Так называемый «путинизм» столь совершенен в своей космической пустоте, что может по праву именоваться чем-то вроде «идеального, абсолютного паразитизма». В Ноев ковчег его обоснований и восхвалений, вне зависимости от их искренности или фальши, можно взять билет для «всякой твари по паре» – от равноапостольного князя Владимира до эффективного менеджера Сталина, от потуг махрового клерикализма до мечтаний о советизации сверху.
Теоретические доводы податливы к чудесным превращениям на пути к практическим выводам, так что в паноптикуме практикующих «путинистов» есть и теоретизирующие «марксисты». Особо одаренные наследники Зубатова допущены до телевизора по ту сторону экрана, откуда они с «марксистских» позиций держат свой фланг защиты «путинизма». Оголодавшие охотники до марксизма могут быть рады и такой – диетической, - его популяризации, как, в свое время, ценители социализма могли оживиться, заподозрив поначалу некое сходство социализма гитлеровского и социализма сталинского.
Практическая шизофренизация теории – штука не новая. Вспомним практическую разницу между марксизмом Плеханова и марксизмом Ленина. Такая разница оказывается и теоретически решающей, потому как обнаруживается в ключевые моменты по ключевым проблемам.
Завершая эту тему, можно напомнить о простом вопросе, который нам следовало бы задавать всякому проповеднику. Этот вопрос на несколько немарксистском языке мог бы иметь такое подходящее к нашему случаю звучание: так куда идти то - в монастырь или в крестовый поход?
|
|