Кто владеет информацией,
владеет миром

Социальные революции и политические перевороты

Опубликовано 20.04.2014 автором Сергей Шевченко в разделе комментариев 33

Социальные революции и политические перевороты

ВВЕДЕНИЕ

 

Социальные революции, политические перевороты и войны - это ключевые моменты мировой истории и истории любого государства, которые определяют и характер следующих за ними эволюционных периодов развития. Революции и перевороты имеют свои внутренние и внешние причины, логику развития и могут быть прогрессивными или регрессивными. Они могут быть либо "локомотивами истории", движущими государства вперёд, либо "маневровыми поездами истории", отгоняющими составы (государства) на запасной путь или в тупик.

 

Прогрессивные революции и прогрессивные перевороты решают возникшие в обществе проблемы в интересах народа и способствуют позитивному развитию общества (растёт экономика; повышается уровень жизни народа; повышается социальная справедливость; растёт мораль; расцветает наука, образование и культура).

 

Регрессивные революции и регрессивные перевороты не решают, а откладывают или добавляют и усугубляют существующие проблемы и, тем самым, направляют общество по ложному пути развития, что ведёт либо к деградации и новым переворотам и революциям, либо к гибели государства.

 

В данной статье, исходя из материалистического (марксистского) понимания исторического процесса, рассмотрены причины революций и переворотов, даны определения, приведены классификации революций и переворотов, приведены условия их успешной реализации, а также кратко описана история переворотов и революций в России. В завершении статьи сделаны оценочные выводы.

 

Прежде, чем перейти к теме статьи, скажем несколько слов о методологии.

 

МЕТОДОЛОГИЯ

 

Чтобы правильно понимать изменения, происходящие в обществе, например, исторический процесс, необходимо:

 

1) иметь понятийный аппарат, то есть иметь чёткие современные определения для основных понятий (государство, революция, переворот, реформы, эволюция и др.) и набор этих основных понятий должен быть полным;

 

2) иметь достоверные знания об исторических событиях и фактах;

 

3) уметь пользоваться формальной и диалектической логикой при выработке основных понятий и затем при выявлении связей, выстраивании логических цепочек, проведении классификаций, построении теорий, идентификации событий и прогнозировании.

 

Нельзя пользоваться устаревшими, расплывчатыми, неконкретными и неопределёнными понятиями, так как в этом случае всё превращается в пустомельство.

 

При исследовании реальных явлений, процессов и систем, применяя анализ и синтез (структурирование и конструирование), нельзя пользоваться усечённой логикой, так как это может привести к ложным выводам.

 

Существуют две опасности, две крайности: 1) оставаться догматиком и талмудистом, считать марксизм не руководством к действию, а застывшим учением - не корректировать старые понятия и не вводить новые, игнорировать новые знания и новые сущности в развивающемся обществе, 2) превратиться в радикального оппортуниста и ревизиониста, перевернуть всё с ног на голову, отказаться от всего рационального, что есть в марксизме и стать открытым или завуалированным защитником буржуазного строя.

 

Не впасть в эти крайности поможет только здравый смысл, логика и добрая воля.

 

МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

 

До возникновения марксизма во взглядах на развитие общества господствовал идеализм. Впервые основные принципы исторического материализма были сформулированы К.Марксом. Важнейший принцип - признание первичности материальной жизни общества (общественного бытия) по отношению к общественному сознанию. Из всего многообразия общественных отношений выделяются производственные отношения, как определяющие и главные. По отношению к средствам производства люди делятся на классы - на владельцев средств производства (эксплуататоров) и наёмных работников (эксплуатируемых).

 

Между классами возникает антагонистическое противоречие: противоречие между трудом и капиталом, между общественным производством и частным присвоением продуктов труда. Другими словами можно говорить о разделении общества на классы и о классовой борьбе. Естественное желание людей удовлетворять всё в большей и большей мере свои материальные и духовные потребности приводит к прогрессивному развитию общества. Развитие образования, науки и техники приводит к повышению производительности труда. В социальной сфере развитие происходит потому, что эксплуатируемое большинство борется за социальную справедливость, за частичное или полное перераспределение в свою пользу средств производства и произведенной ими прибавочной стоимости. В соответствии с уровнем требований, накалом борьбы, и возможностями, правящий класс может идти на уступки (реформы). Если уступки не удовлетворяют протестующих, то происходит социальная революция и сменяется правящий класс. Здесь следует отметить, что позитивное развитие общества происходит только в том случае, если эксплуатируемое большинство ведёт активную борьбу за расширение своих прав, если же оно ведёт себя как послушное стадо, которое регулярно стригут, кормят по минимуму или гонят на скотобойню, то никакого позитивного развития общества не происходит, и, более того, эксплуататоры наглеют и начинают отнимать у эксплуатируемых уже имевшиеся у них права. В последнем случае начинается регрессивное "развитие" общества. Пример - "развитие" РФ в последние 20 лет.

 

Теперь поговорим об этом немного подробнее.

 

ГОСУДАРСТВО

 

Определение. Государство - это особая форма организации общества, действующая на определённой территории (государственной территории), на которой проживает определённое население (граждане государства) и управление которым осуществляется централизованно (государственной властью) с помощью установленных правовых норм (законов) и идеологии.

 

Государство возникло на определённом этапе развития общества и общественных отношений (экономических, социальных) и с тех пор является главной управляющей системой и таковой, по-видимому, останется навсегда, а будут только изменяться и совершенствоваться его виды, формы и функции. Появление государства ускорило развитие производительных сил, социальных отношений, морали, науки, культуры.

 

Формы государственного правления:

 

-монархия (абсолютная, сословно-представительная, конституционная),

 

-республика (президентская, парламентская, смешанная).

 

Формы государственного устройства: унитарное государство, федерация.

 

Виды политических режимов:

 

-демократические (буржуазные, социалистические),

 

-антидемократические (аристократические, олигархические, авторитарные, тоталитарные).

 

Внутренние функции современного государства: экономическая, политическая, организационная, правовая, правоохранительная, социальная, образовательная, развитие науки и здравоохранения, содержание армии, экологическая.

 

Внешние функции современного государства: обеспечение национальной безопасности, развитие дипломатических отношений между государствами, развитие экономического и культурного сотрудничества, участие в решении глобальных проблем.

 

Государство исторически возникло как классовая организация политической власти меньшинства (эксплуататоров) над большинством (эксплуатируемыми). Поэтому классики марксизма-ленинизма, характеризуя буржуазное государство, указывали, что "Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчинённые классы" (В.И.Ленин) его надо сломать в процессе социалистической революции и заменить временно на государство диктатуры пролетариата.

 

СОЦИАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

 

Определение. Социальная революция - коренные, качественные и относительно быстрые изменения во всей социально-экономической структуре государства.

 

Изменяются: 1) политическая модель, 2) экономическая модель, 3) идеология,

 

4) правящий класс, 5) собственник средств производства (может совпадать с правящим классом), 6) элиты (экономические, политические, культурные).

 

При полноценной социальной революции происходит смена одного социально-экономического строя (формации) на другой. В истории известны:

 

1.Первобытно-общинный строй.

 

2.Рабовладельческий строй.

 

3.Феодальный строй.

 

4.Буржуазный строй.

 

5.Социалистический строй.

 

Смена строя в обществе может происходить как в прямом направлении (прогрессивные революции), так и в обратном направлении (регрессивные революции). Переход 1-2 не был революционным, так как общество тогда только формировалось, революционными были переходы 2-3, 3-4, 4-5, революционным также логично считать обратный переход 5-4 (гибель социалистического строя).

 

КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ

 

1.Феодальные революции (прогрессивные).

 

2.Буржуазные революции (прогрессивные).

 

3.Буржуазно-демократические (прогрессивные).

 

4.Социалистические революции (прогрессивные).

 

5.Национально-освободительные революции (прогрессивные).

 

6.Буржуазно-антисоциалистические революции (регрессивные).

 

Первые пять типов революций можно будет детально обсудить в отдельной статье, а о последнем шестом типе революций поговорим подробнее в данной статье.

 

Замечание о терминологии. Достаточно важным является вопрос о названии шестого типа революций, это вопрос о новом термине. Так как после этих революций установился дефективный, но, всё же, буржуазный строй, то это должно быть зафиксировано в названии. В этих революциях было существенно больше криминальной составляющей (воровская приватизация госсобственности, предательство своего народа), чем в буржуазных и буржуазно-демократических революциях, которые были прогрессивными для своего времени, поэтому это также следует зафиксировать в названии. Можно также отразить в названии и их регрессивный характер - отказ от социализма.

