Сегодня самое звездецовое открытие Московского Международного Кинофестиваля из всех, мной виденных. Красная дорожка поверх камней и строительного мусора, обрамляющий дефиле заваливающийся набок заборчик с описанием подвигов Собянина, лимузины кинозвезд, застревающие в выбоинах и рытвинах, бентли кинопродюсеров, вынужденные парковаться за два квартала до праздника, старлетки, ломающие каблуки и коленки на наваленной щебёнке, длинные шлейфы платьев, цепляющиеся за гвозди и занозы деревянных настилов. От Союза Кинематографистов и оргкомитета ММКФ Собянину приз за оригинальное обеспечение праздника!
"Трон" южнокорейского режиссера Ли Чжун Ика - роскошная, зрелищная, душераздирающая драма о жизни королевского двора в середине 18 века, одна из самых ярких страниц правления династии Чосон. История испепеляющей любви отца, короля Ёнджо, к сыну, принцу Садо, переходящая в жгучую ненависть и войну на уничтожение (в оригинальной версии фильм называется по имени принца).
Фильм совершенно, если можно так выразиться, некорейский - восточноазиатское кино всегда сакцентировано на визуальном великолепии, картины о быте королевского двора - на ритуальной и церемониальной стороне дела в ущерб психологическим портретам героев. "Трон" совершенно выбивается из этой традиции, разбрызгивая такой фонтан страстей, буквально выплескивая такую палитру характеров и типажей, что невольно ловишь себя на том, что не было в человеческой истории ничего интереснее перипетий правления династии Чосон. Трагедия одиночества любого, попадающего на вершины высшей власти, в очередной раз доказывает вечную истину о том, что нет более несчастного и несвободного человека в стране, чем её верховный правитель.
Продержавшийся на троне более полувека король Ёнджо вошел в историю Кореи как сильный и мудрый монарх с единственным скелетом в шкафу, но зато каким! Принц Садо, его единственный и любимый сын, поднял мятеж против отца, был схвачен, преданный своим окружением. По тогдашним корейским законам король не мог казнить сына и стать сыноубийцей, поэтому проигравшего принца весь двор умоляет свести счёты с жизнью самому. В итоге король приказывает посадить непокорного сына в ларь для риса, собственноручно заколачивает ящик гвоздями, где принц умирает через восемь дней от жажды и голода. Это реальная история, которая известна со школьных лет любому корейцу.
Автору фильма интересна не столько общеизвестная событийная сторона, сколько её предыстория, приведшая к трагической развязке. Постепенно и с мельчайшими подробностями нам показывают, как отец и его любимый и единственный сын отдаляются друг от друга, как растет эта пропасть, как отцовская и сыновняя любовь переходят во взаимную ненависть, как ломается личность и достойный наследник престола превращается в надломленного, озлобленного психопата, в припадке ярости убивающего придворных и слуг. Жестокость придворных нравов и царящее повсюду лицемерие, несправедливая и дискриминационная иерархия многочисленных королевских жен и наложниц, когда единственный принц, рожденный от наложницы, считается чуть ли не бастардом, постоянная опасность предательства и мятежа, исходящая из самого близкого королевского окружения, напоминающее серпентарий чиновничество, постоянный бунт отдаленных провинций, - всё это те реалии, которые окружают корейских правителей с самого детства. Можно ли в этих обстоятельствах остаться человеком?... Ведь в итоге помешавшийся принц, пришедший в королевские покои с мечом, так и не смог поднять на отца руку, услышав его разговор с собственным ребёнком, маленьким принцем Чонджо, а вот у любящего отца-монарха рука не дрогнула: одни из самых сильных сцен фильма - кадры, где король заколачивает ларь с сыном, обреченным на медленную мучительную смерть, а также финальная сцена, где плачущий отец разговаривает уже с мертвым Садо через толстые стенки ящика.
Фильм основан на сохранившихся дневниковых записях супруги убитого принца Садо - это одна из самых трагических фигур всей истории, разрывающаяся между любовью и долгом: в итоге именно она оповещает короля о том, что её муж пошёл мятежом и королевской семье грозит опасность.
Запоминаются сцены ритуальных поздравлений двух королевских наложниц, достигнувших 60-летия: по настоянию принца Садо двор чествует его мать, которой по закону такие чествования не положены, и через много лет принц Чонджо заставляет чествовать свою родительницу, также имеющую, с точки зрения дворцовых правил, недостойное происхождение. Праздник дворцового лицемерия, слезы на глазах несчастных именинниц, обреченных жить в золотой клетке в атмосфере всеобщей ненависти и недоверия, всё это как нельзя лучше характеризует нравы королевского двора при Чосон.
Отличный сплав исторического костюмного фильма и высококлассной психологической драмы, рекомендую всем.
|
Рейтинг: 5.00, Голосов: 6
|
|
|