Кто владеет информацией,
владеет миром

Изменяющие реальность. Аркадий Петрович Гайдар

Опубликовано 23.01.2014 автором Антон Арзамов в разделе комментариев 58

Изменяющие реальность. Аркадий Петрович Гайдар

Если рассматривать историю человечества, то можно увидеть, что огромное количество важнейших событий традиционно не замечаются современниками, и наоборот, то, что кажется важным и значимым в данный исторический момент, впоследствии оказывается лишь мусором, пустышкой, которая уже через несколько десятилетий оказывается забытой.

Так, смешная, как может показаться, работа с реактивным двигателем из паяльной лампы и запуск моделей, похожих на фейерверочные ракеты, проводимые группой ГИРД, впоследствии обернулась в открытие для человека космоса, а скромные кружки интеллигентов-разночинцев второй половины XIX века в итоге оказались важнее всей мощи и блеска Российской Империи. Впрочем, многие примеры и сейчас еще пока по-настоящему не оценены, как например, педагогические эксперименты А.С. Макаренко или теория космических ритмов Чижевского. Можно сказать даже, что данная ситуация является закономерностью для большинства областей человеческой деятельности.

Не избежала подобного и литература. Более того, в ней данная закономерность проявляется особенно сильно: огромное число литераторов, «гремевших» в свое время, впоследствии оказываются забытыми. Но еще более интересным является случаи, когда какой-либо автор, заново открытый потомками, оказывается много сложнее, нежели казалось изначально. Например, Уильям Шекспир в свое время рассматривался всего лишь как автор успешных «коммерческих» постановок, а Данте Алигьери свою «Божественную комедию» писал как политический памфлет.

Одним из относительно современных недооцененных писателей является советский детский писатель Аркадий Петрович Гайдар. Уже одно то, что он «детский», автоматически ставит его в «литературной иерархии» на более низкую позицию, нежели писателей «настоящих». Эта ситуация отражает старые представления, когда дети еще не рассматривались в качестве полноценных представителей человечества. И, несмотря на то, что в последнее время это уже не так, все равно приставка «детский» означает то, что писателя не стоит рассматривать особенно серьезно.

Но теперь также известно, что детские впечатления для человека крайне важны, что в детстве формируются все те черты, что будут определять его поведение в дальнейшем. Поэтому многие «серьезные» писатели, начиная со Льва Николаевича Толстого, не стеснялись писать произведения для детей. И звание «детского писателя» не только не является «второсортным», но напротив, означает выступление в роли литературного авангарда, поскольку именно в этом амплуа автор имеет возможность использовать такие «технологии», которые невозможны в иной роли: он может воздействовать не будущее. Другое дело, что разрушить традиционное представление о детской литературе, как об области халтуры, оказалось очень тяжело, и многие литераторы при работе в этой области «снижали» качество своей работы (дескать, детям и так сойдет). Но ко всем детским писателям это не относится.

Аркадий Петрович Гайдар менее всего может быть отнесен к области литературных халтурщиков. Помимо всего прочего это связано с тем, что писатель, по сути, сразу пришел в область детской литературы, правда, несмотря на все попытки попасть как раз в литературу «взрослую». Но уж став детским литератором, Гайдар не стал рассматривать свои произведения в качестве «проходных» вещей, а изначально относился к ним как к полноценному литературному труду. Именно это отличает писателя от огромного числа авторов, писавших и пишущих по каким-то соображениям для детей в промежутке от создания «настоящих» творений.

Впрочем, это давно известно. Биографических и литературоведческих работ, посвященных писателю, немало. В советское время была создана категория так называемых «гайдароведов», которые изучали жизнь и творчество писателя, защищая на этом поприще диссертации и выпуская монографии. Вследствие этого, казалось бы, в жизни Аркадия Петровича нет «темных мест». Существует прекрасная биография Бориса Камова, изданная в серии ЖЗЛ. Но при всем этом существует некоторые вещи, которые обычно ускользают и от литературоведов, и от читателей. Но, тем не менее, именно они очень важны для нас, особенно в свете стоящих сейчас перед левой литературой задач.

Речь идет о том, что Аркадию Петровичу удалось то, что, вообще-то, редко случается с деятелями искусства. Он смог совершить практическое изменение реальности в соответствии со своими идеалами, да при этом и увидеть подобное своими глазами. Выйти за пределы традиционного «описания» - единственно «разрешенной» общественным сознанием области литературы на уровень социоинженерии - это то, что мало кому удается, и именно этим Гайдар и ценен для нас. Именно на этом вопросе я и хочу остановиться подробнее.

Речь идет о повести «Тимур и его команда». Повесть, как было принято в то время, начала публиковаться в газете «Пионерская правда». 5 сентября 1940 года первый отрывок вышел в печать. И сразу новое произведение стало сенсацией. Причем не только в том смысле, что оно было «на ура» воспринято обществом (пусть даже и детской аудиторией), хотя и это было. А в том, что еще до окончания газетной публикации по всей стране стали формироваться «команды», подобные описанной в повести. Вот это является важнее собственно литературного успеха. Бестселлеры выпускают многие - но многие ли видят реализацию своих идей после выхода этих бестселлеров?

Данный момент - ключевой. Ведь если бы подобное явление было простым и очевидным, то тогда большинство человеческих проблем могло бы быть решено при помощи литературы. Но на деле такое случается редко, и в подавляющем большинстве даже гениальные произведения бесследно проходят мимо реальности. Они могут иметь немалый успех, но проходит время - и все, что написано, оказывается забытым. Почему же Гайдару удалось то, что мало кому удается? Попытаемся разобраться с этим.

Прежде всего, что такого было в тимуровском движении, что позволило ему неожиданно охватить всю страну? Почему для детей вдруг стало интересным выполнять довольно скучные вещи: пресловутая «помощь старушкам» ведь никогда не была главным детским приоритетом. При этом рассмотрении, кстати, не следует забывать, что к моменту написания повести уже давно существовала пионерская организация, имевшая немалый организационный, да и ресурсный потенциал. Но почему-то не в ее «недрах», посредством организационной и пропагандисткой работы, была разработана и внедрена «тимуровская» концепция, хотя, к чести пионерской организации, суть идеи Гайдара она поняла быстро и приняло тимуровское движение под свое крыло. Но, тем не менее, вопроса это не меняет.

Для понимания того, что совершил Гайдар, сделаем отступление. Дело в том, что его «открытие» связано с одним фундаментальным, но абсолютно неочевидным понятием, которое является очень важным для понимания произошедшего. Речь идет о «детстве», как таковом. Это понятие затрагивает и детскую литературу, и детские игры, и образование с воспитанием. Несмотря на кажущуюся очевидность «детства», оно не столь старо, как можно подумать, и восходит к периоду Нового Времени. Конечно, не стоит понимать сказанное выше так, что до этого люди не задумывались о разных периодах человеческой жизни и не выделяли детей в отдельную категорию. Конечно, задумывались и выделяли.

Но как особая категория, детский период жизни не относился к подлинно человеческому способу существования. Подобное связано с очень высокой детской смертностью, которая до определенного времени угрожала всем, включая и отпрысков знатных родителей. У того же Ивана Грозного было 8 детей, из которых до взрослого возраста дожил только один (тот самый, которого Иван Васильевич и убивает на картине). В подобной ситуации заниматься «каждым ребенком в отдельности» было бессмысленной тратой сил, и лучшей стратегией было непрерывное деторождение: эта «игра в лотерею» давала шанс на то, что хоть кто-то из наследников перейдет через заветный рубеж в 11-13 лет, после чего окрепшая иммунная система сможет дать хоть какой-либо шанс на вхождение во взрослую жизнь.

Но как раз данный возраст означал, по сути, вступление во взрослую жизнь - именно с этого возраста ребенок начинал выполнять социальные функции, принятые для своей страты: крестьянин - начинал работать в поле, ремесленник выполнял работу подмастерья, а аристократ начинал обучение воинскому искусству и даже мог участвовать в походах. Понятно, что никакого детства, как отдельной категории, при данном положении не выделялось - по сути, из «дочелевеческого», «личиночного» состояния человек попадал сразу во взрослую жизнь. Но по мере развития медицины и, что еще важнее, санитарии, в XVII-XVIII веках удалось снизить детскую смертность до более-менее приемлемого уровня (правда, только для высших классов). Это привело к тому, что ребенок получил реальный шанс дожить до взрослого состояния и, соответственно, появился смысл «вкладываться» в его развитие и образование. Но в отличие от тринадцатилетнего подростка, включиться в более-менее полноценную экономическую деятельность ребенок все равно не мог.

Данная ситуация привела к формированию особого состояния - «детства», при котором ребенок рассматривался как (почти) полненный человек, но в котором он оставался изолированным от реального, «экономического» мира. Для него создавался особый «детский мир», мир игры и учебы. Одним из элементов этого мира может считаться, например, «классическая школа», сформированная Яном Амосом Коменским в середине XVII века, но не только. Та же «детская литература» - особые дидактические произведения для детей - тоже являются порождением этой системы.