 

ПРИЧИНЫ ПРОГРЕССИВНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ

 

Причины классических прогрессивных революций, по мнению К.Маркса, в том, что "на известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или - что является только юридическим выражением последних - с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке".[1]

 

Прогрессивные революции происходят только при условии, если угнетаемый класс активно борется за свои экономические и политические права.

 

УСЛОВИЯ ПОБЕДЫ КЛАССИЧЕСКИХ ПРОГРЕССИВНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ

 

Приведём эти условия на примере социалистической революции в России:

 

1.Эксплуатируемые и угнетённые массы осознали невозможность жить по-старому и требуют изменения. (В.И.Ленин) [2]

 

2.Эксплуататоры уже не могут жить и управлять по-старому. (В.И.Ленин)

 

3.Должна существовать революционная партия, готовая взять власть.

 

4.Должна существовать новая идеология, привлекательная для народа и выраженная простыми и понятными лозунгами.

 

5.Внешнеполитическая обстановка должна быть благоприятной для взятия власти и совершения революционных преобразований. Это может быть - противостояние, война или кризис крупных держав. Иначе революция будет подавлена извне (интервенция).

 

6.У партии, которая взяла власть, должны быть силы (кадры), которые после разрушения старого, способны созидать новое - проводить революционные преобразования в идеологии, политике и экономике.

 

7.Народ должен поверить новой власти, защищать её и идти сознательно на жертвы и некоторые временные трудности.

 

Эти условия включают в себя условия успеха политического переворота (1-5, революционная ситуация) и условия успешного перерастания политического переворота в революцию (6,7).

 

БУРЖУАЗНО-АНТИСОЦИАЛИСТИЧЕСКИЕ РЕВОЛЮЦИИ

 

Определение. Буржуазно-антисоциалистические революции - это революции, в которых более прогрессивный социалистический строй сменяется буржуазным строем с примесью феодализма.

 

Эти революции регрессивны, и по отношению к предыдущим социалистическим революциям являются контрреволюциями.

 

После таких революций уровень демократии в обществе снижается, общество раскалывается по национальному и имущественному признаку, народ теряет социальные гарантии на труд, на бесплатное образование и здравоохранение.

 

Это новый вид революций, которые начались в последнее десятилетие ХХ века и происходили в период разрушения мировой социалистической системы и СССР.

 

В результате этих революций погибла социалистическая общественно-историческая формация (строй), и во многих государствах произошла смена социалистического строя на режимы, которые несут в себе черты ранних буржуазных государств, феодализма, сырьевых колоний и остатков социализма.

 

После этих революций страны в разной степени утратили свой экономический и политический суверенитет.

 

Можно выделить следующие виды этих революций:

 

1."Бархатные" революции (в странах Восточной Европы и Монголии, 1989-1991).

 

2.Буржуазно-Криминальные революции (РФ, Украина, 1991-1993).

 

3.Буржуазно-Феодально-Криминальные революции (Средняя Азия). Прыжок из социализма в полуфеодальные государства с элементами буржуазного строя: деградация экономики и социальной сферы; рост национализма и исламского религиозного мракобесия.

 

ПРИЧИНЫ БУРЖУАЗНЫХ АНТИСОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕВОЛЮЦИЙ

 

Приведём в качестве примера причины гибели СССР:

 

1.Отсутствовала научная модель социализма, поэтому было непонятно какие эволюционные реформы можно и следует проводить, а какие нельзя, так как они разрушат основы строя.

 

2.Устарела советская экономическая модель социализма. После 1960 года производство значительно усложнилось, и тотальная госсобственность и тотальное планирование уже не справлялись: росли дефициты продуктов, товаров и услуг. С ростом дефицитов росло и недовольство народа существующим строем.

 

3.Устарела коммунистическая идеология. В конечную цель - коммунизм к 1980 годам уже не верили ни рядовые граждане, ни лидеры, ни беспартийные, ни коммунисты.

 

4.Устарела политическая модель. Государство только по названию было советским, а на деле государством управляли не советы всех уровней, а коммунистическая партия (её верхушка) и после 1953 года управляла плохо. Партийная верхушка была вне контроля народа и рядовых коммунистов. В отсутствии страха репрессий и контроля со стороны народа началось быстрое вырождение правящей верхушки (КПСС, КГБ, ВЛКСМ, ВЦСПС).

 

5.Вырождение и перерождение партийных и государственных элит. Вместе с авантюристами и криминалом они решили сменить строй и лично обогатиться за счёт воровской приватизации госсобственности. Для реализации этих целей они затеяли "перестройку": дискредитировали коммунистическую идеологию, развалили советскую экономику, внушили народу лживые идеи, что частная собственность эффективнее государственной, а стихийный рынок лучше плана и сам всё отрегулирует.

 

6.Совпали цели по уничтожению социализма и реставрации капитализма у выродившихся элит и Запада.

 

7.Экономические и идеологические диверсии Запада и Холодная война способствовали гибели СССР.

 

ЭВОЛЮЦИЯ

 

Определение. Эволюция - относительно медленные качественные и количественные изменения в обществе (и природе) в пределах одного социально-экономического строя (формации).

 

Эволюция и революция - взаимосвязанные формы развития (изменения) природы и общества. Они могут быть как прогрессивными, так и регрессивными (ведущими к деградации и гибели системы). Согласно марксизму, смена формаций - это революция, и эволюционно невозможны переходы феодализм-капитализм, капитализм-социализм, социализм-капитализм. Такие переходы возможны только посредством революций.

 

РЕФОРМЫ

 

Определение. Реформы - конкретные изменения в различных сферах общественного устройства государства (идеологии, экономики, политики, армии, права, науки и т.д.)

 

По глубине изменений следует различать два типа реформ:

 

1) реформы, которые происходят на эволюционной стадии развития государства. Эти реформы проводит существующая верховная власть. При этих реформах не изменяются основы государства.

 

2) реформы, которые происходят непосредственно в период революционных преобразований в государстве. Эти революционные реформы проводит новая верховная власть. При этих реформах, собственно, и формируется новый строй, закладывается его фундамент.

 

Реформы при буржуазном строе могут быть прогрессивными (для народа).

 

"В результате напора снизу, напора масс буржуазия иногда может идти на те или иные частичные реформы, оставаясь на базе существующего общественно-экономического строя. Поступая так, она считает, что эти уступки необходимы в интересах сохранения своего классового господства. В этом суть реформ. Революция же означает переход власти от одного класса к другому. Поэтому нельзя называть какую бы то ни было реформу революцией. Вот почему не приходится рассчитывать на то, чтобы смена общественных строев могла произойти в порядке незаметного перехода от одного строя к другому путем реформ, путем уступок господствующего класса" (И.В. Сталин). [3]

 

Реформы при буржуазном строе могут быть и регрессивными (для народа).

 

Если снизу, со стороны народных масс нет ни напора, ни отпора, то автоматически сверху идёт напор буржуазии, и она проводит реформы выгодные для себя. Для народа такие реформы регрессивны. Примеры таких реформ - практически все реформы последних 20 лет в РФ (реформа прав собственности, новое трудовое законодательство, новое налоговое законодательство, пенсионная реформа, реформа образования, реформа здравоохранения, реформа науки и т.д.)

 

Реформы при социализме, теоретически, все должны были быть прогрессивными, но таковыми они не были. Всё зависело от того, умные или глупые руководители были при власти и добрые или злые намерения они имели. Реформы выродившихся элит в процессе "Перестройки" (1985-1990) вполне можно классифицировать как вредительские.

 

Замечания: 1) нельзя путать два существенно различных типа реформ. Эволюционными реформами невозможно, например, сменить буржуазный строй на социалистический, 2) нельзя подменять понятие "революция" понятием "реформа" или "смена курса", так как это вносит путаницу.

 

ВЗГЛЯДЫ РЕВИЗИОНИСТОВ НА ЭВОЛЮЦИЮ, РЕВОЛЮЦИЮ И РЕФОРМЫ

 

Смысл и соотношение понятий "развитие", "революция", "эволюция" и "реформы" очень важны и решаются различными направлениями в социологии по-разному. Не останавливаясь подробно на различных разновидностях ревизионизма, кратко напомним только взгляды Э.Бернштейна и К.Каутского.

 

Эдуард Бернштейн (1850-1932), немецкий социал-демократ, который "с середины 90-х гг. полностью порвал с марксизмом и выдвинул программу ревизии всех основных положений учения К. Маркса как якобы устаревших. Подменяя революционный марксизм реформизмом, он отстаивал заимствованные у буржуазных экономистов и философов идеи о мирной эволюции, социальной гармонии, превозносил буржуазную демократию, оспаривал положения К. Маркса о социалистической революции и диктатуре пролетариата как пути к социализму. К международному коммунистическому движению и к Советской России относился крайне враждебно".[4]

 

Карл Каутский (1854-1938), один из лидеров и теоретиков германской социал-демократии и 2-го Интернационала, идеолог центризма; вначале марксист, затем ренегат. После ревизионистского выступления Э.Бернштейна включился в борьбу с ним. Книга Каутского "Бернштейн и социал-демократическая программа" (1899) сыграла, в общем, положительную роль в борьбе с ревизионизмом, но обходила вопрос о ревизии Бернштейном марксистского учения о государстве и диктатуре пролетариата. После 2-го съезда РСДРП (1903) поддерживал меньшевиков. Реформистской была выдвинутая им ультраимпериалистическая теория, рисовавшая ложную перспективу наступления новой фазы мирного развития капитализма и изживания его противоречий. Сеял пацифистские иллюзии, по существу отрицал неизбежность пролетарской революции. Октябрьскую социалистическую революцию встретил враждебно, выступал против установления диктатуры пролетариата, в защиту буржуазной демократии. Отступничество Каутского от марксизма было разоблачено Лениным в работе "Пролетарская революция и ренегат Каутский" (1918). Современные правосоциалистические лидеры используют оппортунистические и ревизионистские взгляды Каутского для обоснования реформистской политики". [5]

 

Замечание. Оппортунисты и ревизионисты это не только деятели давно минувших лет, их полно и в современном левом движении в России. Наши современные российские оппортунисты и ревизионисты пока работают не открыто, а под прикрытием - на деле они верно служат новой российской буржуазии и предлагают небольшими реформами улучшить гнилой воровской режим, а на словах прикрываются именами классиков марксизма-ленинизма. Но это тема отдельного разговора.

 

 

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПЕРЕВОРОТ

 

Определение. Политический переворот - изменения в системе управления государством, происходящие с нарушением существующих юридических законов. При переворотах происходит смена главы государства и частичная или полная смена правящих элит, может также частично или полностью изменяться идеология правящей элиты.

 

По глубине изменений в системе управления государством можно выделить два типа политических переворотов:

 

1) перевороты, которые происходят на эволюционной стадии развития государства. При этих переворотах сменяются только лидеры государства (монархи, президенты, премьеры), частично сменяется правящая элита и идеология.

 

2) перевороты, которые происходят в период революционных преобразований в государстве. При этих переворотах, как правило, вначале сменяется политическая элита и её идеология, а затем происходят изменения экономической модели. Такие политические перевороты являются этапом социальной революции.

 

Политические перевороты чаще всего носят быстрый, внезапный и насильственный характер с различными по степени нарушениями существующих правовых норм и сопровождаются также насильственной и досрочной сменой лидера и правящей элиты. Однако истории известны случаи, когда политический переворот некоторое время готовит и затем проводит сама правящая элита, которая решила существенно сменить идеологию или даже тип государства.

 

Многие революции начинались с политических переворотов, например, в феврале 1917 г. и в октябре 1917 г. Но, следует ещё раз подчеркнуть, что политический переворот не обязательно переходит в революцию. Более того, многие политические перевороты, например все дворцовые перевороты, изначально не имеют цель перерастать в революцию и заговорщики планируют в рамках существующего строя только частичную смену элит, некоторые изменения идеологии и частичную смену собственника на средства производства, чтобы удовлетворить свои материальные и моральные амбиции.

 

Политические перевороты могут быть прогрессивными или регрессивными.

 

 

ПРИЧИНЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПЕРЕВОРОТОВ

 

Причины дворцовых переворотов: отсутствие чётких правил наследования престола, недовольство монархом, заговоры различных придворных группировок,

 

внешнее воздействие.

 

Причины политических переворотов, которые затем переходят в революции, - те же, что и причины социальных революций. Вначале надо взять политическую власть путём переворота (или мирным путём), а затем уже проводить радикальные революционные преобразования всего общества.

 

Причины партийных переворотов в СССР: отсутствие единого взгляда на пути построения социализма, недовольство лидером партии, заговоры различных партийных группировок, отсутствие внутрипартийной демократии.

 

 

"ЦВЕТНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ"

 

Определение. "Цветные революции" - это политические перевороты, происходящие в эпоху глобализации и осуществляемые продажными национальными элитами и зомбированной толпой, и проводимые по сценариям и при поддержке крупных геополитических игроков.

 

Глобализация: экономическая и финансовая (ТНК), культурная, информационная.

 

Внешняя поддержка: финансовая, политическая, организационная, информационная, военная.

 

Геополитические игроки: Запад, США, ТНК, ЛАГ, исламские радикалы.

 

Геополитические интересы: уничтожение экономического и политического суверенитета страны-объекта, получение источника сырья, получения рынка сбыта своих товаров, расширение зоны своего влияния, организация управляемой нестабильности.

 

Интересы народа при таких переворотах, как правило, только ущемляются.

 

"Цветные революции" - это перевороты, которые только имитируют революции и при которых тип режима либо вообще не изменяется, либо происходят некоторые изменения, присущие регрессивным революциям (например, возврат религиозного мракобесия).

 

В первом случае примерами являются:

-"Революция роз" в Грузии в 2003 г., (отстранение от власти Э.Шеварднадзе),

-"Оранжевая революция" на Украине в 2004-2005 г (приход к власти В.Ющенко),

-"Тюльпановая революция" в Киргизии в 2005 г. (отстранение А.Акаева).

 

Во втором случае примерами "цветных революций" могут служить события "арабской весны" (начались в 2010 году: Тунис, Египет и др.). Эти перевороты были регрессивными. Отметим, что в 2013 году в Египте произошёл новый политический переворот (контрпереворот к предыдущему), совершённый военными и при поддержке народа, который можно считать прогрессивным.

 

 

УСЛОВИЯ ПОБЕДЫ "ЦВЕТНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ"

 

"Цветные революции" - это политические перевороты, выполненные по новым технологиям, и для их успешной реализации необходим ряд условий:

 

1.Наличие политической нестабильности (экономические проблемы, выборы).

2.Слабость и нерешительность власти.

3.Зависимость представителей власти от внешних сил (иностранные счета, недвижимость за границей).

4.Сильное внешнее воздействие на страну (финансовое, информационное, политическое и военное).

5.Наличие оппозиционных политических движений.

6.Наличие новых привлекательных лидеров от оппозиции.

7.Временное объединение оппозиции для координации действий.

8.Сильная внешняя поддержка оппозиции.

9.Оппозицией образованы и действуют сетевые структуры, управляющие толпой.

10.Оппозицией отлажена манипуляция общественным сознанием через СМИ.

11.Наличие нескольких сотен хорошо обученных решительных "уличных бойцов".

12.Для решающего штурма необходимы сакральные жертвы, после чего режим объявляется кровавым и нелегитимным.

13.Удачно выбранные лозунги, символы и цвет, которые заменяют отсутствующую новую идеологию и объединяют разнородную толпу.

14.Пассивность, неорганизованность, страх и безразличие основной массы населения.

 

Подробнее о "цветных революциях" (переворотах) можно будет поговорить в отдельной статье, а сейчас уместно сделать "привязку" всего вышесказанного к российской истории - к политическим переворотам и революциям в России.

 

 

ДВОРЦОВЫЕ ПЕРЕВОРОТЫ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В XVIII веке

 

1725 - возведение на престол Екатерины I группировкой А.Д.Меншикова.

1727 май - возведение на престол Петра II Верховным тайным советом.

1727 сентябрь - "свержение" А.Д.Меншикова и отправка его в ссылку.

1730 - передача престола Анне Иоанновне, фактически стал править Бирон, началось засилие немцев.

1740 - свержение Бирона (который стал регентом при малолетнем Иване VI) группировкой Миниха.

1741 - возведение на престол Елизаветы Петровны.

1762 - возведение на престол Екатерины II и убийство Петра III.

1801 - убийство Павла I и возведение на престол Александра I.

 

Все эти дворцовые (государственные, политические) перевороты были удачными заговорами элит, опирались на поддержку гвардейцев, почти во всех переворотах было внешнее иностранное воздействие, народ в этих переворотах участия не принимал, целей свержения абсолютизма (смены строя) не было.

 

Отдельно следует упомянуть восстание декабристов 1825 года, которое, к сожалению, закончилось поражением. Это восстание могло бы стать политическим переворотом и буржуазной революцией, что полностью изменило бы дальнейший ход российской истории.

 

 

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПЕРЕВОРОТЫ В РОССИИ В XX веке

 

1907 - 3 июня, роспуск II Государственной Думы, новый избирательный закон.

1917 февраль. Отстранение Николая II от власти. Падение монархии.

1917 октябрь. Вооружённое восстание. Отстранение Временного правительства от власти, приход к власти большевиков и дальнейшее перерастание политического переворота в социалистическую революцию.

1924-1928 - приход И.В.Сталина к власти после победы во внутрипартийной борьбе за власть; отстранение и высылка Л.Д.Троцкого (1929).

1953 - приход Н.С.Хрущёва к власти, убийство Л.П.Берии, сокрушительный удар по коммунистической идеологии в 1956 году на XX съезде партии.

1964 - отстранение Н.С.Хрущёва от власти и приход Л.И.Брежнева.

1985 - приход к власти М.С. Горбачёва (перерожденца и предателя). Затеяна "перестройка" - разрушение идеологии, экономики и подготовка переворота и буржуазной революции.[6-8]

1991 - ГКЧП, это была неудачная попытка не допустить буржуазный политический переворот, смену строя и разрушение СССР.

1991 - приход к власти Б.Н.Ельцина (перерожденца и предателя), буржуазный политический переворот и буржуазная революция.

 

РЕВОЛЮЦИИ В РОССИИ В XX веке

 

1.Буржуазная Революция 1905-1907 гг.

Причины революции - не решённый земельный вопрос, тяжёлые условия жизни и труда рабочих, низкий уровень гражданских свобод.

Основные цели - передел земли в пользу крестьян, улучшение условий труда рабочих, расширение гражданских свобод.

Организаторы - эсеры, РСДРП, другие партии и организации.

Движущие силы - рабочие, крестьяне, интеллигенция, отдельные части армии и флота.

Политического переворота в начале революции не было, поэтому революция была не завершённая - не решён земельный вопрос (осталось основное противоречие); сохранилась абсолютная монархия, которая была ещё достаточно сильна.

Революция была прогрессивная - учреждена Дума, некоторое улучшение условий труда рабочих, расширение политических свобод (официально появились партии, профсоюзы). [9]

 

2.Буржуазно-Демократическая Революция (февраль 1917 г. - октябрь 1917 г.).

Причины революции - не решённый земельный вопрос, народ не хотел продолжения войны, экономический и политический кризис, тяжёлые условия труда рабочих, низкий уровень гражданских свобод.

Основные цели - передел земли в пользу крестьян, прекратить войну, улучшение условий труда рабочих, расширение гражданских свобод.

Организаторы - кадеты, октябристы, прогрессисты, эсеры, РСДРП.

Движущие силы - рабочие, солдаты, крестьяне, буржуазия, интеллигенция.

Политический переворот прошёл легко, перерос в революцию, но революции не удалось ликвидировать основные противоречия - выйти из войны, решить земельный вопрос, приостановить хаос и распад страны.

Революция была прогрессивная, но потерпела поражение, так как буржуазия оказалась слабой, нерешительной, она не смогла взять под контроль ситуацию в стране и потеряла власть. [9]

 

3.Социалистическая Революция (октябрь 1917 г.-1932 г.).

Причины революции - не решённый земельный вопрос, экономический и политический кризис, тяжёлые условия труда рабочих, народ устал от войны, недееспособность Временного правительства.

Основные цели - передел земли в пользу крестьян, прекратить войну, улучшение условий жизни и труда рабочих.

Организаторы - РСДРП (б), эсеры, анархисты.

Движущие силы - рабочие, солдаты, крестьяне, часть интеллигенции.

Политический переворот прошёл легко, перерос в революцию, и революции удалось ликвидировать основные противоречия - решить земельный вопрос, выйти из войны, приостановить хаос.

Революция была прогрессивная - установилась советская власть, провели национализации средств производства, приостановили распад страны и начали её восстанавливать (образование СССР), начали построение социализма.

Результат этой революции - СССР стал второй мировой супердержавой, выиграл три войны, запустил человека в космос. [9]

 

4.Буржуазно-Криминальная революция 1991-1993 гг.

Причины - старение модели социализма, вырождение элит, холодная война.

Цели, которыми обманывали народ, были - повышение эффективности экономики за счёт приватизации, увеличение количества и качества отечественных товаров, повышение социальной справедливости (цели не достигнуты, получили обратный результат - неэффективная сырьевая экономика, огромная социальная несправедливость).

Цели выродившихся элит, авантюристов и криминала были - захват власти, смена строя, личное обогащение за счёт воровской приватизации госсобственности (цели достигнуты).

Цели Запада по отношению к СССР были - уничтожить военного противника,

уничтожить мощную экономику, получить источник сырьевых ресурсов, получить новые рынки сбыта своих товаров (цели полностью достигнуты).

Организаторы революции - выродившиеся элиты КПСС, КГБ, ВЛКСМ и западные спецслужбы.

Движущие силы - глупая интеллигенция, выродившиеся элиты, криминал, доведённый до отчаяния и обманутый народ.

Ползучий политический переворот перешёл в революцию. Революция была регрессивной - установился полукриминальный, олигархический, экономически-неэффективный, социально-несправедливый, антинародный режим.

Последствия этой революции для страны - катастрофические. [9,10]

 

Замечание. Внешнее (иностранное) влияние было существенным в трёх последних революциях, но самым сильным оно было в последней Буржуазно-Криминальной революции 1991-1993 годов, причём иностранное влияние было сильным на всех стадиях - подготовки революции, проведения революции и в последующий период разрушительных реформ.

 

 

ВЫВОДЫ

 

1.Понятийный аппарат.

Для того чтобы правильно понимать исторический процесс необходимо иметь современные выверенные определения для основных понятий, иметь надёжные знания об исторических фактах и уметь пользоваться логикой.

 

2.Определение и классификация революций.

Социальная революция - относительно быстрые качественные изменения в государстве. Изменяются: политическая модель, экономическая модель,идеология, правящий класс, собственник средств производства, элиты.

Виды революций: феодальные, буржуазные, буржуазно-демократические, социалистические, национально-освободительные, буржуазно-антисоциалистические (регрессивные).

 

3.Определение и классификация политических переворотов.

Политический переворот - существенные изменения в системе управления государством, которые вызваны сменой главы государства, перестановками в правящих элитах, изменением идеологии правящей элиты.

По глубине изменений разделяются на два типа:

1) перевороты, которые происходят на эволюционной стадии развития государства и сменяются только лидеры государства, а также частично сменяется правящая элита и идеология,

2) перевороты, которые происходят в период революционных преобразований в государстве и являются этапом социальной революции. При этих переворотах, как правило, вначале сменяется политическая элита и её идеология, а затем происходят изменения экономической модели.

 

4. Реформы

Реформы - конкретные изменения в различных сферах общественного устройства государства (идеологии, экономики, образования и т.д.)

Следует различать два типа реформ:

1) реформы на эволюционной стадии развития, при которых не изменяются основы государства и которые проводит существующая (старая) верховная власть,

2) реформы, которые происходят непосредственно в период революционных преобразований и которые формируют новый строй. Эти революционные реформы проводит новая верховная власть.

 

5.Условия для свершения социалистической революции:

эксплуатируемые и угнетённые массы осознают невозможность жить по-старому и требуют изменения; эксплуататоры уже не могут управлять по-старому;

должна существовать революционная партия, готовая взять власть и проводить революционные преобразования в идеологии, политике и экономике;

должна существовать новая идеология, привлекательная для народа и выраженная простыми и понятными лозунгами; внешнеполитическая обстановка должна быть благоприятной для взятия власти и совершения революционных преобразований.

 

6.Условия для свершения "цветной революции" (переворота):

политическая нестабильность; слабость и нерешительность власти;

сильное внешнее воздействие (финансовое, информационное, политическое);

наличие оппозиционных политических движений и новых лидеров; эффективная манипуляция общественным сознанием посредством СМИ; эффективные сетевые структуры по управлению толпой; наличие обученных и решительных "уличных бойцов".

 

7.Политические перевороты и революции в России.

Перевороты:

-XVIII век, произошло 7 успешных политических (дворцовых) переворота.

-XIX век, один успешный политический (дворцовый) переворот (1801) и один неудачный (1825).

-XX век, период 1900-1917, было 3 политических переворота и 2 из них в 1917 г. перешли в революции.

-XX век, период 1918-1993, было 5 политических переворотов, и последний из них перешёл в регрессивную революцию.

 

Революции:

-Буржуазная Революция 1905-1907 гг.

-Буржуазно-Демократическая Революция (февраль 1917 г.- октябрь 1917 г.).

-Социалистическая Революция (октябрь 1917 г.-1932 г.).

-Буржуазно-Криминальная революция 1991-1993 гг.

 

В результате последней революции Россия получила неэффективную экономику, общество стало социально-несправедливым и возникло антагонистическое противоречие между трудом (трудящимися) и капиталом (ворами, олигархами, крупной буржуазией). А так как никаких лимитов на политические перевороты и революции в антагонистическом обществе нет и быть не может, то вполне вероятно, что список переворотов и революций в России будет в ближайшем будущем дополнен новыми событиями.


ЛИТЕРАТУРА 

[1] К. Маркс. К критике политической экономии. Предисловие. К. Маркс,

Ф. Энгельс, Собр. соч., изд. 2, т. 13, с. 7.

[2] В.И.Ленин, Крах II Интернационала, 1915 г., полн. собр., 5 изд., т.26, с.218. (революционная ситуация). (http://uaio.ru/vil/26.htm)

[3] И.В.Сталин, Беседа с Г.Уэллсом 23 июня 1934 г., полн. собр. соч., том 14.

(http://readr.ru/iosif-stalin-polnoe-sobranie-sochineniy-tom-14.html?page=1)

[4] Л.И.Гольман, "Бернштейн Эдуард", БСЭ.-1969-1978

(http://bse.sci-lib.com/article112956.html)

[5] Б.Г.Тартаковский, "Каутский Карл", БСЭ.-1969-1978

(http://bse.sci-lib.com/article060046.html)

[6] Шевченко С. Гибель СССР. ФОРУМ.мск 18.02.2013

(http://www.forum-msk.org/material/economic/9781888.html)

[7] Шевченко С. Гибель СССР: Предыстория. ФОРУМ.мск 19.02.2013

(http://www.forum-msk.org/material/economic/9781911.html)

[8] Шевченко С. Гибель СССР: убийство перестройкой. ФОРУМ.мск 04.04.2013

(http://forum-msk.org/material/society/9852108.html)

[9] Шевченко С. Четыре революции в России. Будет ли пятая? ФОРУМ.мск

17.05.2013 (http://forum-msk.org/material/society/9904378.html)

[10] Шевченко С. Буржуазно-криминальная революция в России. ФОРУМ.мск 16.04.2013

(http://forum-msk.org/material/society/9875164.html)



Рейтинг:   4.90,  Голосов: 70
Поделиться
Всего комментариев к статье: 33
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
Социальные революции - смена фаз, смена формаций (аналог - фазовый переход)
Сергей Шевченко написал 25.04.2014 17:12
prishelez (25.04.2014 13:37):
"Разъясните сам процесс фазовых переходов как революционный процесс".
.
Сделаю это обязательно, подробно, но не в комментариях, а в другой статье.
Государство
Сергей Шевченко написал 25.04.2014 16:32
prishelez (25.04.2014 13:37): "Если вывод Маркса и Энгельса об отмирании государства ошибочный, то: или ошибочен сам метод диалектического материализма, или диамат Маркс не использовал в полной мере? Но, ладно, допустим, ошиблись Маркс с Энгельсом, а Ленин?"
.
.
Скорее, вторая причина - "диамат Маркс не использовал в полной мере".
Напомню.
Внутренние функции современного государства:
-экономическая,
-политическая,
-организационная,
-правовая,
-правоохранительная,
-социальная,
-образовательная,
-развитие науки и здравоохранения,
-содержание армии,
-экологическая.
Внешние функции современного государства:
-обеспечение национальной безопасности,
-развитие дипломатических отношений между государствами,
-развитие экономического и культурного сотрудничества,
-участие в решении глобальных проблем.
.
Государство исторически возникло как классовая организация политической власти меньшинства (эксплуататоров) над большинством (эксплуатируемыми). Поэтому классики марксизма-ленинизма, характеризуя буржуазное государство, указывали, что "Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы" (В.И.Ленин) его надо сломать в процессе социалистической революции и заменить временно на государство диктатуры пролетариата.
Я не знаю, почему классики решили, что после диктатуры пролетариата социалистическое государство начнет отмирать, а не изменится его суть и функции, и оно будет развиваться и укрепляться.
Кто кроме государства будет реализовывать вышеперечисленные внутренние и внешние функции? Толпы народа? Это - глупость, утопизм и элементы анархии.
.
Нельзя воспринимать классиков, как пророков, изрекавших только одни вечные, абсолютные истины. Они были выдающимися людьми, но, как известно, людям свойственно ошибаться.
Когда, Ленин и Сталин после 1917 года перешли от теории к практике, то, по-видимому, они многое критически переоценили (например, отмена денег), особенно, Сталин. Но критиковать тогда было не своевременно.
-----------------
prishelez написал 25.04.2014 13:39
Далее. Отмирание государств постепенно идет по всей Европе. Законченная форма выражения государства это национальное государство. Нация это государственное сообщество, а вот Народ - нет. Народ это совокупность наций, совокупность государств, при котором, национальные границы каждого государства начинают постепенно растворяться, функции отдельного государства становятся общими функциями. В Европе идет процесс постепенного формирования европейского Народа.
В СССР, после революции шел ускоренный процесс формирования советского народа, национально разграниченного. Недочет политики советского руководства состоял в том, что новое советское сообщество они не утвердили как одно государственное сообщество. Размылись бы национальные границы, национальная территориальность обратилась бы в экономическую территориальность, закончилось бы политическое деление страны, образовались бы советские штаты, с независимой экономической политикой. Советский народ собственно уже негосударственный народ, государственным сообществом он был бы на мировой арене, это Экономическое сообщество, национально едино. Полномочия Центра в значительной мере передались бы таким штатам. Центр стал бы коммунистическим координирующим органом. Но, Москва не захотела делиться властью, а республики не захотели вечно быть подчиненными.
Далее. Отмена денег. Их и отменять не надо, так как классические деньги давно исчезли. Золото окончательно вышло из денег в стране, взамен денег остались потребительские товарные чеки, которые сохраняют статус денег. С классическими деньгами чеки роднит лишь сохранившийся золотой номинал (рубль, десять рублей...). А это говорит, что при социализме сохраняется товарная форма продукта. Советский продукт имеет товарный вид, но, сам натурально не является товаром, его можно натурально купить, но, невозможно натурально продать (натурально он бесплатный). Иными словами, советский продукт имеет Цену, но, уже не имеет натуральной Стоимости. Функция чеков иная, чем у денег, просто они двигаются по той же экономической траектории, что и деньги и поэтому мы чеки воспринимаем как деньги. Советский товар обладает технической стоимостью, трудность заключается в ее расчете. Техническую стоимость не выразишь натуральными единицами, она может выражаться только отрицательными числами. А для этого надо перейти на другой математический язык.
-----------------------
prishelez написал 25.04.2014 13:37
"С этим я не согласен. Если Вы изучали физику в школе и Вузе, то должны помнить, что существуют фазовые переходы и их несколько типов: происходят большие существенные изменения в системе при некоторых изменениях параметров (температуры, давления...). Аналог фазовых переходов в обществе - социальные революции. Эволюция и революция - два механизма развития.
-----------------------
Вот с этого места подробней, пожалуйста. Разъясните сам процесс фазовых переходов как революционный процесс.
------------------
Я думаю, что вывод Маркса и Энгельса об отмирании государства - ошибочный. А так как В.И. до октября 1917 года верил всему, что они говорили и писали, то он в своей работе "Государство и революция" пытался защищать этот тезис, их цитатами. В этой работе Ленин не написал последней главы, где должен был обобщить опыт и итоги революции. Я думаю, причин несколько - не было времени, болел, понял, что не все, что писали Маркс и Энгельс - абсолютная истина (например: отмирание государства, отмена денег, отмена регулярной армии). Было сообщение, что Сталин отрицал тезис об отмирании государства. Но доказывать истинность или ложность любых тезисов надо, опираясь на законы существования и развития общества, а не на цитаты.
-----------------------
Если вывод Маркса и Энгельса об отмирании государства ошибочный, то: или ошибочен сам метод диалектического материализма, или диамат Маркс не использовал в полной мере? Но, ладно, допустим, ошиблись Маркс с Энгельсом, а Ленин? Что значит "Ленин верил всему"? Ленин, в первую очередь, как марксист, являлся критическим аналитиком, иначе его работы ни гроша бы не стоили. Государство, как институт собственности, находит свое законченное выражение на капиталистической стадии. Дальше, с переходом на коммунистическую стадию, государство начинает отмирать. Государство как институт собственности исчезает, остается государство как институт права (полу-государство по Ленину). Из нас никто не жил в государстве как институте собственности, мы даже не знаем каково в нем жить, мы всегда жили в государстве как институте права. Просто мы инерционно воспринимаем институт права как институт собственности. (Продолжение выше)
На классиков надейся, но сам не плошай. Ответы Пришельцу.
Сергей Шевченко написал 24.04.2014 12:25
Уважаемый Пришелец, попробую ответить на некоторые Ваши замечания и возражения, приведенные в комментариях 24.04.2014 08:14-24.04.2014 08:20.
.
.
1."Сводить высшие общественные формы к низшим природным формам занятие бесперспективное, так как общественные процессы не приобретают форму природных явлений. Более того, спираль природного развития является замкнутой спиралью, а спираль общественного развития как раз незамкнута, что свидетельствует о необратимости общественного развития".
.
Я и не сводил общественные процессы к природным процессам, просто указал на некоторую аналогию. Теперь насчет развития общества по спирали. Считаю, что это сравнение неудачное, но за него все уцепились и понимают его в самом примитивном смысле и неправильно. Им лучше не пользоваться. Любое сравнение хромает, сравнение со спиралью хромает на обе ноги. Попробуйте сами конкретно опишите, что происходит на одном витке, сколько сделано витков и т.д. и Вы увидите, что получается чепуха.
.
2. "в природе нет революционных переходов".
.
С этим я не согласен. Если Вы изучали физику в школе и Вузе, то должны помнить, что существуют фазовые переходы и их несколько типов: происходят большие существенные изменения в системе при некоторых изменениях параметров (температуры, давления...). Аналог фазовых переходов в обществе - социальные революции. Эволюция и революция - два механизма развития.
.
3. "Значит Маркс, используя диалектический материализм, пришел к неверному выводу об отмирании государства. Тогда зачем использовать диалектический материализм как "руководство к действию"? Почему тогда и Ленин пришел к такому выводу, как и Маркс?"
.
Я думаю, что вывод Маркса и Энгельса об отмирании государства - ошибочный. А так как В.И. Ленин до октября 1917 года верил всему, что они говорили и писали, то он в своей работе "Государство и революция" пытался защищать этот тезис, их цитатами. В этой работе Ленин не написал последней главы, где должен был обобщить опыт и итоги революции. Я думаю, причин несколько - не было времени, болел, понял, что не все, что писали Маркс и Энгельс - абсолютная истина (например: отмирание государства, отмена денег, отмена регулярной армии). Было сообщение, что Сталин отрицал тезис об отмирании государства. Но доказывать истинность или ложность любых тезисов надо, опираясь на законы существования и развития общества, а не на цитаты.
.
4. "Если социалистический строй погиб, то какой образовался, автору надо дать подробное объяснение (не ссылаясь на природу)".
.
Такое объяснение я давал уже в нескольких статьях, например, статью можно найти в поисковике сайта Форум.мск, набрав Буржуазно Криминальная Революция.
---------------------
prishelez написал 24.04.2014 08:20
7. "Более прогрессивный строй обратно не обращается в менее прогрессивный строй, социалистический строй обратно не становится буржуазным строем. Просто социалистический строй исчерпал самого себя"
События 1991-1993 опровергают Ваше утверждение. Социалистический строй (формация) погиб и на его место пришел новый строй, явно не коммунизм.
-----------------------------
Если социалистический строй погиб, то какой образовался, автору надо дать подробное объяснение (не ссылаясь на природу).
--------------------------
prishelez написал 24.04.2014 08:18
4. "что марксизм это руководство к действию, а тут "государство останется навсегда". Разве Маркс, используя диалектический материализм, не пришел к выводу, об исчезновении государства".
Именно потому, что я рассматриваю марксизм как руководство к действию, а не как набор абсолютных истин, зафиксированных на бумаге 100-150 лет тому назад, я и пришел к выводу, что тезис об отмирании государства был ошибочен, и государство будет существовать до тех пор, пока существует человечество.
------------------------
Значит Маркс, используя диалектический материализм, пришел к неверному выводу об отмирании государства. Тогда зачем использовать диалектический материализм как "руководство к действию"? Почему тогда и Ленин пришел к такому выводу, как и Маркс? Ларец открывается просто: бюрократии как воздух нужна "теория" о вечности государства, а значит о незыблемости ее господствующего положения. При капитализме бюрократия занимала подчиненное положение с самими капиталистами, при коммунистическом строе бюрократия исчезает. Только при социализме она является единоличным господином и поэтому крайне заинтересована в вечности социализма. Социализм 1,2,3...n...n+1. "Мы строили не тот социализм, а вот сейчас будем строить правильный социализм, второй социализм" - приблизительно так рассуждает красная бюрократия. Когда рухнет и второй социализм, бюрократия возьмется строить третий социализм. К счастью ходить по кругу общество не позволит бюрократии и просто скинет ее господство.
------------------
prishelez написал 24.04.2014 08:14
1. "Выражение прогрессивная революция это - маслено. Любая революция прогрессивна, так как революция это качественное обновление".
Я так не считаю. Аналог Социальной революции (смена формации, фазы) в неживой природе - фазовый переход, например, плавление\кристаллизация\. Этот фазовый переход может происходить как в прямом, так и в обратном направлении. Для того чтобы определить прогрессивные или регрессивные эти изменения, надо выбрать критерии. Автоматически приписывать всем социальным революциям прогрессивность, на мой взгляд, - ошибка.
Качественные обновления также могут быть регрессивными, например, Вы выкинули старые уже не модные башмаки, и обновили их на новые, которые через день развалились. Прогрессивное обновление?
-------------------------
Сводить высшие общественные формы к низшим природным формам занятие бесперспективное, так как общественные процессы не приобретают форму природных явлений. Более того, спираль природного развития является замкнутой спиралью, а спираль общественного развития как раз незамкнута, что свидетельствует о необратимости общественного развития. Будущее может принимать форму прошлого, но, никогда содержательно. Иными словами, на примере природных явлений не объяснить общественные явления. Да и революция – понятие общественное, в природе нет революционных переходов.
Ответы Пришельцу
Сергей Шевченко написал 23.04.2014 15:09
Уважаемый Пришелец, спасибо за подробный разбор статьи, попробую ответить на некоторые Ваши замечания и возражения.
.
1."Выражение прогрессивная революция это - маслено. Любая революция прогрессивна, так как революция это качественное обновление".
Я так не считаю. Аналог Социальной революции (смена формации, фазы) в неживой природе - фазовый переход, например, плавление/кристаллизация. Этот фазовый переход может происходить как в прямом, так и в обратном направлении. Для того чтобы определить прогрессивные или регрессивные эти изменения, надо выбрать критерии. Автоматически приписывать всем социальным революциям прогрессивность, на мой взгляд, - ошибка.
Качественные обновления также могут быть регрессивными, например, Вы выкинули старые уже не модные башмаки, и обновили их на новые, которые через день развалились. Прогрессивное обновление?
.
2. "Между классами возникает антагонистическое противоречие..."
Это цитата Маркса, если Вы с ней не согласны, то четко сформулируйте свою точку зрения по этому вопросу.
.
3."Государство это особая форма организации общества..."
Как ни странно, нет единого общепринятого определения 'государства'.
В моем определении слово 'особая' несет смысл - одна из форм, выделенная форма, одна из главных форм и т.д. Слово это опустить можно, но не желательно. Ведь существует множество форм - профсоюзы, политические партии...
.
4. "что марксизм это руководство к действию, а тут "государство останется навсегда". Разве Маркс, используя диалектический материализм, не пришел к выводу, об исчезновении государства".
Именно потому, что я рассматриваю марксизм как руководство к действию, а не как набор абсолютных истин, зафиксированных на бумаге 100-150 лет тому назад, я и пришел к выводу, что тезис об отмирании государства был ошибочен, и государство будет существовать до тех пор, пока существует человечество.
.
5."автор вперемежку использует и политическую революцию и социальную"
Я вообще не использую понятия "политическая революция", мне кажется, что оно и не нужно, можно обойтись и без него, достаточно ввести и определить понятие "политический переворот".
.
6. "Социальная, правовая революция отличается от политической революции тем..."
Вы попробуйте, если считаете необходимым, дать вначале определения этих трех понятий, а уже потом указывайте на отличия между этими понятиями.
.
7. "Более прогрессивный строй обратно не обращается в менее прогрессивный строй, социалистический строй обратно не становится буржуазным строем. Просто социалистический строй исчерпал самого себя"
События 1991-1993 опровергают Ваше утверждение. Социалистический строй (формация) погиб и на его место пришел новый строй, явно не коммунизм.
.
8. "статья С.Шевченко выдает в нем обычного энциклопедиста, прилежно изучившим словарные истины. Все, что он написал, еще подошло бы к началу двадцатого века".
Энциклопедист - это комплимент, энциклопедистом я, к сожалению, не являюсь. Если Вы думаете, что я прилежно полазил по источникам, выписал определения и некоторые цитаты и изложил все это в своей статье, то Вы ошибаетесь.
Уважаемый prishelez! Ваши комментарии заслуживают уважения
Петя1 написал 23.04.2014 12:51
Уважаемый prishelez!
Где можно почитать, поизучать Ваши теоретические труды?
С уважением, Петя1.
-------------------------
prishelez написал 23.04.2014 11:19
(Окончание). " Определение. Буржуазно - антисоциалистические революции это революции, в которых более прогрессивный социалистический строй сменяется буржуазным строем с примесью феодализма".
--------------------------------
Более прогрессивный строй обратно не обращается в менее прогрессивный строй, социалистический строй обратно не становится буржуазным строем. Просто социалистический строй исчерпал самого себя, он окончательно бюрократизировался и вследствие приватизации раскололся. Это говорит о конце социализма как строя. Соц.строй это правовой строй, должностная иерархия; буржуазный строй это имущественный строй, Собственная иерархия. Каким видом собственности обладает человек, таково его место в строю. На главном, первом месте стоит финансовая буржуазия, на втором месте стоит промышленная буржуазия, на третьем - сельская буржуазия, на четвертом месте стоит буржуазия физических сил - пролетариат. Пролетариат тоже относится к типу буржуазных классов, при социализме пролетариат исчезает.
Теперь, чтобы директор завода стал собственником своего завода, частным собственником, надо сам завод, как субъект общественной собственности отделить от всей общественной собственности. Это нужно, чтобы рассчитать его индивидуальную товарную стоимость. Но, чтобы рассчитать его индивидуальную товарную стоимость, надо прежде рассчитать товарную стоимость всего национализированного государственного хозяйства. Это невозможно осуществить и этим никто заниматься не будет, цена такой стоимости - бесконечность. И раз если взялись рассчитывать натуральную стоимость всего народного хозяйства, то потребуются соответствующие натуральные меры – золотые монеты. Если, допустим, директор захочет выкупить (натурально купить) завод у него должны быть натуральные деньги иностранного происхождения. Иначе выкуп за государственное золото государственного предприятия выкупом не является. Вот привез бы в свое время Ходорковский вагон, скажем, американского золота, то да, он бы смог бы выкупить месторождение нефти (если бы еще государство рассчитало натуральную стоимость этой нефти). Тогда бы Путин уже не смог бы произвольно отнять частную собственность Ходорковского. Это бы расценивалось как акт агрессии против независимого собственника (читай в дела отдельного государства). Поэтому обратить соц.строй в буржуазный строй экономически не представляется возможным. Но, соц.строй и кап.строй роднит одно, право на собственность является достоянием отдельной общественной группы. Не при социализме, не при капитализме Право не является общественным достоянием.
С исторических позиций, мы с феодальной стадии развития сразу перешли на коммунистическую стадию. Поэтому если и возможен возврат к предыдущему строю, то сразу к феодальному. Буржуазной стадии развития у нас никогда не было, у нас капитализм существует только в виде Формации (коммунистическая стадия, социалистический строй, буржуазная формация - три в одном).
Вся статья С.Шевченко выдает в нем обычного энциклопедиста, прилежно изучившим словарные истины. Все, что он написал, еще подошло бы к началу двадцатого века.
----------------------------
prishelez написал 23.04.2014 11:15
"Условие победы классических прогрессивных революций:................
3). Должна существовать революционная партия, готовая взять власть".
-----------------------
Партии это политические организации, призванные уничтожить государственный строй, то есть партия это необходимый инструмент политических переворотов, революций. Когда партия становится государственной, законной партией, то есть становится своей противоположностью, то она, практически, перестает быть политической организацией и обращается в бюрократический клуб. Как государственная организация бывшая партия или партия по названию, призвана уже защищать сложившийся государственный строй. Со времен СССР сложился бюрократический строй, представляющий собой должностную иерархию. Такой строй ни одна партия уничтожать не будет, каждая партия просто стремится возглавить этот строй. Любая компартия представляет собой должностную иерархию и ей нет смысла уничтожать государственную иерархию. Строй компартия может лишь видоизменить. Да и за один призыв уничтожить государственный строй со всеми его представителями любая компартия не выберется из тюрьмы. (Продолжение следует).
--------------------------------
prishelez написал 23.04.2014 11:12
Социальная, правовая революция отличается от политической революции тем, что политическая революция ставит вопрос о собственности, тогда как полная социальная революция как коммунистическая революция, поставит вопрос о праве на собственность. Собственность и право на собственность отличаются друг от друга как, скажем, частная собственность и частное право на собственность.
Политической революции, ставящей вопрос о собственности, больше не будет, этот этап уже пройден. Свержение господства олигархии достигается путем демократического переворота, который, в зависимости от обстоятельств, может принять форму, вид политической революции. Тот ТИП собственности, который появился вследствие национализации, остался неизменным. Меняется лишь ФОРМА собственности, в зависимости от того, в чьих руках право.
Право не происходит от собственности, так как право зарождается и формируется в системе производства. Выйдя за ворота производства, приняв общественную юридическую форму оно, собственно и станет называться правом и с появлением государства становится его функцией. В Собственности Право находит свое законченное воплощение, свою реальную форму выражения. В Советском Союзе национализации натурально подверглись земли, леса, реки – моря, заводы, рабочие руки, деньги. Все эти виды собственности соединились между собой как натуральные товарные стоимости. Получили всеобщую натуральную собственность. Национализация это способ выведения натуральных объектов из товарного состояния. Каждый натуральный объект становится субъектом всеобщей натуральной товарной стоимости, ее неотъемлемой частью. Стоимость тогда становится одинаковой, равной стоимостью. Стоимость перестает быть индивидуальной стоимостью. Что рабочие руки, что деньги, что природные тела: железо, уголь, золото, все эти субъекты природы стали натурально равностоимостными. Равная стоимость приобретает значение нулевой стоимости. Натурально все в Советском Союзе стало бесплатным. Категория –Стоимость- переместилась из натурального состояния в техническое, искусственное состояние. Расчет технической стоимости экономисты проводить не умеют и они проводят технический расчет как естественный расчет. Так появляется видимость, что в СССР – Россия, все по-прежнему натурально продается. На эту видимость в свое время попался и Сталин, который утверждал, что в СССР действует закон стоимости, хоть и ограниченно. И поэтому, кстати, бюрократия не покупает рабочую силу, не оплачивает рабочим стоимость их физических сил, это сила достается бюрократии бесплатно. Бюрократия оплачивает рабочим стоимость их профессиональных, технических способностей, но, по цене простых физических усилий, по цене рабочей силы. Так появляется иллюзия, что рабочий и при социализме продает свою рабочую силу. В этом и заключается главный экономический секрет бюрократии. В основе ее экономического могущества лежит неравноценный обмен.(Продолжение выше)
----------------------
prishelez написал 23.04.2014 11:10
7). "Социальная революция - коренные, качественные и относительно быстрые изменения во всей социально-экономической структуре государства. Изменяются политическая, экономическая модели, идеология."
-----------------------------
По всей статье видно, что автор вперемежку использует и политическую революцию и социальную. Термин "социальный" произошел от слова "общественный", но, слово "социальный", оторвавшись от своего корня, изменило свое значение. Такое всегда бывает со словами, они постепенно приобретают иное значение. Слово "социальный" означает "правовой". Социальная революция - правовая революция. И она, действительно, как пишет автор, может быть полной или неполной. Более того она как неполная она принимает различный вид: бархатная революция, оранжевая революция, революция роз... Полная правовая революция это изъятие у бюрократии государственного права и передача его трудящимся, что, во-первых, приводит к расформированию государственного строя, к концу господства бюрократии и обращение государственной собственности в личную собственность трудящихся (но, до этого немного далековато). Поэтому российская бюрократия, независимо от окраса, независимо от партийной принадлежности (ЕР, ЛДПР, КПРФ, РКРП, КПСС, СР...), с глухой враждебностью смотрит на все эти виды правовых революций. (Продолжение выше)
-------------------------
prishelez написал 23.04.2014 11:06
6). " Формы государственного устройства: унитарное государство, федерация."
------------------------
Существует три вида Федерации:
1. Экономическая федерация - Регионы
2. Бюрократическая Федерация - Штаты (мечта московской бюрократии, Путина и Медведева)
3. Политическая Федерация - Республики.
Перейти к экономической федерации многонациональное государство не может, для этого надо привести национальные сообщества к одному сообществу.
------------------------------------
"Виды политических режимов:
--демократические (буржуазные, социалистические)
-- антидемократические (аристократические, олигархические, авторитарные, тоталитарные)
Слово "режим" в обществе означает "правопорядок". При коммунистическом строе, например, не будет политического режима, потому что не будет правопорядка. Право станет всеобщим, равным, формальным правом. А вот неравенство прав и влечет неизбежно за собой соответствующий данному неравенству вид режима. Вследствие неравенства прав все режимы не демократичны, реакционны. (Продолжение следует)
-------------------
prishelez написал 23.04.2014 11:02
4). "Государство ...является главной управляющей системой и таковой, по-видимому, останется навсегда, а будут только изменяться и совершенствоваться его виды, формы и функции. Появление государства ускорило развитие производительных сил, социальных отношений, морали, науки, культуры".
--------------
Тут автор противоречит сам себе. В свое статье он утверждает, что марксизм это руководство к действию, а тут "государство останется навсегда". Разве Маркс, используя диалектический материализм, не пришел к выводу, об исчезновении государства. Да и управление не обязательно должно быть государственным управлением. Например, в Советской Республике, управление революционной бюрократии еще не носило государственный, принудительный характер по отношению к рабочим. Государственный характер управления осуществлялся по отношению к свергнутым классам. Это потом, бывшая революционная бюрократия, сосредоточив все права на общественную собственность в своих руках, отделившись от рабочей массы, ради сохранения своего господства, труд сделала принудительным.
И государство не ускоряет развитие производительных сил, наоборот, стремясь сохранить неизменными, сложившиеся производственные отношения, оно "государство" затормаживает развитие производительных сил в промышленности и в общественном производстве – науке, культуре.
----------------- 5). "Формы государственного правления:
-- монархия….
--- республика…."
---------------------
Монархия это не форма, а способ гос.управления. Единоначалие вот монархическая форма гос.управления. А единоначалие встречается во всех исторических государствах. (Продолжение выше)
-------------
prishelez написал 23.04.2014 10:57
3) "Государство это особая форма организации общества, действующая на определенной территории, на которой проживает определенное население (граждане государства) и управление которым осуществляется централизованно (государственной властью) с помощью установленных правовых норм (законов) и идеологии.
Более темного определения государства пожалуй и не найдешь. Весь упор сделан на слове «особая». Во-первых, если автор стремится дать определение государству, то определяемое государство слово должно быть поставлено в существительной форме, а не в форме причастия (особый). Иначе определение становится беспредметным. Во-вторых, слово "особый" ни о чем не говорит. "Особь" это биологический индивид, даже не человеческий. В общественном плане, слово "особый" бессодержательное понятие (это слово любил использовать Сталин для многозначительности).(продолжение выше).
-----------------
prishelez написал 23.04.2014 10:54
С.Шевченко пишет:
1)."Прогрессивные революции..."
================
Выражение прогрессивная революция это -маслено. Любая революция прогрессивна, так как революция это качественное обновление. А качественное устаревание достигается количественным путем, постепенно. Возврат к старым формам это как раз процесс эволюционный или, говоря языком физики, инерционный. Эволюционного поступательного развития не существует, природное эволюционное развитие это непрерывное перерождение. Общество инерционно не развивается, инерционно можно только скатываться.
2). "Между классами возникает антагонистическое противоречие: противоречие между трудом и капиталом, между общественным производством и частным присвоением продуктов труда."
Классы, в первую очередь, это экономические сообщества, занимающие различное место в системе производства. Между трудом и капиталом в системе производства нет антагонизма (непримиримости). Антагонизм появляется в политической сфере. Политическая форма борьбы пролетариата является антагонистической по отношению к государственной форме буржуазного класса. Между общественными и государственными группами, находящимися в стадии антагонизма, отсутствуют точки общих интересов, как внешние, так и внутренние. Сейчас антагонистические противоречия между правящими партиями (условно белыми) и оппозиционными партиями (условно красными) отсутствуют. Во внешнем курсе государства по отношению: к оккупации Крыма, фактически все компартии заодно с государством. Тоже самое по отношению к Чечне, к Сирии, к США, к НАТО, да и ко всей Европе. Расхождения более значительные во внутреннем государственном курсе. Но и здесь нет непримиримости. Все существующие партии и те которые образуются, образуются лишь различными ветвями бюрократии, которые ведут собственную между собой борьбу, выдаваемую за классовую. (Продолжение выше)
БЕЗЗАКОННИКУ ЗУХОВУ! Невежество искореняется изучением научных законов общего свойства.
Петя1 написал 22.04.2014 17:48
Уважаемый Зухов! Нельзя бахвалиться научным невежеством!
Вы пишите: "Социальные революции происходят не по каким-то, так называемым, объективным законам, которых как выясняется нет и быть не может",- все, что у Вас написано НЕВЕРНО!
А ведь Сергей Шевченко как раз и выстроил непротиворечивую систему понятий и определений для анализа социальной революции, что очень правильно и своевременно.
Например, не так давно я читал книгу Института Российской Истории о Крестьянской войне под руководством Е. И. Пугачевым. Так в этой книге Крестьянская война называлась по разному: бунт, восстания и народная война. Чему и кому было верить? Вопиющее невежество и не белее того, а ведь это профессиональные историки!
Законы общего свойства не только существуют, но их каждый грамотный человек должен изучить и правильно и своевременно применять в реальности.
Предлагаю Вам применить закон сохранения энергии к современному российскому обществу, и как только Вы его примените к общественным российским явлениям, то сразу Вам станет плохо, так как Вы увидите, что свободная энергия общества направлена в основном на аннигиляцию, а не идет на созидание и развитие Российского общества.
Опять же, уважаемый Зухов, если Вы примените закон инерции к социальным процессам Российского общества, то много и нового и существенного для себя почерпнете.
Уважаемый Зухов,не ленитесь и изучайте и для своей и общественной пользе научные законы общего свойства.
Уважение Сергею Шевченко за проделанный труд и по определению основных понятий и определений социальных революций, реформ, переворотов и иных определений.
Законы
Сергей Шевченко написал 21.04.2014 10:39
Зухов (21.04.2014 00:40):
"Социальные революции происходят не по каким-то, так называемым, объективным законам, которых как выясняется нет и быть не может. Все законы субъективны, вопрос лишь в определении этого субъекта часто невидимого. Поэтому, когда мы не можем определить субъект,тогда и возникают объектиные законы. Социальные революции так это уж точно действия субъектов"
.
.
Если в историческом процессе нет никаких объективных законов или закономерностей, то это печально. Я все-таки надеюсь, что они есть. Закономерности, действующие в обществе, делятся на несколько типов. Все они "работают" не "так жестко", как законы в неживой природе (закон Кулона, закон всемирного тяготения, закон Ома и т.д.) Но это тема отдельного разговора.
.
Что Вы, уважаемый Зухов, понимаете под словом субъект? Это - Бог, мировой дух или что-то другое?
1 | 2 | >>
Опрос
  • Как часто вы перерабатываете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss