Кто владеет информацией,
владеет миром

Перед концом фэнтези

Опубликовано 04.01.2017 автором в разделе комментариев 63

хоббит толкиен
Перед концом фэнтези

3 января исполнилось 125 лет со дня рождения Джона Рональда Руэла Толкиена (Толкина) (1892—1973), автора знаменитой трилогии "Властелин колец".

В СССР Толкиена не особенно жаловали. Отдельные произведения вроде сказки "Хоббит" — печатали, но главное его детище, "Властелин колец", вплоть до перестройки так и не было полностью опубликовано (первая часть, "Хранители", вышла в 1982 году). И это неудивительно: ведь по накалу консервативных и, даже прямо скажем, реакционных идей "Властелин колец" не сильно уступает "Архипелагу Гулаг" Солженицына. С той разницей, что чем дальше, тем яснее становится, что "Архипелаг" — это просто бездарный графоманский бред, а "Властелин колец" — весьма яркое и талантливое произведение. Но на историю человечества оно оказало далеко не самое благотворное действие, и в этом смысле их вполне можно поставить рядом...

Не знаю, стоит ли ломиться в открытую дверь и объяснять, что "Властелин колец" от начала до конца пропитан неприятием самой идеи прогресса. Дело даже не только в том, что автор изо всех сил романтизирует и возвышает идею монархии и "люди Запада" сражаются в романе "за Короля". Сам настрой романа категорически враждебен современной цивилизации, обществу машин и элементарному техническому прогрессу. Негодяям, монстрам и людоедам, которые считают, что "мир меняется", и на смену дереву должно прийти железо, в романе противостоят благородные рыцарственные герои разных племён и народов, но которые все непременно твёрдо убеждены, что мир меняться ни в коем случае не должен. "Хоббиты — скромный, но очень малый народ… они не понимают и не любят машины, более сложные, чем кузнечные меха, водяная мельница или ручной ткацкий станок".

Это отвращение к машинной цивилизации разделял, кстати, в своей жизни и сам автор, который предпочитал ездить на велосипеде, презирая автомобили, а итог второй мировой войны ему виделся так: "миллионы погибли, а победило одно: Машины".

И вот это общее антипрогрессистское настроение и творчества Толкиена, и фэнтези вообще, упало на благодатную почву, когда мир в последней четверти XX века развернулся в сторону реакции. Частями этого процесса было и крушение социализма в Европе, и распад СССР, и "толкиеновский бум", и недавнее рождение Халифата (да-да, известно кого рождает сон разума), и осуждения за богохульство в "цивилизованных странах". Даже бывшие научные фантасты типа Рэя Брэдбери или Роберта Шекли в этот период, подстраиваясь к общему настроению публики, переходили к жанру, близкому к фэнтези. Так что одним из признаков того, что мир, наконец, выныривает из той глубочайшей чёрной ямы, в которую он прочно погрузился четверть века назад, будет, между прочим, падение популярности жанра фэнтези и вообще "толкиенутых". Рискну предположить, что это уже происходит, и, значит, не всё так плохо...



