В статье «Развитие социализма от утопии к науке» Энгельс пишет:
«Этими двумя великими открытиями — материалистическим пониманием истории и разоблачением тайны капиталистического производства посредством прибавочной стоимости — мы обязаны Марксу. Благодаря этим открытиям социализм стал наукой, и теперь дело прежде всего в том, чтобы разработать её дальше во всех её частностях и взаимосвязях».
Великий популяризатор марксизма преувеличил способности потомков, которые не только не смогли развить науку о социализме во всех ее частностях, но и извратили сами основы этой науки. Высшим достижением потомков-«ученых» оказался рыночный социализм, который немедленно превратился в вульгарный капитализм на криминальной основе.
И сегодня мы наблюдаем такую картину: марксизм, как наука, имеет такое же отношение к реальному социализму, как гелиоцентрическая система Коперника к космонавтике. И Маркс, и Энгельс, как и все прочие футурологи, не могли предвидеть появления новых технологий, новых машин и новых проблем. Для них, к примеру, не существовала проблема трудоемкости управленческого труда, ставшая своеобразным звуковым барьером для развития производства к середине двадцатого века. Энгельс, управлявший фабрикой, полагал, что технология управления производством в двадцатом веке останется точно такой же, как и была. Точно так же рассуждали «ученые», которым доверили развитие и совершенствование науки о социализме.
Энгельс предсказывал, что для перехода к социализму достаточно совершить пролетарскую революцию: «Пролетариат берёт общественную власть и обращает силой этой власти ускользающие из рук буржуазии общественные средства производства в собственность всего общества. Этим актом он освобождает средства производства от всего того, что до сих пор было им свойственно в качестве капитала, и даёт полную свободу развитию их общественной природы. Отныне становится возможным общественное производство по заранее обдуманному плану. Развитие производства делает анахронизмом дальнейшее существование различных общественных классов». По этой схеме и был заложен фундамент социализма в полуфеодальной России.
Но оказалось, что простое отстранение буржуазии от управления производством, не решило проблемы успешного строительства социализма – не было найдено достойной замены управляющему буржуазному классу, которая сделала бы буржуазию ненужной. И там, где буржуазия сохранила свои позиции, производство оказалось более передовым, более конкурентоспособным, чем «социалистическое плановое» производство. Этот неоспоримый факт всячески забалтывался «наукой о социализме», но ложь не помогла социализму устоять в конкурентной борьбе.
Социализм в любом случае придет на смену капитализму, но издержки связанные с заменой одной формации на другую, могут быть слишком трагичны, если наука опять не выполнит свой долг. И речь не идет о науках политического или экономического характера – их роль уже сыграна, причем сыграна отвратительно. Речь идет о науках естественных, в первую очередь о математике. Заменить буржуазию отрядом специалистов, не владеющих капиталом, можно только с помощью специальных программ, которые уже сегодня свели ее роль почти что к нулю. Специалисты утверждают, что к двадцатому году нашего века от услуг владельцев средств производства смело можно отказываться. Без ущерба для общественного производства.
Следующая, не менее важная и более трудная задача, стоящая перед наукой – воспитание членов общества, способных жить в условиях социализма и коммунизма. Жизнь в условиях продовольственного изобилия привела к эпидемии ожирения. Трудно представить себе город в коммунистическом будущем, заполненный свиноподобными тушами перекормленных гомосапиенсов. Решить эту проблему может только наука. Ей предстоит создать систему правильного питания, приборы для назначения правильного питания и моду на правильное питание. Не исключено, что еще при капитализме появится партия правильного питания ППП.
Есть еще одна общечеловеческая проблема, без решения которой разумное существование гомосапиенса невозможно. Это допустимая численность человеческих особей на земле. Эту численность следует определить, учитывая интересы и других существ. Это необходимо, поскольку в конечном счете, пренебрежение интересами других существ бумерангом бьет по самому человеку. Так истребление воробьев в Китае тут же привело к лавинообразному росту насекомых вредителей. Науке предстоит найти гуманные способы регулирования рождаемости, приемлемые для всех конфессий и мировозрений.
Наука, на которую Энгельс возлагал большие надежды, не только оказалась беспомощной, но и активно саботировала строительство социализма. Так корифеи экономической науки в шестидесятые годы дружно угробили проект создания информационной инфраструктуры без которой социализм вообще немыслим. («Как наши ученые вырастили нищету») А в конце перестройки еще дружнее голосовали за рыночные проекты, хотя социализм с рынком несовместимы. И сегодня впору писать статью «Развитие социализма от науки к утопии» , как результат стараний советских «ученых». Сегодня вновь появились новые утописты, предлагающие разные сорта социализма. Рабочий, кооперативный, рыночный и пр. и пр. Да и коммунистических партий и групп развелось предостаточно, следовательно социализм предполагается строить наперегонки. Даже несколько социализмов. Хотя существует в природе только один – научный. Плохо что науки такой пока нет, хотя доступна она любому добросовестному научному деятелю.
Капитализм, идущий на смену феодализму, называли не иначе, как царством разума. И вот что сказал Энгельс о повзрослевшем капитализме. «Мы знаем теперь, что это царство разума было не чем иным, как идеализированным царством буржуазии, что вечная справедливость нашла своё осуществление в буржуазной юстиции, что равенство свелось к гражданскому равенству перед законом, а одним из самых существенных прав человека провозглашена была… буржуазная собственность».
Нечто подобное случилось и с первенцем социализма. Энгельс называл приход социализма скачком человечества из царства необходимости в царство свободы. Первый скачок произошел со спутанными ногами. И путы наложила «наука», которая до сих пор себя так называет. Для настоящего социализма нужна другая наука. Настоящая.
|
|