Хороший публицист Дмитрий Ольшанский. Всегда с удовольствием читаю его статьи, даже если не могу согласиться ни с выводом, ни с исходными посылками. Талант, как известно, не пропьешь.
Холостой выстрел
Неделю назад этот автор опубликовал очередную статью «Обер-мракобесы от либерализма». Хорошая статья - талантливая, добрая Вот только наивная и - самое главное - в корне неверная.
Придется возразить. Впрочем, автор сам изъявил согласие вести спор «с оппонентом, который действительно придерживается ценностей Просвещения то есть с коммунистом, социалистом или прогрессистом в западном смысле слова». Хоть индульгенция выписана и не совсем на предъявителя, все же рискну ею воспользоваться поскольку имею наглость считать себя коммунистом, да и ценности Просвещения разделяю.
Итак, по мысли господина (или все же товарища?) Ольшанского, введение в школах учебного предмета под названием «Основы православной культуры» (ОПК) есть благо. Благо, поскольку обучение детей основам православия поможет поставить заслон распространению либеральных догм и вдалбливанию их в детские головы.
Выстрел у Ольшанского получился громкий жаль только, что холостой. Неточность присутствует уже в самом названии статьи, поскольку либерализм тут практически ни при чем, да и либеральную идеологию в России никому не навязывают. Попросту возможности такой нет, поскольку либерализм в России сейчас находится даже в более глубоком анусе, чем сама Россия.
Приставка из трех букв
А господствует в России идеология неолиберальная. Маленькая приставочка из трех букв принципиально меняет весь смысл. Нет, я вовсе не буквоедствую и ни над кем не издеваюсь, как вы, возможно, подумали. Попробую объясниться.
Во-первых, неолиберализм, в отличие от либерализма, не проповедует ни свобод, ни равенства. Потому-то он неуязвим для религии как и для любой формы консерватизма и традиционализма. Неолиберализм предельно откровенно делит человечество на господ, которым принадлежит мир и рабов, чьей единственной задачей остается обеспечивать благоденствие господ. Всевозможные свободы, законность, равенство стартовых возможностей весь этот джентльменский набор любого уважающего себя либерала давно отправлен на свалку истории.
Маленькое отступление: уж не потому ли в последние десятилетия так популярны книги и фильмы о вампирах, что они, пусть завуалировано, но отражают правду жизни? Разделение людей на едоков и еду это ведь факт, от которого никуда не денешься.
Кроме того, сила неолиберализма в том и состоит, что его догмы вовсе не обязательно принимать. Достаточно с ними смириться, большего он не требует. Вот смирению-то и будут нас (а тем паче наших детей) учить батюшки в рясах. Величайшее заблуждение считать, будто православие противоположно неолиберализму. Да, конечно, различие между ними есть ни гораздо важнее то, что они служат одним целям.
Грехи наши тяжкие
Рассуждая отвлеченно, можно сказать, что вреда от ОПК не было бы если бы этот предмет вели профессиональные педагоги. Только ведь все мы понимаем, что этого не будет. Попы, заполонившие телеэкраны, проберутся и в школы и под видом просвещения станут вдалбливать в головы школьников свои догмы. Не забывайте, что в плане способности к критическому восприятию дети несколько уступают взрослым.
Так чему же будут учить наших детей? Наверняка им привьют церковное представление о том, что человек есть грешник. За тысячелетия церковь успела выработать множество правил так что соблюдать все из них не всякому монаху под силу. Существует и понятие первородного греха А ведь не нужно быть психологом, чтобы понять простую истину: чтобы склонить человека к покорности заставь его почувствовать себя виноватым.
Было бы глупо отрицать существование греха равно как и необходимость нравственного самосовершенствования. Беда в том, что церковь дает совершенно ложное представление и о том, и о другом. По крайней мере, русская православная церковь (существовавшая в Российской империи, существовавшая в Советском Союзе и существующая поныне), говоря о грехе, практически не замечает величайшее из зол общественное неравенство. По сути, она его одобряет, призывая угнетенных мириться со своим положением.
Потому-то православие замечательно подходит для освящения неолиберальной системы отношений «господин-раб» (пусть даже идеологи используют более красивые и менее вызывающие названия). Точно так же и в Российской империи оно нисколько не мешало православному барину продавать или дарить другому барину (не менее православному) православных же крепостных. Пожалуй, даже ислам в этом смысле выглядит предпочтительнее: он хотя бы запрещает держать в рабстве своих единоверцев.
Президент со свечкой
Да и с нравственным самосовершенствованием тоже не все ладно. По крайней мере, я не позволю учить моего сына, будто совершённое зло можно искупить молитвой, постом и пожертвованиями на церковь делами, которые почему-то считаются добрыми, хотя для окружающих они абсолютно бесполезны.
Конечно, если родитель хочет, чтобы его ребенка подобным образом нравственно искалечили, помешать этому чрезвычайно трудно уж в семье-то ребенку постараются привить рабскую мораль, в которой главной добродетелью является смирение. Но совсем иное дело, когда то же самое происходит в государственной школе. И, судя по всему, такое обучение станет распространяться все шире учитывая дружбу нашей, извините за выражение, элиты с попами.
Почему-то такую дружбу принято считать лицемерием. А напрасно, ведь неолиберализм и православие вовсе не враги. Они, скорее, симбионты: первый нуждается в рабах, второе рабов воспитывает. Так что наш президент абсолютно искренен, когда стоит в церкви со свечкой. Искренен и епископ, освящающий торговый центр.
Напоследок одно замечание. Отчего-то в последнее время идут разговоры о том, что это педагогическое новшество может ущемить права последователей других религий ислама, буддизма Но у них-то как раз существуют достаточно сильные организации, они могут побороться. А как быть нашему брату атеисту? Между прочим, нас в стране пока еще большинство. Так как нам защитить наши права? Возродить Союз воинствующих безбожников?
Судя по всему, скоро нам не оставят иного выхода.
|
|