Документальная лента "МН17: нация скорбит" голландца Михила ван Эрпа демонстрировалась на ММКФ в рамках программы "Голландия плюс" - это фильм о реакции голландцев на гибель более 200 своих соотечественников при падении злополучного Боинга 17 июля 2014 г. на Донбассе. В фестивальном каталоге фильм обозначен как нидерландско-украинская копродукция, поэтому шла на него с вполне определенным предубеждением, будучи вполне уверенной, что нам расскажут украинскую версию происшедшего. Однако, предчувствия сбываются отнюдь не всегда.
К моему удивлению, в титрах картины об участии Украины не говорилось ни слова, ни словом об украинском вкладе в картину не обмолвился и режиссер ван Эрп, представлявший фильм перед началом показа. Так что в чем там заключалась копродукция и была ли она вообще, осталось загадкой. О самой причине крушения неинформированный зритель сможет узнать лишь из первых кадров, а опоздавший в зрительный зал, например, на 5 минут не узнает вообще - практически весь хронометраж занят диалогами с родственниками погибших, встречавших скорбный кортеж с останками, переживающих сегодня свои потери. И лишь в начальных кадрах фильмах показаны жители окрестных деревень ДНР, которых режиссер по недомыслию называет "жителями Украины" (не знает? не понимает? понимает, но говорит так демонстративно?), которые тогда, в тот страшный день, не придали значения грохоту и дыму, решив, что это обычный обстрел и бомбежка, которыми их накрывает каждодневно.
Можно было бы похвалить режиссера ван Эрпа за упоминание того, как местные шахтеры помогали поиску людей, проползли буквально каждый сантиметр в поисках останков и свидетельств, как местные власти содействовали следствию, если бы автор не называл упорно их "жителями Украины" и "властями Украины". Сознательная ли это позиция, или для режиссера просто нет разницы, - в любом случае это искажение реальности, введение зрителя в заблуждение. Ведь помогали тогда иностранным спасателям, следователям, экспертам-криминалистам, журналистам не какие-то абстрактные "власти Украины", а Правительство ДНР и жители самоопределившейся республики. Бородай тогда бегал с голландцами и комиссией ОБСЕ, организовывал охрану поисковых отрядов и спасателей, строил журналистов, а вся официальная переписка с интернациональной общественностью в донецких степях, включая заключенные двусторонние соглашения, велась Правительством ДНР....
Впрочем, даже с указанными оговорками режиссера есть за что поблагодарить - по крайней мере за то, что он не спекулирует на теме причин авиакатастрофы, рассказывает о ней вполне тактично. Складывается впечатление, что причины его не интересуют вообще, - он занят исключительно психологией родственников погибших. Перед нами - несколько семей, совершенно по-разному переживающих своё горе. Интересная деталь - ни один голландец не плачет (съемки велись летом - осенью 2014 г., сразу после случившегося). Особенно поражают две симпатичные сестры, у которых в роковом самолете разбились мать, отец и брат. Девушки улыбаются, смеются, показывают семейные фотографии, рассказывают о своих успехах, а на слегка недоуменный вопрос интервьюера, мол, почему у сирот рты до ушей, девушки отвечают - ну, мол, это же всё в прошлом, а жить надо будущим.
Единственная семья, которая, не стесняясь, плачет в кадре - семья этнических малайцев, постоянно живущая в Голландии, потерявшая родственников, летевших в Куала-Лумпур. Ещё одно развенчание стереотипа о восточной сдержанности в противовес эмоциональной открытости европейцев.
|
Рейтинг: 2.94, Голосов: 18
|
|
|