Настоящий доклад не является ни проектом культурной политики Пермского края, ни отчетом о проделанной работе.
Я хочу представить вам модель стратегии развития нашего края и города Перми на ближайшее будущее.
Эта стратегия звучит просто: Пермь должна стать культурной столицей России.
1. Культурная столица. Зачем?
В социальных системах, как правило, реализуются два варианта стратегий:
- стратегии-технологии,
- нишевые стратегии.
Стратегии-технологии - это набор ориентиров и путей движения к ним, которые могут быть, в той или иной степени, реализованы неоднократно.
Нишевые же стратегии призваны обеспечить достижение поставленной цели в уникальной ситуации, в уникальной нише, реализовать уникальные возможности.
Большинство современных российских городов живет через реализацию (или псевдореализацию) стратегий-технологий: нужно что-то усовершенствовать, улучшить, расширить, углубить и пр. В этих стратегиях города похожи друг на друга как пяти- или "девятиэтажки" периода массового строительства. Результаты этого пути страдают ограниченностью, поскольку лишает город индивидуальности, а значит - предназначения.
Каждому городу, претендующему на что-то в будущем, нужна своя неповторимая ниша, своя особая миссия, отличная от соседнего города. По большому счету, своя судьба.
Город успешен, когда он уникален. Город - это живой организм, это не завод и не предприятие. Это такой очень большой и сложный, но при этом, разумный индивид. И как любой человек город ищет самого себя, а счастье приходит, когда он себя нашел.
При этом мы понимаем, что в мире все уникальные привлекательные ниши уже разобраны. В США каждый город и каждый штат борются за индивидуальность, не случайно у каждого субъекта американской федерации есть не только уникальное имя собственное, но и уникальный слоган, раскрывающий миссию данной территории. Только что, будучи в Америке, заезжал в город Рино, штат Невада, миниверсия Лас-Вегаса. Поперек города весит огромный слоган "The biggest little city in the world". В России всё не так. Мы живем в мире безликости, стертой индивидуальности. При этом ниша культурной столицы. как это ни парадоксально, сейчас свободна.
Реальность такова, что к тому-же 2020 году в России останется не больше 20 крупных городов-центров (в советское время их было 80), остальные потеряют динамику и вступят в фазу депрессии, зависимости от других центров.
В общем, нам нужна своя особая ниша, своё уникальное предназначение. Мы хотим сделать Пермь культурной столицей России.
Я это предлагаю не потому, что я министр культуры и мне хочется "поупражняться с культурной политикой". Я уверен в том, что
- первое - развитие культуры, построение современного культурного пространства - это наиболее эффективный инструмент развития и всего края, и его экономики. Развитие культуры - это быстро и дешево! Наша деятельность - это валоризация, превращение малостоящего в бесценное!;
- второе - культура тотальна - это элемент несущей конструкции общества. Ещё со времен Римской Империи люди хотят хлеба и зрелищ. Переводя на современный язык, населению требуется благосостояние и интересная жизнь (это, кстати, данные социологических исследований!). Последнее и реализуется через культуру, которая автоматически обеспечивает и развитие экономики, и повышает качество жизни, и снижает преступность и т.д.;
- наконец, третье, как я уже говорил, ниша культурной столицы сейчас в России свободна, но потребность в ней грандиозна.
Культура может стать важнейшим фактором экономического развития. Мы здесь не изобретаем велосипед! Как это произошло в мире? Примеров множество. Благодаря культуре Милан стал второй столицей Италии, так же как Манчестер и Эдинбург стали культурными столицами Великобритании. А Барселона, благодаря Миро и Гауди, вообще стала культурной столицей Европы, одним из самых привлекательных городов мира.
Повторяю ещё раз! Культура не панацея. Мы не решим всех экономических проблем России, но мы обеспечим будущее нашему краю и городу.
Это для меня очевидно, и я постараюсь вас тоже в этом убедить.
2. Иного не дано!
Анализ показывает, что построение культурной столицы - единственный шанс для края и города. Что я имею в виду.
