Бесчеловечная, злодейская сущность нацистского режима проявилась особенно явно в целенаправленном преследовании и уничтожении евреев в годы Второй Мировой Войны.
Безусловно, нацисты преследовали не только евреев. С не меньшей жестокостью и так же по расовому признаку нацисты уничтожали цыган, по политическим мотивам – коммунистов, по идеологическим – гомосексуалистов, по причине неприятия нацистского диктата – всех остальных. Но исторически именно Холокост стал одним из главных обвинений против нацизма на Нюрнбергском процессе. В дальнейшем же во многом под влиянием Холокоста в ООН были принята Конвенция «О ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ГЕНОЦИДА И НАКАЗАНИИ ЗА НЕГО».
Те, кто отрицают Холокост или преуменьшают его значение, тем самым осознанно или неосознанно, но реабилитируют фашизм и открывают дорогу к новым геноцидам, и не только евреев. Историческое значение усилий, предпринимаемых Израилем и различными еврейскими организациями в деле признания и увековечивания памяти жертв Холокоста, заключается именно в том, что впервые в истории человечества акт массового этноцида, умышленное убийство человека человеком, были осуждены и признаны недопустимыми в будущем большинством стран мира. До этого многочисленные геноциды и этноциды, сопровождавшие человечество на протяжении всего его пути, рассматривались обществом не более как трагические эпизоды человеческой истории.
Гитлер прямо заявил, готовясь уничтожить евреев: «Кто сегодня помнит о геноциде армян?» – подытожив таким образом обыденность геноцида в жизни человечества. Признание Холокоста и увековечивание памяти о нём заставили человечество и прежде всего историков, философов, политиков и деятелей культуры совсем по-другому взглянуть на явление геноцида, и впервые подобное злодейство было единодушно признано разными странами мира как явление, недопустимое в будущем.
Апогеем упоминавшихся выше усилий стали германские компенсации, выплачиваемые жертвам Холокоста. Это пока единственный в истории прецедент, когда сторона, виновная в геноциде, покаялась и пытается возместить ущерб своей жертве. Однако от этого данный прецедент нисколько не теряет своего значения. Своим примером Германия, признавшая коллективную ответственность своих граждан за Холокост, утверждает в сознании человечества необходимость осуждения этноцида как такового и указывает на необходимость исправления содеянного, насколько это возможно.
Таким образом, Германия создала основу и условия для восстановления исторической справедливости по отношению к другим народам, в разное время подвергшихся геноциду: например, жителей чёрного континента, на протяжении столетий подвергавшихся геноциду в форме как прямого физического уничтожения, так и работорговли, коренного населения Северной и Южной Америки, Австралии, Индии... Если подытожить, то историческое значение признания Холокоста – философское и общечеловеческое, заключается, во-первых, в том, что впервые в истории человечества массовое уничтожение было признано международным сообществом как преступное и недопустимое впредь, став по сути нравственным и юридическим препятствием на пути новых геноцидов. А во-вторых, признание Германией своей ответственности за Холокост и выплата компенсаций его жертвам создали условия и фундамент для восстановления исторической справедливости в будущем.
Однако рассмотрение Холокоста в узком национальном, а не в широком общечеловеческом контексте сводит все эти усилия к нулю, поскольку присвоение Холокосту статуса исключительности ( исключительности по отношению ко всем другим геноцидам), создаёт таким образом иерархию геноцидов, делит эти геноциды на более значимые и менее, те, мимо которых пройти нельзя, и те, о которых можно как бы забыть, и в конечном счёте, устанавливая нравственное табу на возможное массовое убийство евреев в будущем, фактически разрешает то же самое в отношении всех других народов. И не исключительный ли статус, присвоенный Холокосту, открыл дорогу для геноцида в Руанде, а до этого сделало возможным геноцид немцев в Восточной Европе в 1945 году и палестинских арабов в 1948?
Нельзя исключить взаимосвязь и влияние между присвоением Холокосту статуса исключительности и геноцидом в Руанде. Возможно, именно признание Холокоста и его недопустимости в будущем, наряду с игнорированием геноцида цыган в годы Второй Мировой Войны, которых нацисты убивали точно так же, как и евреев, сделало возможными десятки, а быть может, и сотни геноцидов уже после Второй Мировой Войны, такие, скажем, как массовое убийство коренного населения – индейцев Гватемалы уже в восьмидесятые годы прошлого века.
О многих геноцидах обыватели и не слышали. Да им это и неинтересно. Какое это к ним имеет отношение? Но на месте евреев, цыган, армян, может оказаться любой народ. Поэтому следует помнить и не забывать, что непризнание геноцида армян после Первой Мировой Войны открыло дорогу для Холокоста. Поэтому Холокост, Геноцид армян, цыган или любой другой этноцид необходимо рассматривать не в отдельности, а во взаимосвязи. И только тогда сами евреи смогут быть уверены в неповторении Холокоста, когда признают другие геноциды и этноциды, когда поймут, что нельзя допустить повторного уничтожения не только евреев, но также кого бы то ни было – армян, цыган, ассирийцев, греков, индейцев, аборигенов, африканцев…
И уж ни в коем случае нельзя использовать Холокост в качестве оправдания геноцида другого народа. Ничего, кроме ненависти и отрицания, такой подход не принесёт. (Только вы не подумайте, дорогие читатели, что я это о палестинских арабах, на земле которых после войны было создано государство Израиль).
Ну и закончу свои философские раздумья следующими выводами:
Если ты не признаёшь геноцид другого народа, значит, ты его одобряешь. И если ты не сочувствуешь и не признаёшь трагедию другого народа, не требуй от других, чтобы сочувствовали тебе.
|
|