Кто владеет информацией,
владеет миром

Москва под знаком по-бедоносца

Опубликовано 03.09.2006 автором М. Калюжный в разделе комментариев 4

Москва под знаком по-бедоносца

В старину гербы городов были не только произведением искусства, но и мистическими защитниками и талисманами, определявшими по замыслу создателей их будущие. Однако люди порой могут ошибаться, или же их видение судьбы града, мягко выражаясь, может не совпадать с желанием его жителей. Первый герб столицы Московский Великий князь Иван III впервые поместил над главными воротами Кремля - Фроловскими (ныне Спасские) изображение всадника, поражающего дракона, в 1460-е годы. Дракон под копьем был скопирован с герба Казанского ханства, с которым в то время воевала Русь, а всадник обозначал самого великого князя, а позже – царя. Недаром завоевав Казанское ханство (победив дракона) царь Иван Грозный присоединил к своему официальному титулу величание – царь Казанский.

С тех пор всадник-драконоборец становится главным символом Москвы. Русские считали всадника изображением князя или царя, и только иностранцы называли московского всадника святым Георгием. Послы Ивана Грозного на вопрос Александрийского патриарха: "На кони де благоверный царь на сей печати?", отвечали: "Государь на коне". Известна цитата из летописи: "При великом князе Василье Ивановиче бысть знамя на деньгах: князь великий на коне, а имея меч в руце и оттоле произваша деньги копейныя".

На государственном гербе, помещенном на титульном листе Библии, изданной в Москве в 1663 году, змееборцу на груди орла придано портретное сходство с царем Алексеем Михайловичем. Эволюция герба Святым Георгием Победоносцем всадника на гербе назвал только Пётр I, чем изумил православных подданных. Хотя и не очень - большинство из них вполне заслуженно считало Петра царём-Дьяволом или царём-Антихристом. Религиозному сознанию русских людей претило подобное сравнение и в течение всего царствования Петра на московском гербе продолжали изображать светского всадника в кафтане с короной или шляпой на голове. Во многих случаях всадник имел портретное сходство с Петром I. Это подтверждает указ 1704 года о выпуске первых медных копеек, в котором сказано, что на них будет "воображение великого государя на коне".

В кратковременное царствование Екатерины I сенатский указ об изготовлении новой государственной печати называет змееборца "ездацом". Без изменений герб оставался и при Петре II. Но уже в Сенатском указе от 8 марта 1730 года московский герб описан следующим образом: "...в середине (двуглавого) орла Георгий на коне белом, побеждающий змия, епанча и копье желтые, венец желтый же, змий черный, поле кругом белое, а в середине красное". С этого момента и вплоть до начала XX века всадник на московском гербе официально именуется святым Георгием.

В указе 1781 года об утверждении гербов Московской губернии описание московского герба почти полностью повторяет описание 1730 года. "Москва. Святой Георгий на коне в красном поле (щите), поражающий копьем черного змия". Таким герб Москвы просуществовал до 1856 года, когда он был значительно изменен (официально утверждён в 1883 году). Основное изменение герба – щит увенчали императорскою короною, а за щитом поместили два накрест положенные золотые скипетра, соединенные Андреевскою лентою. Всадник на щите был повернут в другую сторону. Плащ всадника вместо желтого стал лазоревым (синим), дракон из черного превратился в золотого с зелеными крыльями, а белый конь назван серебряным.

После революции 1917 года герб Москвы упразднили. Новый герб города был утвержден Президиумом Моссовета 22 сентября 1924 года. Этот герб состоял из следующих элементов: в центральной части в овальный щит вписана большая пятиконечная звезда, на её фоне обелиск Свободы, серпа и молота - эмблемы рабоче-крестьянского правительства, зубчатого колеса и связанных с ним ржаных колосьев, являвшихся символом смычки города с деревней, д) Внизу по обеим сторонам изображены символы, характеризующие наиболее развитую промышленность в Московской губернии: слева наковальня - эта эмблема металлообрабатывающего производства, справа челнок - текстильного производства и "динама" - эмблема электрификации. Внизу надпись "Московский Совет Рабочих, Крестьянских и Красноармейских депутатов". Распоряжением мэра Москвы "О восстановлении исторического герба Москвы" 23 ноября 1993 года столице был возвращен ее древний герб – практически почему-то в «редакции» 1781 года, а не последний предреволюционный, образца 1883 года.