Тут нет смысла подробно описывать данный процесс, так как подобное требует отдельного разговора. Кроме того, следует понимать, что «детский мир» охватывал только правящие классы, для низших слоев даже развитых обществ долго была характерна «предыдущая» ситуация. Если же рассматривать менее развитые страны, вроде России, то в ней и крестьянская масса продолжала придерживаться прежней стратегии непрерывного деторождения вплоть до 1930-х годов.

Но, тем не менее, для гуманистически мыслящих людей было очевидно, что данное положение неприемлемо. Поэтому после революции и начала строительства социализма вопрос об изменении положения ребенка стал одним из основных. Педагоги-гуманисты, формирующие образовательную систему страны, одной из важнейших задач ставили именно построение «мира детства» на всей территории страны. Помимо непосредственно развития образования это заключалось и в изъятии детей из экономической деятельности, и в прививании родителям ответственности за своего ребенка. Их усилия привели распространению «мира детства» с небольшого числа отпрысков обеспеченных слоев на всех остальных детей. Менее чем за два десятилетия был пройден тот путь, который развитые страны проходили в течение ста лет. Эта победа гуманизма является одной из важнейших достижений Советской власти.

Но каждое действие имеет и обратную сторону. Таковая есть и у гуманистической революции в воспитании. Построение отдельного «детского мира» и выключение детей из реальной экономики означало то, что они оказывались в особом, «виртуальном» пространстве, слабо связанном с миром взрослых. Это не означало, разумеется, что дети ничего не могли делать в реальном мире - конечно, ребенок или подросток 1930 или 1950 годов имел достаточное число реальных обязанностей, в том числе и серьезных (особенно в сельских районах, где подобная картина сохранилась до сих пор). Но противоречия между требуемой отдельностью «детского мира» и желательностью включения детей, и в особенности подростков, в реальность нарастали.

Что важнее - помощь по дому или учеба? Как совместить романтический мир детской литературы и реальные, далекие от романтики отношения? И главное - так как виртуальность «детского мира» вела к сокращению связей детей и подростков с реальностью, то это приводило к росту отчуждения. Ребенок не видел реальных результатов своего труда - за хорошую учебу он получал лишь такие же виртуальные поощрения (оценки). Ситуация как бы не хуже, нежели в самых отчужденных рабочих профессиях - ведь даже в самом крайнем случае за заработанные деньги можно чего-то купить. Оценки же ничего не значат. Разумеется, данная проблема возникла с самого начала формирования современной школы, но до определенного времени она регулировалась посредством системы наказаний. Однако дальнейшая гуманизация образования привела к отмене этого стимула: после отказа от школьных экзекуций единственным стимулом к учебе зачастую оставалось только давление родителей. Но и оно не могло продолжаться вечно - по мере развития общества и родительские наказания должны были исчезнуть.

Но есть ли решение данной проблемы? Преодолимо ли отчуждение «виртуального мира детства» и есть ли способы решения этой проблемы? Разумеется, есть. Во-первых, «виртуальность» тут неполная, «соединений» с реальным миром немало, и это во многом помогает избежать полного замыкания «детского мира» в самом себе. Во-вторых, проблема, в общем-то, понималась, и периодически находились и способы ее решения.

Один из них нашел величайший советский педагог, о котором упоминалось выше, - Антон Семенович Макаренко. Он использовал в своих трудовых коммунах особо организованную связку труда с учебой, то есть, по сути, снова вводил детей в трудовую деятельность, но не спонтанно, а строго контролируемо. При этом достигался очень высокий уровень вовлеченности и в учебу, и в работу, степень отчуждения падала, а слаженность коллектива возрастала. К сожалению, опыт Макаренко из-за ряда особенностей оказался невостребованным советской педагогикой целиком, а адаптация его к иным условиям оказалась для неё не по силам.

Неизвестно, знал ли Гайдар о коммунах Макаренко. Возможно, и знал, но, не будучи педагогом, вряд ли мог понимать, что они из себя представляют. Но ясно одно - прямо вопрос о снижении отчуждения детей от общества Гайдар не ставил. Тем не менее, в процессе своей работы над «Тимуром и его командой» именно он вплотную подошел именно к его решению. В «идеальном мире», созданном в повести, Гайдар нашел свой способ разрешить этот вопрос: он оставлял детей в своем «детском мире», но при этом включал в состав этого «детского мира» мир реальный, делал элементом детских игр реально необходимые дела.

