Что отличает человека от животного? Ответ прост - человечность. Её можно охарактеризовать как инстинкт любви к ближнему, который находит своё выражение в таких человеческих проявлениях, как совесть, сочувствие, сострадание, милосердие, уважение к окружающим, нравственность и прочие антиподы эгоизма. Он просыпается и углубляется по мере движения жизни по эволюционному пути и выглядит, как некое чувственное проявление и потребность внутреннего мира, души.
Данный процесс неизбежно сопряжён с эволюцией сознания, с его расширением, а также с развитием интеллекта, так как любовь к ближнему не может иметь широту без осознания индивидом межличностных отношений, без их оценки и анализа. Напротив, у существ, находящихся на более низком уровне эволюции, в частности у животных, наблюдается доминирование индивидуалистических инстинктов. В их основе лежит инстинкт самосохранения, необходимый для выживания в условиях дикой природы.
Механизм же воспроизводства форм жизни неразрывно связан с их эволюционным уровнем, и он гармонично вписывается в соответствующие этому уровню условия жизни. Поэтому в основе размножения животных существ доминирует индивидуалистический инстинкт - инстинкт полового влечения, с дальнейшей минимальной заботой о потомстве, но которая, надо заметить, является не чем иным, как зарождением инстинкта любви к ближнему. Для пояснения добавлю: инстинкт полового влечения имеет характер эгоистического потребительства - противоположный жертвенному стремлению заботы о потомстве. В воспроизводстве же высоко эволюционировавших существ, напротив, главную роль играет фактор человечности: его интеллектуальная и сочувственно-жертвенная составляющие.
В свете этого, обратим внимание на одну из острейших проблем современности катастрофическое снижение рождаемости у большинства коренных жителей Западных стран, приводящее к их вымиранию, а также аналогичное снижение рождаемости у подавляющей массы коренных жителей России. По этому поводу в России бытует мнение, что низкий уровень доходов граждан главная причина вымирания Российского населения.
Такая позиция в корне ошибочна. Обратим внимание на мнение известного французского философа и социолога Альфреда Фуллье. В своей работе «Психология французского народа» он констатирует: « наибольший прирост населения доставляется, вообще говоря, не обеспеченными классами. Дело в том, что обеспеченные классы не желают ни уменьшать своих собственных ресурсов, ни подвергать своих детей опасности перейти в низшее положение. Эгоизм сливается для них в данном случае с альтруизмом». (с.197,Сборник «Революционный невроз», Москва, Институт психологии РАН, Издательство КСП+, 1998г.)
Так в чём же здесь дело? Если провести анализ буржуазной системы, то можно отметить следующее: с одной стороны, эта система создаёт индивиду условия социальной и материальной нестабильности, с другой, толкает его к продвижению вверх по социально-имущественной лестнице, причём независимо от того, на каком её уровне индивид находится: нищего, среднего класса или элиты общества. Такое продвижение, естественно, требует от индивида и временных, и финансовых затрат. Но, и воспитание ребёнка также требует этих затрат; и, чем выше цивилизованность этого воспитания, тем больше эти затраты.
Таким образом, индивид, следуя законам сохранения или улучшения своего материально-финансового статуса в буржуазном социуме, а также законам потребительства, отказывает себе в продлении рода. Чрезмерная вынужденная забота индивида о себе, которую можно оценить как эгоизм, просто не оставляет места в его жизни заботе о другом человеке, в данном случае ребёнке. Вместе с тем, такой отказ от продления рода опирается на высокий эволюционный уровень развития индивида, в силу которого он способен адекватно оценивать законы социума, осознавать свои цели, чувствовать и осознавать ответственность за воспитание ребёнка.
Таким образом, вывод однозначен: снижение рождаемости - естественное следствие капитализма, так как в основе его прогресса лежит эгоизм, но, в отличие от животного эгоизма, эгоизм интеллектуальный, он и является причиной вымирания высоко эволюционировавших индивидов, как состояние души, не соответствующее их эволюционному уровню развития.
Впрочем, ещё Спенсер отмечал, что быстрота размножения каких-либо существ обратно пропорциональна степени индивидуации их жизни. При этом надо отметить, что эгоизм независимо от интеллектуального уровня уподобляет людей животным. Теперь обратим внимание на другое мнение Фуллье, отражённое в вышеназванной работе. Он пишет: «Кроме внешней опасности, систематическое бесплодие вызывает внутри страны естественный отбор в обратную сторону, в пользу низших типов, которыми пополняется население непредусмотрительность, слабые умственные способности, леность, пьянство, умственная и материальная нищета почти одни оказываются плодовитыми и берут на себя главную роль в деле пополнения населения». (с.211)
Следовательно, лишь индивиды, неприхотливые к цивилизованным условиям и не претендующие на высоко цивилизованное воспитание своего потомства, способны в условиях капитализма пополнять население. Не говоря уж об индивидах, у которых в механизме размножения откровенно доминирует примитивно-инстинктивный характер - без глубокого осмысления будущего - своего и ребёнка. Естественно, такие индивиды и их потомство по своей внутренней культуре и морально-нравственным установкам представляют из себя разрушительных варваров для цивилизаций.
В этой связи становится ясно следующее: СССР, который ослабил эгоистические тенденции в буржуазном обществе, сплотив его элиту с остальным обществом, несколько поддержал уровень рождаемости в этих странах. Кроме того, он своим противоборством с Западным либерализмом обеспечил социальные гарантии и приличный уровень жизни граждан Западных стран, что также способствовало пополнению населения. Но, не смотря на это, вымирание коренного населения в этих странах неизбежно.
А что касается современной России, то это вымирание в ней будет носить катастрофический характер, так как единственно возможный вариант капитализма в России - "либеральный", то есть вариант с диким уровнем эгоизма в социуме и его последствиями, в том числе и вымиранием народа. (Подробнее см. работу "Назад в будущее") В итоге напрашивается вывод: капитализм, где социальная, а то и физическая сохранность и прогресс индивида обеспечиваются индивидуалистическими стремлениями, которые с лихвой разжигаются этой системой, подобен условиям дикой природы для людей, эволюционировавших до более высоко уровня, чем уровень, предлагаемый капитализмом. Они в таких условиях, естественно, деградируют и вымирают.
Кроме того, буржуазная социально-экономическая машина уничтожает в своём цинизме и эгоизме то человеческое, что возникает в процессе эволюции - души людей. Ведь в основе души человеческой лежит энергетика, неотъемлемая от чувства любви к ближнему. Она же истощается и уничтожается капитализмом.
Вместе с тем, надо заметить, что капитализм не сильно препятствует развитию интеллекта, но интеллект без души противоречит эволюционным законам мироздания. Как следствие, формы жизни, вышедшие за рамки этих законов, прекращают своё существование: законы мироздания не допускают своего нарушения. Следовательно, наиважнейшей задачей современной цивилизации является поиск той своей формы, которая обеспечит её прогресс при сохранении её воспроизводства.
Очевидно, что эта форма должна основываться на некой новой политико-экономической модели, исключающей разжигание эгоизма. И такая форма мирового сообщества будет найдена в России находящейся на стыке Востока и Запада и, соответственно, на стыке их диаметрально противоположных в своей интровертности и экстравертности культур, идей и менталитетов. Здесь также немаловажную роль сыграет и душа русского человека. Она славящаяся своей синтезирующей широтой и неприемлемостью материально-эгоистических ценностей, неприемлемостью жизни без высоко духовных ориентиров способна, ассимилируя в себе разные воззрения, трансформировать их в единую идею, соответствующую как ценностям материального прогресса, так и духовным ценностям внутреннего мира.
Таким образом, дав миру новую идею и продвигаясь по её пути прогресса и одновременно духовности, Россия увлечёт за собой другие страны и народы и станет центром новой мировой цивилизации. Но, вместе с тем, не менее важной задачей, стоящей перед цивилизацией, которую предстоит решить России, является и защита от варварства. Без её решения любая цивилизация обречена на разрушение.
|
|