Чему изумлялись москвичи

Обывателю петровских времён было абсолютно не понятно, какое вообще отношение к Москве имеет святой великомученик Георгий Победоносец, казнённый римским императором Диолектианом в 303 году нашей эры, когда Москвы и в помине не было. Кроме того, православные твёрдо знали, что святому Георгию даровано покровительствовать православным воинам и армии, трону и государству, ему следует молиться о сохранении и благосостоянии скота, о покровительстве пастухов, о сохранении скота от съедения хищными зверями, об избавлении от скорби, о возвращении потерянных детей и об укрощении диких зверей. Из этого перечисления дарованных святому возможностей было вполне понятно, почему Георгий Победоносец может быть Небесным Покровителям православного государства, каковым в ту пору являлась Россия. Но с Москвой всё обстояло иначе.

Москва при Петре I уже не государство и собственной армии не имеет. Монарх, помазанник божий, тоже в городе постоянно не проживал, так как столицу Пётр перевёл на берега Невы. Скота с пастухами и хищных зверей на улицах и площадях города не наблюдалось, разве, что у бродячих артистов, профессия укротителя для москвичей не является массовой. Правда, дети порой терялись и скорбь имела место быть, но не более, чем в других городах и весях России. Конечно, теоретически допустим вариант, что Пётр под скотами подразумевал рядовых москвичей, под пастухами москвичей, наделённых властью, а под хищными зверями разбойный люд. Ибо в Евангелии есть образ пастуха (Христос) пасущего своё стадо (верующие в него). Из этого образа следует церковное: пастырь (священник) и паства (прихожане церкви) - рядовые верующие, живущие на территории церковного прихода. Аналогия между хищниками и злодеями понятна и без объяснений. Может быть и так, тем более что в юности Петру пришлось пережить в Москве немало неприятных моментов. Но маловероятно, так как, перестав быть столицей государства, Москва не утратила статус главного духовного центра, и Пётр это прекрасно осознавал.

Смущало и другое – кончина Георгия была страшной, а участь уверовавших в его святость и обратившихся к нему за помощью людей была весьма печальна. Георгий родился в обеспеченной, но отнюдь не аристократической семье. Пошёл служить в армию и к 30 годам дослужился до тысяченачальника – что- то вроде командира батальона по-нынешнему – офицера среднего командного звена. Георгий был христианином и отказался исполнять указ императора вернуться в язычество. После безрезультатных уговоров отречься от Христа, император Диолектиан приказал подвергнуть Георгия различным мучениям.

В темнице его положили спиной на землю, ноги заключили в колодки, а на грудь положили тяжелый камень. Но Георгий мужественно переносил страдания и прославлял Господа. Тогда его мучители начали изощряться в жестокости. Они били Георгия воловьими жилами, колесовали, бросали в негашеную известь, принуждали бежать в сапогах с острыми раскалёнными на огне гвоздями внутри. Мученик все терпеливо переносил и славил Христа. В недоумении и ужасе всматривались язычники в Георгия и убеждались в силе Бога христиан. Два знатных сановника, Анатолий и Протолеон, тайные христиане, тотчас открыто исповедали Христа. Их тут же, без суда, по приказу императора усекли мечом. Решив, что волшебство помогает святому, император призвал волхва Афанасия, чтобы тот сумел лишить святого чудодейственной силы, или отравил его.

Волхв преподнес святому Георгию две чаши со снадобьями, одно из которых должно было сделать его покорным, а другое - умертвить. Но зелья не действовали. Зная, что еще никогда ни волхвование, ни ведомые ему боги не могли воскресить мертвого, император, чтобы посрамить упование святого, велел ему на его глазах воскресить умершего. И потряслась земля, гробница отверзлась, мертвец ожил и вышел из нее. Волхв Афанасий, припав к ногам Георгия, исповедал Христа. Император же приказал обезглавить уверовавшего Афанасия, а также воскрешенного человека. Обратился к Георгию и некий земледелец Гликерий, у которого пал вол. Святой с улыбкой утешил его и заверил, что Бог возвратит вола к жизни. Вол действительно ожил, но по приказу императора Гликерий был схвачен и обезглавлен. В конце концов, император приказал отрубить Георгию голову.

Вполне было понятно и оправдано нежелание москвичей проводить аналогии между судьбами города, своими собственными и участью поверивших Георгию. Однако российские императоры смотрели на это дело иначе. Почему?

Две столицы

Пётр I перенёс столицу государства из Москвы, что вызывало массовое недовольство во всём обществе, которое Пётр и его приемники подавить обычными методами не могли, ибо построенная на болотах столица стойко ассоциировалась в умах с гиблым и «нечистым» местом. Раньше все, что можно и нельзя, наши правоверные марксисты объясняли, рассуждая о «производительных силах и производственных отношениях». Сегодня все сводят к произволу отдельных лиц. Но и эта крайность никак не помогает понять смысл устройства столицы в абсолютно (в те времена) гиблом месте. Никто из сподвижников Петра, даже ближайший вернейший Меншиков, его намерения не поддержал, все они отговаривали своего царя от этой дикой затеи.

Петр пришел на Яанисаари, он же – Заячий остров, выложил из дерна крест: «Здесь будет город!», чем привёл окружающих в глубочайшее смятение ума и чувств. По преданию, любимец Петра Александр Меншиков растерянно огляделся, увидал сосну, на верхних ветвях которой болтались водоросли (след недавнего наводнения) и, указав Петру на нее, сказал: «Люди – не рыбы, в воде не живут!» На что Пётр ответил: «А где сосна, там твой дом будет!». На том вся дискуссия о месте основания города и завершилась. И вся страна, забросив остальные заботы, принялась строить «северную столицу».

В 1708 году на постройку Петербурга было собрано сорок тысяч рабочих. При этом со всех концов Руси собирались рекруты на флот и рабочие на судостроительные верфи. Поборы достигли такого количества, что села пустели - Россия подверглась буквальному разорению. Только лишь близ Торжка, Пскова, Кашина и Ярославля насчитывалось 89 086 пустых дворов. Если только при строительстве Таганрогской крепости погибло от истощения, побоев, недоедания и болезней более тридцати тысяч русских людей, то назвать более-менее точное число погибших при строительстве Петербурга невозможно.

Во всяком случае, измеряется цена новой столицы в сотни тысяч человеческих жизней. Однажды Петр спросил у любимого шута Балакирева, что в народе говорят про Петербург. Балакирев вздохнул и ответил: "Батюшка, царь-государь! С одной стороны море, с другой - горе, с третьей - мох, с четвертой - ох!". Единственный способ сохранить новой столице в долговременной перспективе её статус – прибегнуть к методам скрытого психологического воздействия на подсознание своих подданных. Георгий Победоносец на гербе Москвы в их глазах и головах окончательно ставил крест на её «столичных» амбициях, узаконивал её второстепенное положение, ибо символически простой офицер со столь печальной и страдательной судьбой ни в коем случае не мог претендовать на роль земного владыки. Геральдически-психологический опыт блестяще удался – столица на брегах Невы оставалась таковой более 200 лет, жила в мире, непрерывно увеличиваясь и хорошея.

Для Москвы же с Георгием на гербе настали плохие времена. Взгляд в прошлое города с 1730 по 1924 год показывает, что за это время Москва неоднократно опустошалась эпидемиями и пожарами терпела страшный урон от стихии , являлась ареной кровавых массовых междоусобиц и прочих бедствий. Первое ( после утверждения герба) из страшных испытаний ждало город в 1737 году - Троицкий пожар, один из самых опустошительных за всю историю. Сгорела почти вся Москва и Кремль. Во время чумы 1770-73 годов Москва оказалась на грани вымирания. Осенью 1770 года “черная смерть” появилась в Москве. Началась паника. Была парализована вся жизнь в городе. В разгар бедствия первопрестольная теряла ежедневно более тысячи человек. "Картина города, - пишет историк М. И. Пыляев, - была ужасающая - дома опустели, на улицах лежали непогребенные трупы, всюду слышались унылые погребальные звоны колоколов, вопли детей, покинутых родными". Некому было убирать трупы, мертвецами были завалены дома и улицы.

По мнению членов, впоследствии учрежденной правительственной комиссии, в Москве и губернии от чумы умерло 200 000 человек – столько же, сколько проживало в городе на начало XVIII века! Новое страшное бедствие ожидало город в 1812 году – его захватили французы. Возникший пожар уничтожил три четверти московских строений, а от огня, голода и холода погибло до 100 тысяч жителей. Едва залечив раны 1812 года, город в 1830-31 годах подвергся новому испытанию. Страшная эпидемия холеры началась в Москве в 1830 году. Люди умирали тысячами, что породило среди жителей Москвы всех сословий страшное отчаяние. Опасность опустошения города была так велика, что 29 сентября в Москву из Петербурга спешно прибыл сам Николай I, чтобы личным примером поддержать горожан, разделив с ними опасность. В Москве в те годы умерли более 40 тысяч человек или около четверти её населения.