При кажущейся простоте данного решения оно далеко не очевидно. Вернее, полностью неочевидно и абсолютно противоречит обыденному опыту. Известно, что дети могут тратить огромное количество сил на свои игры, но стоит их заставить делать что-то необходимое взрослым, будь то помощь по хозяйству или учеба, как силы детей исчезают. «Стандартное» объяснение этого ленью не имеет особого смысла - так как это не объяснение, а просто пересказ исходной проблемы иными словами. В самом деле, что такое лень, если не та же неспособность выполнять необходимую работу.

Но если в игре дети показывают чудеса «работоспособности», то почему нельзя включить выполнение общественно полезного труда в состав игры? Потому, что дети никогда не играют, работая? Но ведь на «физическом» уровне разница между двумя видами деятельности невелики, так и там задействованы те же самые группы мышц. И, следовательно, все различия находятся «в голове». Гайдар смог это понять и сломать традиционное разделение на игру и работу, делая общественно важные действия элементом детской романтики.

При этом он прекрасно осознавал, что данная схема выглядит очень необычно, слишком необычно для того, чтобы быть сразу принятой обществом. Именно из этих соображений он разворачивает основной конфликт в повести около непонимания окружающими происходящего. Тимура и его друзей считают хулиганами. Это совершенно нормальная реакция на совершающееся нарушение установленных норм - ведь, собравшись вместе без контроля взрослыми, дети ничего не могут, кроме того, чтобы играть. А если они играют не на строго ограниченных площадках, а везде, то это не что иное, как хулиганство.

Еще недавно обывателя учили, что дети могут только учиться и заниматься своими делами под тщательным контролем, и это было правильно - ведь с момента ликвидации беспризорности прошло менее двух десятков лет. Но вот теперь «неорганизованное» вторжение детей в реальный мир вызывало не меньшее удивление и отторжение. Люди не любят, когда рушатся привычные нормы, пускай даже это нарушение и идет в желательном направлении. В этом Аркадий Петрович не сомневался, и был абсолютно прав. Поэтому он особенно не старается примирить Тимура с окружением, оставляя большинство конфликтов открытыми и завершая все появлением «бога из машины» в виде Жениного отца.

Но «бог из машины» возможен только в художественном произведении. Что будет в реальности, Гайдар не знал. Как будет воспринята повесть и как на нее отреагируют окружающие? А главное, не является ли изображенная в ней ситуация результатом сильной идеализации, не имеющей отношения к реальности? Что, если идея соединить труд с игрой является только, простите за каламбур, игрой ума? Данные вопросы неразрешимы до того момента, пока произведение не станет широко распространено среди советских детей. Ради этого писатель использовал неожиданно подвернувшееся предложение съемок кинокартины: это могло бы быть еще более эффективным способом распространения идеи, нежели книга. Поэтому он откладывает повесть и переделывает ее в киносценарий, хотя и понимает, что в виде кино основная идея может быть потеряна.

И главное - для киносъемок и разворачивания проката нужно время. А опасения в том, что идея может остаться непринятой, оставались. Поэтому тем более важными оказались сообщения о том, что после начала публикации повести советские пионеры начали сами создавать «команды». Это означало, что произведение «выстрелило», что Аркадий Петрович все правильно сделал, что он угадал то направление, которое может стать прорывным на важном направлении воспитания советской молодежи. Идея «тимуровцев» оказалась настолько удачна, что она была подхвачена пионерской организацией, которая стала мощным «усилителем» этого прорыва. Правда, именно «опионеривание» «тимуровцев» стало той причиной, которая превратило его впоследствии в то унылое явление, которое мы застали в 1980-е годы.

Но до этого было еще далеко, а пока, в 1940 году, «тимуровское движение» охватывало все большее и большее число ребяческих коллективов. И даже с началом войны оно не было забыто, а напротив, стало набирать силу, да так, что, попав в качестве военного корреспондента практически на фронт, в воюющий Киев, сам Аркадий Гайдар неожиданно столкнулся там с тимуровцами.

Даже теперь нам кажется непонятным, как же писатель мог прийти к подобным результатам, тем более странным для 1940 года. На самом деле, понятно, что вряд ли Аркадий Петрович задумывался тогда о столь странных вещах, о которых писалось выше, типа идеи «виртуального мира детства». Но писатель знал другое. Он имел довольно ясное представление о том, что следует готовить детей к коллективному взаимодействию, имел примеры империалистических стран (британские бойскауты, немецкий гитлерюгенд), наконец, нашу пионерскую организацию. И, наконец, видел перед собой примеры реальных отношений детей и родителей, в том числе и своих (родного сына Тимура и приемной дочери Жени). Именно отсюда, от внимания к кажущимся несерьезными «детским проблемам», и возникла у него идея повести.

А далее сказался огромный опыт, накопленный Гайдаром и за время работы в детской литературе, и за время своей журналисткой деятельности. Бесчисленное количество встреч, знакомств, несчетное количество характеров, отношений, проблем, которые Аркадий Гайдар встречал во время работы корреспондентом. Все это накапливалось в его памяти, чтобы неожиданно стать основой для совершенного прорыва. Сказалось и постоянно совершенствующееся умение разбора и описания доступным для детей языком очень сложных ситуаций, личных - таких, как сохранение понимания в семье («Голубая чашка»), или не совсем личных, как, например, распад привычной жизни из-за несправедливого ареста («Судьба барабанщика»).

Ну и, наконец, нельзя не забывать о том необычайном пути, который прошел Гайдар, прежде чем попасть в литературу. Наверное, одно его попадание в самый что ни на есть «взрослый мир» Гражданской войны уже кардинально меняло обывательское представление о жизни с разделением на взрослых и детей и в традиционном, и в гуманистическом понимании. И вот из этого личного опыта плюс из наблюдения за жизнью страны, строящей новое общество, и возникло у Аркадия Петровича та самая идея, что стала основой «Тимура и его команды». С самого начала своей литературной деятельности он шел к этому, постепенно оттачивая технику и учась работать с детской аудиторией.

Уже в автобиографичной «Школе» Гайдар рассматривает процесс своего становления, пытаясь найти момент превращения мальчишки в солдата, понять, как же он смог преодолеть за столь краткий период то расстояние, которое другие проходят за десятилетия. Возможно, отсюда берет начало поиск того метода, что мог бы помочь другим советским людям сократить это расстояние: ведь если один смог, то смогут и другие. Возможно, отсюда и идет работа именно в жанре детской литературы, которая могла стать мостиком для формирования «правильного человека» - человека, идущего по пути развития, а не бессмысленного времяпровождения.

И пусть сам Гайдар не считал «Тимура и его команду» своей самой лучшей вещью, именно эта повесть стала вершиной его работы. Возможно, если бы не война и гибель писателя на ней, то может быть, мы увидели и еще более важные вещи, которые могли бы стать важной составляющей советской детской культуры. Но что случилось, то случилось - историю не изменишь. Аркадий Петрович никак не мог остаться вне общей борьбы, и его попадание на фронт было неизбежностью. Что же, даже гибель Гайдара оказалась достойным продолжением его жизни, окончательно сформировав образ писателя-воина, ставшего образцом советского героя.

А нам остались его книги. Немного странные, но ставшие классикой советской детской литературы. И снятые по ним фильмы. Эти произведения - ценный вклад в воспитание новых поколений, а также, что не менее важно, полезные образцы подлинно советской детской литературы, которые могли бы стать образцом для будущих писателей. И не вина Гайдара, что этого не получилось. Литература - явление, тесно связанное с конкретной средой, в которой формируется. Изменится среда - огромное количество смыслов перестанет раскрываться, окажется недоступной потомкам.

Для детской литературы это справедливо так же, как и для взрослой, и многое в произведениях Аркадия Гайдара, что было привычно и понятно для его современника, по мере изменения общества просто перестало раскрываться. А новых писателей, что могли бы подхватить его эстафету, не оказалось. Кроме того, непродуманная «канонизация» писателя со временем дала свои плоды - он стал восприниматься чисто как государственный «символ», лишенный какого-либо самостоятельного содержания. И это вкупе с включением практически всех его произведений в школьный курс литературы привело к формированию у советских школьников идиосинкразии к Гайдару, что сделало гайдаровское направление в литературе неприемлемым для молодых литераторов. Поверхностное, обыденное понимание, характерное для позднесоветской гуманитарной интеллигенции, оказалось неспособным прорваться за границу буквальных смыслов гайдаровской литературы, не смогло увидеть в ней что-либо, кроме пропаганды советского образа жизни.

Поэтому Гайдар оказался выброшен за границы не только популярных, но и допускаемых в обществе авторов, и любое отношение к его произведениям, помимо скептического, стало невозможным. (Да и внук отношение к Гайдару очень сильно подпортил.) Но в настоящее время становится понятным, что этот скептицизм абсолютно не оправдан, что произведения Аркадия Петровича много шире общепринятой сейчас «пропагандисткой» версии, что в них заложен намного больший смысле, нежели кажется на поверхностный взгляд. И в этом плане возвращение Гайдара неизбежно и крайне важно, особенно в области поиска новых решений для детской литературы и литературы вообще, которые способны вытащить ее из нынешнего постмодернистского кризиса...



Рейтинг:   4.49,  Голосов: 63
Поделиться
Всего комментариев к статье: 58
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
Re: Re: Re: - А чего? Лишил твоего дедушку-кулака возможности разорять окрестных крестьян?
при сталине крестьян написал 23.01.2014 19:03
работящих которые не хотели вступать в колхоз стали обзывать -кулаками .А это были единоличники которые получили землю по декрету 1917г. От сотворенья мира ещЁ вспомни как кого обзывали.
Ытак - --Рацио... (23.01.2014 17:16)
Виталий 1 написал 23.01.2014 18:12
Гражданин включите мозги. Викпедия назвала все правильно. Проведите параллели с днем сегодняшним. Нынешние председатели колхозов, стали хозяевами, потому что много работали? Нет во время гадских реформ 90, вначале развалили, а потом прибрали к рукам всю землю и технику. Кулаки появились во время столыпинских реформ, когда уничтожалась крестьянская община. Сейчас проблем с инфой нет, а Вы пишете по принципу, лишь бы гавкнуть. Я не говорю что все поголовно были гадами, но большинство. Вы наивно полагаете что на всю деревню был один работящий?
Ытак
--Рацио... написал 23.01.2014 17:16
\\Ну, тогда восхищайся Колчаками, топившими русских в крови, и Мигалковыми, восхваляющими этих палачей.\\
Тебе лишь бы вякнуть.
\\Цитата из " Википедии": прозвище <кулак> получали сельские крестьяне, имевшие нечистый, нетрудовой доход, по их мнению, - ростовщики, скупщики и торговцы.\\
Тобою уважаемая "Википедия" перепутала крестьян с евреями, именно евреям веками свойственен такой род деятельности. А кулаки- это те, кто умел и много работал, нанимали они работников, так не силою же принуждали. Ты вот тоже работаешь, надеюсь не по принуждению, и не за так. Все зажиточные крестьяне были независимы от жидовласти и у них было что отнять. А таким, как Ытак, нет слаще дела, чем экспроприировать. Поотнимали у всех коров , под ноль, без исключений,и коров не спросили, где им лучше, в колхозы передали и председателем назначили самого бедного, самого бесполезного, у которого двери в хате с петель отваливаются. Иди-ка ты со своей " Википедией" в педию.
(без названия)
анатоль написал 23.01.2014 16:46
пьяный с пистолетом на поезд в котором ехали немцы,побежал Гайдар там ему и писец настал
Re: Контраст между его книгами - светлыми и жизнеутверждающими,
Неизвестный написал 23.01.2014 16:36
Если Баранов пропустит комментарий,попробую высказаться. Гайдар начал командовать полком практически в детском возрасте. Формировалась Красная Армия под руководством Троцкого,которому подчинялись банды Котовского,Махно и др. Эти,якобы бандитские формирования,наводили ужас на крестьян,чтобы крестьяне вступали в Красную Армию. Гайдар выполнял указания того же Троцкого,расстреливая без суда и следствия. Такое время было.Когда же Аркадий Петрович понял,что он творил на самом деле,у него произошел сильный нервный срыв. Его комиссовали. Во время Великой Отечественной войны Гайдар добровольцем ушел на фронт,чтобы хоть частично(как он считал)искупить свою вину,хотя по состоянию здоровья от фронта он был освобожден.
без заголовка
Ларионов В.В. написал 23.01.2014 15:59
Очередная удачная статья А. Арзамова. Очень интересная и актуальная тема- как сделать общественно-необходимый труд желанным для детского индивида? Добавлю, что поиском ответа на этот вопрос , но уже для взрослого индивида, всю свою жизнь занимался Карл Маркс и по настоящее время занимаются его последователи.
Аркадий Гайдар - это навсегда
Антон К написал 23.01.2014 15:52
Светлый человек, написавший светлые книги. Хоть я и родился после окончания Войны, Аркадия Гайдара считаю своим современником - с ним прошло мое детство.
Уверен, он еще вернется к девчонкам и мальчишкам. Только и нам для этого нужно сильно постараться.
(без названия)
тамара написал 23.01.2014 15:50
Гайдар,Макаренко и др. из времен Сов.страны -это светлые страницы нашей истории,ими можно только гордиться в отличии от оавеменных "произведений" про бандитов,спекулянтов,возомнивших себя предпринимателями,их жен и любовниц,проституток,про их замки и острова,вообще про самые низменные качества человека,потому и падает образованность и воспитанность молодых людей,стремящихся только к нажиае и легкой жизни.
Re: --Рацио... (23.01.2014 14:16)
Ытак написал 23.01.2014 15:30
==== Но я никогда не буду восхищаться палачами русского народа и буду презирать недоумков, которые этим палачам поклоняются.====
Ну, тогда восхищайся Колчаками, топившими русских в крови, и Мигалковыми, восхваляющими этих палачей.
Re: Re: - А чего? Лишил твоего дедушку-кулака возможности разорять окрестных крестьян?
Ытак написал 23.01.2014 15:14
- кулаки это те кто спал на кулаке (23.01.2014 12:02)
потому что работали от зари до зари на себя . А лодыри на подушках спали .
---------------------
Откуда дровишки? Сам сочинил? Хоть бы удосужился почитать в интернете, ту же Википедию (явно не симпатизирующую советской власти).
А там написано:
***В дореволюционной российской деревне &laquo;кулаком&raquo; чаще всего называли зажиточного крестьянина, получившего достаток на &laquo;закабалении&raquo; своих односельчан и державшего весь &laquo;мир&raquo; (сельскую общину) &laquo;в кулаке&raquo; (в зависимости от себя). Прозвище &laquo;кулак&raquo; получали сельские крестьяне, имевшие нечистый, нетрудовой доход, по их мнению, &#8212; ростовщики, скупщики и торговцы. Сознание крестьян всегда основывалось на идее, что единственным честным источником достатка является тяжелый физический труд. Происхождение богатства ростовщиков и торговцев связывались прежде всего с их непорядочностью &#8212; торговец, к примеру, считался &laquo;паразитом общества, наживающим барыш на предметах, добытых чужим трудом&raquo;, ведь, по убеждению крестьян, занятых в непосредственном производстве, &laquo;не обманешь &#8212; не продашь&raquo;[3]
Первоначально термин &laquo;кулак&raquo; имел исключительно негативную окраску, представляя собой оценку человека нечестного, что отразилось затем и на элементах советской пропаганды. Еще в 1870-е А. Н. Энгельгардт, исследующий русское крестьянство, писал:
&laquo;... настоящий кулак ни земли, ни хозяйства, ни труда не любит, этот любит только деньги... Все у кулака держится не на хозяйстве, не на труде, а на капитале, на который он торгует, который раздает в долг под проценты. Его кумир деньги, о приумножении которых он только и думает. Капитал ему достался по наследству, добыт неизвестно какими, но какими-то нечистыми средствами[4][5]&raquo;
К примеру, Словарь Даля предоставляет читателю явно неоднозначную оценку данного термина:
&#8226; Скупец, скряга, жидомор, кремень, крепыш; || перекупщик, переторговщик, маклак, прасол, сводчик, особ. в хлебной торговля, на базарах и пристанях, сам безденежный, живет обманом, обчетом, обмером; маяк орл. орел, тархан тамб. варяг моск. торгаш с малыми деньжонками, ездит по деревням, скупая холст, пряжу, лен, пеньку, мерлушку, щетину, масло и пр. прасол, прах, денежный барышник, гуртовщик, скупщик и отгонщик скота; разносчик, коробейник, щепетильник, см. офеня. || Кулачить или -чничать, заниматься промыслом кулака, прасола. Мука кулачится, ее кулачат. || Кулачество, кулачничество ср. занятие, промысел кулака, прасольство, перекупля, барышничество.***
(без названия)
lavr написал 23.01.2014 14:57
Руки по локоть в крови.Садист.Нравилось убивать.Но книги отличные.И "Тимур", и "На графских развалинах", да и "Голубая чашка". Но второй "Тимур" - барахло.Доктор Джекил и мистер Хайд.
Re: У того же Ивана Грозного было 8 детей
Cool написал 23.01.2014 14:28
Царевич Иван Иванович умер на 28 году жизни. Сын Грозного царь Федор Иванович умер на 31 году жизни.
Н . Морозова\Не обращайте внимания на всяких Рацио.\
--Рацио... написал 23.01.2014 14:16
А что, мне нравятся произведения Голикова. Но я никогда не буду восхищаться палачами русского народа и буду презирать недоумков, которые этим палачам поклоняются. Вполне ответственная позиция. Так-то Н. Морозова.
Вами вылизываемый Ульянов не лучше Гитлера, и тот и другой убивали русских. И если ваши предки были русскими, то вам ПОЗОР!
Re: Контраст между его книгами - светлыми и жизнеутверждающими...
Пневмо написал 23.01.2014 14:06
русский был, че...
через плечо - и в дышло...
че вышло, то вышло, взад не впихнешь
Гуманисты, говоришь?
Питон написал 23.01.2014 13:34
А на хрена они нужны? Что полезного обществу они сделали? Из-за них как раз это общество и вымирает. Из-за них взрослые превратились в детей и играют в игрушечки до старости. Достаточно оглянуться в вагоне метро и посмотреть, что у людей в руках. Люди перестали рожать и содержать детей и "окунулись в мир детства". А ювеналы только добавили к этой опере абсурда свою партию. Скоро можно будет никого не отправлять в сумасшедший дом, поскольку он окажется вокруг нас. Мы уже окружены им наполовину.
Так что только "мужичок с ноготок", только Макаренко, только хардкор.
Re: Автору спасибо
Иванов написал 23.01.2014 13:24
///// - Н.Морозова (23.01.2014 12:51)
.
"Чем взрослее я становилась, тем очаровательней для меня становились рассказы Гайдара."
=========================
Вот у меня теща впала в такое же состояние, стала детские мультфильмы смотреть.
Автору добавление.
Н.Морозова написал 23.01.2014 13:02
Автору. Не обращайте внимания на всяких Рацио. Заметьте: одни и те же типы ненавидят и Ленина, и Аркадия Гайдара. Этим недоразвитым людишкам претит все великое. Вот они и брызгают слюной. Пусть их развлекаются. А человечество движется вперед именно благодаря великим людям. Н.М.
Автору спасибо
Н.Морозова написал 23.01.2014 12:51
Уважаемй Антон Арзамов. Спасибо Вам за великолепную статью. Хочу только добавить две детали. Вы пишете:
"Поэтому Гайдар оказался выброшен за границы не только популярных, но и допускаемых в обществе авторов, и любое отношение к его произведениям, помимо скептического, стало невозможным. (Да и внук отношение к Гайдару очень сильно подпортил.) Но в настоящее время становится понятным, что этот скептицизм абсолютно не оправдан, что произведения Аркадия Петровича много шире общепринятой сейчас &#171;пропагандисткой&#187; версии, что в них заложен намного больший смысле, нежели кажется на поверхностный взгляд. И в этом плане возвращение Гайдара неизбежно и крайне важно, особенно в области поиска новых решений для детской литературы и литературы вообще, которые способны вытащить ее из нынешнего постмодернистского кризиса..."
1. Внук ничего не подпортил, а, наоборот, подвигнул многих снять с полок запыленные книги Аркадия Петровича. Не случайно же внука повсеместно называют "Плохишом"!
2. Вы великолепно проанализировали эффект воздействия "Тимура и его команды" на детскую психику. Это было поистине педагогическое прозрение, хотя сам Гайдар педагогике специально не учился. Но талант есть талант! Но я Вам скажу про личный опыт. Чем взрослее я становилась, тем очаровательней для меня становились рассказы Гайдара. Да хоть бы и такой маленький рассказик "Голубая чашка". Это же такой аромат, такая чудесная атмосфера всей нашей советской жизни! Я и сейчас нередко перечитываю его повести. Правда не без слез. Всякий раз думается: какую же прекрасную страну мы потеряли!
А внук...Что внук, обыкновенное говнецо, - так бывает.
Еще раз спасибо Вам. Н.М.
Контраст между его книгами - светлыми и жизнеутверждающими,
-- Рацио... написал 23.01.2014 12:41
и его деятельностью в качестве чекистского палача до сих пор ставит в тупик исследователей.
-------------
У меня этот вопрос тоже завис и похоже останется без ответа.
Намотай себе на ус! - АнатолийВ (23.01.2014 12:06)
--Рацио... написал 23.01.2014 12:28
Так может вам из чувства благодарности к евреям, следует самому себе сделать обрезание.
<< | 1 | 2 | 3 | >>
Опрос
  • Как часто вы перерабатываете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss