Кто владеет информацией,
владеет миром

Коммунизм: сказки и правда

Опубликовано 25.06.2014 автором Дмитрий Трофимов в разделе комментариев 48

Коммунизм: сказки и правда

Серия статей Антона Арзамова, посвященная проблемам прошлого и будущего социализма привлекает внимание серьезностью с какой автор относится к этому делу.

Лично мне очень понравилось выражение «жажда неравенства». Этой жаждой очень просто объяснить причину поражения социализма не только в СССР, но и в мировом масштабе. Этот же аргумент с успехом может быть использован для доказательства невозможности коммунизма вообще. Но поскольку надежда на неизбежность коммунизма у Арзамова остается, то и пытается он найти ту силу, которая этот коммунизм построит. И вслед за Марксом и Лениным отдает автор решение проблемы промышленному пролетариату, оставляя в стороне творческую интеллигенцию, уже предавшую однажды дело социализма, офисный планктон и грамотную молодежь из «хороших семейств». Тот факт, что промышленный пролетариат уже безуспешно пытался построить социализм, не смущает автора: ведь все равно других-то строителей не найти. Поскольку привилегированным слоям: буржуазии, творческой интеллигенции и футболистам коммунизм даром не нужен.

Я согласен со многими утверждениями товарища Арзамова и приветствую его старания, но считаю, что искать строителей будущего коммунизма пока рановато. Сначала нужно внести ясность в понятия: что слово коммунизм означает, при каких условиях он возможен, кому и почему он нужен? Не ответив на эти вопросы, нельзя коммунизм построить, как не удалось построить социализм. Ведь на все эти вопросы в отношении социализма так ответов и не нашлось.

Не залезая в дебри, можно определить коммунизм, как общество в котором отсутствует классовый антагонизм. Отсюда получается, что главной целью строителей коммунизма является ликвидация классов. Но ликвидировать класс, от которого зависит существование данного общества, невозможно. Нельзя ликвидировать рабочий класс, нельзя ликвидировать крестьянство, нельзя было до недавнего времени ликвидировать буржуазию. И нельзя ликвидировать классовый антагонизм, сохраняя буржуазию - источник этого антагонизма. Первая попытка заменить буржуазию, руководившую общественным производством, аппаратом чиновников не удалась. Чиновники не согласились выполнять обязанности буржуазии за медные деньги и добились превращения их в полноценный буржуазный класс.

И есть один только способ ликвидировать буржуазию, как источник антагонизма. Нужно изменить технологию управления общественным производством таким образом, чтобы управленческая работа стала обычной рутинной работой, легко выполняемой рядовыми работниками. При нынешнем состоянии информационных технологий, эта задача вполне выполнима. То есть появилась реальная возможность освободить общество от класса, рождающего антагонизм. Но эту работу по замене буржуев управленческими программами могут выполнить только математики-программисты. Трудно, конечно, представить себе высокооплачиваемого успешного программиста в роли революционера ниспровергателя капитализма, но когда капитализм окажется в прединфарктном состоянии, многие научные крысы побегут с капиталистического корабля. Как побежали они с тонущей посудины социализма. К тому же далеко не все революционеры были выходцами из бедных слоев. Всегда находились желающие оставить в истории собственный след. А крах капитализма будет бедствием для подавляющего большинства и спасаться от невзгод придется всему этому большинству.

Строительство бесклассового общества, доверенное одному классу, привело к диктатуре сначала этого класса, а потом к бюрократической диктатуре. Повторять этот опыт бессмысленно. Бессмысленны и попытки затевать революции, пока капитализм устраивает подавляющее большинство обывателей. Когда же обыватели на своей шкуре почувствуют несовместимость их жизни с разлагающимся капитализмом, быстро найдутся и теоретики и практики революционной борьбы.

У нынешнего капитализма отсутствует такое надежное лекарство, как мировая война, поскольку она грозит физическим истреблением ее участникам. Атомное оружие не позволяет назвать победителем никого, а лечить депрессию региональными войнами типа иракской не получается. И не получится. Вполне возможно, что уже нынешняя депрессия станет необратимой и вопрос замены капитализма на коммунизм приобретет злободневность. В любом случае капитализм не вечен. Все, что имеет начало, имеет конец. Будет конец и у капитализма.

Человечество давно придумало сказку о райской жизни, которой награждены будут богоугодные люди. Есть множество спецов, описывающих подробности быта на небесах. Примерно то же самое относится и к коммунизму. От каждого по способностям – каждому по потребностям. Причем каждому по постоянно растущим потребностям. Вот на потребностях при коммунизме и следует остановиться подробней.

Удовлетворение потребности всего человечества в пище, одежде и крыше над головой не составляет проблемы – все это достижимо уже сегодня. Но есть потребность у человека, которую коммунизм долго не сможет удовлетворить. Дело в том, что человек был, есть и всегда будет животным, а у всех животных есть инстинкт доминирования. У человека он вызывает жажду неравенства, которая намного сильнее приобретаемой жажды равенства. Если попроще, то каждый хочет иметь статус выше чем у другого. Ради этого люди совершают и подвиги, и преступления. Ради этого накапливают богатства, которые им не нужны. Ради этого стремятся во власть, рискуя собственной жизнью и жизнью других. Этот животный инстинкт и движет историю человека условно разумного. И вся дальнейшая история человека будет попыткой снизить отрицательное влияние этого инстинкта на совместную жизнь людей. Классик призывал – выдавливать раба из себя по капле. Трудное дело, но в тысячу раз труднее выдавить из себя владельца раба. Инстинкт доминирования неистребим и укротить его можно, только предоставив ему другую арену для борьбы за победу: спорт, искусство, любовь. Так, видимо, и будут поступать люди при коммунизме.

Эталоном уровня потребления служит сегодня потребление обывателя из западного миллиарда. К такому уровню стремятся и прочие миллиарды. Но такой уровень потребления для всех землян в принципе невозможен из-за ограниченности ресурсов на планете Земля Невозможен он будет и при будущем коммунизме. Так что потребности будут удовлетворяться с учетом возможности. Райского блаженства тоже не будет, ведь воспитание и обучение это самый тяжелый труд, а жить в коммунистическом обществе смогут только очень хорошо обученные, добротно воспитанные человеки.

Альберт Энштейн назвал капитализм хищнической фазой человеческого развития. Видимо, эта фаза больше всего соответствует натуре человека-животного, который в не так уж давние времена употреблял в пищу себе подобных, а теперь с удовольствием их убивает, поэтому логично было бы оставить человечество в этой фазе на вечные времена. Но человек не может посвятить все свое время уничтожению конкурентов – ему нужно производить средства к существованию, которые другие животные готовыми находят в природе. И когда капитализм станет препятствием к производству средств существования человека, то от него будут вынуждены отказаться все. Даже те, кто находит особенное удовольствие в убийствах себе подобных. Человек-хищник вынужден будет приручать и дрессировать самого себя, он вынужден будет решать проблемы мирным путем. Только для этого и требуется коммунизм, поскольку капитализм без войны мертв.

Любимое зрелище человека-животного истребление себе подобных и меньших братьев – коммунизм лишит людей любимых зрелищ и игр, поэтому к коммунизму зрителей придется готовить. И это будет трудная скучная, но обязательная работа – отнять у человека желание убивать.

Еще в позапрошлом веке Энгельс убедительно доказал, что капитализм перезрел и пора его отправлять на свалку, в прошлом веке Ленин и Маяковский заявили, - «они упадут перезрелою грушею, как только их потрясут», имея ввиду толстопузых буржуев. Но и после семидесяти лет тряски эти груши висят на шее у человечества. Когда же они действительно упадут? На этот вопрос ищет ответ анонимная группа ученых – программистов, которая, по словам Вассермана, предсказывает возможность отказа от капитализма уже в двадцатых годах текущего века. Очень хотелось бы ознакомиться с их расчетами. Хотелось бы получить ответ и на вопрос – жизнеспособна ли переходная формация – социализм, нужна ли она? Ведь при ней сохранена правящая элита, которая интересы свои защищает в первую очередь. Да и сам принцип: от каждого по способности – каждому по труду весьма сомнителен. Труд при капитализме оценивается рынком в денежном выражении, а труд при так называемом социализме оценивался бюрократическими манипуляциями. Социализм не уничтожает антагонизм, а только маскирует его. И можно сказать, что социализм это кастрированный капитализм. Сегодня созревают условия для полноценного коммунизма и пора думать, как приблизить его.



