Что поделаешь, настаёт время и «Машине времени» определяться, с кем она. Конечно, музыка, рок - это как бы и не политика, а многие даже считают, что искусство. Но настаёт. Так уж устроено информационное (а формационно – капиталистическое) общество, что в нём сказав «а», уже нельзя говорить потом «за». Но Макаревич, как опытный кулинар, умеет готовить сразу на двух столах. Это, кстати, касается не только его, но и прочих звёзд соврока, но сперва - о нём.
Я Макаревича и «Машину» его не любил и не понимал никогда, как и «Битлз» – но это мои личные, вкусовые проблемы. Как-то это про свечу и прочую романтику – было сопливенько в индустриальной сверхдержаве, и в эпоху хэви-металла, вам не кажется? Ну и «пью» за тех… «Хоботов, это упадничество».
Однако я готов считаться с настроениями рок-общественности, а для неё Макаревич и «Машина» - авторитет железный и вполне политический. Вот его-то мы сейчас и развенчаем. Помните концерты «Машины» девяностых годов, транслировавшиеся по ТВ6 и центральному ТВ? Вокруг всё рушилось, республики падали в феодализм, заводы шли на металлолом – а «Машина» цвела, записывала альбомы, выступала на стадионах (и в вип-клубах, но об этом чуть позже). Было ли сие случайностью?
Конечно же, нет. «Машина» была одним из идейных сторонников контрреволюции и бенефициаром после распада Союза. За восьмидесятые концертами они заработали уже столько, что было пора вложить в какое-то дело, чтобы умножить капиталы. Не верится? А вы про фирму «Партия» ничего не слышали, продававшую видео- и аудиотехнику в начале девяностых? Так вот: это было предприятие «Машины». То есть, буквально, «Машина времени» и переносила своими силами страну в капиталистическое прошлое. И какие при этом улыбки удовольствия на лицах всех музыкантов сияли: наконец-то, дорвались, без большевиков хоть жить стали нормально. И лишь запыхавшийся клавишник с полотенцем на плече во время концертов «Машины времени» не говорил ничего – зато служил визуальным доказательством благолепия и пользы капитализма для здоровья. Этакий пивной, в доску свой, мужичок из коммуналки, но доросший до первоклассных синтезаторов и их рекламирующий, кстати при случае: ибо что такое индорсмент он прекрасно знает. Похвалишь «доску» какого-нибудь «Роланда» или «Касио» - тебе её даром дадут. Вроде как ты их уже рекламируешь тем, что играешь на их изделии… Так все рок-звёзды мира делают – потому что капитализм. Мегадетовский и экс-металликовский Дэйв Мастейн, вон, сменил любимый «Джексон» - и не на японский ЭСП, как прочие металлисты, а на никому не известный новоиспечённый Dean из-за бабок – перекупили его руки новые предприимчивые, альтернативные. Вот и «машинисты» были всегда в авангарде контрреволюции и предпринимательства. Что, слишком громко звучит, думаете?
Но смотрите: они первыми приветствовали воцарение Ельцина наряду с Шевчуком. Кстати, трансляция тогда по госТВ ДДТ и «Машины» была не случайностью, но следствием того, что Ельцин любил обе группы. Это была как бы элита новой России – надо поддержать. «Последняя осень» Союза – была их весной. Правда, со временем (уже после моего открытого письма в «Дуэли») Шевчук одумался и попятился от Кремля, там достаточно набухавшись с Ельциным, а при Путине отрезвел, за тем чаепитием у Чулпан Хамоватовой. Тем не менее, тенденция, мягко выражаясь, склонности к буржуазности для русского рока и его звёзд – комильфо. Почему бы не срубить бабла под знамёнами «ЕдРа»? Да запросто! И не от любви или ненависти к этой экс-КПСС, а по собственным капиталистическим убеждениям: живём один раз, «гуляй поле али изба, ой да праздник, ой да!»
И тут уж – либо будить народ от этого навязанного кремлядью пьянства праздничного (да-да, я снова о «Русском марше»), либо срубать бабла на продаже пойла. Макаревич, попытавшись что-то прочирикать в угоду настроениям трезвеющих масс, всё же выбрал свой прежний путь – бабло побеждает зло. Да и что он прочирикал-то под акустику? Давайте разберём.
Картинка Холуёво - несовременна. Бедняги русрокеры всё ещё воюют с советским прошлым, с его буфетами и праздничными улицами. С обкомами и показухой – вся песня лишь об этом, а не о путинщине. Брежневская родина «машинистов» просвечивает за ретушью. Ну, не их тогда был праздник, зато сейчас, при капитализме – их. Есть такая «Партия». И они не художники – они просто капиталисты, одни из, и даже не самые последние, если помнить, как они начинали в 90-х, реклама их на ТВ была вообще одной из первых. Так что лучшие, самые сытые годы жизни «Машины» - это девяностые и нынешние, знайте это. Да, их выдавили из бизнеса более чёткие пацаны, поэтому мужики-«машинисты» вынуждены на старости лет зарабатывать внукам на Кембридж старым своим советским ремеслом – лабухами. Кто осудит? Все вертятся… Но куда деть бардовский азарт и эдакий запанибратский стилёк Макаревича, ещё в 1993-м пытавшегося спеть что-то поверх флагов про народ и демократию? Ну, прёт и из капиталистов иногда правда некая – не затыкать же рот себе долларом? И правда-то – полуправда, так, частушки как и прежде, но народ рад был даже такой: «Ого, рок-авторитет пнул Путина, революция приближается!»
Однако Макаревич – хитёр. И вашим, и нашим. В Москве или Питере он с группой никогда бы не спел под знамёнами «ЕдРа» - столько ему не заплатили б. А вот в угольно-пыльном Кемерове – самое то. Вроде как другая половина материка, Сиберия… А кто не рубит «капусту» сейчас из им подобных, когда вся буржуазия раскрыла кошёлки, чтобы остаться у власти в регионах? Святое дело… Почти социальное государство: ведь делится же буржуазия, делится! Не со всеми и не открыто – но с лучшими, этому есть оправдание. Они же элита – не хуже нефтегазовой. И угольной… Но вот беда: слушатель, как и читатель с пушкинских времён, судит автора по законам, им же провозглашённым. Так вы «либо крестик снимите, либо трусы наденьте»: либо критиковать лидера «ЕдРа» Путина, либо же выступать при поддержке этой партии. Впрочем, все они из одной партии, есть пока такая партия… Но и тут до недавнего времени имела место типичная для культур-либералов хитрость и наивность одновременно: вот если с Медведевым, обещающим нам таких больших перемен - то мы согласны, а с Путиным уже таки нет, несогласные, это кагэбее, тоталитаризьма, совокъ.
Частые выступления "Машины" в московском клубе "Парижская жизнь" у меня под боком на Каретном (а мест за ресторанными столиками в этом малюсеньком вип-клубе порядка тридцати, от силы) - и далеко не одного Макаревича, там же и типа вольнодумствующий СерьГа любит подколымить, - мне лично уже в 90-х доказали чётко, на что ориентированы моральные авторитеты новой России. Интересно, сколько там стоил один билет, если и группы, количественным составом почти совпадающие с числом зрителей, не обламывались выступать в "Эрмитаже"? Отчего бы не попеть для своих, для друзей-олигархов? Любой каприз за ваши деньги (да и кого стесняться, если сами Guns'n'Roses приезжают в Москву ради единственного концерта на вечеринке олигарха?) Ну а потом и про плохого Путина можно под гитарку - лохам-лузерам, радиослушателям. Разные целевые аудитории...
Однако общий рейтинг-то музыкального коллектива падает: народ не обманешь даже слегка переделанной под стабилизацию картинкой про «ужасы социализма». Макаревич, было, дал крен в сторону от Кремля, ему даже толстощёкий залофакер «Чайф» в этом помог – но бабло победило зло. А народ такого не прощает, вот и освистали. Обратите внимание, как вся эта чиновно-спонсорская возня на сцене нерешительно происходит, когда слышно неодобрение зала - уверяю вас, так и надо на "выборах" себя вести 4-го декабря, этот фарс пора развенчать. Ну, а кто не успел понять, что страна собирается сбросить гнёт олигархии - тот опоздал, пора с помощью машины времени возвращаться в свои девяностые и бежать за границу, петь там а ля Вертинский воспоминания...
Вы спросите меня, что делать дальше, и почему, например, мой «Эшелон» не выступает в этот политически важный период. Мы заняты сейчас только альбомом и ДВД, понимая, что вооружить нашими песнями людей куда важней, чем самим кататься куда-то. Приоритет такой. Ну а элита русрока – она иногда делает коммерчески выверенные шаги в сторону слушающего её зала. При этом со сцены чтобы не упасть. Всё рассчитано. Помните, ещё недавно радовались «Несчастному случаю» - ого, спел про наболевшее, про Сашу и шоссе! Однако и там звучала отрыжка антисоветская громче прочего: бархатистому столичному мажорчику Кортневу мозолила глаза индустрия, заводы, которые портят экологию. Оттого они все и переходят на иносказание, поют не конкретные имена, а о царях каких-то. Обо всём и, в итоге, ни о чём.
Что делать после такой очевидной проституции с "китами" русрока, спросите вы меня? Ну, я на месте левых молодёжных организаций устроил бы что-то сродни антисорокинской акции у Большого театра: покидал бы бокс-сэты и прочие коллеционные издания "Машины", на которых они срубили тоже порядочно бабулек, в унитазы, да и сжёг бы там. Хорошая предвыбораня акция и урок всем коллаборационистам от культуры, чтобы формула "ничего личного, только бизнес" перестала служить им оправданием. Пора как-то учить творческую элиту близости к народу. Порой, и изнасилованием - не грех. Ибо холуёвая, мягко выражаясь, группа даёт пример многим.
Кто-нибудь обязательно скажет в оправдание любимой «Машины»: мол, про Путина и Холуёво Макаревич спел как бы сам, а тут ведь группа! Ну да, так обычно и оправдываются обыватели: я-то убеждениями за революцию, за социализм, но вы извините, мне надо и в капитализм встраиваться, семью кормить. Конечно, Макаревичу надо своих мужиков кормить – вон, бедняга-то пухлый клавишник даже пластическую операцию на животе делал, не влезали джинсовые мужики в «лихие девяностые» никак!
В общем, уйдут эти рок-авторитеты вместе с Путиным и капитализмом из России, уйдут удовлетворённые – лихо погуляли. Но выразителями новых настроений масс в новом веке не стали. Да и зачем требовать от импотентов невозможного? Русский рок – коммерческая изначально струйка. Вот и не тешьте себя надеждами – Макаревич было выгнулся, выпрямился под напором изменчивого мира, однако бабло прогнёт кого угодно, а если это бабло угольное, тулеевское – так сам бог велел. «Пока горит свеча»…
|
|