Кто владеет информацией,
владеет миром

Духовность по-русски

Опубликовано 22.06.2009 автором в разделе комментариев 48

Духовность по-русски
Если вы живёте в России, и при этом вам более двадцати лет - вы наверняка слышали рассуждения о том, что в нашей стране, несмотря на все мерзости (существование которых никто и не отрицает) присутствует духовность. А вот на Западе этого нет - там, напротив, сплошная бездуховность и погоня за наживой. И ведь этим рассуждениям не год, не два - они были в ходу ещё в империи Романовых.

Лишь недавно, в ходе обсуждения истории российской девочки из Португалии Саши Зарубиной-Циклаури, я встретил текст, в котором понятие духовности было выражено во всей полноте: Многочисленные защитники "светлого" португальского будущего русской девочки счастье человека по-иному, чем в срезе материального благополучия и не представляют. А вдруг Божья воля такова, что от тонкого движения души, вызванного русским лугом, березками, лучом света, проходящим через дыру на чердаке деревенского дома, в девочке раскроются удивительные таланты. А в благополучной португальской семье она станет "всего лишь богата".

Собственно наша традиционная духовность - не что иное, как поиск доброго в дурном - и, тем самым, оправдание дурного через доброе. Дикие условия жизни? Пьющая мать? Дощатый сортир? Зато - берёзки и луч солнца, раскрывающий таланты (ну или не раскрывающий - тут уж, сами понимаете, гарантии, нет).

Чтобы понять смысл русской т.н. духовности, обратимся к её истокам. В принципе, первые наброски на эту тему можно найти уже у Гоголя, в «Выбранных местах из переписки с друзьями» (особенно - в письме о нелёгкой доле помещика на Руси). Но подробного развития темы духовности в то время (в крепостнической николаевской России) не было и быть не могло. Если старое, сословное общество стоит крепко и ему ничто не угрожает - подобная идеология просто не нужна.

Здесь я должен попросить у читателя прощения за то, что слишком часто ссылаюсь в статье на классиков русской литературы. Но что же делать? В России девятнадцатого века общее направление мысли задавала именно литература, и деться от этого было некуда. Да, собственно, и в двадцатом веке наблюдалась та же картина - лишь сейчас мы стали постепенно избавляться от этого наваждения.

Итак, подлинным отцом-основателем русской духовности по праву следует считать Достоевского. Первым из его романов, которые принято считать великими, было «Преступление и наказание». Это - 1860-е годы, неустойчивая эпоха после отмены крепостного права, когда старая сословная система России «поплыла» и грозила обернуться лавиной. Только тогда в стране по-настоящему возник спроси на охранительную идеологию. И, в соответствии с законами рынка, он не замедлил родить предложение.

Итак, 1866 год, «Преступление и наказание». Здесь Достоевский создал самый жуткий и омерзительный образ во всей русской литературе - Семёна Мармеладова. Нет, омерзителен он не потому, что вконец опустился, что пропивает деньги своей семьи, что из-за него дочь вынуждена торговать собой. Это обычная слабость, разве что доведённая до крайности, она может вызывать антипатию, осуждение, но не омерзение. Мармеладов гнусен тем, что сам упивается, наслаждается своим падением и своей низостью. Наверное, можно вообразить и большее скотство, но мне это не удалось.

Вспомните тот момент, когда мадам Мармеладова в отчаянии бьёт супруга, а тот кричит: "И мне это в наслаждение!". Может быть, это хоть смехотворное, но наказание как-то смягчает муки его совести? Но вряд ли - это было бы уж слишком не по-мармеладовски. Скорее это увеличивает его мазохистское упоение своей низостью. Кстати, если бы Мармеладов спьяну буянил, лупил жену и орал на детей, то вовсе не внушал бы такого инфернального ужаса. Обычное пьяное быдло, которое и ведёт себя соответственно - что с него взять? А ведь он, в сущности, неплохой человек -  и от этого всё выглядит по-настоящему кошмарно.

