Я, ты, он, она -
вместе целая страна...
Из советской песенки
С кем бы я ни говорил, реально или виртуально, об Украине (моей в крови четвертине) – понимаю, что люди с разными «центрами» обобщения в сознании, а, проще говоря, с разной или (чаще) размытой идентичностью – и становятся лёгкой добычей активных игроков войны. Не обязательно в роли пушечного мяса, той самой шолоховской говядинки – попутные расходы, связанные с которой, составили 63 млрд. гривен. Диванные войска – тоже «актив» тех банкиров войны, что прежде довольствовались держанием сбережений граждан у себя, а теперь им нужно нечто поважнее, денежного измерения не имеющее.
Война и вообще любые кровопролитные действия – есть всегда война идентичностей. Гражданская война - это ещё и война за будущее, за образ будущего, поскольку в ней прошлой идентичностью уже не обойтись. Пуля гражданской летит не просто во врага-чужака, она летит в того, кто не пускает тебя и всех, кого ты ведёшь за собой, в то будущее, что совершенно тебе ясно. Если не вполне ясно – то вряд ли ты сознательный боец. Или же – сознательный дезертир…
«Слава нации – смерть вра-гам» - это была кричалка нацболов. Помню, на неё и на них (с их тогда ещё экзотически-неуместным, неформальным национал-социализмом) косо смотрели ветераны ВОВ в шествиях 9 мая от Белорусского вокзала, в 2000-х. Да, тут же полвека назад шли пленные зольдатэн вермахта, на эти же дома глазели – улицы Горького. И как же горько было домам слышать эхо прошагавших-проигравших-промолчавших! Они-то не завоевали, а вот идейка – завоевала, частично… И та кричалка – не воробей оказалась. Полетела в тёплый Киев, переоперилась, оказалась на последнем майдане востребованной, поменялись лишь гласные – а ворогами теперь стали сами нацболы.
Ещё была шутливая кричалка времён расцвета левых молодёжных движух: «Кто не прыгнет – тот буржуй». Её майданный ремикс вам известен. Впрочем, и вся эстетика NSDAP была на старте калькирована с большевистской, чего ни Геббельс, ни Гитлер, ни, тем более, Штрассер не скрывали. А потом «проапгрейдена».
«Остальное - ничто»
Это я всё к тому, что война идентичностей тоже имеет стадии развития, уровни овладения умами масс. Сперва-то лишь косые взгляды большинства на меньшинство. На шествиях колонны НБП были сплочены, отчаянны (и в силу кричалок) – и пёрли сквозь советскую праздничность, что ваши римлянцы, которым мешали совграждане… Их окружали уже экипированные преторианцы из ОМОНа, и такой двухслойной «черепахой» они изолированно двигались к Кремлю и памятнику Марксу. Часть лево-патриотического столпотворения, как ни крути. Нация внутри народа. Русские внутри советских… Вот мы и подошли к главному.
Модель такого национал-обобщения разворачивается лучше в национальных окраинах, в республиках бывшего – и это тоже горько, подсказкой звучит. В России-то как раз национализм будет потому и до тех пор оставаться экзотикой, пока она (хоть и уменьшенный, и утративший главное, но благодаря поколенческой идентичности) Советский Союз, с остаточным, деградирующим, но ещё доминирующим пролетарским интернационализмом. А вот далее – везде. Что побеждало в Первой Чеченской? Всё та же «Слава нации» - энергия энтропии, отстыковки от СССР наиболее экономически независимых республик. Так мы не советский народ? – задались злым вопросом в ходе «парада суверенитетов» былые братья. Ну, тогда адьёс, отечество наше свободное (от предрассудков)! Мы – в родные феодализмы, религии и национализмы. Третьего не дано.
Это потом, уже признав идеологическое поражение, но продвигая интересы силовигархии под шкурой замирения – «Россия-всё» вернулась в неофеодальную Чечню и заключила договор на дореволюционных условиях. Вместо феодальной раздробленности и перманентных войн «чёрных нефтяников» установила феодальное единство под началом местного князька и триады Лукойл-Роснефть-Транснефть. И этот-то мир ставили в заслугу Путину?
Что ж, вот она и повторилась – точно такая же кровавая национал-переидентификация, но уже в гораздо больших территориальных масштабах (отмечу, что если и есть безусловное «ничто» - так это как раз территории вне понимания населяющих оные людей). И что предлагает вовсе не Советская, а открыто Антисоветская (учитывая саморазоблачение Гиркина, вторящего "первомировому" антибольшевику Путину) Россия в качестве антидота? «Русский мир»? Православие? Народность?
Скрести по этим сусекам бесполезно: там только дореволюционный ассортимент, просроченный. Сплачивающим и единственно оправдывающим вооружённое миротворчество (или как инноваторы это называли – «принуждение к миру») началом может быть один, на всех единый, неделимый – социализм. То есть экспроприация экспроприаторов. То есть – именно та, ленинская программа национальных автономизаций, где не свобода от, а свобода для нового объединения, без буржуев была основой государственности, куда более прочной, чем имперская. Но Красную Армию должен звать пролетариат будущих республик Союза. А возвысил ли он свой голос сейчас?
Наш или няш?
Вот потому-то глупее глупого звучит «Крым – наш». Ведь «наш» тут играет роль джокера – ибо советских «нас» нет. Значит, он либо наш, либо ваш. А кто признал из вас деление СССР? Кто радуется под пятой одного буржуя – неудачам другого?
Вот именно, что этот «наш» на деле – «няш». И только такой. Ведь не социализм же там строит силовигарх Путин… Везде обобщение, везде идентичность. Говорят – мол, исконно русские и т.д. Да и будучи украинским Крым не в социализм шёл. А знаете что – может, всё же объявим тендер? На самое социалистическое правительство. И, может, лишь тогда перестанем реагировать на «разводки» и впитывать ядовитые пары национальной ненависти, прущие из обеих госпропаганд?..
Не сумевшие быть совгражданами, сплочённо-неделимыми, не делить соцсобственность, а преумножать её - вынуждены поделиться на буржуев и наёмных рабов, а там уж и от политических свобод отказаться. Какие у рабов свободы – вот уж новые хозяева и решат, что нам можно… Будь то европейские или кремлёвские хозяева. Каждый шаг под марши этих новых идентификаторов, априорно мыслящих русских и украинцев не единым советским народом, а нациями – это шаг вдаль от мира, от добра, от социалистического прогресса. Вроде бы банальность, но важная. Ведь признав микроидентичности, став нациями вместо народа – бывшие республики двинулись хоть с разной скоростью, но в одну сторону, в прошлое, через капитализм в феодализм. А там убивают с меньшими сомнениями, цена жизни падает вместе с курсом национал-валют. И вы вспомните ещё миротворчество советского рублика, на котором красовались переводы – «карбованец», «бир сум», «беш манат»… Не смешно теперь-то?
Ещё спросят – ну, а что плохого в московском марше мира в день взятия Киева нацистами? Всё то же, что и в 1991-м - важна цена свобод, за каждым благоглупым лозунгом стоит реальность жизней, которыми расплатятся доктринёры, если нац-истерия продолжится. А при либеральных антидотах только она и растёт: вроде как нет никаких общих интересов, социалистической собственности, которую давно и не только границами разрубили приватизаторы – есть стремление к миру любой ценой. Но эта цена – война, и так велит империализм, велел всегда. Одни буржуа критикуют других за те преступления, что не прочь совершить сами, и совершат, поскольку классовый механизм велит. В грязь – национальные флаги, выше – красное единокровие Интернационала!
|
|