1). Добывающая промышленность (где сейчас находятся основные деньги), в развитии края сейчас никак не нуждается.
Приведу простую статистику, взятую в нашем отделении Росстата. За десять лет экономического роста (с 1998 по 2007 соответственно) численность занятых в крае в экономике увеличилась почти на 3% (мало, конечно, Но это сейчас не главное). Только две отрасли за это же время продемонстрировали устойчивое снижение занятых в соответствующих производствах. Это сельское хозяйство со смежными отраслями, включая рыболовство. Там падение занятых произошло более чем на 22 процента (на что есть всем известные причины). А вторая отрасль - добыча полезных ископаемых, где падение занятости составило почти 25%, при том, что данная отрасль имеет очень небольшой по масштабам края объем занятых - меньше 20 тысяч человек. И это на весь край!
Или другой пример. За 10 лет - с конца 1998 года по конец 2007 года край (по разным причинам - низкая рождаемость, миграция и пр.) потерял 260 тысяч 373 человека. За все это время инвестиции в основной капитал выросли в 16 раз. В стране и крае - экономический рост, а мы потеряли полностью население таких городов как, например, Березники и Соликамск вместе взятых!
Куда нам двигаться? В развитие обрабатывающей промышленности, в так называемый, реальный сектор экономики? Так он лежит на боку и за десять лет экономического роста так и не поднялся! В кризис он точно не поднимется.
Мне могут сказать, что культурой сыт не будешь. Я вам отвечу, что мы скоро и так сыты не будем. Нравится кому-то или нет, но индустриальная эпоха в Перми закончилась. Что такое Пермь при в предыдущей жизни? Это моторы, пушки, ракеты + балет. Что из этих ценностей сейчас осталось? Нужно искать новые ценности. Мы первый индустриальный город, который со всей очевидностью понял, что мы стоим на пороге новой эпохи с иной экономикой. Мы здесь реально первые, и это вселяет определенные надежды.
2). У края нет очевидных конкурентных преимуществ по отношению к остальным регионам России.
Какие стратегии реализованы сейчас в "основных" столицах России? Это:
- Москва - реальная столица со всеми вытекающими отсюда последствиями, здесь, как говорится, все ясно,
- Санкт-Петербург - северная столица, реализующая с использованием админ.ресурса стратегию "перетягивания" на свою территорию наиболее интересных и прибыльных бизнес-систем из Москвы - "Газпрома", "Транснефти", ВТБ и пр.,
- Ханты-Мансийск - нефтяная столица России, самый богатый и развитый нефтегазовый город нашей страны, здесь тоже всё ясно,
- Сочи - столица зимней олимпиады 2014 года - город "обвальных" инвестиций,
- Казань - "третья столица" России - запатентованная. Казань могла бы стать исключением из общего ряда, реализовав свою уникальную нишевую стратегия - города между Востоком и Западом, однако предпочла пойти по традиционному пути - "выколачиванию" федеральных инвестиций - на 1000-летие, на всемирную Универсиаду 2013 года и пр.
На статус столиц претендуют Ростов, Нижний Новгород, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск, Владивосток и др. Но именно претендуют, не более того.
То есть можно назвать пять признанных российских столиц и каждая из них стала таковой не в силу реализации некой особой уникальной нишевой стратегии, а в силу сложившихся обстоятельств. Ноу нас, в Пермском крае, нет ни уникального географического положения, ни изначального столичного статуса, ни грандиозных сверхресурсов.
Есть ли у нас шанс в этой конкурентной борьбе? Уверен, что есть. Мы должны быть умнее, эффективнее и энергичнее. И первый шаг - поиск и реализация своей уникальной нишевой стратегии - превращение Перми в культурную столицу.
3). У края, в этом смысле, нет выбора ещё и постольку, поскольку реализация стратегии культурной столицы - наименее затратная по отношению к другим стратегиям.
Статус столиц потребовал у руководителей обозначенных выше городов реализации серьезных финансовых решений, в основном, за счет общенациональной собственности.
Так, из федерального бюджета и различных ведомств на празднование 300-летия Петербурга было выделено напрямую порядка 2 миллиардов долларов США, и это не считая разного рода спонсорской поддержки "дружественных бизнесменов".
Аналогичный объем финансовых ресурсов из бюджета Федерации был выделен в рамках подготовки празднования 1000-летия Казани.
Что касается наших северных нефтяных городов, то приведу лишь небольшую статистику - доходы консолидированного бюджета на 1 одного жителя в России в 2008 году составили 43 634 рубля, в Пермском крае - 40 503 рубля, в Ямало-Ненецком округе - 163 926 рублей, в Ханты-Мансийском автономном округе - 120 241 рубль. О Москве и Сочи можно ничего не говорить.
Можем ли мы рассчитывать на подобные внешние финансовые вложения сейчас? Конечно, же нет! Нам нужна дешевая стратегия, позволяющая обойтись своими силами.
Сколько стоит лучший в России музей современного искусства, лучший в России современный театр и лучший в России институт искусств вместе взятые? Я думаю себестоимость реализации этих проектов на два порядка ниже федеральных расходов на подготовку 1000-летия той же Казани.
Нас же сейчас интересует то, что как в силу исторических причин (обширное культурное наследие, эвакуация в Пермь во время Великой Отечественной Войны крупных культурных институций), так и в результате процессов, которые начались в последние годы (бурное развитие театров, возникновение нескольких масштабных проектов связанных с современным искусством, которые вы все хорошо знаете). Кстати, они показали, что в России есть огромное число свободных творческих ресурсов, которые ищут площадки для роста и развития. Творческие люди ищут культурную столицу, они хотят в неё приехать, и многие уже приезжают сюда, в Пермь.
У Перми есть все основания, фундамент для реализации стратегии, о которой идет речь.
3. Что такое "культурная столица"?
Культурная столица характеризуется четырьмя особенностями.
1). Культурная столица - это город-резиденция, место, куда приезжают сначала ненадолго, потом - работать, потом - остаются жить. Всем известен артистический феномен Парижа в начале 20-го века, но ведь создавали его художники из Голландии и Испании, писатели из России и Америки. Или более близкий нам и недавний пример - колония художников-одесситов в Москве, которые очень повлияли на развитие современного искусства в 90-х годах. И сегодня власти европейских городов, которые думают о статусе культурной столицы, выделяют средства на съемки фильмов в этих городах (пример популярный киноальманах "Париж-Париж" или недавний фильм, снятый в Барселоне американцем Вуди Алленом, но с каталонкой Пенелопой Круз). Выделяются деньги и на приглашения, стипендии крупным писателям. Развитие культуры - это одновременно и создание условий для привлечения высококлассных специалистов извне, которые смогут реализовать именно на этой территории свой громадный творческий и иной потенциал. Это самозапускающийся механизм, начав работать он будет иметь серьезный ресурс саморазвития.
Здесь важнейшую роли играет высшее образование в крае. К нам должны ехать люди со всей страны, чтобы получать уникальное образование. При Союзе хотели учиться в Москве или Ленинграде. Сейчас - только в Москве, но эта ситуация может и поменяться, поскольку качественного образования в области культуры или искусства нет в России вообще.
2). Культурная столица - это город-фестиваль, это место, где постоянно происходят какие-то важные и интересные события.
Сегодня в крае 9 постоянных крупных фестивалей, завтра - 15, а послезавтра фестивальные события должны быть каждый день. Культурная столица - это место, где бурлит жизнь. И в какой-то момент фестивали уже не нужны, как произошло, например, с Лондоном, где крупнейший театральный фестиваль ЛИФТ перестал существовать, превратившись в продюсерскую компанию, которая представляет важные гастрольные события в течение всего года. Это положительно влияет на всю инфраструктуру, от гостиниц до площадок. Принято считать Лондон театральным городом, но важно знать, что в нем самый высокий процент зрителей-туристов.
3). Культурная столица - это город, в котором делаются творческие карьеры, существует творческая конкуренция. Для этого нужны организации-флагманы. Флагман - это новая мощная передовая институция, вытягивающая всю социально-экономическую систему - лучший в России театр, лучший в России музей, лучший в России вуз и пр. Построение этих флагманов обеспечит ещё и гонку за лидером, появление других проектов, которые создадут среду для творческой конкуренции.
Многим известен пример испанского Бильбао, который привлек после строительства Музея современного искусства миллионы туристов, что абсолютно изменило экономическую ситуацию в регионе. Или другой пример - австрийский Зальцбург, город, в котором родился Моцарт. Осознание экономических перспектив этого факта пришло только с деятельностью великого дирижера Герберта фон Караяна, который сделал Зальцбургский фестиваль главным музыкальным событием в мире и организовал второй фестиваль - Пасхальный. Сейчас Зальцбург - город, где каждый третий из 160 тысяч жителей занят в сфере туризма и город с самым низким процентом безработицы. И уверяю вас, в мире намного больше людей, которые знают где родился Моцарт, нежели другой великий композитор Иоганн Себастьян Бах. Вот пример, как теперь выражаются, грамотного позиционирования. Примеры можно продолжать, говоря о Бомбее и Лос-Анжелесе, которые развиваются во многом благодаря киноиндустрии или о Милане, столице оперной музыки и фэшн-индустрии. Замечу, что все мои примеры касаются городов, которые не являются политическими, официальными или финансовыми столицами. При этом культурные стратегии характерны и для крупных городов, здесь вспоминается Копенгаген или Франкфурт, Манчестер
.
4). Столица - это город свободных людей.
Творческий человек всегда свободен, в первую очередь внутренне. При этом большинство людей тоже хотят быть свободными, свободно мыслящими, не зависящими от позиции власти, крупного бизнеса, работодателя и пр. Но свободе надо учиться! И насыщение региона творческими, самостоятельными и самодостаточными людьми - это формирование механизма саморазвития человека, а значит и края, и города. Если человек хочет и может заниматься любимым делом, значит он по дороге к счастью, и не только для себя, но и для окружающих. Свободные люди формирую принципиально иной характер социальных отношений, в которых, как оказывается, комфортно всем, в том числе и инвесторам их других стран и регионов.
Я чуть выше говорил, что у нас нет никаких особых конкурентных преимуществ по отношению к другим территориям. Ошибочка! Есть! В Пермском крае либерально мыслящий губернатор, а это уже ресурс! О Пермском культурном проекте уже говорят на страницах центральной прессы и даже в "Нью-Йорк таймс".
4. На какой результат мы рассчитываем?
1). Обеспечение качества жизни. Люди хотят жить в том городе. в котором интересно жить, где есть куда сходить и чем заняться. Но не только. Людям нужна хорошая заработная плата и интересная работа. Статус культурной столицы обеспечивает и первое, и второе. Не будем забывать, что сейчас в России 2/3 людей ходят на нелюбимую работу. Какой продукт они в этом случае производят? В культурной же столице формируется особая креативная индустрия - массовое производство творческой продукции, требующая большого числа интересных рабочих мест.
Приведу ряд примеров возможного улучшения качества жизни посредством культурных организаций-флагманов.
В чем миссия нашего музея современного искусства? У него очень важное и конкретное предназначение, выражающееся в следующем, я цитирую из документов музея:
- Формирование качественного культурного досуга, доступа к мировым шедеврам и значимым культурным явлениям мирового уровня. Повышение статусности жителя Перми, появление мотивации жить и работать именно здесь, влиять на положительные миграционные процессы, привлекать в город творческих людей, а также:
- Для людей творческих профессий музей станет точкой роста. Здесь они будут встречаться с коллегами со всего мира, здесь они будут знакомиться с высокими образцами современного искусства, здесь они будут реализовывать свои творческие амбиции...Вовлечение творческой молодежи в деятельность музея превратит её в соучастников художественного и социального развития города.
Или формируемый сейчас в Перми дизайн-центр. Он призван, я цитирую из документов центра, создавать условия для эффективного использования
дизайна в процессе социально-экономического развития города как
важного фактора повышения качества жизни населения, развития городской
среды и поселений, социальной сферы (образования, здравоохранения и
культуры), во внедрении новых подходов и инструментов в производство.