Собственно, знакомство с Мармеладовым и толкает окончательно Раскольникова на убийство. Он осознаёт, что лучше быть злодеем, убийцей, грабителем - только не Мармеладовым. И это убийство - не то чтобы бунт против мармеладовской жизни, но хотя бы попытка убежать от неё.

До этого момента получалась просто епическая сила. А вот Сонечка ставит всё с ног на голову. Она - естественное порождение не только Мармеладова, но и мармеладовщины. И она, жертвуя собой, одухотворяет этот гнусный мир. С её помощью автор делает то, на что не имел морального права: оправдывает Мармеладова. Получается, мармеладовщина не так уж омерзительна, если смогла породить Сонечку. Вот он, первоисток пресловутой духовности, всё остальное только жалкие подражания. И она, святая проститутка, пожертвовавшая собой ради ближних, совершает преступление (по моим, разумеется, понятиям) - доказывает, что Раскольников был неправ, пытаясь уйти от мармеладовщины через преступление, что лучше быть Мармеладовым, чем убийцей. Отец с дочерью - орёл и решка, инь и ян, они невозможны друг без друга. Сонечка мешает нам осудить и проклясть Мармеладова, в том числе и Мармеладова в себе.

Приглядимся, кстати, к Сонечке повнимательнее. Жила она в трущобном аду, и поди ж ты - отправилась на панель, чтобы спасти семью. А живи она в приличном доме, носи платья от кутюр и музицируй - так бы и не просияли её нравственные достоинства. Стало быть, трущобный ад нужен. Вот вам альфа и омега русской духовности. Не нужно бороться с окружающей мерзостью, ведь в ней, если вглядеться, столько всего замечательного, высокого и светлого.

Вспомним, что практически одновременно с Достоевским жил и творил Чарльз Диккенс. Между этими двумя писателями много общего, и не случайно. Оба они жили в сходных обществах, переживавших переход к индустриализму - со всеми вытекающими. Оба они довольно правдиво изображали язвы капиталистического общества на этом этапе (разве что в случае с Диккенсом приходится делать скидку на викторианскую деликатность).  При этом оба автора придерживаются в целом традиционного взгляда на жизнь, сформированного христианством (кстати, Диккенса в этом смысле позднее продолжил и развил Честертон).  Но что говорит своим читателям Диккенс? Между строк у него так и читается: «Вот в каком дерьме мы живём. Надо бы его разгрести - как вы считаете, леди и джентльмены?». В произведениях же Достоевского (классического Достоевского, начиная с «Преступления и наказания») мораль совершенно иная: «Вот в каком дерьме мы живём. Зато в душе у нас есть что-то ну очень этакое». Ну а ради «чего-то этакого» (правда, чего именно - не очень понятно) можно и окружающую мерзость потерпеть.

Позднее эту мысль развил Дмитрий Мережковский, причём так, что это стало, фактически, пародией на Достоевского. Раскрываем его роман «Пётр и Алексей», читаем: «- Ну вот то-то и есть! - проговорил он с таким выражением в лице, какого я еще никогда у него не видела.- Мудры вы, сильны, честны, славны. Все у вас есть. А Христа нет. Да и на что вам? Сами себя спасаете. Мы же глупы, нищи, наги, пьяны, смрадны, хуже варваров, хуже скотов и всегда погибаем. А Христос Батюшка с нами есть и будет во веки веков. Им, Светом, спасаемся!». Получается и смех, и грех. Что характерно, никому из этих писателей не пришла в голову простая мысль:  а нельзя ли жить с Христом, но при этом без свинства? Или, если мы вымоемся, прилично оденемся, постараемся быть лучше варваров и скотов, и даже попробуем поменьше пить - Христос Батюшка обидится и уйдёт? А если да, то нужен ли такой Христос?

В прошлом десятилетии такая позиция была популярна разве что у крайних традиционалистов из правой оппозиции. Но настали путинские времена - и о русской духовности заговорили уже вполне официальные охранители (в наибольшей степени это относится к периоду после 2004 года, когда борьба с возможностью «цветной революции» стала чуть ли не главной национальной задачей). И сегодня всякого, кто заговорит о «духовности», поднимут на смех - но сами эти разговоры не прекратятся.

А потому, прежде, чем употребить это слово - просто вспомните, что оно на самом деле означает.



Рейтинг:   3.30,  Голосов: 20
Поделиться
Всего комментариев к статье: 48
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
(без названия)
Кандид написал 22.06.2009 21:43
Что касается настоящего еврейского быта - он далеко не такой "гламурный", как сейчас показывают в сериалах из еврейской жизни. От нравов настоящего еврейского местечка пробирает - хоть того же Бабеля прочитайте. Вот уж свинство, да еще со средневековым душком.Азия, настоящая дремучая Азия, а не одичавшая Европа, как у русских.
(без названия)
Натта написал 22.06.2009 21:36
Каждый выложил (или наложил)свое видение того, что хотел сказать Достоевский. Но явно читали только " про жидов".Хотя и там ничего особо страшного не сказано, а справедливого - много. Тут о русском народе успели больше гадостей наговорить. Все остальное - "бла-бла-бла" по поводу, что принято думать в определенных кругах по поводу Достоесвкого.Уже лет 100 что-то подобное пережевывают. Хоть бы раз что-нить новенькое выдумали.
(без названия)
Прохожий написал 22.06.2009 21:25
Как раз Достоевский по мере сил боролся со свинством. "Красота спасет мир". Хрестоматийное.А что касается героев Достоевского - автор явно тоскует по простым и прямолинейным героям советских времен, незатейливых как телеграфный столб. там уж все понятно - передовик производства, занимается общественной работой и думает, что дети берутся из колонии имени Макаренко. А с этими Мармеладовыми сам черт ногу сломит - то ли он положительный, то ли свин...
(без названия)
Прохожий написал 22.06.2009 21:16
Бред. Автор явно читал Достоевского последний раз в школе. А может и не читал, а просто сдул сочинение."Образ Сонечки Мармеладовой"... К сведению автора - Достоевский нашей духовностью нигде не похвалялся. Укажите конкретно , если вспомните. Ну где он сказал - "мы духовно богаче всяких там немцев"? Достоевский вообще сказал золотые слова - что материального богатства не бывает без богатства духовного. Прям в пику трындежу автора.Потому что читать надо классиков, а не заниматься отсебятиной.
(без названия)
Евгений написал 22.06.2009 20:32
Автору респект. 5 баллов. В чем то в статье можно поспорить (скажем о роли русской классической литературы. Среди ее персонажей не одни мармеладовы). Но в основном - в самую точку. Как же надоело оправдание собственного российского свинства какой то особой "духовностью"!
Все-таки в пъяной России раздаются отдельные трезвые голоса.
sergey1069 написал 22.06.2009 19:20
Жиды хорошо разбираются в силе. И у них есть сила. Но у них не было, нет и никогда не будет КРАСОТЫ.
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Ну да, у жидов нет красоты. И не будет. Вот мы, русские, народ великий. Кто может назвать еще какой российский народ, достойный такого прилагательного? Ну, например, великий татарский, чукотский или еще какой народ. А мы, русские, еще и народ Богоносец. И нет никакого другого Богоносного народа. Ни одного. И язык наш великий и могучий, в отличии от других 100 российских языков. И Русь святая. Вот Чечня, Татарстан не святые, а именно Русь святая. Так получилось. Ребята, надо все это прекратить и начать считать себя равными другим народам. В том числе и евреям.... И чем скорее, тем менее кровавым будет распад страны. Помните югославские безобразия? А в России чтоооооооооо бууууууууууудет....Ааааааааааааа
Достоевский все-таки был художником
Елена Анатольевна написал 22.06.2009 19:03
У Достоевского не было нужды формировать идеологию, удобную власти. Он мог бы вообще не писать, если б захотел, и не выслуживаться перед властями. Но как человек, безусловно одаренный, был движим, прежде всего, желанием реализовать себя. Он выплескивал на бумагу, все, мимо чего не мог пройти его внимательный взгляд настоящего художника. А этот взгляд не мог пройти мимо таких персонажей русской действительности как Мармеладовы, Раскольниковы, Свидригайловы, Мышкины, Рогожины, Опискины и т.д. и т.п. А еще он зарабатывал деньги своим творчеством (это известный факт).
Да и власть тогда передавалась по наследству, царь считался "божьим помазанником", поддерживался православной церковью и не нуждался в дополнительном удержании своего трона при помощи литературы, как идеологического института.
Другое дело власть советская, пришедшая насильственным путем. Она и нуждалась в своем удержании при помощи насилия, в том числе и над умами своих граждан. Вот тут-то и понадобилась идеология. Причем идеологии, отказавшейся от церкви, нужно было опереться на другие ценности традиционной культуры, например, на русскую классику. Попытки русских писателей разобраться в человеческих чувствах и переживаниях уже стали трактоваться в нужном для власти направлении. Тут и понадобился миф о русской духовности, которая была неким оправданием той скудости жизни, которую вынужден был вести наш народ, изможденный войнами, революцией, голодом, нищетой. Собственно, революционеры не знали другого русского народа, кроме как живущего в бедности, и не сумев (не пожелав) дать ему более сытой жизни, большевики предпочли найти в классике оправдание этой нищете в некой особенной духовности, якобы компенсирующей то свинство и безобразие, к которому всегда приводит перманентная нищета. Но, думаю, они как раз о причинно-следственной связи меньше всего задумывались, нужно было просто одурачить народ, успокоить, чтоб не роптал и поддерживал установившийся строй.
А приведенный автором в начале статьи текст, комментирующий историю российской девочки, не что иное, как попытка очередной обезьянки объяснять все происходящее с нашими соотечественниками с помощью заученных с детства фраз об особой русской духовности, да еще патриотизме - еще одном оружии советских идеологов.
Re: Дмитрию
sergey1069 написал 22.06.2009 19:00
Спасибо автору! Все-таки в пъяной России раздаются отдельные трезвые голоса.
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Только таки все таки и не более того. Доля трезво и честно смотрящих правде в лицо критически мало. Так мало, что гляди не гляди, а ход Истории, ее железную поступь не остановить. Что сие значит можно только оценить интуитивно....
А мочился ли Мармеладов в своем подъезде?
sergey1069 написал 22.06.2009 18:53
Мармеладов гнусен тем, что сам упивается, наслаждается своим падением и своей низостью. Наверное, можно вообразить и большее скотство, но мне это не удалось.
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Просто вы плохо искали. Видели ли вы стройный ряд граждан, идущих под плакатом "Мы русские и с нами Бог" ? Это те же Мармеладовы, но упивающиеся своей близостью к Богу при всем очевидном падении и гнусности бытия. А почему, спрашивает один чиновник, у вашего князя Олега такой короткий меч? Он что, им колбасу режет? Исправим, дорисуем, удлиним, отвечает художник, интерпритатор русской истории, певец духа, дайте только неделю сроку....
респект
Земляк написал 22.06.2009 18:16
Федосееву-респект! Интересный,молодой автор. Интересные публикации. С огромным удовольствием читаю Федосеева в ЖЖ! Вот жалко только побалакать о том о сем не судьба! А такбы зафрендил его и Черного.Но увы!
Re:
Иван написал 22.06.2009 17:13
Странно как-то! Автор - И.Федосеев утонченно, завуалированно оскорбляет русских, как нацию. Не подпадая под разжигание межнац. розни, он тихонько хихикает наблюдая как бараны, коими он считает росов (русских, укр, беларусов, да и прочие бывшие советские народы) с умным видом пытаются разобраться в этой дурно пахнущей мешанине слов.
Графу Балконскому
Геронда написал 22.06.2009 14:14
Уважаемый ... граф! Если вас не затруднит, дайте ссылочку на свои авторские публикации по обсуждаемой теме. Только не говорите, что их нет и не может быть, - ваш пост выдает вас с потрохами как неординарную личность, наделенную литературными талантами и не утратившую ценное свойство человеческой души, о котором всех нас здесь призывают вспомнить. Заранее благодарен.
РС. Если вдруг выяснится, что я ошибся по части м-мм... подозреваемых в вас одаренностей, или вы не сочтете возможным по какой-либо причине удовлетворить мою просьбу, я не буду в претензии, поскольку и без того ваш "простой но короткий" коммент дает много пищи для размышлений.
Еще раз спасибо
(без названия)
Дмитрий написал 22.06.2009 11:24
Спасибо автору! Все-таки в пъяной России раздаются отдельные трезвые голоса.
И хочу кое-что дополнить. Мифы о "русской духовности и западной бездуховности"
начали сочиняться в 1820-1830-xx гг. Сочиняя сказки о прекрасных качествах русской
крестьянской души, создатели патриотической мифологии преследоволи цель обосновать
необходимость законсервировать русское простонародье на вечные времена в полудиком
состоянии и, уж конечно же, сохранить навсегда крепостное право, чтобы ограждать
эту святую жизнь от новейших тлетворных (в особенности, конечно же иностранных!)
влияний. При этом желающих лезть в мужицкие избы, чтобы проверить утверждение
о святости жизни русских крестьян, среди ПАТРИОТИЧНЫХ ГОСПОД почти не нашлось.
Зато сразу нашлось много желающих оградить святую жизнь русских мужиков от НОВЕЙШИХ
ТЛЕТВОРНЫХ ВЛИЯНИЙ.
То же касется идеализации крестьянской общины, на которой сходились, казалось
бы такие антиподы, как Достоевский и Победоносцев с одной стороны, и Бакунин и Нечаев -
с другой. Как известно, община стремилась любой ценой сохранить имущественное равенство
своих членов; препятствую любой ценой обезземеливнию слабых элементов деревни, она
тормозила сильные, хозяйственные элементы: получалось равнение на худших. Но именно
РАВНЕНИЕ НА ХУДШИХ и нужно было дворянству! Понятно, что нищий, отсалый и невежественный
народ гораздо проще держать в рабстве.
Теперь немного собственно о Достоевском. В 1839 году во время полевых работ
его отец был убит собственными крепостными. Вот бы великому знатоку души человеческой
написать роман по такому сюжету! Но куда там! Гораздо приятнее ему было рассуждать
о Царьграде, о богоносных мужичках, о ничтожных полячишках и жидах, пьющих кровь
христианских младенцев...
Излюбленный тезис т. н. "русофобов" - "Россия - страна рабов". Но ведь то же
самое говорят и правоверные патриоты! Только для них рабская покорность, сон разума,
уродливое примирение с уродствами мира - это высший идеал, "русская духовность".
Если же Запад "бездуховен, заботится только о сытости о комфорте, то зачем ему
понадобилось запускать космический телескоп "Хаббл"? На этот вопрос никто из адептов
"русской дховности" ответа не давал. И вряд ли когда-нибудь даст.
(без названия)
Дальний написал 22.06.2009 09:36
Гоголь вообще сказал, что человек - самое мерзкое существо в мире. Следовательно, находидить в нем какие-то зародыши нравственности, явно безсмыссленно.
!!!
Старый Бушлат написал 22.06.2009 08:56
Гениальная статья! И очень полезная в нынешних условиях. Да, и на будущее - тоже.
"Мармеладная" духовность?
Сергей 58 написал 22.06.2009 06:20
Породила власть Раскольниковых?
Вот такой нынешний "гламур" преступлений без наказания?
(без названия)
Граф Балконский написал 22.06.2009 03:48
"...а нельзя ли жить с Христом, но при этом без свинства?" - можно, образование называется, чтоб быть - " Мудры, сильны, честны, славны". - дорожки посыпаны, хатки побелены, полки заполнены.
Все духовные тенезмы от неосознанки, даже социально благополучная Наташа Ростова терзалась, вот хочется чего-то, но даже это не пожрать, пос... или сексу а вообще непонятно чего хочется... ну там, полетать... если б..., ей повезло бы жить в наше время то на боинге или на аеробусе можно было бы полетать, хотя дороговато и боязно... на луну повыть что-ли?
Так со свинством взять и завязать а потом со скуки сдохнуть, все равно на билет на МКС всю жизнь работать не заработать, или может сразу без лишней суеты в затяжную депрессию впасть, если конешна все время не надо борьться за постоянно ускользающую более достойную чем элементарно свинячую жизнь?
Не, ну Я бы и повыл на луну если б..., это еще какой смысл имело кроме разрядки неосознанной внутренней напряженности, но не знаю под какой кроватью этот смысл искать.
И-и-и-и-и... ы-ы-ы-ы-ы-и-и-и-и-у-у-у-у-а-а-а-а-а-а...ам-м-м б... (повторить припев 3 раза) - по влиянию на индивидуальную духовность это заменяет 1000 мантр "Харе Кришна", примерно 10 минутный спич из отборного русского мата и частично "Отче Наш")
"Что характерно, никому из этих писателей не пришла в голову простая мысль: а нельзя ли жить с Христом, но при этом без свинства?" - мысль простая но коротковатая... а что... может индивидуальный терновый венец каждому на голову лучше будет смотреться на свинстве приодетом чем на русском голом? ...не знаю... не знаю... один китайский дурак сказал что - "чем хуже тем лучше"...???... что такое действительно хорошо есть вопрос крайне неопределенный... лучик света ли это в темном царстве падающий с крыши чердака или фейерверк с танцами на... Авроре - новой зорьке российского светлого будущего ??? Пока самому не попробовать так и не узнать. Канешна должна быть найдена сыворотка от вируса всеобщего свинячества, не вечно же от него кровопусканием при помощи тернового венца лечиться, однако и тот давно уже из пластика делают. Так что мысль не простая... нет... спорная.
Свинство и Христос скорей всего вообще неотделимы, одно отталкивается от другого но странным образом существует в каждом человеке, все дело лишь в пропорциях. Свинство в земной грязи, Христос с небес а вот пропорций идеальной Галатеи еще никто не достиг чтобы это чудо ожило в реальности потому что не нашли главную ось симметрии... да, она проходит там где существует слово - духовность, потерявшее свое определение и уже ничего не значащее на фоне экономического мышления, передового борца с формальным свинством, правда звоном своих шестеренок заглушающее тихий инстинкт духовности - совесть.
Re: НА МИНУТУ
ink написал 22.06.2009 02:44
дайте пожалуста сцылку где Вы писали про подсознательную поддержку (то же думаю-гадаю от куда такая хрень по факту в народе)
К СЛОВУ
Я СМОТРЕЛ ЛЕКЦИИ ПЕТРОВА написал 22.06.2009 02:25
И могу сказать,что несмотря на то,что я в 40-50% с Петровым не согласен,Петров производит впечатление человека далеко не глупого и говрить,что он глупее какогонибудь трубопроводного примитва это кощунство.
НЕТ НЕ НУЖЕН
----------------------- написал 22.06.2009 01:46
"Стало быть, трущобный ад нужен."---------------Нет не нужен.Общество должно жить в достатке и этот достаток должен неукоснительно расти с ростом ломами сто машин, русскиеэкономики,но и олигархи не нужны.Так,как общество может быть двух вариантов,одна большая семья со своим кодексом чести и морали или"кошка сьела мышку"(истархов уповая на природу видно не знает,что например у волков в стае нет олигархов,самый сильный возмет ровно столько сколько нужно его организму,чтобы нормально прожить,он не станет портить мясо,только чтобы не досталось соседу,там,семья,клан).Русские выродяться и подохнут потому,что у них"кошка сьела мышку".Националисты думают и гадают почему это,как чуть что чечены или армяни чуть,что собирают 100 машин ломом подпоясаным,а русские и 10 человек собрать толком не могут,потому,что у них"кошка сьела мышку"и.т.д.
<< | 1 | 2 | 3 | >>
Опрос
  • Как часто вы перерабатываете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss