Кто владеет информацией,
владеет миром

In memoriam. Конец карнавальной ночи

Опубликовано 01.12.2015 автором в разделе комментариев 42

кино ссср рязанов
In memoriam. Конец карнавальной ночи

Один за другим уходят из жизни режиссёры советского кинематографа. Совсем недавно мы прощались с создателем советских "Мушкетёров" Юнгвальд-Хилькевичем, а вот теперь не стало и Эльдара Рязанова. При том, что это были мастера разного масштаба, кое-что общее у них всё же было. А именно: свои лучшие фильмы они создавали в СССР, именно там расцвёл их талант, а когда Советского Союза и социализма не стало, этот талант верно, но неуклонно угасал. Что породило довольно горький анекдот: "Как испортить прекрасный советский фильм? Сделать в наше время ремейк!" К сожалению, чудовищный ремейк "Карнавальной ночи" (2006) - как будто живая тому иллюстрация.

Рязанов пришёл в советское киноискусство с "Карнавальной ночью" (1956) - насыщенно-радостным, ярко-праздничным, сверкающим новогодним фильмом. И так воспринималось всё его творчество, включая и другой новогодний фильм - "Зигзаг удачи" (1968), и, разумеется, "Иронию судьбы", которая с 1976 года стала такой же неотъемлемой частью новогоднего праздника, как салат оливье, мандарины и ёлка. И включая даже не совсем праздничные или совсем не праздничные фильмы, вроде "О бедном гусаре замолвите слово" - который тоже по инерции выпустили на экраны 1 января 1981 года, убрав оттуда, правда, при первом показе последнюю сценку с похоронами у церкви...

В чём, если вкратце, сюжет "Карнавальной ночи"? В том, что свободомыслящая, раскованная, передовая молодёжь всячески осмеивает и весело унижает отсталого, зашоренного, ограниченного, узко мыслящего, убогого советского бюрократа Огурцова, роль которого блистательно исполнил Игорь Ильинский. Его выставляют в шутовском виде на сцене под клоунским разноцветным зонтиком, провозят по залу в закрытом ящике фокусника, запирают в застрявшем лифте и т.д. В общем, издеваются, как могут. Новое поколение - искрящаяся энергией и радостью молодёжь - весело и бодро отвоёвывает новые права и вольности у замшелых бюрократических ретроградов. В этом, в двух словах, весь смысл творчества Рязанова. Включая не только его весёлые фильмы, но и грустные, вроде "О бедном гусаре..." или "Гараж". Кстати, "Гараж" (1979) - блестящий фильм, дающий полный срез советской "элиты" (которая метко обозначена в качестве гаражного кооператива "Фауна") в последние брежневские годы. Мы видим здесь и будущего "нового русского" - "щедрого и могущественного директора рынка", и научных сотрудников, всецело озабоченных урыванием материальных благ и разнящихся только тем, что одни хотят это сделать исключительно ради себя, любимых, а другие, как они выражаются, "по демократическим советским принципам". Не лишне будет напомнить, что, собственно, рушит все планы руководства "Фауны" в этом фильме. Они допускают "грубую политическую ошибку" - лишают гаража ветерана Великой Отечественной войны, и из-за этого им приходится переиграть весь свой первоначальный план. То есть ограничивает и останавливает их только и исключительно советская идеология, оказывавшая подчёркнутое уважение ветеранам. Ну, а происходи вся эта история не в 1979 году, а в 1990-е, когда "совковая" идеология была торжественно выброшена на свалку? Не только преспокойно выкинули бы из кооператива ветерана, но и проводили его "ласковыми" напутствиями вроде: "сталинист!", "если бы не ты, пили бы сейчас прекрасное баварское пиво!".

Может показаться странной мысль, но всё творчество Рязанова, которое выглядит порой довольно аполитично (за редкими исключениями вроде "О бедном гусаре..."), жило вот такими маленькими искрами "советских демократических принципов" - свободы, равенства, братства. Вспомним, например, маму вора Деточкина из "Берегись автомобиля" (1966), которая самозабвенно распевала песню:

Наш паровоз, вперёд лети!

В Коммуне остановка,

Иного нет у нас пути,

В руках у нас винтовка.

Ведь это она заразила Деточкина своим энтузиазмом и жаждой справедливости, взятыми из революционных советских лет. И следователь, разделяющий эти принципы, удивляется: "Откуда ты такой взялся? Мама такая хорошая, песню про паровоз поёт". Да вот оттуда и взялся... из той песенки про паровоз.

В общем, вся советская история 1956-1991 годов - это было такое постепенное отвоевание личностями всё новых и новых прав и свобод у былого цельного монолита общества-государства СССР. Как это было здорово, как это было весело, даже если порой и рискованно! Чистая "Карнавальная ночь"! И главное - монолит-то оказался вовсе не алмазным и не стальным, а пусть и со скрипом, но поддавался, крошился и гнулся. И к 1991-му это весёлое победоносное настроение достигло своего апогея - а ну-ка, друзья, поднажмём в последний раз, сломаем этот былой монолит вовсе, он рухнет, вот тогда, наконец, заживём!..

Сломали. Рухнул. И всё разом кончилось.

Былая научная интеллигенция, поклонница рязановского творчества, которая пользовалась таким престижем в эпоху СССР и так бодро делила полученные от общества трофеи-гаражи в "Гараже", оказалась абсолютно никому не нужна в новом рыночном мире. И кое-как перебивалась в 90-е годы с хлеба на чай, ходя под позорными ярлыками "нахлебники и иждивенцы". Господами жизни стали "щедрые и могущественные директора рынка". Семицветовы из «Берегись автомобиля», которые, помните, сетовали: «Ну почему! Почему я должен так жить? Господи, за что? Почему? Я, человек с высшим образованием, должен таиться, приспосабливаться, выкручиваться! Почему я не могу жить свободно, открыто? Ой, когда всё это кончится?». Тесть Семицветова решительно отвечал ему: «Никогда!». Но оно кончилось...

Рязанов попробовал ещё раз, среди своих однообразно неудачных фильмов 90-х годов, вернуться к прежнему победительному настроению - в "Старых клячах" (2000). Там его всегдашние излюбленные артисты, в том числе Людмила Гурченко - ещё из старой гвардии "Карнавальной ночи", - попытались с прежним задором и драйвом воевать с новым хозяином положения - "новым русским". Ну, совсем как со стариком Огурцовым!.. И они даже победили его - на экране, и сам Рязанов, исполняя эпизодическую роль федерального судьи, полностью их за это оправдал. На экране. Но... не вязалась эта весёлая рязановская сказка с реальностью, где, наоборот, "директора рынка" и Семицветовы начинали и выигрывали во всех без исключения случаях. "Карнавальная ночь"-1956 тоже была, конечно, сказкой, но она вышла правдивой сказкой, воплотившейся в жизнь (хоть её конец в 1991 году оказался на поверку далеко не столь весёлым и счастливым, как на экране). А "Старые клячи" получились просто утешительной сказкой, ничего общего не имеющей с реальностью.

Кончилась советская карнавальная ночь 1956-1991 годов - кончился и Рязанов. Помнится, в "Гараже" был последний эпизод, оказавшийся прямо пророческим - участники кооператива "Фауна" после долгой и тяжёлой внутривидовой борьбы находили, наконец, кандидата на исключение - начальника отдела насекомых, роль которого играл... сам Рязанов. Так вышло и в жизни - когда кооператив "Фауна" (именуемый по недоразумению "элитой" общества) отбросил остатки советской идеологии, Рязанов оказался совершенно лишним. Увы.



Рейтинг:   4.73,  Голосов: 45
Поделиться
Всего комментариев к статье: 42
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
Ты должно быть по малолетству или от врожденной тупости не знаешь, что согласно Устава
Михаил..., написал 02.12.2015 00:07
Слышь, да мне плевать, какие там у вас были квоты! Страной правили коммунисты и итоги их правления сейчас все могут видеть. Так что разговоры про свои "квоты" в своем доме для престарелых маразматиков разговаривай, пердун старый.
Re: Re: OZ написал 01.12.2015 23:48
Михаил..., написал 02.12.2015 00:04
Допустим коммунисты отнимали и перераспределяли между собой. А капиталисты, нужно понимать, наоборот, раздают все людям?
----
Капиталисты платят населению достойную зарплату, а также платят прогрессивные налоги. Сколько коммунистическое ворье платит налогов? Насколько я знаю, они только бабки из казны лопатой гребут. Не надо тут доводить до абсурда, рассказывая про "раздавание людям". Капиталисты сами зарабатывают и позволяют заработать своим рабочим. Коммунисты же, купаясь в роскоши обдирают при этом работяг до нитки так, что многие буквально голодают. Ну и у кого работяги живут лучше? У коммиков или все-таки в странах капитализма? Это американские рабочие мечтают получать зарплату рабочих из коммуняцкой России или наоборот?
Михаил...,У - Ты должно быть по малолетству или от врожденной тупости не знаешь, что согласно Устава
Кухаркин написал 02.12.2015 00:03
при приеме в партию существовала квота, по которой три четверти членов партии должны были быть рабочими ''от станка'' и только четверть всех остальных, включая мастеров, инженерОв, госслужащих и клоунов.
Re: Re: Re: замечание написал 01.12.2015 21:47
OZ написал 01.12.2015 23:48
Допустим коммунисты отнимали и перераспределяли между собой. А капиталисты, нужно понимать, наоборот, раздают все людям?
Re: Re: замечание написал 01.12.2015 21:47
Михаил..., написал 01.12.2015 23:31
- информационная каша не соответствующая реальности как, прошлого,так и настоящего
---
Слышь, ну изложи тогда внятно картину мира. Например расскажи, что все материальные блага при СССР производили коммунисты, а простой народец только глотку на собраниях драл, да нотации коммикам читал. Насколько мне известно, было все наоборот. Может ты с похмелья напишешь тут правду-матку?Ну а эти свои коммуняцкие бездоказательные закидоны в духе "все не так" - засунь себе куда подальше. По теме есть что сказать - говори. Ты же тут жуешь, как те совки: "не читал, но осуждаю".
на смерь режиссера
Манс написал 01.12.2015 21:57
Меня поражает безликость комментов: такое впечатление, что хороним ВВП. Даже сказать нечего?
Пишет скорее всего нынешняя публика.
Как и понять юмор тех лет???
Понятно, что сейчас все по другому.
Да никто и не просит вас слов одобрения в усопшему. Радуйтесь тому, что смотрите по зомбоящику.
Это наш режиссер, наших советских лет.
Это был для нас глоток свежего воздуха.
Да, мы могла говорить только на кухне. Но мы говорили.
Сейчас есть безликий Интернет, и то, многие боятся вслух сказать правду: что нас гнобят пахановские держиморды.
Базарят про какую то сменяемость власти через "демократические" выборы.
Мы будете долго гнить вместе с нынешним правительством и паханом Так вам и надо.
А мы будем счастливы, что не ссали.
А вам "надменные потомки" желаю всю жизнь обсираться от стуков в дверь!!!!!
на смерть режисера
Манс написал 01.12.2015 21:53
Меня поражает безликость комментов: такое впечатление, что хороним ВВП. Даже сказать нечего?
Пишет скорее всего нынешняя публика.
Как и понять юмор тех лет???
Понятно, что сейчас все по другому.
Да никто и не просит вас слов одобрения в усопшему. Радуйтесь тому, что смотрите по зомбоящику.
Это наш режиссер, наших советских лет.
Это был для нас глоток свежего воздуха.
Да, мы могла говорить только на кухне. Но мы говорили.
Сейчас есть безликий Интернет, и то, многие боятся вслух сказать правду: что нас гнобят пахановские держиморды.
Базарят про какую то сменяемость власти через "демократические" выборы.
Мы будете долго гнить вместе с нынешним рпавительсвтом и пахагом Так вам и надо.
А мы будем счастливы, что не ссали.
А вам "надменные потомки" желаю всю жизнь обсираться от стуков в дверь!!!!!
Re: хаил..., написал 01.12.2015 18:52
замечание написал 01.12.2015 21:47
"Коммунисты не создавали материальные блага, а только перераспределяли их отнимая у населения. Распределяли между собой в первую очередь, чем впрочем они и занимаются до сих пор."- информационная каша не соответствующая реальности как, прошлого,так и настоящего,
Re: Рязанов- пример того,
Угадай написал 01.12.2015 21:24
А при всех режимах в России только один талант процветает...
Re: Re: Цитата
однаку написал 01.12.2015 19:20
Ну,ты и Дураак!!
Re: Киса написал 01.12.2015 14:14
Михаил..., написал 01.12.2015 18:52
Надо им обоим напомнить, учились они оба бесплатно, то есть за счет "проклятых коммунистов".
----
Коммунисты не создавали материальные блага, а только перераспределяли их отнимая у населения. Распределяли между собой в первую очередь, чем впрочем они и занимаются до сих пор. Так что население вовсе не обязано целовать этих тварей в ж..пу лишь за то, что с барского стола падали крохи.
Re: аки-ДА! написал 01.12.2015 15:08
замечание написал 01.12.2015 18:26
"Сдыхают они не раскаявшись! "-художника как, известно, всякий может обидеть( в смысле настоящему художнику ,после получения гонорара за творческие дела все божья роса ..Известно,искусство дело искусственное ,кто съел сей продукт ,тот и платит за его потребление). Зато, многие так называемые инженеры человеческих душ, живут по-ходу раза в полтора больше среднего, отинжинированного ими шахтера к примеру ,да и шахтеров с прочими ,кто их содержал на элитных местах не хоронят.
Re: "теперь толкуют о деньгах......
СД написал 01.12.2015 17:27
"Виноват ли Рязанов(и не только Рязанов),что показал то, что было на самом деле?"
Вы полагаете, что он показывал то, что было на самом деле? Вот, если бы в то время он снял фильм
о некоем 1-ом секретаре обкома - выжиге, приспособленце, предателе и алкоголике, то я, пожалуй, и побеспокоил бы память Чехова, Горького и Стендаля. А сделать рекламу какому-то гадюшнику в "Гараже" - это, знаете ли, антибуревестник.
Re: Цитата
однако, написал 01.12.2015 16:24
""...Умер Эльдар Рязанов - Человек чрезвычайно много сделавший для растления советских людей и развала нашей родины...
...Он из когорты тех детей троцкистов - которых отцы были посажены или расстреляны при Сталине. И как показал 1991 год - абсолютно правильно, иначе то что щас, то было бы сделано еще в 1930-х годах! Собственно говоря и было сделано"
-------------------------
Это точно!
И не было бы голода, талонов, и не работал бы "совок" за бутылку водки в день!
И не развалился бы союз, не было бы этого обрубка России, а на планете Земля была бы одна страна - СССР!
(без названия)
hodja написал 01.12.2015 16:17
А почему Забытая мелодия для флейты - кстати почему-то единственный фильм Рязанова периода перестройки, одовременно его последний советский фильм. Творческой совободы в этом фильме Рязанову было предоставлено гораздо больше, чем во всех его предыдущих фильмах. В фильме - о том , что советские ыиновкниеки должны уйти в никуда, но вот что после их ухода будет не сказано ничего - кто . Не сСемицветова ни ддиректора рынка в Флейте не было. Что - просто вот участникам самодеятельности и женскому хору, к которым нелепо придирались советские чиновники, избавятся от этих чиновников обретут полную втворческую свобюоду и все ---будет рай на Земле? Ведь сразу понабобятся "Частные спонсоры"...
АРМЯНСКИЙ МУЛЬТФИЛЬМ))))
MASKAL написал 01.12.2015 15:45
ГУГЛИТЬ:
kill dim part 31
Re: все на поверхности...
Бог Тот-аки-ДА! написал 01.12.2015 15:08
Таки вся эта творчилльная публика привела тупых населюков СССР на бойню, как козлы овец! Сдыхают они не раскаявшись! А все потому, что мораль таки у них с гав-нолигнетской спцифкой... То таки да...
все на поверхности...
MASKAL написал 01.12.2015 15:00
легкие комедии для пролетариев и социальный гротеск !!!
вот амплуа Рязанова.
виноваты во всем: бюрократы жадность и наглые шныри)))
"теперь толкуют о деньгах......
Фурманов написал 01.12.2015 14:46
в любых заброшенных снегах...."написал соплеменник Рязанова,популярный советский исполнитель песен,которые именуют авторскими, приблизительно в то же время,когда снимался рязановский "Гараж".Виноват ли упомянутый бард,что советские люди "все вдруг"заговорили о деньгах?Виноват ли Рязанов(и не только Рязанов),что показал то,что было на самом деле?Причем,далеко не все-маленький кусочек.Когда то Стендаль,отвечая на упреки критиков,говоря современным сленгом,в "очернительстве",написал,что зеркало отражает не только солнце и голубое небо,но и разбитую дорогу,и ухабы и грязь,и почему надо обвинять в этом зеркало?может стоит предъявить претензии дорожному смотрителю? В начале прошлого века А.П.Чехов написал рассказ "Невеста",а А.М.Горький "Песню о буревестнике"-но разве они устроили революцию в России?Почему то те,кто сегодня говорит,что они видели,что рязановские фильмы предрекали крушение соввласти палец о палец не ударили,чтобы это крушение предотвратить.
Мертвого льва даже зайцы лягают.
!!! написал 01.12.2015 14:23
Уж больно вы суровы к Рязанову. В совковое время, кто успел пожить, мы все были другие или почти все. Многого не понимали и понимали не так, а теперь " задний ум" включили.
Хорошие фильмы снимал Рязанов, но он в советско-жидовской матрице.
1 | 2 | 3 | >>
Опрос
  • Как часто вы перерабатываете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss