Ностальгическая рецензия на пять минут сериала "Ольга"
Я понял, почему с неосознанным интересом поглядывал одним глазом на рекламу сериала «Ольга»! Артистка, играющая главную героиню (Яна Троянова) — лицом, не фигурой, а именно лицом — похожа на Любовь Полищук. Точно вам говорю! Не портретное сходство, конечно, а вот именно мотивы, для восприятия на подсознании. Интересно, так случайно вышло или творцы так задумано? Но ладно, я не об этом.
Конечно, это должно было случиться рано или поздно — зимним, холодным, одиноким вечером я все-таки посмотрел часть одной из серий. Сразу скажу — все, что я видел на экране — привело меня в неистовство и изумление. Все фальшак — от первого до последнего кадра, но творцов на этом не поймаешь же, скажут — условный жанр, комедия, развлекуха, не хотите — не смотрите, никто не неволит. И не поспоришь.
Мне не фильм сам по себе стал интересен с его выдуманными героями и выдуманными ситуациями и даже не отношение режиссера ко мне, как к зрителю конкретно — он, может и не считает меня своим зрителем, что вполне справедливо, а сам режиссер и его команда сценаристов. Кто эти люди? Как они могут на полном серьезе снимать молодую женщину, на полусогнутых ногах вбегающую в квартиру — известный способ предотвратить преждевременное мочеиспускание, падающую на унитаз, предварительно сняв трусы и с наслаждением опорожняющую мочевой пузырь. Камера и микрофон при этом со смакованием фиксирует детали и звуки этого процесса. Что-то же они при этом испытывают? Сами творцы? Это же им зачем-то надо и интересно? Господа Алексей Нужный и Игорь Волошин — режиссеры сериала? Ну и Алексей Логинов — как я понимаю, один из руководителей сценарной группы. Кто эти люди? Они мне стали интересны — ибо это же не герои сериала так себя ведут и так действуют, не артисты по доброй воле изображают похабные сцены и заставляют малолетних мальчиков публично, на камеру, мастурбировать, а вот эти молодые, успешные парни так думают и так живут.
Это же не Ольга, не ее отец алкоголик считают возможным так жить, а вот Нужный, Волошин, Логинов находят это смешным и забавным и думают, что очень многие — такие же, как они и тоже будут над этим смеяться и смотреть их фильм.
И вот что мне вспомнилось, в связи с этим. Когда-то, в самом начале семидесятых, в нашем «Гастрономе» - на «Потоке», города Барнаула, толкался один, говоря по современному бомж, а тогда и у нас они назывались «теплотрассниками». По пустырю, на который выходил наш дом, была проложена подземная магистраль, по которой теплом снабжались несколько заводов и близлежащие дома и как я теперь понимаю, была она экспериментальная, не такая, как сейчас строят. Т.е. это был такой подземный ход, в который через каждые несколько сот метров можно было проникнуть через специальные будки, с дверьми, с лестницами в подземелье. Наверное, планировалось, что эксплуатация и возможный ремонт или там ликвидация аварии, будут осуществляться непосредственно в этом подземелье, без вскрытия трассы. В середине — там, конечно был ад, а вот недалеко от будки — вполне терпимая температура и там жили бомжи, теплотрассники.
Батя однажды пришел с работы и рассказал, что остановили его ГАИшники возле одной из таких будок и погрузили ему в кузов ЗИЛ-130 одного из таких жителей подземелья, мертвого, конечно. Так батю больше всего поразило, что у покойника от жары уши были коричневые и свернувшиеся в трубочку…
Ну вот, был тот наш, магазинный теплотрассник совсем опустившийся. Вонючий, небритый, одежда лоснилась от грязи, даже блестела. А однажды, он опять стоял возле магазина, а вместо глаза у него была кровавая дыра, вообще ничем не закрытая. Просто открытая рана. Глаз выбили где-то.
Я мальчишкой был, мне его жалко было и тошнота к горлу подкатывала от этой дыры. И вот однажды, летом, кто-то уронил на пол — кафельный, из мелкой коричневой кафельной плитки пол — бутылку «красного». Тогда не говорили вино — говорили «красное» или «белое» - вино или водка. Вся разница и смысл был в цене и градусах. Не было денег — брали «красное», были деньги - «белую». И бутылка разбилась и вино растеклось лужей по кафельному полу. Но он же кафельный и даже не очень грязный, дело утром было, летом и лужа так и стояла, с осколками зеленого, битого стекла. А рядом были этот одноглазый и я и я никогда не забуду выражение его лица, когда он увидел эту лужу «красного» и в нем шла последняя борьба между человеком и теплотрассой и теплотрасса победила. Он упал на колени, разгреб стекло и стал всасывать вино вытянутыми губами с кафельного пола. Шумно всасывать вино из под ног других людей, которые на него с ужасом смотрели.
В фильме есть эпизод, когда отец Ольги, якобы алкоголик, бывший спортсмен и тренер — по внешнему виду вполне себе приличный, упитанный и ухоженный дяденька, улучив момент, вырывает из под раковины — в которую только что Ольга вылила «зашкеренную» им бутылку водки — гофрированный шланг с сифоном и радостно хохоча и приплясывая, абсолютно довольный и счастливый — выпивает водку, которая осталась в этом гнилом, вонючем отстойнике, заполненном нечистотами. Счастливо и радостно. И Ольга смотрит на своего родного отца, у которого она в детстве сидела на коленях, которую он за ручку вел в первый класс и читал первые книжки — спокойно и равнодушно и ей совсем, совсем не больно.
Но это же не артист это пьет и не герой сериала — его же нет нигде, кроме души и головы режиссера и сценариста сериала. Все, что он чувствует и о чем думает — это все они, молодые и успешные и для нас, которые считают это смешным и забавным.
Так как так вышло, что человек с кровавой дырой в лице, перед тем, как совсем перестать им быть, хоть несколько секунд, но боролся, сомневался, мучился и не мог вот так, сразу, упасть на колени, а эти — смогли. Радостно и оптимистично и даже не с кафельного пола, а вот из этой вонючей гадости,с серо-белым жиром, волосами, покрытыми черным илом и остатками овощей из вчерашнего борща — выпить водку и радостно хохотать от своей удали и ловкости?
Кто мы для них? За что они нас так?!
|
|