же зайдет эта европейская страна, если у ее нового поколения будут такие, с позволения сказать, «воспитатели»... И диву даешься, когда слышишь, что участвовать в антифашистской по замыслу и целям организации НАТО Латвии, оказывается, помогают недобитые фашисты. Разве это не открытое издевательство над смыслом и целями Евроатлантического альянса?

Ведь что же получается: входившие в антифашистскую коалицию США, Великобритания, а также пострадавшие от фашистской оккупации Дания, Норвегия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Франция заключили Североатлантический договор, в преамбуле которого сказано, что они «преисполнены решимости защищать общее наследие своих народов, основанное на принципах законности». А полвека спустя эти страны пригласили подписать договор Латвию, которая пришла в их альянс с таким вот интересным «культурным наследием» как книга оберфюрера СС, которого до небес превозносит не кто-нибудь, а бригадный генерал национальных вооруженных сил.

Позвольте, господа, о какой «законности» речь? Да официальная Рига, поправшая приговор Нюрнбергского суда, попросту надругалась над этим провозглашенным Североатлантическим альянсом принципом!

«Интересно, в Дании, Норвегии, Франции – странах, чье поведение во время немецкой оккупации было, мягко говоря, неоднозначным, можно ли представить генерала национальной армии, восхваляющего лживые мемуары оберфюрера «Ваффен-СС»? – задает риторический вопрос депутат латвийского сейма Николай Кабанов. – Сколько бы времени он после этого форму носил и зарплату получал?» В Латвии же такое, как видим, в порядке вещей. Складывается впечатление, что очень многие датчане, норвежцы и французы просто не догадываются, кого их правительства удосужились пригласить в военно-политический союз, чтобы совместно «защищать общее наследие».



Рейтинг:   5.00,  Голосов: 6
Поделиться
Всего комментариев к статье: 15
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
в чем проблема то?
русский написал 29.09.2006 04:17
реклама фашизма. публикация книги старого повреженного врага новым врагом.
хороший болт нашим недобитым дермократикам и новоявленным фашикам.
Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Явно тенденциозная статья
Вадим написал 01.10.2006 20:53
Достойный ответ Игорек,говорящий о твоем высоком интелекте.
Ну и что?
Эмигрант написал 29.09.2006 03:00
Еще один болт в то же очко.
Мало болтов принял в свое очко "Великий Русский Народ"?
Пока что свое величие "Русские" показывают в безразмерности очка. Им уже и по этой щеке, и по другой, и уже и по жопе и по мошонке, а они все смиренно хавают и говорят: ничего! Просремся!
По сути
Игорь написал 30.09.2006 01:53
в Обвинительном заключении Международного военного трибунала №1 п.II перечислены группы и организации, "которые должны быть признаны преступными ввиду их целей и тех средств, которыми они пользовались для осуществления этих целей", среди них - охранные отряды национал-социалистской партии (СС). В приложении "В" Обвинительного заключения "Формулировка преступности групп и организаций", подробно характеризующем сущность и состав членов этих преступных групп и организаций, к одной из частей СС отнесены "Waffen SS".
Пересматривать приговоры Нюрнберга то же, что и пересмотр вообще послевоенного устройства Европы, в т.ч. - границ. Здесь все "завязано" в один узел.
Российское руководство непоследовантельно. Постотояннно обвиняя Латвию в приверженности ревизии Нюрнберга, реабилитации фашизма, ничегошеньки не делают по линии ООН и МИД. Совбез ООН при должной подаче со стороны РФ только за реабилитацию частей СС "бзденкнул" бы латышам сурово, пусть даже и против желания некоторых его членов. По уставу. МИД же элементарно может устроить обструкцию Латвии. Отозвать посла, оставив только консула илил временного поверенного. Раз. Визы не дававть, отменить выданные. Два. Закрыть границу. Три. Эмбарго. Четыре. Интернировать граждан Латвии на родину. Пять. И по всей Европе всем дипломатоам РФ упорно талдычить об опасности пересмотра Нюрнберга для самих европейцев. Но ничего этого нет.
Что касается СС. Пробу негде ставить. Даже НКВД не поднялось до высот гиммлеровских.
А сомневающихся отсылаю к материалам Нюрнбергского процесса. Но предупреждаю, "вещдоки" и показания свидетелей лучше не смотреть детям и лицам с ранимой психикой.
Об участии латышских СС в боевых действиях - на фронте были дважды. Оба раза биты крепко. Намного успешней проводили карательные операции на территориях Латвии и др. республик СССР.
Явно тенденциозная статья
Игорь, СПб написал 29.09.2006 11:10
Складываеся впечатление, что латышские легионеры только и занимались, что убийствами евреев. Кто же тогда так славно дал просраться Красной Армии под Нарвой, если все легионеры занимались расстрелами мирного населения? Что касается борьбы с партизанами, то в этом нет вообще ничего противозаконного.
Но коронная фраза в этом тексте:
"О многом говорит сама биография автора книги. После окончания школы прапорщиков в Вильно Силгайлис служил российскому царю. Но нельзя сказать, чтобы верой и правдой – после февральской революции он переметнулся к правительству Керенского."
Автор явно не в ладах с историей и не знает, что после отречения царя и его возможных преемников кроме правительства Керенского в России тогда не было никакого другого законного правительства.
Re: Явно тенденциозная статья
семен семеныч написал 29.09.2006 12:04
Это не пропаганда и является правдой,что на оккупированных Германией территорях эти все нац.отряды (из Украины,Прибалтики,Румынии ) были самыми
жестокими карателями,т.е. убийцами Гражданского населения.
Сомнение только в том,что это хоть как-то огорчит натовцев.
Это вызов России и это нам надо огорчиться так,чтобы они сами затолкали эти книги в жо.у всем почитателям.
Re: Явно тенденциозная статья
Sergo написал 29.09.2006 12:20
У тебя фашистенок новый расеи мозги все проканифолены уже?
Ты жив благодаря Красной Армии, и вопреки эсэсовским легионерам. Будь их воля, имя Игорь навсегда исчезло бы из списка имен собственных. Ты, как и все мы, в неоплатном долгу перед павшими красноармейцами. Если, конечно, понятие долг для тебя имеет хоть какой-то смысл, отличный от денежного. А что касается "законности" действий "законных" марионеточных властей по отношению к партизанам, скажу следующее. Любые действия партизан по отношению к оккупантам, их прихвостням и пособствующим им "мирному" населению являются легитимными и законными. Я имею в виду не только активного, вооруженного врага, но и обывателя, не помогавшего партизанам.
Re: Re: Re: Явно тенденциозная статья
Sergo написал 29.09.2006 13:14
А у отца с матерью тоже ничего не занимал? Ничего не должен? А если тебе твой сын когда-нибудь в лицо так скажет?
Чеченские "партизаны" появились в новой Русляндии. В Советском Союзе в Чечне жили и работали десятки разных национальностей и никакой "партизанской" войны не было.
Соглашусь с тобой лишь в одном, жить в нынешней триколорной эрэфии - не такое уж большое счастье. Хотя это и меньшее из всех возможных зол...
Re: Re: Явно тенденциозная статья
Игорь, СПб написал 29.09.2006 12:58
Лично я ничего не занимал ни у одного красноармейца.Жить в этой стане - не такое уж большое счастье, что бы за него очень уж сильно благодарить.
Ну а любителю партизан предлагаю заодно поддержать чеченских народных мстителей, которые борются против русских оккупантов.
Re: Re: Re: Re: Re: Re: Явно тенденциозная статья
Игорь, СПб написал 29.09.2006 14:30
Нехреново бы было таким "патриетам" сначала бы выучить собственную историю, а потом уж браться кого-нибудь поучать.
В Чечне партизаны были и 20-х, и в 30-х, и в 40-х. Последних смогли ликвидировать только к началу 60-х годов.
Были, впрочем, и другие места, где процветала "дружба народов" - Западная Украина, Прибалтика. И вело себя там наше родное НКВД не хуже, чем СС.
Кстати, родственника одного моего знакомого, белорусского партизана, убили во время зачистки леса войсками НКВД в начале 50-х. Видимо, не очень его тянуло в родной колхоз.
Re: Re: Re: Re: Явно тенденциозная статья
pony написал 29.09.2006 13:59
Да, конечно, не самое большое зло! Гораздо большее зло - жить в США, по соседству с сыном Хрущева и дочкой Сталина, да?
Не смешите людей, Sergo!
Re: Re: Re: Re: Re: Явно тенденциозная статья
Sergo написал 29.09.2006 14:08
Да.
Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Явно тенденциозная статья
Вадим написал 30.09.2006 09:43
Игорек! Такие недобитые гниды и им подобные сейчас повылезали из всех щелей.И мы имеем теперь то,что имеем.
Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Явно тенденциозная статья
Игорь, СПб написал 01.10.2006 19:30
Дорогой Вадик, а такое говно, как ты, всегда плавало на поверхности.
--
Виктория написал 06.10.2006 21:42
Никаких латышей и пр. не существует--их придумал Сталин. Т.н. латыши и литовцы пришли с Оки.Это не их земля. Да все равно они скоро вымрут--о чем разговор-то? Если же вы хотите от них избавиться, то начать могли бы с Шаккума. Чего ему в России надо?
Опрос
  • Кому из начальников вы больше доверяете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss