Вся Москва — автобусные остановки, биллборды на дорогах и щиты в метро - оклеена рекламными плакатами:
"По благословлению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла
Православная Русь
К Дню народного единства
Моя история
Собиратели Русской земли
РЮРИКОВИЧИ".
В рекламке этой замечательно всё — и высочайшее благословение церкви, и, как указано, "вход свободный" ("минуточку, — как говорил герой фильма "Иван Васильевич меняет профессию", тоже практически Рюрикович, кстати, — за чей счёт этот банкет?"), и языколомный оборот "к дню" (вместо человеческого "ко дню"), и перечисленные внизу плаката благочестивые спонсоры, включая святейшую "Роснефть". Тут почему-то вспоминается "Исправленный катехизис" Марка Твена:
"Кто есть бог, истинный и единый?
Ответ. Деньги — вот бог. Золото, банкноты, акции — бог отец, бог сын, бог дух святой, един в трёх лицах; господь истинный, единый, всевышний, всемогущий, а Уильям Туид — пророк его".
С одной стороны, выставка является очевидным продолжением прошлогодней выставки "Романовы" в том же Манеже, которую тоже, как и эту, освятили своим присутствием Президент и Патриарх. На которую тоже выстраивались очереди и пришло в итоге полмиллиона народа, хотя ничего, кроме больших экранов с изображениями и текстами, восславлявшими святых царей и гневно клеймившими бунтовщиков и смутьянов вроде Стеньки Разина, Емельки Пугачёва, декабристов и прочих злыдней, на выставке и не было.
Конечно, нынешняя выставка — лишнее свидетельство того, насколько глубоко мы увязли в топкой трясине Реставрации. Но это мы знали и раньше. А есть и кое-что новое. Ведь, на самый первый взгляд, чем эпоха правления Романовых отличается от эпохи правления Рюриковичей? Да тем и отличается — что Романовы, при всех их бесчисленных благословенных качествах, друг с другом всё-таки не воевали. Рюриковичи же предавались этому удовольствию с пылом и азартом, долгими веками, как излюбленному развлечению, и преспокойно клали на полях междоусобной брани несчётное количество подданных. В этом смысле больше всего, конечно, поражает само название выставки "Собиратели Русской земли". Заслышав такое, хочется переспросить: "Ась? Не ослышался ли? Собиратели или, пардон, разбиратели?". Из ленты новостей: "Патриарх Кирилл [при посещении выставки] рассказал о том, что Рюриковичи сделали всё (!) для того, чтобы объединить (!) разрозненные княжества, преодолев междоусобицы (!) и братскую вражду, превратив их в единое могущественное государство, которое смогло справиться с набегами иностранных захватчиков." (Ну, справедливости ради признаем, что самые последние Рюриковичи, как и самые первые, и впрямь были "собирателями" - но собирали они то, что разобрали на мелкие и мельчайшие куски их предки и сородичи по династии).
С другой стороны, всё логично. Ещё год назад война между славянами на бывшей территории СССР казалась абсолютно невозможной. Сейчас постсоветское пространство всё глубже погружается в пучину гражданской войны. Ведь это гражданская война — между гражданами бывшего Советского Союза. И тут Романовы с их какой-никакой, но всё же единой державой уже не вполне отвечают требованиям исторического момента. А вот Рюриковичи, которые нещадно били друг друга, но при этом, само собой, оставались святыми и богоданными правителями — это самое то. В них, как в зеркале, постсоветская элита увидела самих себя. "Моя история!" — как гласит реклама выставки.
И, кстати, ведь упомянутый выше фильм — про нас. Там бывший советский управдом уселся на царский трон и вообразил себя Рюриковичем, а профессиональный вор стал его ближайшим сподвижником, а тут... Тут их целые толпы. И в России, и в Украине, разумеется. Но не приедет по вызову скорая психиатрическая помощь, чтобы надеть на них смирительную рубашку, не придёт на помощь родная милиция, чтобы защёлкнуть наручники, и даже спасители-опричники не прискачут, чтобы скрутить самозванцев. Никто не поможет. Сами, только сами.
Такие дела.
|
|