25 октября 1917 года в 22 часа 45 минут в Смольном институте в Петрограде открылся, пожалуй, самый демократический парламент в истории России. Он не был похож на современные нам собрания профессиональных законодателей в дорогих костюмах. Наблюдавший за работой Второго Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов американский журналист Джон Рид писал: «Освещённые огромными белыми люстрами, на скамьях и стульях, в проходах, на подоконниках, даже на краю возвышения для президиума, сидели представители рабочих и солдат всей России. То в тревожной тишине, то в диком шуме ждали они председательского звонка. Помещение не отапливалось, но в нём было жарко от испарений немытых человеческих тел. Неприятный синий табачный дым поднимался вверх и висел в спёртом воздухе».
Этому плебейскому собранию было суждено открыть новую страницу в истории России, да и всего мира. Начиналась эра Великой Октябрьской социалистической революции. Каковы были первые шаги этой революции?
Выход из войны
К концу 1917 года на просторах Европы продолжалась война, которую вели за свои интересы правительства и финансово-промышленные магнаты ведущих держав мира. С каждым днем эта война становилась все менее популярной у одетых в солдатские шинели и матросские куртки трудящихся России. Становилось ясно, что продолжение бойни будет иметь только один финал: социальную, хозяйственную и культурную катастрофу.
Единственной партией в стране, бескомпромиссно отстаивающей идею немедленного окончания войны, были большевики. Именно поэтому ключевым декретом II Всероссийского съезда Советов стал подготовленный В.И. Лениным Декрет о мире. Съезд предложил всем воюющим народам и их правительствам начать переговоры о справедливом демократическом мире, который мыслился как мир без территориальных приобретений, покорения других народов и материальных компенсаций. Иными словами, мир без победителей и побежденных.
Те, кто утверждает, что большевистское правительство предавало Россию, не способны сложить два плюс два. Решая интернациональную задачу прекращения мировой бойни, партия Ленина решала и патриотическую задачу спасения страны от ее порабощения, утраты завоеваний революции, которых добился русский и другие народы России. Ведь настроения солдат выражались к тому времени формулой: «Войну кончать, возвращаться в родной дом, где отцы и братья делят землю, отобранную у помещика». И не было никакой силы, которая могла бы вновь заставить фронтовиков идти в наступление.
Большевикам не удалось выйти из войны, так как они хотели. Заключенный вскоре Брестский мир, увы, не стал ни справедливым, ни демократическим. Однако была решена грандиозная задача мирной передышки для истерзанной страны, был продемонстрирован новый, невиданный ранее подход к решению проблем международной политики, когда трудящиеся обращаются напрямую к трудящимся, минуя своих правителей.
Решение аграрного вопроса
Спустя несколько часов после принятия Декрета о мире, с трибуны II Всероссийского съезда Советов был оглашен еще один декрет, выражавший, без преувеличения, вековую мечту русского мужика о справедливости. Основываясь на крестьянских наказах, Декрет «О земле» провозглашал: «Право частной собственности на землю отменяется навсегда. … Вся земля обращается в всенародное достояние и переходит в пользование всех трудящихся на ней. Все недра земли: руда, нефть, уголь, соль и т.д., а также леса и воды, имеющие общегосударственное значение, переходят в исключительное пользование государства. … Наемный труд не допускается. Землепользование должно быть уравнительным, т.е. земля распределяется между трудящимися, смотря по местным условиям, по трудовой или потребительной норме».
После принятия Декрета, как свидетельствуют очевидцы, крестьянские делегаты съезда пришли «в неописуемый восторг». Это не было случайностью. В тогдашней России крестьяне составляли 80% населения. Две трети из 15 миллионов крестьянских хозяйств были бедняцкими. Безземелье, а значит и постоянные голодовки тяжелым прессом давили на мужицкие спины. Справедливый передел земли – вот чего требовала деревня на протяжении столетий. После ликвидации царизма, крестьяне стали делить землю самочинно. Начавшееся в сентябре 1917 года с Тамбовской губернии, восстание в считанные дни разлилось широкой рекой по всей стране. Только в сентябре было зафиксировано 950 случаев разгрома помещичьих усадьб. К октябрю волнениями был охвачен 91% уездов России.
Развязал этот тугой узел крестьянского недовольства Декрет о земле.
К единству через освобождение
Неравноправие народов, населявших Российскую империю, было болезненной проблемой страны. В марте 1917 года Временное правительство приняло постановление об отмене национальных ограничений при поступлении на государственную службу, в учебные заведения, в выборе места жительства, упразднило позорную еврейскую черту оседлости. Но эта политика была половинчатой, так как не гарантировала свободного самоопределения народов, включая отделение. Придя к власти, большевики предложили решение, перпендикулярное всем имевшимся тогда концепциям национально-государственного устройства. Не насильственное удержание территорий в составе России и не заигрывание с национал-сепаратистами, а движение к объединению через предоставление права на самостоятельность, но с предложением к трудящимся не уходить, а объединяться в демократическую федерацию, где власть принадлежит не буржуазным националистам, а Советам.
Спустя пять лет, в 1922 году, эта линия победила с образованием СССР.
Первые социальные преобразования в городе
К Октябрю 1917 года рабочий класс России подошел с глубоким осознанием своей особой роли в дальнейшей судьбе страны. После ликвидации романовской династии самоорганизация рабочих приобрела поразительный размах. Помимо развернувшегося процесса создания Советов, рабочие повсеместно начали восстанавливать профсоюзы, удушенные царизмом после поражения Революции 1905 года. На предприятиях организовывались фабрично-заводские комитеты. Тысячи пролетариев записывались в тогдашнюю народную милицию – Красную Гвардию.
Но режим Керенского так и не решился приступить к коренному улучшению положения рабочих. Россия имела самый продолжительный рабочий день в Европе. Трудящиеся стали вводить 8-часовой рабочий день явочным порядком. Развернулась борьба за контроль над заводской администрацией, за раскрытие махинаций хозяев, за противодействие массовым увольнениям. К осени 1917 года забастовки охватили основные промышленные районы страны. В них участвовали почти 2,5 млн человек.
Перелом в социальном положении рабочих начался с победой большевистской революции. Уже 29 октября 1917 года советское правительство приняло Декрет о введении восьмичасового рабочего дня. Декрет гласил: рабочее время не должно превышать 8 рабочих часов в сутки и 48 часов в неделю. В ночное время воспрещается труд женщин и подростков. Дети до 14 лет к работе по найму не допускаются. Декрет запрещал допуск к подземным работам и сверхурочный труд женщин и мужчин в возрасте до 18 лет.
8 ноября 1917 года сразу на 100% была увеличена пенсия рабочих, получивших увечья.
14 ноября было принято Положение о рабочем контроле. На всех предприятиях, с числом работников не менее 5 лиц, вводился контроль над производством, хранением и куплей-продажей продуктов и сырья. Без разрешения выборных представителей от работников запрещалась остановка предприятия, сокращение и изменение в производстве. Отменялась коммерческая тайна.
В ноябре 1917 года в распоряжение Советов были переданы городские доходные дома, служащие для постоянной сдачи в наем, перепродажи и спекуляций. Начался процесс переселения рабочих и бедноты из подвалов, бараков, чердаков в квартиры буржуазии. Только в Москве в течение ноября-декабря 1917 года было переселено 20 тысяч рабочих семей. Многие реквизированные дома и дворцы были переоборудованы в школы, больницы, клубы, библиотеки.
В декабре 1917 года впервые в мире Советская Россия принимает решение о введении страхования от безработицы. Вводится страхование на случай болезни. Так были заложены основы системы бесплатного и общедоступного здравоохранения.
Обеспечение равенства всех перед законом
Особенностью нашей страны стало то, что пролетарская, а не буржуазная революция решала задачу установления гражданского равноправия. Именно Октябрь 1917 года выполнил в России наказ Великой французской революции, провозгласив самого маленького человека равным в своем гражданском положении самому выдающемуся. 11 ноября 1917 года был прият Декрет об уничтожении сословий и гражданских чинов. Все ранее существовавшие сословия, сословные деления, привилегии и ограничения упразднялись. С этого момента в нашей стране не стало князей, графов и маркизов, статских и тайных советников. Устанавливалось одно общее для всего населения страны наименование – гражданин Российской Республики.
От темноты – к свету
Октябрь 1917-го не выполнил бы своей миссии, если бы не начал борьбу с невежеством. 20 января (2 февраля) 1918 года советским правительством был принят Декрет о свободе совести, церковных и религиозных обществах. Церковь отделялась от государства. Каждому гражданину гарантировалось право исповедоватъ любую религию или не исповедовать никакой. Отменялись ограничения, связанные с исповеданием какой бы то ни было веры или наличием атеистических убеждений. Школа отделялась от церкви.
К Октябрю 1917 года три четверти населения России было неграмотно. Уже через несколько дней после победы революции народный комиссар просвещения Анатолий Луначарский обратился к гражданам России, сказав о намерении новой власти решить эту жгучую проблему в кратчайшие сроки. Все школы, включая частные, переходили в ведение революционного министерства просвещения. Плата за обучение отменялась. За первые три года Советской власти грамоте было обучено 7 млн человек. В 1918 году, в условиях глубокой разрухи и войны, были найдены средства на массовое издание произведений Толстого, Некрасова, Гоголя, Чехова.
***
Руководящей силой Октябрьской революции выступила партия большевиков, но она никогда не справились бы со столь грандиозными задачами без поддержки масс. Главное в феномене Октября 1917 года – это небывалое, удивительное раскрепощение людей труда, продемонстрировавших чудеса социального творчества, показавших, что не только элита, но и они – плохо одетые, корявые и разутые, не соответствовавшие великосветскому пониманию красоты и изящества «ватники» способны быть субъектами истории, сказать свое слово в развитии мировой цивилизации.
Сегодня, спустя 99 лет после революции, когда многие из ее завоеваний утрачены, нужно признать, что Россия не превратилась в Сомали лишь потому, что мы еще не полностью выкорчевали наследие Октября 1917 года. А потому эта Революция была и останется нашей судьбой.
Когда в марте 2014 года создавалась Объединенная коммунистическая партия (ОКП) и формулировались базовые положения нашего мировоззрения, мы отвергли ложь зюгановской КПРФ о лимитах на революции. Отвергли ложь о том, что все задачи в области политики и экономики сводятся к усовершенствованию нынешней капиталистической системы, а вершиной преобразований должно стать некое «правительство народного доверия», формируемые из тех же бюрократов-«бояр», только розового окраса.
Мы считаем, что наше будущее вновь связано с социализмом и коммунизмом, а двинуть человечество в этом направлении должны не добрые чиновники и не хороший царь, а осознавшие себя творцами истории люди труда. В конечном счете, в таком сценарии заинтересован не только пролетариат, но члены буржуазного класса, ведь ничто так не деформирует личность, как полное подчинение ее накоплению и потреблению.
В Программе ОКП сказано, что на этом пути обществу предстоит пройти через три революции: политическую, экономическую и морально-этическую. Политическая революция состоит в переходе власти в руки пролетариата, что и будет означать подлинную демократию, власть трудящегося большинства. Экономическая революция состоит в переходе средств производства в общенародную собственность, в сокращении товарно-денежного оборота до минимума, в переходе к самоуправлению предприятий, в работе всего народного хозяйства по единому плану. Морально-этическая революция состоит в переходе к коммунистическим (то есть человеческим) отношениям, в отказе от денег, в превращении труда в средство развития личности, в отмирании государства и переходе к народному самоуправлению.
Отстаиваемый нами путь развития кажется утопией лишь на первый взгляд. Общество, в котором мы живем – это общество напуганных людей, которых власть держит в повиновении с помощью злобы и страха. Но это еще и общество постоянного социального конфликта, который не может не выдвигать активистов, борющихся против системы. Постоянная беременность капитализма новой революцией не подлежит сомнению.
Лекарством против страха является солидарность. Осознанная товарищеская солидарность, перед которой не устоит никакой государственный и финансовый монстр. И это блестяще подтвердил Октябрь 1917 года.
|
|