Следующая эпидемия холеры случилась в Москве в 1846 году. Случалась холера в Москве и позже. Например, в 1871 году в Москве зарегистрировано 23 290 больных холерой, из них умерли 10 410. Но эти данные явно неполны, так как в них не включались умершие без оказания врачебной помощи. Большая беда постигла столицу в конце октября – начале ноября 1917 года. С 27 октября по 3 ноября сего 1917 года первопрестольная Москва в течение семи суток расстреливалась артиллерийским, бомбометным, пулеметным и ружейным огнем. Обстрел Кремля из тяжелых орудий продолжался три дня и четыре ночи. Во время обстрела серьезные разрушения получили Успенский собор, Чудов монастырь, колокольня Ивана Великого, Благовещенский собор, Архангельский собор, патриаршая ризница и другие святыни Кремля.

После Октября 1917 года герб с Георгием Победоносцем упраздняют, и в 1918 году столицей страны снова становится Москва. Под сенью звезды и всадника Всё советское время с гербом советской символики Москва оставалась самым богатым и благополучным городом страны и выросла многократно, как по численности населения, так и по площади. Хотя в середине двадцатых годов 20 века в мире и России свирепствовала пандемия холеры, нашедшая даже отражение в стихотворение Владимира Маяковского: "Стали попадаться бациллы тифа и холеры. Товарищи, принимайте меры! Перед тем как пить, минут около пяти воду кипяти!", ощутимого вреда она Москве не нанесла. Столицу не смогла взять в 1941 году самая сильная в мире армия, не смотря на явную слабость в тот момент Красной Армии. Будучи в тот период в основном деревянной, она не сгорела при массированных налётах немецкой авиации, бомбивших её преимущественно зажигательными бомбами, дотла сжигавшими даже каменные постройки.

В послевоенное время Москва стала признанным мировым центром науки, промышленности и культуры. Она по праву считалась одним из самых безопасных городов мира. Крупных террористических актов в советский период в Москве не было. Как уже говорилось, в ноябре 1993 году москвичи отказались от герба советского, и вернулись к историческому гербу Москвы с Георгием Победоносцем, правда, без короны скипетров, которые должны были указывать на её столичный статус.

Понятно, что решение принимали по политическим соображениям, сразу после расстрела Белого дома в октябре 1993 года, когда думать о долговременных последствиях такого решения для города было просто невозможно. Видимо, приведённые выше соображения смутили в своё время не только автора, но и федеральные власти. Ибо всадник – змиеборец изображён и на государственном гербе РФ, в центре щита на Груди орла. Но Георгием его, к счастью, не зовут. В положении «О государственном гербе РФ» утверждённым Президентом Б. Н. Ельциным 30 ноября 1993 года было сказано – « на груди орла – всадник, поражающий копьём дракона», а не Георгий. Новый Президент РФ В. В. Путин 25 декабря 2000 года подписал Федеральный Закон «О Государственном Гербе РФ», в ст. 1, которого сказано – «На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще…» Просто всадник, которому ничто не мешает занять первое место среди равных в мире.

У федеральной власти было больше время на раздумье, да и советники, судя по всему, не оплошали. Любопытно отметить, что в Санкт-Петербурге подошли к составлению своего герба, с точки зрения магии, куда как более благоразумно, чем в Москве. 23 апреля 2003 года Законодательное собрание Санкт-Петербурга утверждает герб города с короной и скипетрами – символическими атрибутами столицы страны. По странному стечению обстоятельств вскоре заговорили о возможном переносе столицы на брега Невы…

Герб стольного града

Каким же должен быть герб Москвы, чтобы не смущать мысли и подсознание россиян и служить залогом процветания города и его обитателей в будущем? Во-первых, нужно вернуть на герб корону и скипетры, которые были на гербе Москвы ранее. А во-вторых, как минимум, нужно по примеру герба России именовать змиеборца на щите в описании герба Москвы не Георгием, а просто всадником. Хотя гораздо лучше «отдать» Москву под небесное покровительство другого святого – Великого князя Даниила Московского. Вот как рассказывает о жизни князя автор из 19-го века. Святой благоверный Великий Князь Даниил Александрович — сын Святого Великого Князя Александра Ярославича Невского. В 1272 г. получил в наследство удельный город Москву с его областью, в то время самою малою и самою бедною, сравнительно с Владимиром, Переяславлем, Суздалем и другими вотчинами.

Из малого содеялось великое: из бедной деревушки на берегах реки Москвы выросла первопрестольная столица Москва; скудный московский удел угодника Божия Даниила ещё при жизни его сделался Великим княжеством Московским, а он сам без кровопролития и междоусобных браней, стал первым Великим Князем Московским, положив первое основание великому делу сплочения воедино русской земли и самодержавию. Будучи готов к войне, Святой Даниил не доводил дела до кровопролития. Однажды только он решился вступить в битву против татар, приведённых Рязанским князем Константином в 1301 году, но и тут благоразумно предупредил вторжение врагов, напавши на них внезапно и рассеяв толпы татар, а князя Рязанского взял в плен. Великим миротворцем был Св. Даниил, но по нужде, как мы видим, доблестно защищал своё княжество. Благоверный, но смиренный и бескорыстный Даниил, получивши титул и власть Великого Князя — не переселился в многолюдные и богатые столицы Великокняжества, как-то — Владимир, Переяславль, Суздаль и пр., но удовольствовался — скромною и бедною Москвою. Зато к сей Москве, с того времени начали сами по себе присоединяться соседние области и княжества, разделявшиеся между собою, и слились в одно целое, могучее и пространное Государство Российское. Москва же с того времени осталась столичным городом Великого Князя.



Рейтинг:   3.33,  Голосов: 6
Поделиться
Всего комментариев к статье: 4
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
Re: Смысл герба
Виктория написал 04.09.2006 23:30
Нельзя вернуться туда, где ты не был. Тем более, что национальный состав изменился--все перемешались. Никто из нас тогда не жил--почему же мы должны брать именно ТО время? "До 1917 года"--понятие растяжимое.
Дикось! "Эстет и маг" рассуждает о православном..
Гоча написал 03.09.2006 19:40
"с точки зрения магии, куда как более благоразумно, чем в Москве."
Автор ищет сиюминутной выгоды от замены "фигуры на гербе"? Выгоды "урби (Москве), эт орби (стране)"?
А не так ли поступили (ища сиюминутной выгоды и укрепления государства) те, кто потребовал освободить Варраву, а Христа отправить на Голгофу?..
Да! 90-95% православных Святых закончили путь земной в муках.. Во славу Божию, увлекая за собой видевших и уверовавших..
И не меркантильному (в контексте "желающему красиво пожить столице") автору судить о Святых, чьи имена славятся тысячи лет!
(вот будет слава т. М.Калюжного продолжительностью хотя бы в одну сотую от времени славы Георгия Победоносца, тогда мы его и послушаем)
А знает ли автор историю?
Kim написал 03.09.2006 20:56
Не буду анализировать все написанное, укажу лишь на одно. Автор утверждает "Благоверный, но смиренный и бескорыстный Даниил, получивши титул и власть Великого Князя...". Так вот - не был никогда Даниил Великим князем, ибо скончался ранее своего брата Андрея Городецкого, носившего этот титул.
Первым же Великим князем из рода Даниловичей был сын его Юрий, старший брат
Ивана Калиты.
После такой ошибки очевидны познания автора в истории, к учебникам которрй мы его и отошлем, чтобы не позорился на людях.
Смысл герба
Returner написал 03.09.2006 23:26
Сейчас можно смеяться над "промышщленным" смыслом гербов городов советских времен - их нет, упразднены. Тогда смешны были гербы с религиозным смыслом, которые сейчас восстановлены. Примерно такая же проблема с их названиями (городов), переименованиями, восстановлениями и т.д.
Никто не смеется над названиями рек, они не промышленны, не религиозны, не социальны, не демократичны и еще не, не, не. Их названия этничны, имеют отношение к языку народа когда-то населявшего эти места и сохранившиеся уже, часто, без понимания смысла.
Почему с гербами не вернуться к этническим истокам, культам, художественным стилям? Только они затронут самые глубинные струны.
Опрос
  • Как часто вы перерабатываете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss