Одновременно читаю две замечательные книги - на бумаге «Крушение мира» Эптона Синклера (первая в цикле о Лэнни Бэдде, сыне американского фабриканта оружия и пасынке французского художника, тяжело раненного на фронте, букинистическое 1941 г. - подарил коллектив на день рождения) и на электронной книге - мемуары Салмана Рушди «Джозеф Антон» (его псевдоним для операции прикрытия - в честь Конрада и Чехова). В обоих - многое для наших реалий.
У Синклера очень чётко говорится, что на Среднем Востоке Первая мировая велась за нефть Мосула, а в Европе - за угольный и железнорудный бассейн Брие в Лотарингии, поделённом между Францией и Вторых рейхом. России обещали Константинополь, а Франции - Сирию лишь бы они не мешали Великой Британии получать самые главные призы этой войны - месопотамскую, персидскую и аравийскую нефть (бакинская - уже была).
И российские солдаты умирали под Трапезундом и горах Курдистана - чтобы нефть попала лондонским дельцам, и под Луцком - что оттянуть австрийские части от итальянского фронта на реке Изонцо (на концентрацию немецких войск на Западной фронте российские военные усилия после осени 1915 года почти не влияли).
А в утешении российскому солдату рассказывали про возвращении православного креста на Святую Софию (не уточняя, что речь идёт о реванше за 15 век).
Уже в июле 1917 года в российском правительстве в большинстве были социалисты, включая его главу, для которых полувековой цареградский миф - это более, чем опасный бред. Но они понимали, что страна живёт только на английские деньги и что сепаратный выход из войны обнулит все уже понесённые жертвы, подобно выходу из не очень удачного бизнеса.
Поэтому была выбрана стратегия тянуть, сколько можно, сваливая ответственность за компромисс на будущее правительство, созданное учредительным собранием, и ожидая успехов союзников, которые настали лишь накануне расстрела бывшей императорской фамилии.
Когда солдаты это поняли - фронт развалился.
Это я всё к тому, что для сторонников большевиков их оппоненты были предателями, которые жертвуют сотнями тысяч жизней и обескровливают страну только из страха признать проигрыш войны.
Для них патриоты - социалисты и левые либералы были - в сопоставимом масштабе - путинской камарильей, которая затягивает войну на востоке Украины и в втянулась в сирийскую гражданскую войну, что бы не признавать сокрушительного провала «варианта «Новороссия» (и вообще - «Русского мира») и того факта, что лишь помогли курдам и туркам создать свои зоны в Сирии, и оттягивали халифатцев от Мосула и его нефтяных полей.
Надо понять, что именно большевики, готовясь захватывать власть, видели перед собой хладнокровно-циничных чудовищ, способных реками лить кровь простого народа, рассматривая миллионные жертвы войны лишь как спасаемые инвестиции. Такое вот бюджетное санирование лопнувшего и разворованного «банка».
Чтение же Салмана Рушди, очень популярного, в т.ч. в Индии («открыл Западу жизнь нашей страны, судьбы простого народа»), лондонца, атеиста из древнего мусульманского аристократического рода, из моголов Кашмира (клан оказалась разделён по обе стороны индо-пакистанской границы/фронта, подобно галицийцам, разделённых между Петроградом и Веной), даёт очень выразительную картину «прогибания» западного общества перед шантажом и запугиванием радикальных исламистов.
Напомню, что в 1988 году Рушди выпустил роман «Шайтановы аяты» (можно литературно перевести как «Дьявольское Евангелие»). В романе герои грезят альтернативную историю, в которой пророк Мухаммед, вместо обострения конфронтации с мекканцами (в реальности вызвавшее его бегство - хадж - в Медину), дополняет свою религию почитанием трёх необычайно чтимых в этой местности арабских богинь.
Как я понимаю - аналог эллинских Парок.
Дескать, лучше компромисс и мир, чем нетерпимость и война. И нет никаких конфликтов, нет похода на Мекку, нет походов по всей Аравии, нет завоевания Дамаска и Багдада, нет Халифата.
Зато есть мирные плюралистические купеческие города, соседствующие с Византией и быстро богатеющие на трафике южноаравийских благовоний и продукции йеменских ремесленников.
К слову сказать, римская церковь как раз в ту эпоху на компромисс и пошла, обильно интегрируя и митраистские, и германско-языческие традиции.
14 февраля 1989 года аятолла Хомейни (по мнению Рушди, чтобы отвлечь внимание от необычайно кровопролитной и тупиковой войны с Ираком) издал фетву, призывающую убить Рушди. Очень скоро в Тегеране потенциальному убийце была обещана награда в миллион тех ещё долларов.
Сперва свободолюбивая западная общественность встала горой за преследуемого писателя и за принципы свободы и демократии. Но очень быстро - под потоком демонстраций и открытых угроз, под влиянием нескольких брошенных в магазины и издательства бомб и зажигательных бутылок, началась эрозия позиций. И зазвучали очень нам знакомые речи.
Консерваторы утверждали, что надо защищать от кощунства любые религии.
Либералы заговорили о том, что «обе стороны неправы, потому что демонстрируют непримиримость».
Левые (лейбористы), за которых Рушди голосовал, забыли как выступали за свободомыслие и вспомнили про своих избирателей из мусульманского пролетариата, и затянули про то, что «народ не может быть неправ».
Только что избранный президентом Вацлав Гавел в последний момент отменил встречу в посольстве, заменив разговором по телефону (звонил из сельского таксофона Рушди). США отказали в убежище («у нас очень важные переговоры об освобождении заложников в Ливане»).
И потом, когда этот прячущийся за спинами спецотряда писатель всем надоел своей непримиримостью и гордым достоинством, всё громче заговорили, что «это непорядочно - бросать людей под бомбы», что ничего, никакие принципы не стоят...
Как всегда нашлась лишь горстка писателей, создавших в его защиту комитет во главе с бесстрашной Сьюзан Зонтаг, и для выпуска его немецкого перевода был специально создан издательский консорциум из всех известных (всех - не взорвёте!).
Так что не надо бранить наших интеллектуалов и политиков - они не лучше, и не хуже западных. Только у нас пока лишь приговаривают: не надо бросать под дубинки...
От редакции: Аналогия никогда не бывает полной - Сирия и правда была попыткой отвлечь от Украины, мол, мы тоже за общечеловеческие ценности, но не мешайте нам разбираться в своей ширинке. Но войну на востоке Украины затягивает именно Киев, в надежде, что мятежный Донбасс упадет к его ногам и можно будет неплохо поживиться за счет тотального уничтожения "донецкого клана" - неколько миллионов подвергаемых геноциду как всегда не в счет. Путин бы охотно сдал Донбасс в обмен на признание Крыма, но он не может сдать его на любых условиях, а Киев устраивают именно любые (вернее сдача вообще без условий) и никак иначе.
На финал, видимо, где-то произойдет очередной переворот, и по всему судя, скорей опять в Киеве. Устранение Украины с карты мира как таковой сразу принесет облегчение всем другим сторонам, но и украинцам тоже. Ни малороссам на востоке, ни галицийцам на западе, ни греко-румыно-еврее-армянам юга не нужно будет притворяться, что они составляют какую-то единую нацию, и все спокойно разойдутся по своим новым квартирам, половина которых немедленно получит европейскую прописку, а другая половина - российскую.
Ну а путинский режим, и без того уже трухлявый, этой малоросской прививки тоже не перенесет...
А.Б.
|
|