Есть такое слово в жаргоне рекламщиков - HoReCa. Слово это - сокращение от английских слов «hotels, restaurants, cafes». В жаргон рекламщиков эта самая хорека вошла плотно, ибо является благодатным местом для рекламы. В основном оная размещается на столах в виде квадратиков плотной бумаги, похожих на визитки, а также на входе: в газетах и на стендах с бесплатными открытками (freecards) .
«Freecards (бесплатные рекламные открытки) - это открытки размером 10 на 14 см, изготовленные из плотного картона - говорится в справочнике. - Распространяются они в местах, где чаще всего вращаются наиболее платежеспособные слои населения. Однако, в отличие от флайерной рекламы, когда рекламная полиграфия раздается потенциальным потребителям рекламы или разбрасывается в почтовые ящики, открытки размещаются на специальных стендах. Любой человек может подойти к нему и выбрать себе открытку. Таким образом происходит контакт потребителя рекламы с рекламодателем».
И вот недавно, подойдя к стендам с целью «потребления рекламы» и «контакта с рекламодателем», платежеспособные посетители питерских заведений получили вместо искомого легкий культурных хук. Со стендов на них смотрела открытка, исполненная в стиле «окон РОСТА» Маяковского, а также более поздних «Окон роста» и «Окон кризиса» екатеринбургского журнала «Красная Бурда» и художника Глеба Андросова. Только в отличие от вдохновенно-революционных текстов Маяковского или ехидных - «Красной Бурды», текст питерской открытки был, как бы это сказать, более однозначен. Он чем-то напоминал речь тезки Владимира Владимировича Маяковского, как если бы его не показывали по телевизору, а дали высказаться просто так. Текст открытки гласил:
"В ногу со временем надо шагать!
На небоскрёб гляди и не ахай!
Стоял Петербург и будет стоять!
Не согласны? Идите на ...
И нарисован вполне себе даже фаллический контур башни газпромовского небоскреба (он же «газоскрёб», он же «кукурузина») - вокруг которой последнее время нервно шумит общественная жизнь Питера.
Чтобы помочь иногороднему гражданину понять, что это за башня и почему вокруг нее столько шума, приведем небольшую справку.
Строительство для питерского филиала(!) «Газпрома» 396-метрового небоскреба с громадным стилобатом (широкая нижняя часть в основании башни) было объявлено давно. Однако уперлось в так называемый высотный регламент города.
«В Петербурге в центре нельзя строить выше 24 метров (высота Зимнего дворца, норма действует с XVIII века), а вокруг центра - 48 метров. Это называется высотный регламент города, и это закон. Чтобы построить небоскреб, надо закон нарушить. А зачем это делать, непонятно. В этом нет логики.» - писал еще в феврале 2007 года еженедельник «Коммерсант-Власть» (№ 5 (709) от 12.02.2007) в статье «Ускользающая высота». Ведь строительство нового монстра планируется на набережной в исторической зоне.
Журнал задавал вопрос: «Зачем это нужно?» И сам не мог ответить: «Это самый таинственный вопрос во всей истории с двумя главными участниками - "Газпромом" и администрацией Петербурга. "Газпром" не комментирует своего решения, он просто хочет небоскреб. При этом будущий небоскреб - не штаб-квартира "Газпрома", она себе спокойно остается в Москве, а в Петербурге должно строиться региональное отделение. Собственно, речь идет о 20 топ-менеджерах и 2000-3000 служащих. По всем параметрам этого недостаточно для 300-метрового здания, и оно, очевидно, будет сдаваться (расчетная емкость здания - 20 000 человек)». В пользу будущей сдачи офисной недвижимости внаем говорило и название - не какой-нибудь «Газпром стейт билдинг», скажем, а простенько так и нейтрально: «Охта-центр».
Тем не менее, власть и ее близнец «Газпром» упорно твердили: «Хочу!» - и находили все больше и больше аргументов в пользу «Охта-центра» - один экзотичнее другого. Пик экзотики наступил весной нынешнего года. Чего стоит, например, первый лист «Пояснительной записки...», обосновывающей строительство «Охта-центра» в нарушение высотного регламента! Один аргумент убойнее другого:
- создание высотной доминанты будет знаменовать собой символ новой энергетической эпохи России, рождающейся на берегах Невы
- площадка, выбранная для возведения высотного здания... является точкой отсчета в новой истории
- следует рассматривать строительство высотной доминанты с позиций уникального сооружения Санкт-Петербурга, выражающего будущую роль России в обустройстве мира
- В 1301 году новгородцы построили на берегах Невы при впадении Охты свой город Ниен
- В 1615 году король Густав II Адольф справлял Рождество в новой шведской крепости в устье Невы (?).
... ну и так далее... В огороде бузина, в Питере дядька.
Питерские экологи и журналисты давно заметили маниакальное стремление властей города на Неве загадить подвластную территорию. В уже упоминавшейся публикации «Власти» говорится, что еще в 2006 году «ряд архитекторов, а потом и губернатор Валентина Матвиенко высказывались в том смысле, что продолжение дела Петра Великого - это не сохранение наследия Петербурга, но приглашение иностранных архитекторов и прорубание с их помощью нового окна в Европу.» Как говорится, без комментариев. Если же все-таки комментариев захочется, можно отослать желающих к одному из живых журналов активистов. Здесь можно увидеть, как будет изуродован облик города торчащим газовым фаллосом.
Аргументы питерских экологов трудно оспаривать. Да и не хочется. Вот, например, две видеоцитаты, содержащие одну из версий упорного стремления руководства «Газпрома» к гигантомании: http://rutube.ru/tracks/1891624.html?v=1ff5b1e4282be4e4a0d9d9d411679e9a и http://rutube.ru/tracks/1891597.html?v=0ba77dd70999fc914cc9b8af5e903487
Действительно, давно замечено, например, что тяжелые мечи, копья, пистолеты и винтовки большого калибра, а также большие машины, дома и имения, - короче, любая гигантомания, - представляют собой «социальный увеличитель» роста ( или размера фаллоса - это в зависимости от того, на чем комплексует заказчик). И питерская «кукурузина», наряду с недавно обнаруженным с воздуха дворцовым комплексом на Истринском водохранилище, прозванном «Миллерхофом», - яркий тому пример.
В 2007 году журнал «Власть» предсказывал: небоскреб построен не будет, и Матвиенко останется в одиночестве, покинутая «Газпромом» и не поддержанная президеном - тогда еще Путиным. Пока этот прогноз не сбывается. Город по-прежнему напряженно ждет новостей по прожекту. Но нельзя же все время жить в напряжении! Бурная и жесткая реакция периодически сменяется затишьями и позиционным противостоянием противников и сторонников. И вот очередной фортель, выкинутый сторонниками строительства! Зачем? На кого рассчитана эта реклама?
Почему она в «хорека», а не на биллбордах - это понятно: было бы слишком нагло посылать «туда» всё население Питера. А в кафешках разных смутьяны-то как раз и собираются. Вот им и можно сказать «пару ласковых».
Возникает, однако, вопрос: кто организовал распространение открыток? Кто рекламодатель?
Первая мысль, которая возникает - это анти-небоскребовский черный ПР. По крайней мере, так бы поступил профессионал, если бы вдруг получил заказ против строительства. Но зная, какие «твердокаменные» люди сидят в Газпроме и какое у них самоуверенное начальство, можно легко предположить, что начальство сказало:"Пошли они все на... Все равно будем строить!" А пиарщики озвучили. Прогнулись, так сказать.
«Вот уж не знаю, «за» это или «против». Хотя, учитывая, что потратиться на такое, видимо, мог только "Газпром", это такой странный креатив сторонников строительства» - пишет блоггер из Питера.
Можно, конечно, предположить, что это «тётя Валя» чисто по-женски вспылила. «Ведь сами подумайте - сделано же грандиозное дело. В город привели такого заказчика! Сделали под него международный архитектурный конкурс! Нашли такой замечательный проект, фирма RMJM строила небоскребы в Дубае! Нет, вы попробуйте все это сделать! А тут какие-то инспекторы охраны памятников, старушки, студенты - это же попросту смешно и обидно. Надо им доказать» - приводит возможные эмоции градоначальницы журнал «Власть».
Знакомая пиарщица - тоже из Питера - возражает против версий с властью и «Газпромом»: это же не вариант «один идиот в прямом эфире ляпнул». Тут целый процесс: идея, макет, утверждение, тираж, размещение в заведениях... т.е. много народу вовлечено было, и время было одуматься, казалось бы.
Ну, не одумались, стало быть...
В пользу версии авторства «Газпрома» говорит и сама композиция. По низу открытки слева направо, по возрастанию высоты, идут силуэты питерских зданий и сооружений: Кунсткамера, Медный всадник, Исаакиевский собор, Адмиралтейство, телебашня и, наконец, «кукурузина». Она расположена в правой части композиции, там, где психологи определяют место «своих». Дескать, мы - вершина роста Петербурга, и в то же время вписываемся в историческую канву этого роста.
Авторов шедевра не смущает, что высота Исаакия 101,5 м, Адмиралтейства - всего 72,5 м, а Медный всадник и того меньше, естественно. Это как раз вполне в русле корпоративных пиарщиков. Они, как большинство невежд, имеющих «чисто пиаровское» образование, усвоили: реальность - это не то, что есть на самом деле, а то, что изображено и донесено до целевой аудитории и что нравится начальству.
Видимо, тоже невежеством (если, конечно, не злым умыслом) объясняется гениальная мысль наших горе-манипуляторов подверстать последнее, пропущенное, слово стишка аккурат к тому месту, и где они, вроде бы следуя правилам психологии, разместили фаллическую башню.
Короче, всё как всегда. И опять непонятно - зачем?
Впрочем, к вопросу об исполнительском идиотизме и длительном цикле подготовки открытки можно подойти по-другому. Дело в том, что открытка, кроме того, что она есть инструмент прогиба перед начальством, имеет еще одну функцию. Под соусом одобрения со стороны начальства можно напилить бабок. А вот это уже совсем даже и неглупо. Начальству понравилось - пустим в производство, возьмем откатик... Если начальство решит не распространять - хрен с ними, выкинем. Деньги-то не наши! Как говорится, «дура, не дура, а тридцатку в день имею»...
***
В заключение вернемся к еще одной цитате из журнала «Власть», которая показалась нам занятной. Два с лишним года назад журнал писал: «Проанализировав публикации о небоскребе "Газпрома", можно обнаружить удивительную картину. С сентября (2006 года) по данному поводу появилось около 100 содержательных публикаций. Из них всего три положительных, остальные кричат: "Караул!" Для сегодняшней России это уникальный расклад - перед нами движение, направленное против власти, которое растет снизу и никем не координируется». Дай-то бог...
|
|