25 августа 1944 года фашисты зверски казнили советского татарского поэта-коммуниста Мусу Джалиля.
...23 апреля 1945 года 79-й стрелковый корпус Советской Армии, наступавший в Берлине на рейхстаг, вышел на рубеж улиц Рете-новерштрассе и Турмштрассе. Сквозь дым разрывов и пожарищ впереди показалось большое серое здание за высокой кирпичной оградой - тюрьма.
Когда бойцы ворвались во двор тюрьмы, там уже никого не было - ни охраны, ни заключенных. Ветер носил по двору мусор, обрывки бумаг. Сваленные в кучу, догорали какие-то папки. И тут среди разбросанных взрывом книг тюремной библиотеки один из солдат заметил клочок бумаги. На нем было написано по-русски: «Я, поэт Муса Джалиль, заключен в Моабитскую тюрьму как пленный, которому предъявлены политические обвинения, и, наверное, буду скоро расстрелян. Если кому-нибудь из русских попадет эта запись, пусть передадут привет от меня товарищам - писателям в Москве, сообщат семье».
Так вместе с известием о Победе на родину пришла трагическая весть о Мусе Джалиле.
За беспримерный подвиг духа Джалиль был удостоен звания Героя Советского Союза, а цикл его стихотворений «Моабитская тетрадь» был отмечен Ленинской премией
В Татарстане, поэт равный Мусе Джалилю по величине таланта, значению, масштабу человеческой личности, пожалуй, только Габдулла Тукай. К сожалению, сегодня, даже татарстанские школьники практически не изучают его творчество, хотя в школьной программе в неделю 5 уроков татарского языка! И это понятно, почему. Ведь стихи Джалиля несут правду о жизни, зовут к борьбе за идеалы социальной справедливости, зовут к свободе. А новоявленным рабовладельцам свободные люди не нужны!
Мы, советские дети, были очень хорошо знакомы с поэзией Мусы Джалиля. Я выросла на его стихах и иду с ними по жизни по сей день. Он один из моих любимых поэтов. Муса Джалиль вершина величия и гордости всего российского народа и поэтому я считаю, что с его творчеством должны быть знакомы не только татарстанцы, но и все россияне.
Рассказ о нем хотелось бы начать с его биографии. Родился он в 1906 году в деревне Мустафино Оренбургской губернии. Учиться пошел в 6 лет. За год овладел азами грамоты начальной школы и вызубрил наизусть несколько глав Корана. В 9 лет начал писать стихи. В Оренбурге Муса поступил в медресе. Эти годы совпали с периодами социальных потрясений. Активный, любознательный мальчик был захвачен бурным потоком событий. После февральской революции в медресе началось брожение. Муса - на левом крыле движения учащихся медресе Он редактирует классную газету, пишет статьи и памфлеты, выступая против сторонников мулл и баев, страстно воспевает солнце свободы. Становление Советской власти проходило в сложных условиях. На его глазах белогвардейцы убивали красноармейцев, женщин, детей. Сама жизнь давала подростку наглядные уроки, классовой борьбы. Муса ходил на митинги и собрания, жадно читал газеты и большевистские брошюры. В 1919 году когда в, окруженном белогвардейцами, Оренбурге возникла комсомольская организация, 13-летний Муса вступает в ее ряды. Рвется на фронт, но его не берут. Возвратившись в деревню, он создает детскую коммунистическую организацию, куда вошло около 40 мальчишек и девчонок. Они ставили в деревне спектакли, проводили вечера, собрания, митинги, выпускали стенгазету и рукописный журнал. В 1920 году Муса создает комсомольскую ячейку. Муса не просто агитировал за новую жизнь, но и когда это было нужно, то с оружием отстаивал молодую Советскую власть.
Позднее он закончит Оренбургскую военно-партийную школу, Татарский институт народного образования, Московский государственный университет. С 1927 по 1938 год он жил и работал в Москве: на комсомольской работе, ответственным редактором газет и журналов, готовился для работы руководителем литературной части создаваемого Татарского оперного театра. В 1938 году он возвратился в Казань, где стоял у истоков Татарского оперного театра.
Когда началась война, на второй день отнес в военкомат заявление с просьбой отправить на фронт. В 1942 году попал в плен. Из числа военнопленных гитлеровцы насильно создавали национальные легионы, для использования их в военных действиях против Советской Армии. Сорвать замыслы фашистов - поставила перед собой группа Джалиля. Первый же батальон Волго-татарского легиона, посланный на Восточный фронт, поднял восстание, перебил немецких офицеров и влился в отряд белорусских партизан. В августе 1943 года гестапо напало на след подпольщиков. Джалиль и его товарищи были арестованы. Но поэт не сдавался. Его оружием были стихи. Его били, пытали электрическим током, но никакие муки, никакие страдания и пытки не могли сломить могучего духа поэта. Джалиль вместе с другими патриотами был казнен. Все патриоты были обезглавлены на гильотине в течение получаса, казни следовали с интервалом в три минуты.
Джалиль писал: "Я не боюсь смерти Есть жизнь после смерти в сознании, в памяти народа. Если я при жизни делал что-то важное, бессмертное, то этим заслужил эту другую жизнь - "жизнь после смерти"... Цель-то жизни в этом и заключается: жить так, чтобы и после смерти не умирать". Да, слова эти оказались пророческими.
Джалиль продолжает жить с нами и сегодня. Говорят, что великое не умирает. И это так! Его стихи также актуальны, как и 80, 60 лет тому назад. Мы используем их на наших демонстрациях и мне кажется, что вряд ли для них можно найти что-то более подходящее. Вот например строки:
О народ, поднимись, меч надежды возьми и вперед! Пусть гремят небеса, ты шагай и шагай на восход! Пусть крепчает гроза и трясутся злодеи враги, Ты шагай и шагай, и да будут всё тверже шаги! Песней ширь оглашай, зло и грязь из страны выметай! Пробужденье настало, вставай, поднимайся, наш край! Вся правдивость, все радости мира вон там, впереди, Так смелей в этот путь, к этой жизни грядущей иди!
(
Нет, сильны мы мы найдем дорогу,
Нам ничто не преградит пути.
Нас, идущих к светлой цели, много,
Мы туда не можем не дойти!
Не страшась кровопролитной битвы,
Мы пойдем, как буря, напролом.
Пусть кому-то быть из нас убитым,
Никому из нас не быть рабом! (
Хотела бы обратить внимание читателей, что эти взрослые строки были написаны Джалилем в 16 и 18 летнем возрасте.
Считаю более чем актуальным его стихотворение «Варварство». Впервые я прочитала его в 11 лет на смотре художественной самодеятельности и запомнила на всю жизнь. В этом стихотворении фашисты живьем закапывают матерей вместе с малыми детьми. Читая вновь это стихотворение, мне кажется, что его строки написаны словно для сегодняшнего дня. То, что происходит сегодня иначе как варварством не назвать. Но только то варварство творили варвары-иноземцы, а сегодня наш народ, матерей и детей уничтожают наши российские власти. Последние строки стихотворения словно обращение к нам нынешним:
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой.
О, сколько слез, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?
Страна моя, враги тебе грозят.
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей... (
Фашизм и смерть для поэта синонимы. Основная мысль его стихов фашизм по самой своей природе несовместим с жизнью на земле и потому обречен.
Мы, коммунисты, всегда помним и чтим Джалиля, приходим к нему и в день его рождения, и в день его гибели. Однако власти и в отношении Джалиля, как и во всем остальном двуличны. Примерно 10 лет тому назад у нас не взяли в местную газету для опубликования библиографический материал о Мусе Джалиле, аргументировав отказ, что он коммунист. Но когда ситуация за последние 10 лет изменилась не в пользу властей, они вынуждены рядиться в патриотические одежды. И в последние 2 года они с помпой отмечают даты, связанные с его именем. Правда в этом году пафосно проведя, в очередной раз, мероприятие, посвященное 100-летию со дня рождения, в местной прессе, в канун Дня Победы, появилась статья, в которой писали, что оказывается Джалиль и не был героем, и не страдал в плену, а спокойно перемещался по Берлину, веселился в ресторанах, пил Боварское пиво. А его подвиг, всего лишь плод советской пропаганды. До такого кощунства, пожалуй, могут додуматься только фашисты! Но давайте, допустим эту циничную мысль, навязываемую нам врагами нашего Отечества, что Джалиль не был героем. Так почему же фашисты зверски его убили, если он служил им? Правду о Джалиле до нас донесли и бывшие узники Моабитской тюрьмы. Подтверждением подвига Джалиля являются и его героические стихи:
Не преклоню колен, палач, перед тобою,
Хотя я узник твой, я раб в тюрьме твоей.
Придет мой час умру. Но знай: умру я стоя,
Хотя ты голову отрубишь мне, злодей. (
Все дальше уходит время со дня гибели Мусы Джалиля. Но, не меркнет его подвиг - пример подлинного мужества, верности гражданским идеалам. Его подвиг служит нам путеводной звездой, вселяет в нас оптимизм. Каждый год вместе с коммунистами я прихожу к его памятнику в дни рождения и гибели. Мы кланяемся его подвигу и даем клятву быть достойными его.
Взрослеет моя 15-летняя дочь и её я тоже знакомлю с поэзией и подвигом Джалиля. Она не раз читала его стихи на наших мероприятиях, активно участвует в нашей борьбе, гордо поднимает наши красные знамена. Вот и сегодня, несмотря на дождливую погоду, она пришла вместе со мной. А это значит, что есть надежда на будущее у нашей идеи, это значит, путь которым шёл великий советский татарский поэт Муса Джалиль мы пройдем до победного конца.
Татьяна Гурьева, первый секретарь Набережночелнинского Горкома КПРФ
|
|