Я обычно пишу о тех, кто мне интересен в текущем моменте времени, о тех, кто способен повлиять на современников. «Антиквариат» стараюсь не выставлять (если кто вникал в теорию радикального реализма, эти простейшие принципы понял) – но вот так уж получилось, что альбом «Электропартизан» 2011-го года услышал я только сейчас, в 2017-м. Кстати, «магия цифр» тут не работает совершенно: никаких исторических ассоциаций не вызывающий одиннадцатый год (в моей личной, ассоциативной нумерологии «11» - цифра, символизирующая одиночество) стал для новейшей истории России гораздо урожайнее на революционные события, чем год 2017-й, у которого всё меньше шансов оправдать смутные надежды подпольщиков…
Может быть, чтобы восполнить некую событийную пустоту хотя бы на уровне звука, я и слушаю частенько по утрам альбом «Р.В.И.» - даёт заряд антисистемной бодрости. Чисто эмоциональной уверенности в верности избранного пути. Но что радует, то и вызывает критику, конечно же, если вы не чужды диаматического мышления. И тут зрительным рядом вспоминается август 2011-го – да-да, юбилей всё же был там, юбилей Чёрного Августа, и мы его отметили, как и подобает, «дизреспектным» мероприятием, задав топос грядущему прорыву масс.
Митинг-концерт проходил на Болотной, под памятником Репину (которого питерский сноб Набоков ненавидел за симпатии к большевикам, кстати). В виду отсутствия там столь званого и предсказуемого моего Эшелона (период отпадения тогдашнего вокалиста от «коммунизма здорового человека» в ПГМ, а вскоре и в монархизм, бактерия ходит с вирусом под ручку) – пришлось поработать конферансье. Представлять «Электрических партизан» было приятно. Ни одна группа, и тем более из питерских, не привела столько своих московских фанатов – и чтоб со специальными знамёнами ещё. Это были анархисты, наши союзники и друзья ЛФ – возможно, кто-то из них здесь же в мае 2012 рвался дальше, куда указывали некоторые песни… Об этом и будет подробный разговор, о песнях и направлениях.
Вадим Курылёв, то ли из-за своего, по ДДТ знакомого «Рикенбэкера», то ли из-за длинных волос – казался на телеэкране больше. А тут – такой лаконичный, невысокий, юный, он поднялся на сколоченную из грубого тёса сцену. Маленький бас редкой формы и цвета «хэритэйдж шерри» (как у Ангуса Янга, но именно бас) дорисовывал образ нового рок-героя. И стрижка короткая, и ножки. Воплощённый персонаж собственных песен – но их-то я тогда и не слыхивал, с альбома «Р.В.И.», что расшифровывается, видимо, как «Рок вольной Ингрии». И песня «Маргинал», увы, не прозвучала тогда со сцены, и звук был настолько угарный, что вблизи слова плохо разбирались. Но вот уже хорошо мне знакомая «Звезда и автомат» прозвучала, как и «Либерталия» - песня о пиратско-анархистской стране-утопии…
Важнее и разборчивее песен прозвучали тогда вступительные слова Вадима: «МЫ против любого насилия государства над личностью». Озадачил… Тогда, стоило ли выходить на сцену, где Чёрный Август предавался анафеме? Ведь тогда-то и побеждал подлинный культ личности, культ свободы личности (не пожелавшей быть винтиком), который при планомерном убийстве социалистических основ общественного бытия привёл к диктатуре буржуазии, отдельных личностей, к всевластию олигархии. Творческие товарищи поморщатся, как от лимона: «сэ моветон, мы же имели в виду не дельцов, а творцов!» Но общество-то сделало после августа 1991-го тотальные выводы – на короткое время отдельные личности получили как раз те экономические права и возможности, которых не было у «серого большинства». Да-да, идеями диссидентствовавших художников воспользовались такие личности, как Чубайс – и вот приватизационный чек по сути и воплотил «стартовые возможности личности», только вот на старте стояли немногие, а миллионы уступили им права соцсобственности, которая гарантировала… Ну-ка, вспомним все антисоветские куплеты конца 80-х!
Социалистическая собственность – суть уравниловка в правах и возможностях. Это никак не ладится со свободой одного, с анархизмом. Уже на этом уровне формула Маркса (свобода одного кончается де начинается свобода другого) убивает анархизм, а Егор Летов ещё и добивает-поддакивает из 1990-го года: «Анархия хороша для одного».
Это про чистую анархию, которая была и в 1991-м неплохим двигателем контрреволюции (а участие в ней даже из самых чистых побуждений не освобождает от ответственности за приватизационные последствия, за буржуазные итоги, против которых «Партизаны» и вышли вместе с нами на Болотную в августе 2011-го). Нет, это не обвинение, это попутное воспоминание, более детально оно выглядит в Романе-эшелоне, но сейчас не о том...
Живое биение любой идеологически мотивированной движухи в роке – дороже тонн красивого саунда, вот за что я зацепился и тогда в жутком хламе звука, и пересматривая потом в Томске на ютубе наш концерт, и сейчас, слушая очень сочно звучащий альбом «Р.В.И.». Тут-то и открылась мне следующая дверка. Оказывается, не просто свобода личности от всякого насилия государства (социалистическое государство – тоже насилие, ясен пень, вот и ретро-оправдание анархо-участия в Чёрном августе, хоть были это другие люди) зазвучала уже после того, как и ДДТ внесла свою лепту в гибель СССР, а Шевчук так просто немало пробухал с Ельциным, получил телеэфиров лет на восемь вперёд. Нет, идея имеет развитие – пусть и безнадёжно-идеалистическое, но рок придаёт мечте статус коллективности.
Итак, я о песне, что сверху. Действительно гимн, причём я уже в уме набросал к нему альтернативный текст – «Ле-нин-град, ты будешь советски-им». Что такое Ингерманляндия – мало кто знает, разве что вспомнится из девяностых секс-символ Елена Кондулайнен, тоже неплохо поющая под гитарку, которая считает себя представительницей народа сего… И образ почти складывается, без лишней вдумчивости и исторических справок: белокурые коренные жители, чёрный дым баррикад. Лесенка социального регресса, распада обретает новую, романтическую ступень вниз. А мотивируется это прекрасно, ведь «буржуям и наци здесь больше не место» - такая чёткая для маргинала формула, подменяющая уличной дракой классовую борьбу.
А что такое жить без буржуев? Это же не вечная жизнь на баррикадах – надо как-то организовывать общественное производство, и тут я не могу не согласиться с Висом Виталисом в том, что кроме социализма ничто другое «не работает». И «насилие государства над личностью» неизбежно – ведь свергнутый класс надо будет перевоспитывать трудом. Не думать об этом – наивность, впрочем, именно наивность и завораживает во всём альбоме знаменательного 2011-го. С убеждённостью Бакунина невозможно переспорить Маркса, можно только подраться (что и бывало у них, таскали другдруга за бороды), но я вот пытаюсь строить некие чертежи, продлевать смысл песен – это подзабытое многими рок-миссионерство мне приятно, что поделаешь, мы ж оттуда родом, из соврока…
«Седая кровь, Ингерманландия» - а кто она вообще такая, откуда взялась? Выясняется, что из Новгородской республики, со времён, когда Санкт-Петербурга не было и в проекте. Обоснование прошлым в годину социального регресса мощно работает – как в восточных деспотиях, аналогия эта пусть и злой каламбур, но логика та же. МЫ нашли в поза-позапрошлом имя для обоснования анархо-сепаратизма и будем сражаться за «свою землю». Альбом очень умно и тенденциозно выстроен, и все музыкальны цитаты в нём из «Секс Пистолз» более чем уместны, хотя они-то, «Пистолеты», остались анархо-интернационалистами в основном, правда, на старости лет впали в англо-патриотизм местами… Так кто она такая, давшая имя этой легенде – Инга Герма? Матушка Владимира Красного Солнышка (по одной из версий этимологии). Ингрия (Ижора – однокоренные) это и уже в 1221 году земля, упоминаемая под названием «Ингардия», часть нынешнего Ленинграда, располагается по берегам Невы, ограничивается Финским заливом, рекой Нарва и Чудским озером на западе, Ладожским озером с прилегающими к нему равнинами и рекой Лава — на востоке. На севере она граничит с Карелией по рекам Сестра и Смородинка.
Что с этим всем делать современному человеку? А вот от безысходности сращения себя, своего настоящего через перелом контрреволюции, с СССР, с социалистическим единством народов – продолжать распад страны, но под антибуржуазными лозунгами. Докопаться до правды Ингрии, до «седой крови», где только честь, братство и «Вселенная безвластных коммун»… Завлекательная, сугубо интеллигентская идиллия, но построить её даже одним огнём «молотов-коктейля» невозможно.
Но как тонко-цитатно уел явно ненавистного ему Кинчева Вадим на распеве «Теперь пора, пора валить из этой стрА-ны»! «Имперский рок-фюрер» в другой песне, очень полезной и по делу антифашистской – в «Национальном вопросе», это ведь он, я не ошибся? Ну, а как валить из страны (вот лозунг, в котором либеральное капитулянтство нежно срастается с «антибуржуазным» анархо-мечтанием)? Конечно же «вместе со своим городом»! Всё, формула рождена.
Я нисколько тут не «постукиваю», ибо альбом этот, на мой взгляд – лучшее, что пришло к рубежу 2011-2012 (наряду с альбомом Красных Звёзд - "Свобода-2012", и Анклава "Борец против своего времени", 2012), и несёт максимум бесстрашия из наших боевых нулевых… И всё, сказанное про экстремистские песни, как комментарий после нежнейшей элегии «Бритиш Петролеуму» - верно. Но всё же рок-энергию надо тратить в том русле, которое даст политическое будущее – вот мой тезис. Инвестировать (поганое словцо, но уж чьи смыслы царствуют, теми и выражаемся) в будущее, которое наполнится пониманием масс. А вот это отчаянное, хоть и ироничное, «живу уже сорок лет… не чувствую себя русским, уж лучше я буду анархо-ингерманландцем», оно симптоматично. И созвучно неумоевской стёбной молитве «Накажи их, товарищ Горбачёв».
«Люди эмоционального склада нуждаются в некотором руководстве» - делаю я навязчиво суфлирующим за кулисами популярного фильма голосом Казакова вывод после прослушивания альбома, и очень надеюсь на новую сцену из тёса…
Это и было бы чисто музыкально-политиканскими размышлениями – но вот же, Каталония! Она-то как рванула к точно такой же «свободе от империи», не видя уже следующего шага, надеясь, что Европа-матушка (которую она и покидает в лице Испании) не позволит попирать итоги референдума. Бессмысленны эти «обе хуже»: и баррикадные пути из империи в ещё более прошлые формации, и другой полюс – выход демократическим путём, мирным и без всякой самоорганизации силовых структур.
Революция в союзе с анархистами нам видится и сейчас реальностью. Однако печальный опыт Каталонии заставляет анализировать ближайшие анархо-идеологемы, сколь коротконогими и недальновидными они бы ни были. Да, капитализм утомляет, эксплуатация отупляет – да, прежде всего питерский интеллигент (на мой взгляд, уже обогнавший Шевчука и на чисто поэтической дистанции и в рок-пророчествах) хочет выпрыгнуть из общества потребления в общество созидания. Но надо знать, как созидать не только песни!
Что же касается наших буржуазных властей – им бы не ухмыляться при виде Каталонского прецедента, а узреть свой собственный, под носом, в родимой вотчине Вована, где Газпром платит налоги, - сепаратизм. В виде рок-выступлений эта движуха уже имеет стычки с полицаями – всё, как и предсказывал план-альбом 2011-го. Правда, это тоже каламбур – представляете себе выход Петрограда (вот, кстати, стартово- компромиссное название для нас и анархов) из состава РФ?.. Для песни-то чем несбыточнее мечта тем красивее, но для одной шестой части суши, населённой вполне песню понимающими не-ингерманландцами? Вот то-то и Кутуньо, Вадим!
Этот бы саунд, этот бы талант – да в русло подлинной революции, способной пробудить не сепаратизм, а объединительный, такой для трудового народа нужный и спасительный импульс… Ведь трудящимися властвуют только потому, что разделяют границами, зачем же плодить новые границы и новые национальные буржуазии?
Новость по теме:
Под Ленинградом завёлся экзотический сепаратизм, и уже проводит рок-фестивали "за свободную Ингрию"
|
|