Председатель Отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин считает неправильным отождествлять христианство с гуманизмом и пацифизмом. Об этом он написал в статье "Истинное христианство или культ слезы ребенка?"
"...Гуманизм - это идеология, ставящая грешного человека в центр вселенной. Это предтеча религии антихриста. Не случайно западные воинствующие атеисты называют себя именно гуманистами", - пишет священник в статье "Истинное христианство или культ слезы ребенка?", - говорится в публикации.
Комментируя опубликованную в "Независимой газете" статью главного научного сотрудника Института экономики РАН Александра Ципко, Чаплин отметил, что отношения Бога и человека "гораздо более таинственны и сложны, чем демократический процесс, а уж тем более чем штампы обезбоженного политкорректного "христианства-лайт", придуманные в шестидесятые и последующие годы приспособленцами - сначала у протестантов и католиков, а потом в среде православных богословов-эмигрантов, живших на Западе".
Автор указал на то, что и православные цари, князья, полководцы, причисленные к лику святых, применяли силу, "причем их действия были в наивысшем смысле оправданы именно тогда, когда они ратовали не только за Отечество, но и за правую веру, отстаивая свободу людей хранить ее и жить по ней, особенно перед лицом агрессивного навязывания иноверия или безбожия".
Священник также напомнил, что и в Ветхом, и в Новом Заветах есть примеры того, как Бог насылал бедствия и гибель на целые народы. По его словам, Господь поступал так "не ради отмщения, а ради того, чтобы сохранилась единственная истинная вера и люди не отпали от нее".
По мнению Всеволода Чаплина, для Бога приход к истине хотя бы части человечества "важнее, чем "слезинка ребенка", как бы ни нравилась кому-то эта красивая, но богословски сомнительная фраза Достоевского, и как бы ни хотелось кому-то считать, что земная жизнь - это главное"...
Редактор ФОРУМа.мск Д.Чёрный почти согласен с батюшкой как литературоведом:
- Достоевский крайне неблагонадёжный вообще был тип, и уж ему-то верить насчёт гуманизма, каким понмался оный в 19-м веке, точно не стоит. Писатель был известным неврастеником - к тому же поставленным самою судьбою в такую испытательную ситуацию, что остаться в ней не то что гуманистом, а просто в разуме, было весьма нелегко. Кружок петрашевцев - был чем-то сродни Левому Фронту. Много вольнодумства, стремления к социальной справедливости, но мало деяний. А когда мало деяний - но даже за это карают монархи столь сурово, - очень сложно не обратиться к идеям противоположным тем, за которые карают. Поэтому и христианство у Достоевского - аварийное такое, почти медицинское, санитарное, чтоб в рано вылысевшей голове рану ампутированной незрелой социал-демократии заживить. Он в "Бесах" весьма чётко обозначает как самую опасную для монархии и всея Европы крамолу как раз то, что и Ленин из марксизма и всей социал-демократии взял в виде концентрата, способного взрывать режимы, - диктатуру пролетариата в сочетании в атеизмом. Плачется там его бывший революционер, внутренний революционер Достевского, кается: слабоват, мол, пока пролетариат (именно это слово, он терминологией нашей хорошо овладел до "расстрела"), но коли окрепнет да отринет нынешнюю мораль, то пропала Расеюшка и мир христианский. Всё угадал социалист-расстрига... Однако из мёртвого зерна царской России родился исполин гуманизма - Советский Союз.
Как видим мы, тут Чаплин, наоборот, повторяет Достоевского - только толкует он не марксизм, а абстрактный гуманизм. И снова прав поповский рупор: абстрактный гуманизм есть вредное, даже государственно разрушительное зло (что доказала лёгкая гибель СССР). Только вот неправ он в самом главном, с чего начинать стоит - это зло имеет буржуазную природу. Нам плевать на его христианское происхождение. Поповская терминология нам смешна, поскольку ясно: церковь всегда есть рычаг правящего класса. И ту же "слезу ребёнка" она частенько поминала подгрызая идеологический фундамент СССР после горбачёвской для неё оттпепели - когда в колокола звонить разрешили везде и всегда. Нынче РПЦ выражает примерно ту же идею, что и её сановное чадо Якунин: Запад (он же - гуманизм) наступает на нас (правящий класс, коего крылом является крупнейший собственник земель, заводов и бывших колхозов РПЦ) своими тлетворными идеями, но мы выстоим и свой антипорядок (супротиву Антихриста) выстроим. Да уже выстроили! Имя ему - сырьевая империя. Бывшая сверхдержава, дававшая миру образец как раз не абстрактного, а пролетарского, советского гуманизма - превратилась в придаточек "мира Антихриста". Что ж, самое время внутри обострившейся Реакции - воспевать подвиги Инквизиции и всех ветхороссийских воинов Христовых. Действовали брутально, православно - значит, нам учителя. А гуманизм - подождёт, он вторичен. И снова прав Нечарли: как и религия, гуманизм есть всего лишь надстроечное явление, нужное или не нужное правящему классу. Вот начали "маленькую победоносную" - так и попы иначе запели, всё логично. "Жгите всех, бог узнает своих": фраза Достоевского "Коли бога нет, то можно всё" имеет и обратную трактовку, причём самой историей Церкви доказанную немалою кровью в тёмных, средних веках... В общем, нам, гуманистам марксистского толка, не остаётся сейчас ничего, крмое как записывать высказывания служителей культа, а при определении их на исправительно-трудовые работы после революции - выдавать распечатки, во утешение, чтоб работали на восстановительных стройках социализма с задором прежних "мучеников за веру", как на Беломорстрое, например...
|
|