Это само создание города, края. Здесь сразу вспоминается наш Мастер-план.
Сегодня много говорится о кризисе исполнительского искусства, performing arts. О том, что театр и филармоническая музыка проигрывают индустриям, которые используют цифровые технологии, которые легко распространяются без ущербу качеству через телекоммуникации и интернет , о падении тиражей серьезной литературы. Но закон жизни - это закон действия и противодействия. Именно сегодня, как никогда, человеку, погруженному в урбанистический стресс, в обстоятельства экономического кризиса и новостных сводок, необходимо живое искусство. Искусство, способное преодолеть отчуждение, дать опыт сопереживания вечных сюжетов и образов, которые рождает наша сложная реальность.
Искусство - главный учитель человеческой свободы, об этом говорили в своих нобелевских лекциях великие Александр Солженицын и Иосиф Бродский, человеческий опыт которых неотделим от художественного. Собственно, это знает или предчувствует каждый из нас, может быть и не всегда отдавая себе в этом отчет. Свободный, творческий человек - наш главный экономический ресурс. Именно поэтому, нашей стране нужна территория, где талантливые люди взяли бы на себя миссию интеллектуального и духовного поиска. Потребность в этом, как я уже говорил, огромная, эта ниша не заполнена. Москва и Петербург, не буду останавливаться на причинах, с этой задачей не справляются. А если есть потребность, значит - есть и экономика.
Приведу простой пример, того же Бильбао. Посетителей в "Гугенхайме" Бильбао 1,5 миллиона в год, это на полмиллиона больше, чем посетителей в "Гугенхайме" Нью-Йорка. После открытия музея современного искусства в этой, не побоюсь этого слова, "дыре", в регионе появилось несколько сот тысяч рабочих мест, и не только в обслуге. Вокруг музея нужны и искусствоведы, и экскурсоводы, и дизайнеры, и переводчики, менеджеры культуры и т.д.
2). Развитие промышленности, например, через реализацию деятельности Центра развития дизайна.
Я уже говорил о плачевном состоянии нашей обрабатывающей промышленности. Поднять её может только наука или дизайн.
Центра развития дизайна может содействовать развитию промышленности через маркетинговое обеспечение её деятельности. Мы часто слышим слова, что, типа, мы можем что-то хорошо производить, но у нас это никто не покупает. Чтобы решить эту задачу нужен эффективный маркетинг, а без современного дизайна он не существует.
Должна заработать следующая цепочка: художник - маркетинговый институт (Центра развития дизайна) - промышленность. По заказу промышленников через дизайн-центр художники будут рисовать красивые объекты, которые можно будет производить на наших предприятиях и продавать где-угодно.
Дизайн стимулирует экономическое развитие. Профессиональный промышленный дизайн - то, что создает добавленную
стоимость, обеспечивает конкурентоспособность товаров и услуг
предприятий различных секторов экономики. Ключевым критерием оценки
потребительских качеств является эргономичность, функциональность
продукта. Эти свойства обеспечиваются профессиональным дизайном.
За позитивными примерами далеко ходить не надо. Большинство из здесь присутствующих знакомы с мебелью Икеа - простая, дешевая, но при этом стильная и разнообразная. Эту мебель не стыдно иметь дома. Вот оно сращивание промышленности и дизайна! При этом многомиллиардные продажи магазинов Икеа по всему миру обеспечивают работой сотни мебельных фабрик и гарантирую заработок десяткам тысяч сотрудников.
3). Туристические деньги.
100 рублей туриста, потраченные в крае, в несколько раз ценнее 100 рублей пермяка, поскольку дают краю различную прибавочную стоимость. Краю нужны туристы, которым нужна культура. О Бильбао я уже говорил.
Какова здесь экономика? Приведу данные Правительства Москвы.
В среднем один доллар, затраченный на привлечение иностранных туристов, дает ровно в 100 раз больше налоговых поступлений. Одни страны преуспели по этому показателю больше, другие меньше. Например, Ирландия получает 48 долларов на каждый доллар, затраченный на развитие туризма, Австралия - 77 долларов, Великобритания - 222 доллара, Испания - 319. Признанным лидером по эффективности затрат является Франция. Здесь каждый доллар, затраченный на рекламу, приносит 375 долларов поступлений. Причину здесь, я думаю, объяснять не надо - всё дело в громадном по содержанию и раскрученности культурном наследии Франции.
По расчетам, признанным для стран с развитой экономикой, каждый турист в ходе 4-дневного тура в европейских странах обеспечивает налоговые поступления в размере от 50 до 290 долл. США. С учетом социально-экономических особенностей России реальные налогооблагаемые поступления можно оценить в размере около 100-150 долл. США от каждого туриста.
И это только налоги. Средний турист тратит во время поездки порядка 1000 долларов США, что обеспечивает не только занятость, но и развитие инфраструктуры.
А теперь вспомнить, сколько людей приезжает тот же Бильбао и умножайте 1000 долларов - вот наш ориентир по туристическим деньгам.
Кстати, напомню Вам, что наш краевой минторг к 2012 году планирует довести число туристических ночевок в Пермском крае до 600 тысяч, а также увеличить доходы от туризма с ныне существующих 2% от общего числа доходов до 4%. Это, как говорится, без комментариев.
4). Формирование национального культурного достояния.
Реализуя стратегию культурной столицы, мы, по сути, создаем новый перспективный ресурс - "национальное достояние", который станет "нефтью" и "газом" для наших детей и внуков. Цель культурной политики - воспроизводство национального достояния, которое, в отличие, от нефти и газа является возобновляемым ресурсом.
Если раньше культура рассматривалась как чисто затратная сфера, то теперь она является ресурсом развития территорий. Из чего состоит этот ресурс? С одной стороны, это культурное наследие. С другой - это современная, актуальная культура. В этом смысле можно сказать, что культура - это наш позвоночник, это то, что дает нам уверенность и устойчивость, а не, как говорил тот же Лэндри, "щит, которым мы закрываемся от действительности".
Нас интересует и то, и другое. При этом для нас одинаково важна как наше пермское культурное наследие - Пермский период, Пермский звериный стиль, деревянная скульптура и пр., так и мировое и российское культурное наследие. Если арт-объекты, представляющие громадную культурную ценность, будут находиться в Перми, вне зависимости от их происхождения, то это будет работать исключительно на развитие всего края. Повторяю, это касается и актуального искусства, образцы которого все могут видеть в постояннно пополняемой коллекции нашего музея.
5). Ребрендинг края.
С чем сейчас ассоциируется Пермь? Уверен, что почти ни с чем. Хотя, повторяю, у нас есть свои пермские аутентичные бренды, и мы их все, конечно, знаем и помним. Иное дело, что сейчас они практически не звучат. Нужно вдохнуть в них новую жизнь, придать новое звучание через создание новых брендов. Каких?
Например, через открытие современной киностудии. Она решает сразу три важнейших задачи:
- обеспечивает серьезный дополнительный заработок для артистов всех наших театров. Кроме того, дополнительные высокопрофессиональные рабочие места будут созданы для инженеров, менеджеров, рабочих, технологов, электронщиков.
- привлекает в край инвестиции - мы можем добиться того, что столичные сериалы будут снимать в Перми - из Москвы будут приезжать сценарист, режиссер, оператор и три "звезды". Всё остальное им будет предоставлять в Перми,
- киностудия будет продвигать имидж края и города. Это место станет модным. Там где искусство, там - торговля. Это, как говорится, закон жанра.
Киностудия в нашем проекте - это не только фабрика грез, это фабрика идей. Сегодня в нашей стране нет ни одной полноценной киностудии, кроме московских и петербургских. Да и там, судя по кассовым сборам главных кинорелизов года, не совсем понимают, что современная киностудия - это, прежде всего идеи, а потом технологии.
Кино - это жанр, которые объединяет сегодня все остальные жанры. Именно киностудия может объединить творческий потенциал культурной столицы. В перспективе - киностудия должна стать одним из брендов города. Уже сегодня целая обойма самых многообещающих режиссеров и сценаристов хочет работать в нашем городе, хочет оказаться в творческой команде, они верят и чувствуют потенциал проекта, о котором мы сегодня говорим.
Другим брэндом может стать один или несколько пермских вузов. Творческие кадры для этого есть уже сегодня. Или развитие индустрии сети Интернет и ИТ-технологий вообще, которые сейчас стали грандиозным катализатором развития и культуры, и экономики.
По сути, ребрендинг края обеспечит дальнейшее эффективное развитие креативной среды в регионе, что может стать локомотивом всего экономического развития края.
6). Перераспределение финансовых потоков из федерального бюджета, бюджета Еврокомиссии и грантовых фондов в пользу Пермского края.
Действительно в результате реализации нашей стратегии мы можем получить новые серьезные инвестиции из внешних по отношению к краю источников.
Мы можем и должны претендовать на перераспределение финансовых потоков, направляемых на развитие культуры. Еврокомиссия ежегодно тратит на культурные проекты миллиарды евро, однако доля расходов, приходящихся на Россию в этом потоке, ничтожна. И дело здесь не в том, что наша страна не входит в ЕС, а в том, что тратить не на что. Культурное пространство в нашей стране не сформировано, и появление культурной столицы может радикально всё изменить.
Аналогично с расходами из федерального бюджета. В 2009 году на культуру из федерального бюджета было выделено порядка 100 миллиарда рублей, поступления из этих денег в Пермский край ничтожны. При этом тот же Санкт-Петербург регулярно осваивает миллиарды рублей, большей часть направляемых не на федеральные и на городские учреждения культуры.
7). Пожалуй, самое важное, через культуру мы обеспечим развитие, а по сути, формирование нового человека. Искусство формирует вкус, обеспечивает переход на новый уровень человеческих потребностей, гармонизирует отношения человека с окружающим миром. По большому счету, мы боремся не только за свободу, но и за справедливость, равенство возможностей. Мы обеспечиваем доступность творческого продукта для всех желающих вне зависимости от происхождения и имущественного положения. Любой желающий в Перми сможет увидеть китайское искусство, ознакомиться со швейцарским театром. И всё это здесь! Никуда не выезжая и не тратя денег и времени.
Сейчас всё это трудно посчитать, описать и продемонстрировать, но, если мы выберем верный путь, то наши потомки будут нам благодарны.
5. Культурная столица и организация власти в регионе.
Как сейчас устроена власть в регионе? Мы все это хорошо знаем - через двухмерную матричную структуру, по оси ОХ которой расположены смысловые вертикали - развитие человеческого потенциала, экономическое развитие и развитие ресурсов и инфраструктуры, а по оси OY - смысловые горизонтали - развитие территорий и управление гос. учреждениями.
Эта матрица плоская, но есть ещё и ось OZ, содержание которой накладывается и на вертикали, и на горизонтали. Это, так сказать, объем, куда мы относим деньги и безопасность. Сюда же относится и культура, которая наполняет содержанием, смыслом, стратегией эту плоскую матрицу.
Мы привыкли считать культуру одной из отраслей такой же как промышленность, строительство, сельское хозяйство. Уверяю вас, что это не так. Нет никакой культурной отрасли, потому что культурой нельзя управлять. Существует инфраструктура культуры - учреждения, организации, творческие союзы. Но это только часть культуры, потому что культура - это целое, это почти всё. Она тотальна, особенно в культурной столице.
Повторю ещё раз: культура наполняет содержанием все наши смысловые вертикали и горизонтали. Как? Очень просто:
- качество жизни, развитие человека обеспечивает рост человеческого потенциала,
- содействие развитию промышленности - это экономическое развитие,
- привлечение туристических, федеральных и международных денег - это одновременно и экономическое развитие, и развитие территорий, и ресурсное развитие,
- формирование национального культурного достояния - это тоже ресурсное развитие,
- а создание отраслей-брендов - это развитие инфраструктуры.
Как говорится, всё четко - и у нас уже сейчас есть инструмент для реализации нашей стратегии.
6. Культура и экономический кризис.
В условиях финансового кризиса только культура может радикально изменить нашу жизнь к лучшему. И дело здесь не только в громадном потенциале культуры, а в том, что развитие культурного пространства требует значительно меньшего объема инвестиций, чем что бы то ни было иное.
Издержки в развитие культуры ничтожны. При этом финансовая оценка наследия Пикассо выше капитализации "Газпрома". Крупнейшим налогоплательщиков Англии является не президент ВР, а автор "Гарри Поттера". Оборот кинобизнеса сопоставим с оборотом нефти, культурное наследие Италии, Франции или Испании делает их богаче стран с самыми крупными запасами углеводородов.
Стратегический характер развития культуры подтверждает тот факт, что кризисный секвестр бюджета Франции не затронул единственной статьи расходов - это расходы на культуру. И в этом заложен глубокий мировоззренческий смысл. Если вчера самой сильной державой считалась та, у которой самая лучшая армия, сегодня самой сильной страной является государство с наибольшим золотовалютным запасом, то завтра на первый план может выйти нация с самой бурно развивающейся культурой, поскольку искусство - это единственный ресурс, который, как я уже говорил, возобновляем и неисчерпаем.
В условиях кризиса надо вкладывать в людей, а это можно делать не напрямую, а косвенно.
Рынок состоит из ниш. Нет смысла "лезть" в заполненную нишу, там норма прибыли ниже, а конкуренция выше. Ниша культуры сейчас в России пуста, и именно туда надо направить наши усилия и инвестиции.
Что такое сейчас ниша культуры в России? Это некая культурная отрасль, а точнее учреждения культуры. Эта позиция глубоко устаревшая: нет никакой отрасли культуры, как не может быть десятков тысяч учреждений культуры. Культура - это пространство, поле, среда, в которой существует творческие люди. Они и есть основные, а точнее - единственные субъекты культуры, творчества, культурной деятельности. Всё остальное - инфраструктура, обслуживание, то, что создает условия.
Инвестиции в культуру - это не развитие учреждений культуры, а инвестиции в творческого человека - в его образование, развитие, общение, признание.
Сейчас в России реально этим никто, ни один регион, включая Москву и Санкт-Петербург, не занимается. Творческий человек, художник, творец, созидатель предоставлен сам себе. И нам надо направить, на самом деле, минимальные инвестиции в его становление и развитие.
Сейчас важнейшей задачей является не строить или реставрировать (хотя и это нельзя забывать), а учить, поддерживать и продвигать. В этом и состоит наша нишевая стратегия, направленная на становление Перми как культурной столицы России.
7. Заключение.
Я постарался показать те выгоды, которые нам обеспечит получение статуса культурной столицы.
Вы знаете, что сделано уже очень многое: открыт Музей современного искусства, Центр развития дизайна, открывается современный театр "Сцена-Молот", в Пермь переехало сразу несколько фестивалей. Здесь уже работают признанные столичные художники, писатели, актеры, продюсеры, режиссеры и многие другие.
Что это нам дало? А о Перми стали говорить по-другому, с нами стали считаться, и это только начало.
Повторяю, что я не обосновывал концепцию культурной политики края (которая, конечно, появится). Я говорил о стратегическом развитии нашего региона, о том, каким он должен быть в будущем.
Важно отметить, что есть масса вещей, которые невозможно посчитать , но которые качественно изменять наш край уже через несколько лет:
- это гордость за свой край,
- это национальное достоинство,
- это культурный уровень наших людей, качественный потенциал нашей молодежи,
- это более высокий уровень открытости, демократичности и социальной активности в регионе,
- это привлекательность в глазах соседей, в том числе зарубежных,
- это более высокий уровень потребностей населения, наличие более высокого вкуса, притязаний и амбиций,
- это новый горизонт Больших задач и многое, многое другое.
Предстоит сделать ещё очень многое. Я уверен, что всё это нам по силам. Построение культурной столицы - это задача не министра культуры и даже не губернатора. Это, по сути, наша региональная идея, наша общая стратегия, в которой найдется место всем.
|
|