Кто владеет информацией,
владеет миром

Духовность по-русски

Опубликовано 22.06.2009 автором в разделе комментариев 48

Духовность по-русски
Если вы живёте в России, и при этом вам более двадцати лет - вы наверняка слышали рассуждения о том, что в нашей стране, несмотря на все мерзости (существование которых никто и не отрицает) присутствует духовность. А вот на Западе этого нет - там, напротив, сплошная бездуховность и погоня за наживой. И ведь этим рассуждениям не год, не два - они были в ходу ещё в империи Романовых.

Лишь недавно, в ходе обсуждения истории российской девочки из Португалии Саши Зарубиной-Циклаури, я встретил текст, в котором понятие духовности было выражено во всей полноте: Многочисленные защитники "светлого" португальского будущего русской девочки счастье человека по-иному, чем в срезе материального благополучия и не представляют. А вдруг Божья воля такова, что от тонкого движения души, вызванного русским лугом, березками, лучом света, проходящим через дыру на чердаке деревенского дома, в девочке раскроются удивительные таланты. А в благополучной португальской семье она станет "всего лишь богата".

Собственно наша традиционная духовность - не что иное, как поиск доброго в дурном - и, тем самым, оправдание дурного через доброе. Дикие условия жизни? Пьющая мать? Дощатый сортир? Зато - берёзки и луч солнца, раскрывающий таланты (ну или не раскрывающий - тут уж, сами понимаете, гарантии, нет).

Чтобы понять смысл русской т.н. духовности, обратимся к её истокам. В принципе, первые наброски на эту тему можно найти уже у Гоголя, в «Выбранных местах из переписки с друзьями» (особенно - в письме о нелёгкой доле помещика на Руси). Но подробного развития темы духовности в то время (в крепостнической николаевской России) не было и быть не могло. Если старое, сословное общество стоит крепко и ему ничто не угрожает - подобная идеология просто не нужна.

Здесь я должен попросить у читателя прощения за то, что слишком часто ссылаюсь в статье на классиков русской литературы. Но что же делать? В России девятнадцатого века общее направление мысли задавала именно литература, и деться от этого было некуда. Да, собственно, и в двадцатом веке наблюдалась та же картина - лишь сейчас мы стали постепенно избавляться от этого наваждения.

Итак, подлинным отцом-основателем русской духовности по праву следует считать Достоевского. Первым из его романов, которые принято считать великими, было «Преступление и наказание». Это - 1860-е годы, неустойчивая эпоха после отмены крепостного права, когда старая сословная система России «поплыла» и грозила обернуться лавиной. Только тогда в стране по-настоящему возник спроси на охранительную идеологию. И, в соответствии с законами рынка, он не замедлил родить предложение.

Итак, 1866 год, «Преступление и наказание». Здесь Достоевский создал самый жуткий и омерзительный образ во всей русской литературе - Семёна Мармеладова. Нет, омерзителен он не потому, что вконец опустился, что пропивает деньги своей семьи, что из-за него дочь вынуждена торговать собой. Это обычная слабость, разве что доведённая до крайности, она может вызывать антипатию, осуждение, но не омерзение. Мармеладов гнусен тем, что сам упивается, наслаждается своим падением и своей низостью. Наверное, можно вообразить и большее скотство, но мне это не удалось.

Вспомните тот момент, когда мадам Мармеладова в отчаянии бьёт супруга, а тот кричит: "И мне это в наслаждение!". Может быть, это хоть смехотворное, но наказание как-то смягчает муки его совести? Но вряд ли - это было бы уж слишком не по-мармеладовски. Скорее это увеличивает его мазохистское упоение своей низостью. Кстати, если бы Мармеладов спьяну буянил, лупил жену и орал на детей, то вовсе не внушал бы такого инфернального ужаса. Обычное пьяное быдло, которое и ведёт себя соответственно - что с него взять? А ведь он, в сущности, неплохой человек -  и от этого всё выглядит по-настоящему кошмарно.

Собственно, знакомство с Мармеладовым и толкает окончательно Раскольникова на убийство. Он осознаёт, что лучше быть злодеем, убийцей, грабителем - только не Мармеладовым. И это убийство - не то чтобы бунт против мармеладовской жизни, но хотя бы попытка убежать от неё.

До этого момента получалась просто епическая сила. А вот Сонечка ставит всё с ног на голову. Она - естественное порождение не только Мармеладова, но и мармеладовщины. И она, жертвуя собой, одухотворяет этот гнусный мир. С её помощью автор делает то, на что не имел морального права: оправдывает Мармеладова. Получается, мармеладовщина не так уж омерзительна, если смогла породить Сонечку. Вот он, первоисток пресловутой духовности, всё остальное только жалкие подражания. И она, святая проститутка, пожертвовавшая собой ради ближних, совершает преступление (по моим, разумеется, понятиям) - доказывает, что Раскольников был неправ, пытаясь уйти от мармеладовщины через преступление, что лучше быть Мармеладовым, чем убийцей. Отец с дочерью - орёл и решка, инь и ян, они невозможны друг без друга. Сонечка мешает нам осудить и проклясть Мармеладова, в том числе и Мармеладова в себе.

Приглядимся, кстати, к Сонечке повнимательнее. Жила она в трущобном аду, и поди ж ты - отправилась на панель, чтобы спасти семью. А живи она в приличном доме, носи платья от кутюр и музицируй - так бы и не просияли её нравственные достоинства. Стало быть, трущобный ад нужен. Вот вам альфа и омега русской духовности. Не нужно бороться с окружающей мерзостью, ведь в ней, если вглядеться, столько всего замечательного, высокого и светлого.

Вспомним, что практически одновременно с Достоевским жил и творил Чарльз Диккенс. Между этими двумя писателями много общего, и не случайно. Оба они жили в сходных обществах, переживавших переход к индустриализму - со всеми вытекающими. Оба они довольно правдиво изображали язвы капиталистического общества на этом этапе (разве что в случае с Диккенсом приходится делать скидку на викторианскую деликатность).  При этом оба автора придерживаются в целом традиционного взгляда на жизнь, сформированного христианством (кстати, Диккенса в этом смысле позднее продолжил и развил Честертон).  Но что говорит своим читателям Диккенс? Между строк у него так и читается: «Вот в каком дерьме мы живём. Надо бы его разгрести - как вы считаете, леди и джентльмены?». В произведениях же Достоевского (классического Достоевского, начиная с «Преступления и наказания») мораль совершенно иная: «Вот в каком дерьме мы живём. Зато в душе у нас есть что-то ну очень этакое». Ну а ради «чего-то этакого» (правда, чего именно - не очень понятно) можно и окружающую мерзость потерпеть.

Позднее эту мысль развил Дмитрий Мережковский, причём так, что это стало, фактически, пародией на Достоевского. Раскрываем его роман «Пётр и Алексей», читаем: «- Ну вот то-то и есть! - проговорил он с таким выражением в лице, какого я еще никогда у него не видела.- Мудры вы, сильны, честны, славны. Все у вас есть. А Христа нет. Да и на что вам? Сами себя спасаете. Мы же глупы, нищи, наги, пьяны, смрадны, хуже варваров, хуже скотов и всегда погибаем. А Христос Батюшка с нами есть и будет во веки веков. Им, Светом, спасаемся!». Получается и смех, и грех. Что характерно, никому из этих писателей не пришла в голову простая мысль:  а нельзя ли жить с Христом, но при этом без свинства? Или, если мы вымоемся, прилично оденемся, постараемся быть лучше варваров и скотов, и даже попробуем поменьше пить - Христос Батюшка обидится и уйдёт? А если да, то нужен ли такой Христос?

В прошлом десятилетии такая позиция была популярна разве что у крайних традиционалистов из правой оппозиции. Но настали путинские времена - и о русской духовности заговорили уже вполне официальные охранители (в наибольшей степени это относится к периоду после 2004 года, когда борьба с возможностью «цветной революции» стала чуть ли не главной национальной задачей). И сегодня всякого, кто заговорит о «духовности», поднимут на смех - но сами эти разговоры не прекратятся.

А потому, прежде, чем употребить это слово - просто вспомните, что оно на самом деле означает.



Рейтинг:   3.30,  Голосов: 20
Поделиться
Всего комментариев к статье: 48
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
ПРОЧИТАЛ ОТЗЫВ ИСТАРХОВА О"МЕРТВОЙ ВОДЕ"
И МАЛОСТЬ ОХРЕНЕЛ написал 22.06.2009 01:23
"Кроме силы необходима и КРАСОТА. Жиды хорошо разбираются в силе. И у них есть сила. Но у них не было, нет и никогда не будет КРАСОТЫ. Не будет ни по генетическим, ни по религиозным причинам."-------------------А зачем им своя красота они русскую(которой все еньше)используют для своих нужд,ведь у них сила,а значит"кошка сьела мышку".Сила нужна,но только со справедливостью,а справедливый и благородный сильный,ради собственной шкуры честного слабого не обидит,а Истархов в своем отзыве защищает этих чудовищ(современных успешных буржуинов 10-20%из которых не чудовища).И не хрена они не своим умом заработали,но своей подлостью,тольуо 20% смекалкой.А на Петрова не надо гнать,я с ним 50% не согласен,но мужик он нафоне маклеров-шмаклеров купи продай,очень даже умный и разбираться в компьютерных системах обслкживающих космические полеты это те чебуреки в тошниловках печь.Если Петров не олигарх это не значит,что он глуп.
Постмодернист издевается над нашей культурой
Владимир Е. написал 22.06.2009 01:14
Какая гадость! А раньше мне статьи данного "аффтара" даже вроде как бы нравились...
ПРОЧИТАЛ ОТЗЫВ ИСТАРХОВА О"МЕРТВОЙ ВОДЕ"
И МАЛОСТЬ ОХРЕНЕЛ написал 22.06.2009 01:11
Истархов хваля буржуинов(честных из которых 10-20%)почемуто забывает упоминать,что капитал(на примере капитализмов СНГ это отчетливо видно),часто накапливаеться спомощью подлости,например с помощью торговли накротой,взяточничества,сутенерства,обмана и.т.д,но по истархову это назывыаеться"кошка сьела мышку".Тоесть в получаеться морали нет,нравственности нет,справедливости нет.А как жить!?Жить как Шамиль Басаев!?С автоматом спать!?Как он вобще себе представляет общество без тормозов,он что чечню времен полевых командиров хочет.
НА МИНУТУ
ПРЕДСТАВИМ написал 22.06.2009 00:55
ЧТО НЫНЕШНЯЯ ВЛАСТЬ действительно от бога.Тоесть благодая богу они на верху,а порядочные и скромные внизу.Тоесть они(власть)добились своего положения в борьбе.Как я уже писал большинство русских,особенно молодежь эту власть ПОДДЕРЖИВАЕТ(на подсознаетльном уровне).Я не буду говрить кто быдло,так как РЕАЛЬНО не знаю кто прав(мне кажеться,что я).Время покажет,кто прав.Если благодаря этой власти РФ будет процветать,то власть права и лвинная доля народа,если народ и РФ полностью деградирует и обнищает,то народ был не прав поддерживая эту власть и следовательно полностью заслужил своего положения.Вобщем посмотрим.
(без названия)
dimka написал 22.06.2009 00:51
Мармеладовы никуда не делись.. зайдите в любой пролетарский район. Мармеладовы, Сонечки.. Везде. Нифига не изменилось. Знаете почему люди перестали читать Русскую классику? Стыдно видеть в героях себя! Гоголь к примеру. Страшный человек. Узрел и описал Русский характер. Русскую духовность.. Как на ладони. Препрарировал для плебса. Читайте и смейтесь!
ВОТ ЧТО ОБ СОЦ .НЕРАВЕНСТВЕ
ПИШЕТ ИСТАРХОВ написал 22.06.2009 00:46
"А я говорю: «Кошка поймала и съела мышку». Кошек от мышек разделил не Глобальный Предиктор, а сам Всевышний. Вот именно так устроен этот мир. И это естественно и это хорошо."------------------------Истархов в своей критике о КОБ,описывая буржуинство как класс считает,что если человек богатый=умный,бедный=дебил,кошка сьела мышку.Тоесть если к Истархова (просто пример не более)шлепнут и происвоят его имущества это будет "ошка сьела мышку".Чтож я конечно с истарховым не согласен,так как я понимаю отличие человека от безмозглово животного.
И ТАК
КАК написал 22.06.2009 00:41
----------------------
(без названия)
Миша написал 22.06.2009 00:40
Правильная статья. Властям всегда выгодно, чтобы население было глупое, нищее, пьяное. Такими проще командовать. А все эти "великие русские писатели" всего лишь придворная обслуга и холуи у очередного "царя-батюшки". Эти писаки гадят в головы людей, а говорят, что это "божья роса".
<< | 1 | 2 | 3
Опрос
  • Кому из начальников вы больше доверяете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss