Казанский Международный Фестиваль Мусульманского Кино, который в этом году проходил в татарской столице уже в 11-й раз, принято называть «визитной карточкой Татарстана» - так, к примеру, с гордостью именует его Президент Республики Рустам Минниханов. Однако российский и зарубежный зритель за минувшее десятилетие уже привык к тому, что Казань становится столицей одного из лучших кинофорумов не только России, но и планеты, центром ярчайшего и неповторимого праздника кино.
С каждым годом расширяется не только география фестиваля, - если на прошлый, юбилейный кинофестиваль заявки прислали 50 стран мира, то в этом году уже 53, - но и тематический, проблемный диапазон, размах творческого взгляда кинематографистов-участников. Одной из центральных тем обсуждения в фестивальных кулуарах в этом году стала самоидентификация фестиваля, выраженная в его названии, - Казанскому фестивалю становится явно тесно в регламентирующих и обязывающих рамках мусульманского кино. Это спровоцировало дискуссию о дальнейшем самоопределении кинофестиваля, - одни предлагали вернуться к его прежнему названию - «Золотой минбар», другие делали акцент на гуманистическом характере участвующих в конкурсе картин, третьи - на стремлении развивать кино некоммерческое, не гнаться за прибылью, а сконцентрироваться на нравственном воспитании зрителя. В любом случае, организаторы фестиваля чувствовали потребность подойти по-новому и к процедуре проведения фестиваля, и к его репертуару - отбору фильмов-участников (отборочная комиссия во главе с её бессменным председателемСергеем Лаврентьевым проделала гигантскую работу, отобрав в конкурс из 700 с лишним заявок 51 фильм), и к критериям оценки победителей.
В том, что 11-й фестиваль пройдет как-то по-особому, завсегдатаи-казанцы и гости, приехавшие из 20 стран, убедились уже в первый день - церемония открытия и закрытия фестиваля проходили не в привычной «Пирамиде» с её суперсовременной сценической машинерией, а в главном национальном театре - Татарском академическом театре им. Галиаскара Камала. Программа фестиваля в этот раз не ограничивалась исключительно кинопросмотрами и выступлениями кинематографистов перед зрителями и прессой - инициаторы фестиваля позаботились об установлении мастерами кино обратной связи с кинозрителем, организовав целую серию мастер-классов, которые провели и режиссеры, привезшие на кинофестиваль свои работы, и продюсеры, делившиеся секретами продвижения киноидей, и зарубежные и московские актеры, и специалисты, обеспечивающие технологическую часть кинопроизводства, - съемку, монтаж, озвучку, компьютерные эффекты. Любителям кинематографа был предложен «лабораторный практикум» - за фестивальную неделю придумать, снять и смонтировать свой короткометражный фильм, пройти все стадии кинопроцесса. Фильм «Плёнка», снятый зрителями - завсегдатаями фестиваля под руководством казанского режиссера, основателя Школы авторского кино Алексея Барыкина, был презентован в день закрытия КМФМК.
Одним из наиболее запомнившихся казанским кинолюбителям мастер-классов стал мастер-класс польского режиссёра Кшиштофа Занусси, настоящего друга России и российского кино, старающегося не пропускать ни Московский международный фестиваль, ни региональные российские кинофестивали, из которых казанский, по его признанию, самый любимый.
- Как формируется фестивальная программа, как проходит поиск фильмов в течение года? - спрашиваю арт-директора КМФМК Альбину Нафигову.
- Мы не только отсматриваем всё, что нам присылают, - а присылают много, поскольку у фестиваля уже есть имя, сложилась репутация, - говорит Альбина. - Мы ищем сами, следим за киноновостями во всех уголках планеты, засылаем отборщиков по всему миру. Стараемся обращать внимание и на фильмы с прокатным потенциалом, но понимаем, что наша миссия несколько другая - познакомить зрителя с тем кино, которое он никогда не увидит в кинотеатре. Очень важно представить и начинающих кинематографистов, дать им путевку в жизнь, импульс к дальнейшему кинотворчеству, погрузить их в совершенно уникальную атмосферу, дать возможность пообщаться с коллегами по цеху. Традиционно на фестивале доминируют Иран и Турция, но для нас важно показать фильмы тех стран, откуда до России кино практически не добирается. В этом году, например, практически все заявки из Египта были присланы дебютантами, а также непрофессионалами-фрилансерами, впервые попробовавшими свои силы. Две египетские игровые короткометражки - «Холодная весна» Мохаммеда Камеля о теплоте отношений отца со своей взрослеющей дочерью и «Лейла» Хоузана Абдо о женщине, томительно и смиренно ожидающей своего мужа с войны - попали в конкурс.
- По каким критериям идет отбор фильмов? Другими словами, у какого киноматериала нет шансов попасть на фестиваль?
- Те, кто полагает, что КМФМК - смотр религиозного кино, будут разочарованы: акцент делается на диалоге культур, на взаимопроникновении различных жизненных, бытовых, культурных, творческих, философских традиций. Есть у нас и свой ортодоксальный зритель, который ждет именно рассказа о Коране, жизни мусульманской уммы, мусульманской религиозной обрядности, и выбегает из зала, попав на «нехаляльный» фильм о любви или о злоключениях мигрантов. В этом году специально для глубоко интересующихся мы специально запустили внеконкурсную программу «Ислам и просвещение», где собраны документальные ленты об особенностях мусульманской веры. А вообще диапазон фильмов, которые могут попасть в фестивальные программы, как вы сами уже давно убедились, максимально широк. В конкурсе этого года есть киноленты, снятые в немусульманских странах и в которых об исламе вообще ни слова, - например, фильм доктора Биджу из индийского штата Керала «Имена неизвестны» о борьбе обездоленных за право на землю под руководством индийских коммунистов и фильм бангладешца Мостафы Сарвара Фаруки «История о муравьях» об одиночестве в обществе потребления, ломающем человеческую природу. Пожалуй, ни у кого из отборщиков не возникло ни малейших сомнений, что эти фильмы у нас более чем уместны. Пожалуй, есть только два ограничения - не должно быть откровенных эротических сцен и пропаганды насилия, агрессии.
- Однако одна из самых жестоких, натуралистических сцен убийства, виденная мной когда-либо в кино, это именно сцена из фильма якутского режиссера Аркадия Новикова «Крик чайки», показанного на прошлогоднем фестивале в Казани….
- Мы потому тогда и не включили эту картину в конкурс, но во внеконкурсной программе не могли не показать - сильнейшее по воздействию кино о борьбе добра со злом.
- В этом году, тем не менее, и в конкурсную программу попал ряд фильмов, которые многие зрители называют весьма спорными, - в частности, документальная лента Дениса Красильникова «Война непрощённых» о легионе «Идель – Урал», сформированном из военнопленных народов Поволжья и воевавшем на стороне немецких нацистов, снятая по заказу правительства Республики Татарстан (разговор состоялся накануне подведения итогов, и именно эта картина победила в номинации «полнометражный документальный фильм» - Д.М.). Кто вообще принимает решение о выделении бюджетных средств на ту или иную картину?
- Формальное решение о выделении государственных средств принимает Татаркино. А вообще система госзаказа на кинематографическую продукцию переживает большие перемены - кинематограф у нас теперь подпадает под 44-й Федеральный закон «О госзакупках» - решающими факторами при принятии решения становятся сроки и цена. Кто берется снять кино за минимальные деньги в кратчайший срок, тот и получает госфинансирование. Лично я не уверена, что такой принцип применим к кинематографу и вообще к любому творчеству, но реальность такова.
- В этом году Татарстан отметился целой россыпью кинокартин - приятно, что в республике складывается профессиональная киношкола, узнаваемая, со своим почерком… Из года в год радует татарстанская анимация, для меня татарские мультики давно стали визитной карточкой фестиваля…
- Можно сказать, что татарстанскому кино восемь с половиной десятилетий - первый художественный фильм, «Булат-батыр», был снят в 1929 году, в рамках советского кинематографа развивалась и национальная татарская кинематографическая традиция. Сегодня кино Татарстана представлено абсолютно во всех номинациях - всего было подано 32 заявки, самая популярная номинация - документальные короткометражки. В связи с 70-летним юбилеем Великой Победы выделили внеконкурсную программу «Татарстан на фронте и в тылу». Наибольшего зрительского ажиотажа ожидаем на фильме закрытия - татарстанской киносаге «Ак чәчәкләр» («Белые цветы») Рената Аюпова, снятой по одноименному роману писателя Абдурахмана Абсалямова в формате телесериала и сокращенной до фестивального формата. Фильм о жизни и подвиге людей в белых халатах - врачей и медсестер - в советской Татарии обещает стать национальным кинохитом (Действительно, такого паломничества страждущих зрителей организаторы явно не могли предусмотреть - в казанский кинотеатр «Родина» пришло несколько тысяч человек, и фильм пришлось показывать несколько раз в нескольких кинозалах - Д.М.).
- У меня сложилось впечатление, что среди отбираемых ежегодно работ превалируют фильмы философские, медитативные, авторы которых находятся в поисках гармонии - с природой, с окружающими, с самими собой. Остросоциального кино меньше присылают или оно пользуется меньшим вниманием отборщиков? Ведь мир сегодня просто бурлит, многие мусульманские страны и регионы находятся на точке кипения…
- Социального, гражданского кино снимают и присылают очень много. Много в этом году гражданской, политической документалистики. В прошлом году, если помните, документальный конкурс затмил по профессионализму и зрительскому интересу конкурс игровой. В этом году решили сделать внеконкурсный показ фильмов бывшей Югославии, - ещё в недавнем прошлом полноценной горячей точки. Венгерский киновед Иван Форгач сформировал программу югославского кино разных лет. Кроме того, сегодня из остроактуальных фильмов удалось слепить целую программу «Свой среди чужих», - там картины и о трудностях мультикультурного общества, и о цветных революциях, и о гражданских войнах, и о феномене терроризма…
- ИГИЛ ещё не обзавелся собственной кинематографией? Или там кино это харам?...
- Нам, по крайней мере, ничего не приходило, - улыбается Альбина. - В этом году так сложилось, что акцент сделан именно на художественных кинолентах - финальная десятка настолько звездная и ровная по мастерству, что жюри придется поломать голову над выбором. К сожалению, остросоциальное кино зачастую уступает по уровню и качеству - прислали, например, фильм о войне на Донбассе. Трудная, трагическая, значимая тема, но репортажная съемка дебютанта не позволила включить в конкурс. Интересно, что зачастую медитативные, медлительно-созерцательные киноработы приходят именно из стран, охваченных гражданскими волнениями и конфликтами. Обратите внимание на египтян - у них за окном революции одна за другой, а они снимают фильм о том, как отец-одиночка переживает процесс превращения дочери из девочки в девушку, - фильм тонкий, пронзительный, лиричный, где за 15 минут перед нами и поэма родительской любви, и тема непонимания между разными поколениями, и драма человеческого взросления….
- Альбина, фестиваль славен своими устоявшимися традициями, но вместе с тем каждый год несет с собой что-то новое. Какие принципы отбора и кинопоказа на КМФМК останутся незыблемыми, а что есть желание поменять, скорректировать?
- Для нас очень важно, чтобы фильмы шли на языке оригинала. Мы специально не прибегаем к дубляжу, а только субтитрируем - зритель должен слышать язык первоисточника, на котором был снят фильм, наслаждаться его оттенками, подлинными интонациями говорящего. От этого принципа и впредь не отойдем. Что касается системы оценки фильма, то многие говорят о том, что жюри следовало бы разделить - для более вдумчивого, внимательного, профессионального судейства сделать раздельное жюри для игровых и для документальных фильмов. В этом есть свой резон - кино это разное и оценивать его нужно с разных позиций, да и большее внимание можно будет уделять конкурсной программе. В жюри стараемся собирать людей, представляющих всё наше постсоветское пространство, - в этом году под руководством председателя Владимира Меньшоваработают и кинозвезда советской Прибалтики Мирдза Мартинсоне, и легендарный Рашид Нугманов, снявший прославившую его «Иглу», и Эльёр Ишмухамедов, презентующий свою собственную новую киноработу - фильм «Гвоздь» о студентах театрального института.
- Альбина, что означает лично для вас девиз фестиваля «Через диалог культур - к культуре диалога»?
- Я этого девиза придерживаюсь и на работе, и в семье. В свободное от фестивальных забот время работаю в казанском кинотеатре «Мир», стараюсь показывать нашему зрителю кино, приучающее мыслить, любить, верить в человечество, терпимо относиться к другому, непохожему. Семья у меня и многонациональная, и многоконфессиональная, - сын сознательно выбрал ислам, а дочка крещёная…
|
|