70 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ КАРИКАТУРИСТА ВИТАЛИЯ ПЕСКОВА
Был такой очень известный и популярный советский художник-карикатурист – Виталий Песков, умерший в 2002 году. На днях исполнилось 70 лет со дня его рождения. Тем, кто уже не застал его карикатуры в "Литературной газете", должен быть знаком, как минимум, блестящий мультфильм 1980 года "Пиф-паф, ой-ой-ой!" по мотивам детской считалочки, где художник выступал режиссёром и постановщиком.
Один из сотрудников "Литературной газеты" вспоминал, как в 70-е годы к какому-то из официальных праздников его отрядили за рисунком к мэтрам советской карикатуры — группе Кукрыниксы (Куприянов, Крылов и Николай Соколов). И журналист с удивлением узнал из разговора, что титулованные художники внимательно следят за творчеством Пескова в "ЛГ", причём следят ревниво и даже неодобрительно. Один из "Кукрыниксов" во время беседы несколькими штрихами очень похоже изобразил на бумаге носатого человечка ("фирменный" образ Пескова) и ехидно спросил: "Кто это у вас там рисует?" И заметил, что в карикатурах Пескова видна "тенденция".
"Тенденция" у Пескова действительно была. Рассматривая его рисунки, либеральная аудитория "ЛГ" с удовольствием "отдыхала" от красной и всей официальной госидеологии, которая была неотделима от творчества тех же Кукрыниксов. Это было вполне либеральное, даже либерально-фрондёрское творчество. Как типичный можно привести известный рисунок Пескова с птицами, летящими в клетках:
Но советский либерализм Пескова, в общем-то, рос из того же общего корня, что и красная идея — из сочувствия и любви к "простому человеку". Именно таков его классический "носатый человечек", неловкий, неуклюжий, часто пьяный, но неизменно вызывающий у зрителя понимание и сочувствие. Как верно заметил кто-то в статье о Пескове в Вики: "Симпатии художника всегда на стороне этих нищих, неумелых, слабых, забитых людей. В своих карикатурах он продолжает тему русского искусства милосердия к маленькому человеку. Но бессловесность карикатуры дает возможность без перевода быть понятной в любой точке мира — везде есть такие же одинаковые богатые и бедные, властные и униженные, всесильные и слабые, презирающие и презираемые. Его можно назвать последователем Чарли Чаплина, персонажи которого также уморительны, но всегда вызывают любовь и сопереживание зрителей."
Постсоветский либерализм 90-х от этого своего гуманистического прошлого резко и решительно отрёкся, провозгласив всеобщий культ успеха, "удачи" (вспомним распространившееся, как чума или холера, прощальное приветствие — "удачи!"), если совсем просто — культ денег. И тут творчество Пескова оказалось, в общем-то, не ко двору. Его рисунки 90-х годов — в сущности, сплошной протест и обвинение против этой эпохи "победившего либерализма", оказавшейся гораздо более бездушной и безжалостной к "маленькому человеку", чем предыдущая. По-моему, одна из самых ярких карикатур Пескова этого времени — лежащий в постели пациент с трепетом спрашивает у врача: "Доктор, я жить буду?". Тот отвечает со скучающим видом: "А смысл?.." Одна эта картинка заключает в себе приговор целой эпохе...
Впрочем, о творчестве Пескова каждый имеет возможность делать собственные выводы.
|
|