Рейтинг:   4.47,  Голосов: 15
Поделиться
Всего комментариев к статье: 48
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
Re: жернова истории мелят медленно, но неизбежно
-+ написал 27.06.2014 13:38
первая часть - наивная глупость
вторая часть(анекдот) - по делу
жернова истории мелят медленно, но неизбежно
вольдемар написал 26.06.2014 06:15
Трофимов прав в главном:важнейшая цель государства -удовлетворения первичных потребностей человека. Вот эти потребности:обеспечение питанием, жильем и развлечениями. Это понимали политики еще в Древнем Риме. и шли навстречу требованиям простого народа: "Хлеба и зрелищ!". Сами же древнеримские политики целью жизни считали не накопление богатств, а воинские подвиги, славу и признание обществом их заслуг.
Примитивный меркантилизм исповедуемый капиталистическими олигархами: "Главная цель -получение прибыли и накопление богатств" за счет постоянного увеличения производства товаров и услуг создало мораль общества потребления. Пропаганда удовлетворения чрезмерных потребностей человека ведет общество в тупик. В связи с этим вспоминается интересная притча: "Американец приехал на остров и развил бурную деятельность привлекая к ней местных туземцев. Но один абориген все время лежал под пальмами и не хотел работать. Янки подходит к лентяю и происходит следующий диалог:
Америкоз:Приходи ко мне на работу, я тебе буду платить хорошие деньги.
Туземец: И что дальше?
Америкоз: Купишь себе велосипед, потом машину, потом пароход, потом самолет...
Туземец: И что дальше?
Америкоз: А потом можешь лежать и отдыхать!
Туземец: А что я сейчас делаю?
Re: Re: А коммунизм возможен?- Alex
д Трофимов написал 25.06.2014 22:28
Если Вы внимательный человек, то должны заметить,что государства начинают отмирать уже при капитализме. Глобализация означает уничтожение национальных государств и замену их множества на одно планетарное. А как это планетарное государство перестанет быть государством старого типа Вы узнаете, если Вам сегодня один годик.
Re: крепостному ишаку
валерий написал 25.06.2014 22:21
Не порти народу апетит,не мешай мечтать,пусть
хоть немного в блаженстве побудут вместо наркотиков.Мечтать не вредно,а ты все опошляешь.
Поклонник Крапоткина.
сельцо Рашка Па
Илим, К Р Е П О С Т Н О Й написал 25.06.2014 21:53

Браво Trofimofff, браво! Храбрости безумных поем мы песню!
Я вам так скажу, через десять лет люди перестанут кушать, то есть зашел в магазин или по инету и заказал пластырь питательный. Налепил его на зад и все необходимые элементы микронано в организме твоем бренном. Дальше больше, а именно желудок пустой и кишечник тоже, а значит в туалет ходить не надо и органы половые не беспокоит процесс выделения остатков пищи. Отмирают эти органы, стираются грани между мужчиной и женщиной. Люди становятся спокойными, нет драк за самку, за еду, за дЭнги и счастье
( продолжение следует )
Re: А коммунизм возможен?- Alex
Shinobi написал 25.06.2014 21:19
====Если каждому гарантировано и бесплатно будут обеспечены крыша над головой (хотя бы в форме койко-места в общежитии), базовый "социальный набор" из 3-разового питания в "социальной столовой" и в одежде, чтобы не замерзнуть -- это уже значит, что основы коммунизма построены.=====
В таком случае придется признать, что основы коммунизма построены на любой ЗОНЕ! У зэков же есть все это?
Придется также признать, что основы коммунизма построены и в любой армии мира - любой солдат имеет этот минимум.
Но ведь социализм - это не концлагерь и не армия. Надеюсь, вы со мной согласны?
====вклада в развитие государства, и в зависимости от возможностей государства удовлетворять дополнительные потребности...=====
В том-то и дело, что при коммунизме государства быть не должно вообще! Государство при коммунизме - это НОНСЕНС! И классики марксизма, кстати, это подтверждают недвусмысленно.
Если есть государство - значит, нет коммунизма.
Re: Что есть человек? - Ларионов В.В.
Shinobi написал 25.06.2014 21:09
====Лишь один человек может осознавать свои потребности и при необходимости управлять ими, а врожденные инстинкты осознавать и ограничивать усилиями своей воли.====
Верно. Высокий уровень осознания и воля - это как раз КАЧЕСТВЕННЫЕ отличия человека от животных. Однако, фокус в том, что эти способности работают и в другую сторону! Человек не только способен ОГРАНИЧИВАТЬ свои потребности, он также способен и РАСШИРЯТЬ их чуть ли не до бесконечности, придумывать их себе все новые и новые!
И это тоже качественное отличие человека от животных, чьи потребности практически неизменны, постоянны и одинаковы.
Так что не все так просто с человеком......
еще нащет стадийности развития
УбитьДятла написал 25.06.2014 20:50
повторял и буду повторять: теория коммунизма не сдвинется с места, пока мы не поймем, почему крахнул СССР. А это крах НЕ ИМЕЛ НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ К ЭКОНОМИКЕ. Тех, кто утверждает обратное, надо уничтожать напалмом как вульгарно-экономический талибан, наряду с православными советистами и либерастами, потому что все вместе они образуют САМЫЙ НАДЕЖНЫЙ антисоветский блок.
.
а чтобы понять, почему рухнул СССР, маст - это "завещание академика Варги". Всем гуглить в обязательном порядке - есть на scepcis.ru.
коммунизм - не состояние, коммунизм - *цель*
УбитьДятла написал 25.06.2014 20:46
единственно верным способом понимать коммунизм является поношаемое при советской власти бернштейнианство: движение - все, цель - ничто.
.
конечно надо понимать диалектицки. Ничто в том смысле, что не надо заморачиваться получить это здесь и сейчас. БУДЕТ. Все будет. Но не сразу. Очевидное продвижение к цели есть заведомо успех.
.
это вовсе не тождественно "соглашательству", как учили в СССР. Темп истории рваный, не ровный. Когда ситуация позволяет - можно и рвануть, ЧТО ЛЕНИН И СДЕЛАЛ. Он ТОЖЕ был бернштейнианцем, но нам в школе этого не объяснили, к сожалению.
.
Вопрос "что именно надо делать?", которым захочет прижать к стенке практик, БЕССМЫСЛЕНЕН без конкретной ситуации. Конкретно СЕЙЧАС, в России, как ни странно, нужно больше капитализма. ПОТОМУ ЧТО б..ть, в результате чубайсят мы ваще скатились в средневековье и местами (укрия) каменный век. СЕЙЧАС в социализм не впрыгнешь.
.
НО это само по себе большой повод для большой драки. Я, например, марксист - в том смысле, что верю в СТАДИЙНОСТЬ развития. по простому, 9 беременных женщин не родят ребянка за 1 месяц, если их собрать в одной комнате.
.
При этом есть карамурзята, которые считают концепцию стабильностью еврейской уловкой "русофоба" Маркса, а Россия де способна ПЕРЕпрыгнуть через стадии.
.
ну что сказать. всех этих православных советистов надо уничтожать пуще либерастов, ибо они ВАЩЕ кладут на факты, и это страшо.
Re: Re: Re: Re: Просвещенный монах ПИССАТЕЛЬ
Фойеринг Борис написал 25.06.2014 20:12
Уважаемый?
Ваш коммунизм возможно построить только в деградируещем, высокоразвитом обществе (стаде) животных (человеков)!
.
Вам же ясно Маркс писал: социализм вырастает эволюционно, мирно из капитализма! Коммунизм скорее построят в Швеции, социализм там уже есть!
А вы все еще бредите какими-то классами, изобретаете некие способы построения вашего сосализма на манер некоего Sergo с его безденежной распределиловкой посредством брюквообмена!
Не лечитесь! Это не лечится!
Что есть человек?
Ларионов В.В. написал 25.06.2014 19:48
Человек -это не разновидность животного, а то что отличает его от животного. С этих позиций подходил к исследованию человека К. Маркс. У Маркса это были орудия труда, которыми животные в принципе пользоваться на постоянной основе не могут. Применяя подход Маркса к исследованию инстинктов и исходящих из них потребностей в психологии, не трудно заметить, что у животных потребности существуют как вещь в себе. Животное не может управлять своими потребностями, потребности управляют животным. Лишь один человек может осознавать свои потребности и при необходимости управлять ими, а врожденные инстинкты осознавать и ограничивать усилиями своей воли. Таким образом неразрешимой проблемы потребностей в будущем общественном устройстве не существует.
А коммунизм возможен?
Alex написал 25.06.2014 19:15
Если коммунизм устроен по принципу "от каждого по способностям, каждому по потребностям"?
Не хотелось бы уходить в глубокие дебри.
Есть первичные потребности человека: в еде, в крыше над головой, в одежде, в лечении - в общем. без чего не выжить в принципе. Если обеспеченоглавное право в обеспечении элементарных потребностей -- в принципе, это разве не коммунизм? Коммунизм не должен быть уравниловкой!
Если каждому гарантировано и бесплатно будут обеспечены крыша над головой (хотя бы в форме койко-места в общежитии), базовый "социальный набор" из 3-разового питания в "социальной столовой" и в одежде, чтобы не замерзнуть -- это уже значит, что основы коммунизма построены. А остальное -- за плату, которую ты себе можешь позволить. В зависимости от степени своих способностей и своего развития, всоего вклада в развитие государства, и в зависимости от возможностей государства удовлетворять дополнительные потребности...
Re: Народное щастье
просвещенному народу! написал 25.06.2014 17:14
устраивает )) приступайте!
Re: Re: фантомас (25.06.2014 15:43)
фантомас написал 25.06.2014 17:11
[i]ваша формулировка "народного счастия" не верна, переформулируйте[/i]
.
Народное щастье - просвещенному народу!
Re: окский москаль (25.06.2014 15:46)
государственного соцпакета вообще нет написал 25.06.2014 17:08
если б не было, то Великопукина не было бы...
Re: фантомас (25.06.2014 15:43)
Да, маловато. написал 25.06.2014 17:06
следовательно, ваша формулировка "народного счастия" не верна, переформулируйте
Re: Налицо очевидный прогресс: нужны оказывается не только программисты Вассермана,
фантомас написал 25.06.2014 16:30
Насколько я понимаю, сейчас пока речь о принципах и целях.
Налицо очевидный прогресс: нужны оказывается не только программисты Вассермана,
Семен Сладков написал 25.06.2014 15:57
необходимо разобраться еще с кучей теоретических и практических проблемм. Например, проблемы качества,способы стимулирования инноваций. Даже ценообразование в плановой системе при безналичном советском рубле выглядело как анекдот: берется себестоимость и добавляется 15% на прибыль. Ну вот и завышели себестоимость дорогим и излишним материалом, контролировать эту деятельность было сложно. Утверждение, что все решат программисты и теория не нужна очень напоминает сентенцию мадам Простаковой из бессмертного "Недоросля" Фонвизина: "Зачем нужна география? Есть извлозчики! Скажите куда вас отвезти - они и отвезут!"
Re: Re: окский москаль (25.06.2014 15:10)
окский москаль написал 25.06.2014 15:46
государственный соцпакет-дает государство(список внизу)
КОРПОРАТИВНЫЙ соцпакет-"забота"капиталиста о работнике.
государственного соцпакета вообще нет!(список внизу)
вывод:у меня нет никаких обязанностей перед государством тк государство не выполняет свои.
Re: Re: Живешь сам
фантомас написал 25.06.2014 15:43
>>"маловато будет!"
.
Да, маловато. Потому я про просвещенных подданных и добавил, чтобы не получилось как со старухой из "сказки про рыбака и рыбке". При Брежневе так и получилось - старуха и разбитое корыто.
1 | 2 | 3 | >>
Опрос
  • Кому из начальников вы больше доверяете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss