Кто владеет информацией,
владеет миром

Прощай, Плисецкая – или как моим дедом подтерли властный зад

Опубликовано 10.05.2015 автором Александр Росляков в разделе комментариев 30

Прощай, Плисецкая – или как моим дедом подтерли властный зад

Сейчас кругом звучит: надо ценить свою историю, в том числе победоносную советскую, огульно не марать, взять из нее все лучшее, отбросив худшее… Но человек слаб, а соблазн сделать приятное руке, дающей на мемуары и исторические фильмы, силен. И вместо гордой правды сплошь и рядом прет такое холуйское оплевывание советской власти в пользу нынешней, что хоть святых вон выноси!

Недавно скончалась великая советская балерина Майя Плисецкая, жившая последние четверть века в Германии. И какой только дряни ни нанесли тут же в ТВ-передачах, якобы посвященных усопшей – но на самом деле плевкам в то прошлое, которое ее и породило. Мол Плисецкую в СССР душили, мучили, лишали выезда за рубеж – словно для творца нет ничего главней этого выезда! А когда злые коммунисты все же выпускали ее на гастроли, дома в заложниках держали мужа – композитора Родина Щедрина: если она сбежит, ему уж здесь прищемят пальцы крышкой от рояля! А что бегство из СССР было первой мечтой всякого артиста – это аксиома, не требующая доказательств.

Какая чушь! Да, кто-то во всех странах и во все времена рвался к смене родины, были такие и в СССР – но никаких страшных последствий за их побег для их родни не наступало. А были и те, кто, наоборот, побегав по чужбине, потом возвращались в наши распростертые объятия.

Например композитор Прокофьев, отбывший после 1917-го года на заработки в Америку. Но покружив по ней, посмотрев на судьбу собрата по изгнанию Рахманинова, за двадцать лет написавшего там всего две вещи, напросился через Сталина в 1936 году назад в СССР. Где сочинил два обессмертивших его балета – «Ромео и Джульетта» и «Золушка», много другой музыки, получил всенародное и высочайшее признание.

Вкусив горький хлеб чужбины, вернулся к нам, правда, перед самой смертью, Куприн. Вернулась Цветаева, описавшая свои скитания вне Родины как страшный сон. Ее самоубийство в 1941 году нынешние лизоблюды представляют как «доведение до самоубийства большевиками». Но в действительности эта гениальная певица смерти, запутавшаяся в ее адюльтерах, была обречена самой судьбой – и просила не рыдать над ее прахом:

 

Не думай, что здесь – могила,

Что я появлюсь, грозя…

Я слишком сама любила

Смеяться, когда нельзя!

 

…Но только не стой угрюмо,

Главу опустив на грудь.

Легко обо мне подумай,

Легко обо мне забудь…

 

Ярый антисоветчик Бунин, чьи сочинения у нас регулярно издавались, мечтал вернуться к нам, архивы сохранили его переговоры на этот счет с советской дипмиссией в Париже. Но умер, не успев осуществить свою конечную мечту. То же самое – с Рахманиновым, который во время Великой Отечественной перечислял в фонд Красной Армии значительные гонорары от его концертов в Америке.

Да, в СССР были жертвы и среди деятелей искусства – но где и когда их не было? Демулен, Шенье казнены, Уайльд сидел, Виктору Харе перед казнью отрубили руки, Леннона убили… Таких примеров тьма, и даже любимцу Запада Буковскому сейчас в Англии шьют дело за порнографию… Главное, что у нас было величайшее в мире искусство, которое пытаются обгадить плечевые нынешней культуры, не способной даже издаля тягаться с советской.

И Плисецкая не думала никуда бежать из СССР, почтившего ее уймой наград: Заслуженная артистка РСФСР (1951), Народная артистка СССР (1959), Ленинская премия (1964), Герой Социалистического Труда (1985), три ордена Ленина (1967, 1976, 1985) и так далее. Но важней даже другое. Что Родина дала ей величайшее для артиста счастье: воплощать на пару с мужем свои замыслы на лучших наших сценах – а потом показывать всему восхищенному ее танцем миру. Муж написал для нее знаменитую «Кармен-сюиту», а министр культуры СССР Фурцева после премьеры в Большом предложила важные поправки к этому балету, помогшие ему сложиться в мировой шедевр.

И воистину несносной жизнь на Родине стала для этой пары, когда плодовитую советскую «несвободу творчества» сменила бесплодная антисоветская свобода, сведшаяся к очень простой формуле. А именно: или кляни все русско-советское в угоду новой власти – или сиди безвыходно в предбаннике, и никаких тебе балетов, концертов, книг и бюджетов на съемки кино. От чего и удрала воспитанная в духе еще советского достоинства звездная чета – благо имела на это средства, заработанные в лучшие для нее советские времена.

У Баратынского есть такие едкие стихи:

 

Кого закат могучих дней

Во глубине сердечной тронет?

Кто в отзыв гибели твоей

Стесненной грудию восстонет?..

Никто! – но сложится певцу

Канон намеднишним Зоилом,

Уже кадящим мертвецу,

Чтобы живых задеть кадилом.

 

На поминках Плисецкой этим «кадящим мертвецу кадилом» задели нашу прошлую культуру – дабы польстить ее ныне живым гробовщикам.

И мне это болезненно напомнило еще одну историю уже фамильного характера. Мой отец, умерший в канун беловежских подписаний, был не ахти каким большим, но светлым деятелем своей эпохи, очень чутким ко всяким юным дарованиям, часто обедавшим у нас дома. И пару лет назад один его протеже, сейчас седовласый уже патриот, подарил мне свою книгу мемуаров с похвальной статьей о нем. И я там с изумлением прочел, что мой отец был так великодушен, что простил советской власти незаслуженную посадку его отца, то есть моего деда – Петра Петровича Рослякова.

Но мой дед никогда не сидел! Он был героем Гражданской и Отечественной войн, а в миру – хватким крестьянином, потом бухгалтером и председателем колхоза. Любил показывать мне, когда меня ребенком привозили к нему, свои боевые ордена – которых у него было раза в три больше, чем у моего отца-фронтовика. Любил хорошо выпить и спеть с моим отцом на два голоса «Скажи-ка дядя, ведь недаром…» Отец, завоевавший после войны Москву, очень гордился им и часто рассказывал за столом про его таланты. Например как однажды дед на конной выставке влюбился в красавца-жеребца, ночью встал и при свече нарисовал его углем на стене сарая – да так, что этот жеребец вышел как живой!

И вот давний друг нашей семьи зачем-то записал моего деда и отца в жертвы сталинских репрессий. Но зачем? – спросил я его. «Ну, – он слегка замялся, – я так додумал, хотел написать как лучше…» – «Кому? Деду? Отцу? Им после смерти уже все равно. Мне? Ну, мне приятно, что вы вспомнили моего отца, но неприятно, что наврали». Он обиделся насмерть – после чего мы перестали и общаться.

Но я в итоге горько пожалел престарелого писателя, который встарь не отличался склонностью ко лжи. Писал, ну, может, не так ярко, но с любовью к северной природе и своим землякам – архангельским поморам. Помню, как отец хвалил его: старается же, любит свою родину, не все сразу выходит – потом выйдет! А потом вышло, что когда-то добросовестный писатель подтер моим дедом жопу тем, кто оказался у текущей политической раздачи.

Ибо не вбей он в свою книжку это холуйское вранье – ее навряд ли бы издали. Так уж сейчас заведено: любой советский герой обязан был пострадать от советской власти – иначе зачем его светить? Зачем такая правда, что не льстит сегодняшним властям?

И хоть на словах они все за правдивость, на деле в ходу только известный корпусной изгиб в их адрес – и злой поклеп в адрес предтеч. Но никакая великая – и даже очень средняя культура из такой позиции не может выйти в принципе.

На словах – надо растить гражданское сознание, а на деле – чтобы те, кто пойдут завтра на выборы, имели бы поменьше этого гражданского апломба и четко знали, кому кланяться. И бедному писателю не остается ничего, кроме как врать в этом единственно кормящем сейчас ключе.

И эта вбитая в самый мозжечок самоцензура по мне куда хуже той внешней, что была в СССР, которую творцы обходили путем всяких изощрений, лишь придававших шарма их твореньям. Оттого-то мы и смотрим взахлеб, по десятому и сотому разу фильмы, снятые при той внешней цензуре. И плюемся на современное кино, из которого торчат уши непотребного заказа против наших дедов и отцов, что делает этот продукт типичным суррогатом и подделкой.

Та же большевичка Фурцева имела какую-то широту натуры, в силу чего поддерживала как бы вопреки всему даже самые критически настроенные к официальной линии таланты. Плисецкая в 1966 году подписала скандальное протестное «письмо 25-и» в адрес Брежнева – и тут же получила сцену Большого для ее «Кармен-сюиты». Но еще это «вопреки», о котором сейчас много говорится, подкреплялось тем «благодаря», о котором ни гу-гу. А именно – литературными, театральными и прочими фондами, дачами в Переделкино и Комарово, домами творчества в Ялте, Пицунде, Гаграх, Дубалтах и т.д., – где безмятежно жили и творили наши строптивые творцы. Где Аксенова, Галича, Окуджаву, Пастернака, Ахматову, Шостаковича и прочих «узников совести» не только не сгибали в три погибели, но потчевали власть – только пишите свою музыку, прозу и стихи!

А теперь, когда остались всего эти три погибели, а былые дома творчества захапало жулье – убеленному сединой писателю и остается лишь паскудно врать. Поскольку без того вранья, ставшего своего рода писательским билетом, не получишь ни шиша.



Рейтинг:   4.61,  Голосов: 75
Поделиться
Всего комментариев к статье: 30
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
Re: абижается
Вирмалайсет написал 12.05.2015 18:12
"Ау Шостаковичя-тоже медведь на ухо, личное мнения".
Личное мнение после медведя на ухе XD
Re: Киса
Вирмалайсет написал 12.05.2015 18:08
Рахманинов и Стравинский жили аж в США. (Гоголь и Горький - в Италии.)
"Щедрин только переписывает чужие мелодии" - если это о "Кармен-сюите", то это был первый и последний случай, да и когда это было.
(без названия)
Киса написал 12.05.2015 15:04
У нас в 90-х годах была статья о том, что Плисецкая получила образование за копейки, а на Западе оно строит бешеных денег. Вообще она родилась благодаря депортациям. Щедрин только переписывает чужие мелодии. И они жили в Германии, потому что русофобы.
Что-то в стране происходит
Крокодил5 написал 12.05.2015 11:54
Не могу оценить одним словом, какое-то ожидание, это как природа замирает перед, во время солнечного затмения, это я наблюдал, аналогичное ожидание (говорят) происходит перед землетрясением.
Одно очевидно пить стали меньше, зайдешь в магазин редко кто водку покупает.
Балет
Уваж.тов. написал 11.05.2015 10:42
Одной строкой и без сопроводительных комментариев: в "несвободном" СССР была Майя Плисецкая, а свободной либерально-демократической России есть Настя Волочкова со своими имплантами и фотками с нудистского пляжа.
(без названия)
Givi написал 11.05.2015 06:57
Надо заметить, что творческих людей в СССР действительно, обижали. ВОт, например, Войнович. Автор многих замечательных песен. Да и кто не знает "Заправлены в планшеты космические карты". Ну, вот попался ему на пути дурак, и пошло-поехало. Фишка заключается в том, что эти же самые дураки потом все и подвели к развалу. Тут как-то по-другому система должна была быть выстроена. Негоже, когда судьба людей полностью зависит от ЦК КПСС. Ну, а вообще, по сравнению с этой российской сранью СССР был блистательным государством.
Искусственное -искусство.
недоразумение написал 10.05.2015 23:44
Разве может быть красивым, вредное и опасное для здоровья человека занятие-балет?( кто ,хоть немного , прикасался к балету изнутри знает все его прелести )Все , что выдумали люди для своих странных развлечений, поклонений должно быть пересмотрено с позиции здравого смысла -главное для человека здоровье. Все такие шоу- занятия,( "большой спорт" калечащий людей,особенно мордобойство )должны подвергаться обструкции со стороны здравомыслящих людей.И, партийность нормальной(безвредной для людей- потребителей)литературы и искусства , еще никто не отменял.
ФАКТ
т Маузер написал 10.05.2015 22:18
Пройдет 200-300 лет и о СССР будут судить по фильмам ,музыке ,литературе и балету ,науке и.т.д . Никого не будет интересовать ,какие были тогда микроволновки ,видики ,холодильники ,телевизоры и сколько было сортов колбасы !Как и мы сейчас судим о древних греках и римлянах ,судим по их искусству и мыслителях . И на фоне сегодняшней барыжной отрыжки - псевдокультуре , СОВЕТСКАЯ ЭПОХА выглядит и блистает очень и очень впечатляюще ...
так ,что история еще не раз будет переписана
!Как говорил Маэстро : "все приходящее а музыка ( искусство) вечна "(ц) .Искусство -это то единственное, что оправдывает наше существование на земле !
Приемники ефрейтора
Анатолий написал 10.05.2015 20:34
Вы можете себе представить ВВП, обратившегося к народу, " Братья и сестры....." Да блин, они еще бы вспомнили Петра 1, который на Красной площади головы стрельцам рубил, или, как С. Петербург строили. Ага, мы победили в войне, интересно, кто это МЫ и в какой войне и кого? "Были хуже времена, но не было подлей."
уймись
почерковед1..= написал 10.05.2015 17:54
Уймись,это глас в пустыне Баранова
и его псов, Черного и Азиопа,не
уймутся,они все в редакции сайта
высеров!
микробу
почерковед1--== написал 10.05.2015 17:19
Азиоп,ты действительно в понимании
искусства микроб и плесень,на
уровне пэтеушного воспитания!И прихвати своих провокаторов в одном лице:Кошмар,Старпер,Ченко и
прочей шушары,многониковый ты наш
Re: поощрение бескультурья
патриот.. написал 10.05.2015 17:08
Только социализм способствоваЛ развитию творческих людей,поэтому все настоящие актеры,музыканты, ученые и политики мечтали вернуться в СССР,но их не всегда
впускали или выпускали!
поощрение бескультурья
макробий написал 10.05.2015 16:44
Есть такой Мигалков который утомлен, во лизун, и ведь получается, опять денег дали.
Re: КОШМАРУ
да уймитесь уже написал 10.05.2015 16:12
ПЛИСЕЦКАЯ НЕ ТАНЦЕВАЛАНА СЦЕНЕ В КЛУБЕ КОЛХОЗА " ТРАКТОРИСТ"..ЕЕ ТАЛАНТ ПРИЗНАЛ ВЕСЬ МИР!!!А КОШМАР НЕ ПРИЗНАЛ..\
В НАТУРЕ КОШМАР..САМ СЕБЯ КОШМАРИТ..
Re: Re: СПАСИБО!
Антон К написал 10.05.2015 15:07
Все правильно, уважажаемый СтарПер, Вы думаете и говорите. НО, как ни жаль, от нас мало теперь зависит - мы свое время прохлопали. Но и то малое, что осталось, нужно провести с пользой - хотя бы разоблачать всю ту мерзоту, которая окормляется у вертикали, типа ночных волков всяческих, Стариковых да Прохановых с Прилепиными, истязающими себя на ниве "патриотизма".
(без названия)
абижается написал 10.05.2015 15:00
автор, что его не пустили.Мало стараеится.Ау Шостаковичя-тоже медведь на ухо, личное мнения.
Культурные моменты
Андрей С написал 10.05.2015 14:53
Справедливости ради, надо напомнить, что среди застрельщиков перестройки и ликвидации СССР были и те деятели культуры, кто при Советах имели от жизни все. Культурная фронда обласканных советской властью "инженеров человеческих душ" в конце концов вылилась в банальный антисоветизм, плоды которого мы сейчас созерцаем в театре, кино, беллетристике и изобразительном искусстве. При отце народов вопросам искусства уделялось самое серьезное внимание, соответственно за творцами пролетарской культуры был самый строгий пригляд. К слову: меня что-то смущает тот факт, что Куприна, впавшего в детство, вывезли в Советскую Россию в 1937 году, где он тихо умер в августе 1938 года. Скоропостижная смерть Горького тоже вызывает вопросы. Мейерхольда просто расстреляли в 1940 году - чего там, время было суровое, порохом уже пахло. Михоэлс как-то неожиданно погиб в 1948 году в ДТП.
Советская власть кончилась, потеряв иммунитет к этой культурной фронде.
Re:
почерковед1.. написал 10.05.2015 13:57
А это мнение Азиопа-пэтэушника с
с ломанным дебильным ником!
(без названия)
сергнй андреефф написал 10.05.2015 11:53
не была плисецкая великой бале
риной. она деланый персонаж. великие это максимова и лопаткина. а пиплы должны хавать расмказы про плиснецкую.
(без названия)
Кошмар написал 10.05.2015 11:27
Современные фильмы о великой войне невозможно смотреть-скроены по худшим вариантам голливуда,Долбанные режиссеры,типа утомленных солнцем,искажают историю,даже антураж, того времени которое снимают, не могут воспроизвести,а зачем,свидетелей не осталось,лепи,что хочешь,так же и большинство журналистов,лепят что хотят,возразить уже не кому,а ведь их учат даже в университетах,не говоря о колледжах в каждой деревне,деятели СМИ или очнитесь,или ...работы,особенно в Москве много,гастарбайтеров не хватает.
1 | 2 | >>
Опрос
  • Как часто вы перерабатываете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss