Кинокомпания «Уорнер Бразерс» выпустила на российские экраны новый фильм братьев Вачовски «Vзначит Вендетта». Зарубежные критики назвали эту картину «самым странным (вариант самым скандальным Д.А.) фильмом года», что не помешало ей стать лидером американского проката, собрав только за первую неделю около 27 миллионов долларов. Прокатчики отмечают, что успех нового фильма Вачовски превзошел все ожидания. А это значит, что проблемы, поднятые в фильме интересны и важны для зрителя.
Обычно наши кинопрокатчики и кинокритики слепо следуют за своими американскими коллегами, но в данном случае реклама фильма в России, практически, отсутствует, а рецензии на него, мягко говоря, не соответствуют действительности. После просмотра фильма становится ясно, почему рекламщики и рецензенты предпочитают держаться от «Вендетты» подальше, но возникает другой вопрос: «Как вообще такое разрешили к показу в современной России?»
Фантастический, вроде бы, фильм начинается с титров: «Все имена и фамилии вымышлены, любые совпадения случайны». Увы, художники должны учитывать сегодняшние реалии, в том числе и возможность преследования по политическим мотивам. Рекламные плакаты представляют «Вендетту» как «Бескомпромиссное видение будущего от создателей трилогии «Матрица». Однако, гораздо важнее, что братьев Вачовски отличает бескомпромиссное видение настоящего. Мир будущего, показанный радикальными антиимпериалистами, «антибушистами» и противниками войны в Ираке братьями Вачовски, ужасен. И вдвойне он ужасен от его недвусмысленного и конкретного сходства с настоящим. Вообще, фильм поражает своей конкретностью и наглядностью. Рекламные слоганы с плакатов говорят сами за себя: «Народ не должен бояться своего правительства. Правительство должно бояться своего народа!» и «Свобода навсегда!»
Формально действие происходит в Англии примерно в 30-х годах XXI века. Но могло бы происходить и в России, и в США. В стране установлена жестокая диктатура военных, финансовых олигархов и церкви. Всякое инакомыслие исключается. За хранение, например, Корана, полагается смертная казнь. Все средства массовой информации сосредоточены в руках государства. Передачи государственного телеканала «BTN», обязательного для просмотра всеми жителями страны, двадцать четыре часа в сутки вещают о необходимости укрепления нравственности, государственной власти и единства для борьбы с террористической угрозой. «Сила в Единстве! Единство в Вере!» - плакаты с этим лозунгом развешаны на всех плоских поверхностях на улицах и в домах. Действует постоянный комендантский час. О судьбе остальных стран почти ничего не сообщается, известно только, что в США идет непрекращающаяся гражданская война, в которой стороны применяют друг против друга бактериологическое оружие. Для еще большего сходства с настоящим в фильме присутствуют аналогии с реальным миром министерство, занятое поисками «террористов» называется так же, как такое же министерство в США, уровень угроз определяется по цветовой шкале, а средства массовой информации запугивают граждан среди прочих напастей «птичьим гриппом». Да и диктатор Верховный Канцлер Адам Сатлер (актер Джон Херт) похож сразу на двух реальных государственных лидеров.
Как Англия дошла до такой жизни, становится ясно из «флэш-бэков» - модного в современном кинематографе приема, когда в фильме делаются вставки из событий, предшествующих основному действию. Нынешний диктатор, в прошлом глава одного из силовых министерств, пришел к власти в результате демократических выборов после серии терактов, шокировавших нацию, самый страшный из которых произошел в школе. Сначала Верховный Канцлер просто ограничил права и свободы граждан, при этом «виновники» терактов были довольно скоро пойманы и казнены, что укрепило доверие граждан к власти, а потом в руках правящей партии оказалась вся светская и духовная власть, и полный контроль над армией, финансами, информацией и идеологией. Необратимый процесс пошел были арестованы все коммунисты, профсоюзные активисты, мусульмане, просто активная интеллигенция и инакомыслящие. Их аресты показаны предельно правдоподобно - в квартиры врываются люди в форме и масках современных спецназовцев, разбивая в кровь лица женщинам и детям. Арестованным надевают на головы черные мешки точь-в-точь такие, как пленникам Абу-Грейб или Гуантанамо. Борьба с «терроризмом» продолжается до тех пор, пока в стране не устанавливается полная, тотальная диктатура, исключающая малейшее проявление инакомыслия. Арестованных отправляют в тюрьмы и концентрационные лагеря, самый страшный из которых - концентрационный лагерь Ларкхилл, где над людьми ставятся биологические эксперименты в духе фашистского профессора-палача доктора Менгеле. Тела погибших сбрасывают во рвы, посыпают известью и закапывают бульдозерами.
Единственный, кто пытается открыто противостоять диктатуре неизвестный Революционер, называющий себя «V». Его лицо скрыто под маской Гая Фокса, предводителя так называемого Порохового заговора неудачной попытки взорвать английский Парламент. После смерти королевы Елизаветы Iв 1603 году английские католики, в то время безжалостно притесняемые, надеялись, что новый король Яков Iбудет гораздо терпимее. Однако все произошло наоборот. Тогда группа молодых католиков-идеалистов решила взорвать английский Парламент. Сделать это планировалось 5 ноября 1605 года в этот день в Парламенте должен был выступать король. В подземелья Парламента было доставлено 36 бочек с порохом. Гай Фокс должен был сам непосредственно осуществить взрыв и при этом непременно погибнуть. Однако, кто-то до сих пор неизвестно, кто послал одному из приближенных к королю лордов анонимное письмо, в котором предупредил о готовящемся заговоре. Гай Фокс и его соратники были арестованы и после жестоких пыток прилюдно повешены. Со сцены их казни и начинается фильм. А через некоторое время Парламент принял закон, еще более ограничивающий права католиков. Многие историки считают, что сам Яков Iорганизовал «заговор» или, по крайней мере, не мешал заговорщикам для того, чтобы укрепить свою власть и, говоря современным языком, развязать политические репрессии против инакомыслящих. Тоже недвусмысленная аналогия с сегодняшним днем. Проходят века, меняются времена, а методы борьбы за власть остаются те же. Злоба, провокация, ненависть так и остаются «общечеловеческими ценностями». Пороховой заговор, поджог Рейхстага, расстрел Дома Советов Список можно продолжить.
Несмотря на то, что V играет Хьюго Уивиг, известный всему миру по роли Агента Смита в «Матрице», за весь фильм он так и не снимет маску. «У меня теперь нет другого имени, потому что на моем месте мог оказаться любой» - говорит Vпро себя. Позже выяснится, что для ношения маски есть и другие причины. Vбыл одним из заключенных Ларкхилла, где содержался в камере №5 (римское «V»). Он оказался единственным, кто выжил после экспериментов, его лицо и тело было изуродовано до неузнаваемости, однако в организме произошли мутации, в результате которых у него появились сверхчеловеческие сила, реакция и ум, что дало ему возможность бежать из лагеря. Его соратницей становится журналистка «BTN» Иви (Натали Портман), родители которой тоже погибли в Ларкхилле.
По ходу действия фильма выяснится, что страшные теракты, в том числе и теракт вшколе, с которых началось установление диктатуры, были подготовлены и осуществлены не казненными «террористами», а людьми из ныне правящей партии, причем при непосредственном участии нынешнего Верховного Канцлера.
Кульминация фильма настоящее народное восстание, революция, когда огромная толпа людей в масках Гая Фокса берет штурмом Вестминстер очень напоминает штурм Зимнего дворца в 1917 году, с той лишь разницей, что в кино никто не погибает. Солдаты так и не получают приказа стрелять по восставшим, поскольку Vуспел ликвидировать Верховного Канцлера и его подручных. Финальная сцена фильма под музыку Чайковского тысячи людей снимают маски, и среди счастливых лиц мы видим всех погибших, расстрелянных, замученных в концлагерях. «Свобода навсегда!» Что будет дальше неизвестно. «Я лишь хочу дать людям надежду остальное они сделают сами!» - говорит V.
Нужно отметить, что несмотря на мрачность и бескомпромиссность сюжета, в фильме почти нет жестокого натурализма, а от рук Vне погибает ни один случайный обыватель только представители режима. В отличие от «Матрицы», фильм не перегружен спецэффектами и заумными разговорами, но при этом оставляет сильнейшее впечатление. Почему-то большинство российских критиков утверждают, что действие происходит в стране, захваченной германскими нацистами. Однако, это совсем не так.
Не нужно много смелости, чтобы бороться с прошлым, но нужно реальное мужество, чтобы говорить правду о настоящем. Можно бесконечно вспоминать 37-й год и не замечать сегодняшних политзаключенных. Можно стонать о нарушении прав человека в Белоруссии и игнорировать то, что у людей отнимают последнее через «монетизацию льгот» и реформу ЖКХ. Можно обзывать «фашистами» всех, на кого укажет власть и при этом в упор не видеть, что со страной сделали то, что не снилось Гитлеру. Можно лить крокодиловы слезы по Чехословакии, рыдать о «тоталитаризме» в СССР и молчать о сегодняшней Югославии, Ираке, подпольных тюрьмах в Европе, пытках в Гуантанамо и Абу-Грейб.
Почему такие бескомпромиссные фильмы рождаются и имеют успех именно в Америке, стране, по нашим меркам вполне благополучной?Очевидно потому, что простые американцы устали от роли мирового жандарма, а прогрессивная интеллигенция понимает, что ей эта роль не сулит ничего хорошего - власть, которая видит в других народах только свой интерес, не будет церемониться и со своим народом.
Жестокая диктатура по братьям Вачовски прямое продолжение сегодняшней политики по установлению тотального Нового Мирового Порядка. И братья Вачовски не пожалели красок, чтобы снова напомнить людям - бойся быть равнодушным, иначе скоро придут и за тобой. Нельзя бояться сегодняшнего дня иначе завтра может не настать.
|
|