Рейтинг:   4.32,  Голосов: 31
Поделиться
Всего комментариев к статье: 63
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
(без названия)
фтороводород написал 04.01.2017 20:54
Так что на счет велосипеда? какое отношение имеет Мордор и русофобия к велосипеду, изобретенному в Европе?
Чур фэнтези соцреализма про Артамонова не рассказывать! Велик весом в несколько пудов, который невозможно повернуть, на железных колесах без амортизации - это адова штука! Изготовлен в конце 19 века, кстати.
Re: "Рискну предположить, что это уже происходит, и, значит, не все так плохо..."
аффтар написал 04.01.2017 20:53
> Одних только направлениий несколько: "боевая фантастика","любовное фентези", "юмористическое фентези", "попаданцы"...
А "попаданцы" (которые тоже уже порядком надоели) - это разве фэнтези? По-моему, это другой жанр.
(без названия)
фтороводород написал 04.01.2017 20:52
Классика фэнтези - это средневековые рыцарские романы про короля Артура, про Грааль. Это саги и эпосы - Беарвуль, Зигфрид и т.п.
О субъективном и объективном.
В.В. Ларионов забаниваемый написал 04.01.2017 20:38
Поскольку А. Майсурян коснулся темы прогресса, то считаю необходимым пояснить, что технический прогресс не идея, а объективная реальность. Конкретно эта реальность проявляется в различных аспектах жизни людей, и отношение людей к этим аспектам просто не может быть однозначным поскольку затрагивает жизненные интересы людей, которые различны. Если литературные герои ностальгируют по до машинным временам, как А. Майсурян по временам СССР, то не стоит торопится их осуждать. Мне, и не только мне, вот например тоже не нравится засилье автомобилей в городах- пробки, ДТП, вредные выбросы..., но это не значит, что я против объективной реальности- технического прогресса. Эти негативные моменты будут решены человечеством в будущем через развитие этого же технического прогресса.
Re:
Тов. Тамсямский написал 04.01.2017 20:34
Представьте себе, да! Если уж говорить о фэнтези, то подлинная классика жанра - это скорее "Верлиока" и "Мастера и подмастерья" В. Каверина.
"Рискну предположить, что это уже происходит, и, значит, не все так плохо..."
* написал 04.01.2017 20:34
В корне не согласна с автором статьи. Именно жанр "Фентези" в последнее время набирает обороты и особенно - в России. Появились целые сайты в интернете, где выкладываются литературные произведения как известных авторов, в том числе зарубежных и отечественных классиков прошлых веков, так и не известные широкой публике новые имена. Одних только направлениий несколько: "боевая фантастика","любовное фентези", "юмористическое фентези", "попаданцы"... Какие-то книги открыто выложены для бесплатных просмотров, какие-то лишь частично, какие-то и вовсе только за оплату. Кроме того, в условиях, когда автор может заключать с издательством договор на небольшой тираж, немало авторов фентези публикуют и продают свои книги в бумажном варианте на сайтах типа "Озон". Есть у авторов даже такой подход, когда читатели предлагают автору дальнейшее развитие событий повествования. Но, что самое удивительное, в этих произведениях, кем бы ни были их авторы и их герои - демоны, эльфы, гномы или еще какие-то существа магических миров, прослеживается нить истинно русского менталитета: защита слабых, наказание негодяев, торжество справедливости. Словом, те самые скрепы, которые так старательно не могут отыскать иные наши политтехнологи, вращаясь в элитарных слоях общества, где все покупается и продается, уже давным-давно найдены российскими авторами фентези вновь как "хорошо забытое старое".
Конечно, литературная ценность многих таких произведений, прямо скажем, не слишком высока, но, как комментируют фентези сами читатели, "скоротать вечерок" после трудовых будней, когда хочется отвлечься от обыденности или просто переключиться, такие произведения помогают. Тем более, что и на подсознательном уровне они продолжают "сеять разумное, доброе, вечное"...
(без названия)
фтороводород написал 04.01.2017 20:17
" на крайне убогом субстрате воображения"
---
Ну куда профессору Толкиену до мастеров соцреализма....
(без названия)
вот вот написал 04.01.2017 20:14
" на крайне убогом субстрате воображения"
----
Ну куда профессору Толкиену до мастеров соцреализма...
(без названия)
правда, интересно написал 04.01.2017 20:13
как это Британия и Германия, где был изобретен велосипед, вдруг стали Мордором, а их жители - объектом русофобии?
Re: Вульгарная социология, нашша преелессть
Тов. Тамсямский написал 04.01.2017 20:00
Да не в том проблема, что Толкиен предпочитал велосипед автомобилю, и даже не в его бешенной русофобии (кстати, готов побиться об заклад, что он хоть и профессор, а не знал, что велосипеды изобрели в ненавистном ему Мордоре), а в том, что он создал в своих мир, в принципе отрицающий добро и правду... Вчитайтесь в его тексты и вы увидите, что между его эльфами и орками на самом-то деле разница не большая, чем между британскими консерваторами и либералами. Причем и создал-то его на крайне убогом субстрате воображения, свойственного викторианским старым девам и колониальным полковникам в отставке. Как остроумно заметил английский же писатель - фантаст М. Муркок, весь средиземельский цикл Толкиена - это история Винни Пуха, возомнившего себя Христом.
(без названия)
Варвара написал 04.01.2017 19:56
В Ольгино о России совсем забыли?
О том что на Урале СПИД бушует, чрезвычайное положение введено - от 5 до 15% населения больны СПИДом. Эпидемия гепатита, туберкулеза...
А алкоголизм? ЧП в Иркутске показало что ситуация катастрофическая.
Российская "история" вообще должны врачи исследовать. Задорнов рассказывает что все языки произошли от русского, Фоменко и Носовский говорят что Кааба - в Казани, что Пирамиды в Египте построили Русские. А Хиневич вообще книги пишет что русские прилетели из Центра Галактики! Это же проси свиздец какой-то!
НЕЗАВИСИМОСТЬ УКРАИНЫ ПО-ХМАРОВСКИ (благими намерениями...)
**Галина написал 04.01.2017 19:47
Пересмотрела отрывки из некоторых ток-шоу С.Шустера. Ну и "историки" на Украине! Оказывается, Холокост на Украине учинили русские коммунисты СССР, а украинские националисты самоотверженно ценой своей жизни спасали евреев в Бабьем Яру. Уже не удивлюсь, если завтра услышу, от г-на С.И. Хмары перл о том,что и Александр Македонский был щирым украинцем. По украинской статистике количество носителей туберкулеза в этой стране за несколько последних лет подскочило аж в три раза: не проводится вакцинация, нет соответствующих лечебниц и профилакториев; у скольких же миллионов украинцев "посносило крышу" от беспардонного вранья и шельмования истории всевозможными хмарами, учету и вовсе не поддается...
Доборолся Степан Ильич за "независимость" Украины: миллионы украинцев вынуждены в последние годы выезжать на заработки в страну, с которой так натужно "боролся" всю свою сознательную жизнь бывший стоматолог. И на многие годы и поколения украинцев эти "борцы" повесили многомиллиардную удавку долга перед МВФ. Хороша независимость Украины по-хмаровски!
Re: Re: Re: Re:
Тов. Тамсямский написал 04.01.2017 19:45
Ну почему же? Темный Властелин присутствует...И марсиане из второй, и особенно из третьей части - вылитые хоббиты...
Вульгарная социология, нашша преелессть
Рядовой Очевидность написал 04.01.2017 19:23
Тов. Майсурян, интересно же пишете почти всегда, так как не ай-яй-яй впадать в вульгарный социологизм?
Вполне по Маяковскому, у которого некий начетчик сетует: у Лермонтова хоры светил - и ни слова об электрификации!
Профессор уже и тем виноват, что предпочитал велосипед автомобилю! Т.е. предпочитал боле здоровый образ жизни, чем средний водила.
Я вот тоже твердо и давно предпочел велосипед, но, уж поверьте, прогрессо- и технофобией не страдаю! Есть такая вещь, как личный вкус и выбор.
"За королей" в "ВК" все стороны - за своих. Ну, не изобрели там еще республик и конституций.
Но это не повод путать Профессора с Сапковским или "Играми престолов" - вот где действительно смакование типичного, т.е. сволочного, средневековья, Арканар, но изнутри.
У Толкиена, вдобавок, стилизация под эпосы героических эпох - а это совсем не то же самое, что средневековье.
И главное в "ВК" - не какой король какого оставит с носом, а тема соблазна всевластия, которое не будет "хорошим", если им займутся "хорошие". Кольцо Всевластия у Светлых самых немногим безопасней, чем у самых расперечерных властелинов.
Re: Re: Re:
Рядовой Очевидность написал 04.01.2017 19:02
Очень, но непохоже. Совершенно.
Re: Re:
Тов. Тамсямский написал 04.01.2017 18:20
Да, кстати, совсем забыл, про Казанцева... Очень похоже, что его "Фаэты" как раз и были написаны как наш ответ Чемберлену из Средиземья...
Re:
Тов. Тамсямский написал 04.01.2017 18:17
А я вот лично читал... но не дочитал... Да и зачем? Уже на странице этак 30-й было совершенно понятно, чем все закончится: Агроном, сын Агропрома станет королем и таки это именно и назовут великой победой Света над Тьмой...Мне в этом смысле повезло: трилогия Толкиена впервые попала мне в руки в одиннадцатом классе, после того как я успел прочитать всего И. А. Ефремова, всего А. Беляева и почти все на тот момент написанное А. П. Казанцевым. Поэтому лично мне все эти истории из жизни понтующихся карликов показались просто-напросто скучными.
(без названия)
хорошая новость написал 04.01.2017 16:00
Властелин колец -не читал...но не согласен...проходили.Краткий курс ВКП-Б-это будет посильнее Фауста Гете...и Властелина,так?Я уверен,что автор статьи-статейки,кроме журнала"Фурзилка" и ничего более не одолел...
Переверните книгу, господин Майсурян.
Й написал 04.01.2017 14:24
Вы держите ее вверх ногами. Фэнтези - это не просто фантастика. Это фантастика выполнявшая свою основную идеологическую задачу - заменить устаревшую фантастическую литературу в мировоззренческой, то есть религиозной базе. До начала 20_ого века в официальной идеологии господствовала библейская фантастическая литература, в 20_ом веке - научной фантастическая, сейчас - сказочно-фэнтезийная. И проблема фэнтези вовсе не в том что оно себя сюжетно исчерпало. Проблема в том что казенные идеологи не смогли создать на этой базе ничего путнего. Даже супер патриотическое славянское фэнтези никак не повлияло на общественное сознание. Наоборот, читателям патриотического фэнтези очень отчетливо видно что наши цари да бояре, да наши витязи благородные - не совсем наши и совсем не благородные. Это ж надо было так постараться головой стукнуться чтобы до сих пор не запретить литературу, которая вырисовывает в самом неприглядном свете нынешнее правящее сословие. Порнуху они запретить догадались, а книгу в которой современный российский правитель очень похож на подонка, бандита и завоевателя - нет.
(без названия)
Лис написал 04.01.2017 14:01
Апофеоз путинской "стабильности" для православного Мордора-это "патриотичные" бессмертные эльфы,которые на протяжении веков тыкают друг друга острыми железяками.То что разные "духовные скрепы"-это полный отстой очень хорошо сказано в таких "фэнтези" как "Алиса в стране чудес"(Льюис Кэррол) и "Маленький принц"(Антуан де Сент-Экзюпери).В общем,падение на шершавую поверхность реальности хоть и болезненно но оно неизбежно.
<< | 1 | 2 | 3 | 4 | >>
Опрос
  • Кому из начальников вы больше доверяете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss